Зигмунд фрейд

Фильмы про психоанализ

Психоанализ – тема, интересная для многих именитых режиссеров и у любителей познать себя психологические киноленты вызывают немалый интерес, часто после просмотра таких фильмов возникают собственные инсайты, помогающие распутать клубок проблем. Фильмы о психоанализе, достойные внимания:

  1. «Комната сына / La stanza del figlio». У итальянского психоаналитика Джованни в жизни все налажено, он востребован в своей профессии, но случилась беда – погиб сын, и Джованни пытается найти смысл.
  2. «Психоаналитик / Shrink». Генри Картер преуспевающий психоаналитик, к нему на прием очередь из знаменитостей, но в личной жизни не все так гладко. Жена Генри кончает самоубийством, и психоаналитик приходит к выводу, что он не может больше помогать своим пациентам.
  3. «Опасный метод / A Dangerous Method». Сценарий фильма основан на имевших место реальных и противоречивых отношениях между З. Фрейдом, его учеником К. Юнгом и пациенткой Сабиной Шпильрейн.
  4. «Пациенты / In Treatment». Сериал, каждая серия в котором это сеанс психотерапии, с применением разных классических техник и психоанализ в их числе. Фильм будет полезен как для психологов, так и для людей интересующихся психологией.
  5. «Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept». Фильм о становлении психоанализа в Европе, снят по одноименному роману известного венгерского психоаналитика Ирвина Ялома.

Психология по Фрейду: случаи из практики

4. Фанни Мозер (Fanny Moser)

На первый взгляд у Фанни Мозер было всё, о чём человек может только мечтать. У неё был счастливый брак, двое детей, она была наследницей аристократической семьи, а выйдя замуж, породнилась с семьей, славившейся производством изысканных швейцарских часов.

Всего через несколько дней после рождения второй дочери, её муж умер от сердечного приступа, а его сын от предыдущего брака начал распространять слухи, будто Фанни убила своего супруга.

После долгой, скандальной битвы в суде, Фанни очистив своё имя от обвинений, продала часовую компанию Мозеров, отдала большую часть денег на строительство нескольких больниц, но нервная система её дала сбой.

Она ходила от одного врача к другому, принимая всё новые и новые лекарства, но ничего не помогало.

Изначально она консультировалась у Брейера, а во время её лечения в санатории в Вене, Фрейд также принял участие в её спасении. Страдая от тяжёлой депрессии и нервных тиков, она была загипнотизирована Фрейдом, который попытался вытащить из неё все её беспокойства с конечной целью освобождения от них.

Травм было много, начиная от страшной жабы, которую она когда-то увидела, и заканчивая смертью мужа. Её состояние улучшилось, но ненадолго. Менее, чем через год, она вернулась в клинику.

Несмотря на то, что она говорила о своей сильнейшей неприязни к Фрейду (обвиняя его и Брейера в ухудшении её отношений с дочерьми, которые на самом деле становились хуже из-за того, что одна из них хотела стать учёным, а мать не позволяла), она возвращалась к нему снова и снова как пациент.

Рецидивы случались постоянно, несмотря на неоднократные обращения к врачам. Будучи отчуждённой от своей ненавистной младшей дочери и поле того, как ей отказала в помощи старшая дочь, ставшая зоологом, она в итоге обратилась к своему любовнику, который вымогал у неё миллионы.

Женщина умерла в 1925 году. Фрейд написал её дочери, извиняясь за ошибку в диагностике характера их отношений и отчуждения.

3. Хилда Дулитл (Hilda Doolittle)

Хилда Дулитл была писателем и поэтом, и благодаря серии писем, написанных под присмотром Фрейда, и последующей книги, у нас есть полный комплект документации его настоящих методов анализа и терапии.

В 1915 году Дулитл родила мёртвого ребёнка. После этого, в 1918 году она всё-таки родила дочь. Оправившись после родов и продолжительной болезни, она и её подруга Уинифред Эллерман (Winifred Ellerman), поехали в Грецию, чтобы Дулитл могла восстановиться.

По пути у неё была короткая интрижка с одним из мужчин. От мужа, который не был отцом её ребенка, она давно ушла.

Дулитл была посвящена во все подробности брака своей подруги и Роберта МакАлмона (Robert McAlmon). Когда последний был не в состоянии мириться с присутствием в его жизни двух женщин, его заменили на Кеннета Макферсона (Kenneth Macpherson). Уинифред и Кеннет поженились, удочерили ребёнка Дулитл и «взяли» её в брак третьей.

Фрейду очень нравилось слушать эту историю. Странно, что в тематических исследованиях относительно Дулитл, Фрейд не включил изучение её сексуальности. Несмотря на её довольно запутанную личную жизнь, Дулитл пришла к Фрейду из-за того, что чувствовала в себе «писательский блок».

Его терапия работала, она описывала в своих мемуарах все их терапевтические сессии. Её записи в литературном формате объясняли многие теории Фрейда, начиная от отношений родитель – ребёнок и заканчивая гендерной идентичностью.

В письмах Дулитл также говорилось и о других, которые присутствовали на терапевтических сеансах. Речь идёт о собаках Фрейда. Обе его собаки, которые выглядели как маленькие медвежата, всегда были рядом и зачастую отвлекали от терапии.

Современный психоанализ

Развитие классического психоанализа привело к тому, что многие идеи Зигмунда Фрейда подверглись жесткой критике. Даже те сторонники, которые изначально разделяли его постулаты, со временем переосмыслили взаимосвязи и культуру человека, выдвинув собственные учения.

Дополнительная информация! Австрийский врач Альфред Адлер, пересмотрев парадигмы Фрейда о бессознательном и сознании, влечениях индивида, причинах конфликтов, создал учение, которое получило название «индивидуальная психология».

Среди основных работ медика можно выделить:

  • практику и теорию индивидуальной психологии;
  • исследования органической неполноценности.

Адлер поддерживал мысль о том, что бессознательное и сознание – не антагонистические части личности. А индивида можно охарактеризовать не при помощи анализа внутренних противоречий, а руководствуясь жизненным стилем человека, который сформировался в процессе преодоления трудностей в детском возрасте.

Современный психоанализ

Справка! Адлер считал, что каждый человек обладает чувством неполноценности, компенсация которого выражается в стