Глава района — процедура избрания, должностные полномочия

Пермь

В феврале 2017 года в отставку по собственному желанию попросился губернатор Пермского края Виктор Басаргин. Причем до конца его полномочий оставалось всего полгода, очередные выборы назначены на сентябрь 2017 года. Но, по мнению экспертов, смена начальствующего состава именно в это время просто необходима, ведь новому назначенному лицу нужно время, чтобы обзавестись поддержкой населения и других представителей власти региона.

Новым губернатором Пермского края стал Максим Решетников, его выбрали 10 сентября. Журналистам удалось выяснить, что именно с Решетниковым у Басаргина долгое время не складывались отношения, и в этих элитарных противостояниях не удалось устоять именно старому губернатору. Его обвинили в слабом контроле над своими подчиненными.

Признаки скорого ухода Басаргина с должности журналисты увидели еще в январе, когда опальный губернатор не удостоился встречи с президентом, что как бы символизировало поддержку Кремля. Но отставку в общем успешного Басаргина никто не называл провальной, он, как говорится, ушел «красиво» и без работы точно не останется. По мнению средств массовой информации, его связывают дружеские отношения с Дмитрием Медведевым.

Новые партии

Аналитики отмечают возрастание активности новых и пока еще малоизвестных партий. Так, правоцентристская партия «Новые люди» неожиданно получили для себя немало голосов (ее представители прошли в 4 региональных законодательных органа), что свидетельствует о неплохом потенциале при опоре на средний класс. Сумели выделиться на фоне других «За правду» и «Зеленая альтернатива», получившие парламентскую льготу. Она позволяет избираться в Государственную Думу, исключая сбор подписей.

Появление новых политических проектов на левом фланге объясняется усталостью электората от КПРФ, вызывающей негативные ассоциации с прошлым. «Новые левые» показывают себя ярче, имеют привлекательные бренды и могут не только забрать голоса у «старшего брата», но и обрести свой электорат.

01 декабря 2020 года

Губернаторы-рекордсмены

Кого считают одним из самых эффективных политиков на посту? Победителем регулярно обновляемого национального рейтинга в октябре 2020 г. стал президент Татарстана Рустам Минниханов. По словам членов экспертного сообщества, это один из самых внимательных к населению чиновников.

Отмечается стабильно хорошее экономическое состояние республики. Минниханов также лидирует в народных рейтингах интернет-издания Губернаторы.ру: пользователи портала отдают свои голоса политику в рубриках «доверие к главе», «уровень жизни населения» и «качество дорог и инфраструктуры».

Самыми влиятельными руководителями регионов в октябре были признаны мэр Москвы Сергей Собянин и Рамзан Кадыров. Что касается заработков, то самый высокооплачиваемый чиновник – глава Оренбуржья, Денис Паслер. Согласно поданной декларации, в 2019 г. его доход составил более 202 млн руб.

Абсолютным политическим долгожителем можно назвать руководителя Белгородской обл. Евгения Савченко: его называют «последним ельцинским губернатором». Был назначен на пост еще в 1993 г., работал в должности 7 сроков подряд. Савченко ушел в отставку только в сентябре 2020 г., пробыв у власти почти 27 лет.

Самым молодым главой региона в новейшей истории России можно назвать Дмитрия Артюхова – руководителя Ямало-Ненецкого АО. Он был назначен на должность в полных 30 лет – именно с этого возраста можно претендовать на пост. К слову, молодой чиновник входит в топ-25 народного рейтинга, значительно опережая Сергея Собянина и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова.

Обновленный порядок выборов

По словам главы Центризбиркома РФ Э. Памфиловой, начиная с сентябрьских выборов 2021 года, в избирательный процесс будут внесены ряд изменений. Предполагается увеличить перечень субъектов РФ, жители которых смогут проголосовать в электронном формате. В 2020 году технология уже была опробована в Ярославской и Курской областях на довыборах депутатов Госдумы по одномандатным округам. В числе других новшеств:

  1. ЦИК намерен добиться согласия от региональных Заксобраний на сокращение до 5% количества подписей, которые необходимо получить кандидатам в депутаты муниципальных органов власти.
  2. Электронный сбор подписей будет распространен на всю территорию страны. При этом сохранится бумажный формат, так как отдельным избирателям важен прямой контакт с кандидатом или его представителями. Пока с помощью портала Госуслуги можно сдать половину подписей.
  3. Голосование в течение 2-3 дней, скорее всего, будет сохранено, так как подобный формат удобен многим гражданам. Памфилова призвала партии более активно привлекать наблюдателей, чтобы исключить преобладание удобства над легитимностью.

В более отдаленной перспективе глава Центризбиркома считает необходимым отменить день тишины, который лишен смысла при существовании социальных сетей. Вместо досрочного голосования может быть запущено электронного голосование, к которому пока из-за соображений безопасности ЦИК РФ не готов. Памфилова не исключила введение электронной регистрации кандидатов после того, когда появятся «внятные решения» этого вопроса.

«Всё за нас решили»?

У нового порядка избрания глав есть плюсы и минусы.

Теперь партий пять. В облсовет прошли представители системной оппозиции
Подробнее

Александр Коновалов полагает, что основное преимущество — в отборе квалифицированных претендентов, знакомых с коммунальным хозяйством, бюджетным процессом, опытом работы в государственных и коммерческих организациях. Он уверен, что конкурсные комиссии не будут рекомендовать депутатам в качестве глав территорий популистов, критиков действующей системы власти, чьи деловые качества вряд ли соответствуют решаемым задачам.

«Но есть и очевидные недостатки. Всё же муниципальный уровень власти ближе всего к населению, к интересам местных сообществ. Для конструктивной работы главам необходим не только профессионализм, но и необходимый уровень легитимности (доверия) граждан. А в этой модели возможны любые расклады, в том числе и приход к руководству муниципалитетом «варягов». Далеко не каждый житель города или района воспринимает положительно такую практику, рассматривая её как реализацию принципа «всё за нас решили», — считает профессор.

Местные выборы

На местах граждане могут избирать депутатов районных, городских дум, а также глав муниципальных образований и иные выборные должности. Муниципальные выборы олицетворяют высшую форму прямой демократии на территории муниципалитета. Правовое регулирование муниципальных выборов выполняется на каждом уровне публичной власти. В 2021 году большинство мэров будут избираться не на прямых выборах, а посредством голосования в городской думе.

Прямые выборы депутатов:

  1. Уфа — Совет городского округа город Уфа
  2. Петрозаводск — Петрозаводский городской совет
  3. Саранск — Совет депутатов городского округа Саранск
  4. Грозный — Грозненская городская дума
  5. Пермь — Пермская городская дума
  6. Ставрополь — Ставропольская городская дума
  7. Калининград — Городской Совет депутатов Калининграда
  8. Кемерово — Кемеровский городской совет народных депутатов
  9. Саратов — Саратовская городская дума
  10. Ханты-Мансийск — Дума города Ханты-Мансийска

Выборы депутатов в парламентах:

  1. Невинномысск — Глава города Невинномысска

Выборность равно ответственность

Казалось бы, какая разница – избирается или назначается мэр города? Однако, здесь важны детали. Мэр города ведает вопросами местного значения, которые довольно чувствительны и даже болезненны для большинства жителей города и шире – городской агломерации, так как касаются проблем повседневного городского быта.

Например, критику работы городских коммунальных служб жители чаще всего адресуют именно главе города и его команде, более того, вопросы городского благоустройства, ремонта многострадальных дорог местного значения, содержания и ремонта тепло- и электросетей, водопровода, канализации, вывоза и утилизации бытовых отходов – все это неизменно становится пространством высоких имиджевых рисков для мэра города (а не региональной власти), даже когда юридическую ответственность несет региональная компания-оператор.

Избрание мэров российских городов непосредственно населением (не путать с утверждением региональными заксобраниями сити-менеджеров, курирующих городское хозяйство) может выступить способом дополнительного контроля или сдерживания тех групп интересов, которыми «обрастает» мэр в процессе реализации своих полномочий в структуре властной вертикали – единой системе публичной власти в России.

С другой стороны, статус «избранного главы города» позволяет мэру отстаивать интересы города на региональном уровне, не позволяя пренебрегать интересами горожан.

При этом важно отметить, что избрание главы города населением не гарантирует защищенность данного статуса при явном или скрытом конфликте с региональной властью и может приводить к вынужденной/добровольной отставке (например, отставке главы Екатеринбурга Ройзмана в 2018 году, политическим спекуляциям вокруг мэра Якутска Авксентьевой в 2020 году и др.)

Буйные и тихие

Прямые выборы глав субъектов состоятся в Севастополе, Республиках Татарстан и Чувашия, Краснодарском и Камчатском крае, Иркутской области, Еврейской автономной, Брянской, Ленинградской, Костромской, Смоленской, Архангельской, Пензенской, Тамбовской, Ростовской и Калужской областях. В отличие от прямых выборов 90-х годов, действующий с 2012 года порядок предусматривает двухуровневую систему фильтров.

Во-первых, президент по собственной инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

крым

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков

Во-вторых, желающих стать кандидатами должны поддержать от 5 до 10% депутатов муниципальных собраний. Точная цифра устанавливается в законодательстве субъекта. Самовыдвиженцам нужно будет собрать в свою поддержку от 0,5 до 2% подписей избирателей. Назначать губернатора через голосование в парламенте будут в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (прямые выборы в регионе были отменены в 2014 году). Главу региона в этом случае избирает окружная Дума из кандидатур, предложенных президентом, список возможных кандидатов которому предоставит тюменский губернатор.

В каждом регионе в этом году планируется установить около 1000 цифровых участков. На них граждане даже за пределами своего субъекта смогут избрать губернаторов и депутатов региональных парламентов, а также проголосовать на дополнительных выборах депутатов Госдумы, сообщили «Известиям» в управлении пресс-службы и информации аппарата ЦИК. Кроме того, комиссия по итогам проводимых сейчас научно-исследовательских работ будет рассматривать возможность применения в 2020 году дистанционного электронного голосования.

«Планируется реализовать личный кабинет кандидата и политической партии, в котором сделать доступными функции адресного информирования, а также отправки в электронной форме документов в избирательные комиссии, выдвижения в состав избирательных комиссий, представления финансовой отчетности, открытия специальных избирательных счетов и ряда других», — говорится в ответе пресс-службы ЦИК.

Также рассматривается возможность использования для голосования инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями механизма «Мобильный избиратель» и цифровых избирательных участков.

Ранее в числе регионов, где сложились благоприятные условия для проведения эксперимента по дистанционному электронному голосованию, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова назвала Татарстан и Сахалинскую область. При этом она не исключала, что в этот список в итоге может войти и «еще какой-то регион».

панфилова

Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Можно предположить, что в итоге тестирование затронет регионы с разными политическими традициями. В патерналистских субъектах, где уровень протестного голосования на выборах как регионального, так и федерального уровня остается крайне ограниченным, внедрение такой практики будет проходить спокойнее. Но в субъектах с сильными оппозиционными игроками критика со стороны последних вполне может быть учтена центром для устранения технических погрешностей и слабых, выявленных в ходе эксперимента, — подчеркнул в беседе с «Известиями» генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

К патерналистским территориям эксперт отнес Татарстан и Брянскую область. Совсем по-другому, по его мнению, обстоят дела в Севастополе, где высок уровень протестной активности и внутриэлитной напряженности.

— В случае с губернаторскими выборами многое будет зависеть не столько от федеральных тенденций, сколько от региональной специфики. Идущие на выборы губернаторы и врио глав регионов, скорее всего, попытаются применить многие успешные практики, задействованные их коллегами в ходе кампаний 2019 года — прежде всего касающиеся прямой коммуникации с жителями, общественного обсуждения значимых для региона решений (в том числе в кадровой сфере) и продвижения затрагивающих эти территории инициатив на федеральном уровне, — заявил эксперт.

Большая часть губернаторов, баллотирующихся на новый срок, как и врио глав регионов, пойдет на выборы в качестве кандидатов от «Единой России», предполагает политолог.

Сколько их

Для простого гражданина губернатор – это собирательное понятие, обозначающее главу власти в регионе. Однако в разных районах должность может называться по-разному: президент или глава республики, председатель правительства, глава администрации и даже мэр – если речь идет о городе федерального назначения. Полномочия каждого из должностных лиц прописываются в основных местных документах – уставах, конституции и т.д.

Количество госслужащих, регулирующих исполнительную власть в регионе, определяется числом субъектов РФ. В 2020 г. насчитывается 85 должностных лиц. Из них 60 – губернаторы.

Интересно! Для обозначения высших региональных чиновников в мире используются разные названия: в Германии это министр-президент, в Австрии – глава земель, в Польше – воеводы и маршалы. 

Сити-менеджер

1 января 2006 года вступила в действие новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где была изменена структура управления городом.

Было введено два термина – « глава муниципального образования (глава/мэр города и/или сельского поселения)» и «глава местной администрации (сити-менеджер)».

Теперь существуют две модели:

  • главой местной администрации, как и раньше, является глава муниципального образования – глава (мэр) города
  • у местной администрации будет две главы – избранный прямыми или косвенными выборами глава (мэр) города и сити-менеджер, принимаемый на работу по контракту.

Муниципальное образование вправе выбрать ту или иную модель управления городом.

При выборе второй модели функции главы муниципального образования распределяются между двумя должностями.

Представительным органом муниципального образования объявляется конкурс на замещение должности главы местной администрации (сити-менеджер). Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования. По результатам конкурса назначается сити-менеджер. С сити-менеджером заключается контракт на срок полномочий представительного органа муниципального образования, но не менее чем на два года.

Наемный сити-менеджер – исполнитель, отвечающий за энергетику, ЖКХ, транспорт и остальные аспекты городского хозяйства. Также в обязанности сити-менеджера входят вопросы управления и контроля за бюджетом и вопросы управления муниципальной собственностью.

Глава (мэр) города – политик, осуществляющий общее руководство городом, работающий с Городским Советом депутатов, Городской думой.

Должность сити-менеджера на данный момент введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске.

Тула

Тульский губернатор Владимир Груздев ушел в отставку еще в феврале 2016 года. Его уход прогнозировали давно, но такое резкое увольнение стало неожиданностью как для самого главы, так и для его администрации. Временно исполняющим обязанности губернатора Тульской области был назначен выходец из Минобороны Алексей Дюмин. Его продвижение журналисты сразу же связали с именем Сергея Шойгу.

Несмотря на высокое доверие к тульскому губернатору со стороны простого населения, Владимир Груздев не раз попадал в рейтинг «двоечников» управленцев страны. А его шаткое положение на месте объяснялось недовольством Кремля, слишком собственнической позицией Груздева в своем кресле. Тот старался проводить свою политику, без оглядки на Москву.

О том, сколько губернаторов в России подали в отставку, стало известно уже в конце сентября 2017 года. Однако, по заверениям многих известных политологов, это еще не конец и за свои посты могут беспокоиться еще десятки глав регионов.

Выборы глав регионов

В единый день голосования будут проходить выборы 11 глав регионов — 8 прямых и 3 посредством избрания депутатами Заксобрания субъекта РФ. Они имеют статус высших должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть в регионе. Избрание происходит на основе равного, прямого, всеобщего избирательного права во время тайного голосования избирателей или депутатами регионального Заксобрания по предложению главы государства.

Прямые выборы пройдут:

  1. Хабаровский край — Губернатор Хабаровского края
  2. Белгородская область — Губернатор Белгородской области
  3. Республика Мордовия — Глава Республики Мордовия
  4. Тульская область — Губернатор Тульской области
  5. Тверская область — Губернатор Тверской области
  6. Чеченская Республика — Глава Чеченской Республики
  7. Ульяновская область — Губернатор Ульяновской области
  8. Республика Тыва — Глава Республики Тыва

Выборы через голосования депутатов в парламентах:

  1. Республика Дагестан — Глава Республики Дагестан
  2. Республика Северная Осетия-Алания — Глава Республики Северная Осетия
  3. Карачаево-Черкесская Республика — Глава Карачаево-Черкесской Республики

Демография

Вечеринка

По состоянию на июнь 2019 года 73 члена « Единой России» , 3 коммуниста , 3 либерал-демократа , один член « Справедливой России» и пять независимых членов занимают должности губернаторов.

Владение

На каждый срок губернаторы занимают свои должности пять лет.

Самым долгим действующим губернатором является Евгений Савченко из Белгородской области , который занимал семь сроков подряд с 18 декабря 1993 года.

Пол

Первой женщиной-губернатором была Валентина Броневич, которая была губернатором Корякского автономного округа с 1996 по 2000 год. В настоящее время губернаторами штатов являются 84 мужчины и одна женщина — губернатор — Наталья Комарова из Ханты-Мансийского автономного округа .

Выборы региональных парламентов

Представительные органы государственной сласти имеют статус постоянно действующих, работают в сессионном порядке. Внутренний порядок деятельности устанавливается регламентом. По структуре бывают однопалатными или двухпалатными.

Олицетворяют парламентскую демократию и являются единственным законодательным органом на территории субъекта РФ. Избираются равным, всеобщим, прямым голосованием на срок 4-5 лет. Порядок их формирования регламентируется региональной Конституцией либо Уставом. Депутаты вправе работать на постоянной основе или вести совмещение своих обязанностей.

Список выборов депутатов парламентов субъектов РФ в 2021 году:

  1.  Республика Адыгея — Государственный совет-Хасэ Республики Адыгея
  2.  Республика Дагестан — Народное собрание Республики Дагестан
  3.  Республика Ингушетия — Народное Собрание Республики Ингушетия
  4.  Республика Карелия — Законодательное собрание Республики Карелия
  5.  Республика Мордовия — Государственное Собрание Республики Мордовия
  6.  Чеченская Республика — Парламент Чеченской Республики
  7.  Чувашская Республика — Государственный Совет Чувашской Республики
  8.  Алтайский край — Алтайское краевое законодательное собрание
  9.  Камчатский край — Законодательное собрание Камчатского края
  10.  Красноярский край — Законодательное собрание Красноярского края
  11.  Пермский край — Законодательное Собрание Пермского края
  12.  Приморский край — Законодательное Собрание Приморского края
  13.  Ставропольский край — Дума Ставропольского края
  14.  Амурская область — Законодательное собрание Амурской области
  15.  Астраханская область — Дума Астраханской области
  16.  Вологодская область — Законодательное собрание Вологодской области
  17.  Калининградская область — Калининградская областная дума
  18.  Кировская область — Законодательное собрание Кировской области
  19.  Курская область — Курская областная дума
  20.  Ленинградская область — Законодательное собрание Ленинградской области
  21.  Липецкая область — Липецкий областной совет депутатов
  22.  Московская область — Московская областная дума
  23.  Мурманская область — Мурманская областная дума
  24.  Нижегородская область — Законодательное собрание Нижегородской области
  25.  Новгородская область — Новгородская областная дума
  26.  Омская область — Законодательное собрание Омской области
  27.  Оренбургская область — Законодательное собрание Оренбургской области
  28.  Орловская область — Орловский областной Совет народных депутатов
  29.  Псковская область — Псковское областное Собрание депутатов
  30.  Самарская область — Самарская Губернская дума
  31.  Свердловская область — Законодательное собрание Свердловской области
  32.  Тамбовская область — Тамбовская областная дума
  33.  Тверская область — Законодательное собрание Тверской области
  34.  Томская область — Законодательная дума Томской области
  35.  Тюменская область — Тюменская областная дума
  36.  Санкт-Петербург — Законодательное собрание Санкт-Петербурга
  37.  Еврейская АО — Законодательное собрание Еврейской АО
  38.  Ханты-Мансийский АО — Югра — Дума Ханты-Мансийского АО — Югры
  39.  Чукотский АО — Дума Чукотского АО

Роль и полномочия

В Конституции сохраняется представление о том, что страна является федерацией полусуверенных субъектов федерации и что полномочия, специально не предоставленные федеральному правительству , сохраняются за субъектами федерации. Таким образом, субъекты Федерации не являются административными единицами. Региональные правительства в России относительно сильны; Каждый субъект федерации имеет свои собственные независимые уголовные и гражданские кодексы, а также управляет своим внутренним правительством.

Таким образом, губернатор возглавляет исполнительную ветвь власти в федеральных субъектах и, в зависимости от конкретной юрисдикции, может иметь значительный контроль над составлением государственного бюджета, правом назначения многих должностных лиц (включая многих судей) и значительную роль в законодательстве. Губернатор также может иметь дополнительные роли, и во многих территориях губернатор имеет частичную или абсолютную власть коммутирует или помилования в уголовном предложение . Все губернаторы избираются на пятилетний срок не более двух сроков подряд.

Во всех субъектах Федерации губернатор избирается прямым голосованием и в большинстве случаев обладает значительными практическими полномочиями, хотя это может регулироваться законодательным органом, а в некоторых случаях и другими выборными должностными лицами исполнительной власти.

Губернатор может ежегодно выступать с речью о своих достижениях, чтобы выполнить конституционное положение, согласно которому губернатор должен ежегодно отчитываться (или в более старых конституциях, описанных как «время от времени») о территории или состоянии республики / области. Губернаторы областей могут также выполнять церемониальные роли, такие как приветствие высокопоставленных лиц, вручение государственных наград, выпуск символических воззваний. Губернатор также может иметь официальную резиденцию .

Тренд 2017 года

В 2017 году была тенденция на замену губернаторов по регионам России. Порядка 20 губернаторов лишились своего кресла по тем или иным причинам, и на их должности были назначены новые главы регионов, которых называют молодыми технократами. Хотя слово «молодой» подошло далеко не всем: руководителю Красноярского края Уссу Александру полных 63 года.

Это явная тенденция на обновление региональных элит со стороны Кремля. В СМИ даже озвучивались новые методики отбора кандидатов: с помощью тестов, новых критериев успешности и даже прыжков со значительной высоту в воду. Помимо тренда на обновление также был очевиден еще один тренд: ротация полномочных представителей по округам.

Калининград

В конце 2016 года крупнейшие издания страны вышли с заголовком «балтийская рокировка Путина». Речь шла о переводе исполняющего обязанности губернатора Калининградской области Евгения Зиничева, на его должность был назначен молодой 30-летний экономист Антон Алиханов. Тогда как за несколько месяцев до этого с этого же поста ушел Николай Цуканов, который стал полпредом Президента в Северо-Западном Федеральном округе.

Пост губернатора Калининградской области всегда считался особым назначением. Эта область – стратегический экономический и военный объект, возможно, поэтому всего за полгода сменились 3 главы региона. Причем Евгений Зиничев попросил отставку сам, по семейным обстоятельствам. По мнению политологов, причина в другом. С самого начала назначение человека из охраны Путина было ошибкой, и слабость Зиничева как управленца стала понятна уже на протяжении первых месяцев работы.

Новый губернатор Алиханов является примером современного, сильного руководителя. В свои 30 лет у него уже богатый опыт работы в разных областях. Он занимал высшие руководящие посты уже с 2010 года.

Экскурс в историю: как губернаторы появились в России

Название должности имеет латинские корни и происходит от слова gubernator. Однако в древнеримском государстве так называли не государственных служащих, а кормчих – рулевых, управляющих судном.

Россия созданию института губернаторства обязана царю-реформатору – Петру I. Некоторые историки считают, что должность впервые появилась после 1902 г., когда фаворит императора Александр Меншиков получил отвоеванные шведские земли и новый титул. Фактически, граф стал первым губернатором.

Фото: граф Меншиков

Первая губерния появилась вместе с основанием Санкт-Петербурга. Уже в 1908 г. Петр поделил страну на 8 административно-территориальных единиц местного управления. Их главами были назначены военачальники – прототипы современных руководителей регионов. Главными их обязанностями стало принятие решений во время нападений, забота о состоянии крепостей и довольствием солдат, сбор налогов и соблюдение других обязанностей.

Интересно, что изначально губернаторы не получали зарплаты. Они довольствовались царским вознаграждением, которое назначалось, если регион перечислил в казну денег сверх плана либо предоставил больше рекрутов. Существовала и система штрафов: за провинности могли забрать даже личное имущество слуги государства.

Власть губернаторов только укреплялась последующими реформами. Так, Николай I назвал служащих представителями высшей власти в регионе, а положения и приказы других царей добавляли должности все больше полномочий.

Главе административной единицы к тому времени было положено жалование около 1 тыс. руб. Для сравнения, зарплата простого рабочего в среднем составляла только 35–40 руб.

В Российской империи к 1914 г. насчитывалось 78 губерний и 21 область, а также 2 округа. После революции должность была упразднена, а фактические функции управленцев были возложены на секретарей обкомов и райкомов. После распада Советов институт губернаторства был восстановлен первым президентом РФ. Кандидаты назначались на должность непосредственно главой исполнительной власти.

Однако в 1995 г. был введен порядок избрания губернаторов путем проведения прямых выборов. В течение десятилетий положение дел несколько раз менялось, пока в 2012 г. снова не доверили избрание на должность гражданам.

Административные и политические роли

Несмотря на то, что управление современным городом (или многомиллионной городской агломерацией) является сложным политико-административным процессом, выдвигающим высокие требования к профессиональным компетенциям главы города (в российских ВУЗах пока не существует программ профессиональной подготовки мэров), его избрание в ходе свободных и честных выборов отражает растущую гражданскую активность современного горожанина, погруженного во все более интенсивную коммуникационную среду и формулирующего качественно новые требования к публичной власти.

При этом граница между политической и административной составляющей работы главы города стирается, накладываясь на неоднородный характер городской «публики», многочисленные правительственные и неправительственные организации, обладающие различной степенью самостоятельности и ресурсной обеспеченности.

Сугубо административное решение главы современного города может стать острой политико-медийной проблемой (например, решение по строительству храма в сквере Екатеринбурга), тогда как политическое решение – например, борьба за сохранение выборности главы Новосибирска – может вызвать административные трения между городским и региональным уровнями системы публичной власти Новосибирской области, которые возглавляют выходцы из политических партий «Единая Россия» и КПРФ.

Волгоград

Среди населения города-героя уже давно ходят слухи о скорой отставке главы региона – Андрея Бочарова. Но, несмотря на развернувшуюся против него в СМИ дискредитирующую компанию, тот твердо остается на своем месте. Его уверенность журналисты объясняют близкими и доверительными отношениями с Путиным и вообще Кремлем.

Жители региона уже не раз обращались во время Прямой линии с президентом с жалобами на губернатора Волгоградской области. Недовольство вызывает жилищная и социальная политика губернатора, а особенно экономия средств в этих направлениях. Но в этом году критика по отношению к главе региона так и осталась за кадром и не вошла в официальное видео.

Как избирают главу муниципалитета

Как полномочия, так и порядок выборов главы муниципалитета, прописаны в уставе муниципального образования в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. В соответствии с ним, имеется несколько способов избрания и исполнения полномочий главы муниципалитета:

  • Избрание на муниципальных выборах на должность главы районной администрации. Этот способ дает наибольшее количество рычагов управления и полномочий действующему главе. При этом избиратели влияют на итоги выборов, а значит, и на ситуацию в своем муниципалитете. Данный способ применяется в большинстве муниципальных образований нашей страны.
  • Избрание на муниципальных выборах на должность председателя, в то время как глава определяется на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования подобен королеве Великобритании, которая царствует, но почти не руководит страной. Эта форма избрания применяется не часто.
  • Избрание представительным органом муниципалитета данного района из числа своих членов, а главу местной администрации – на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования является формальной фигурой, а вся власть находится в руках главы местной администрации. Этот вариант стал довольно распространенным в настоящее время.
  • Аналогичный предыдущему вид избрания, но вся власть принадлежит главе муниципалитета. Такой способ избрания применяют в сельских поселениях и в небольших муниципалитетах.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *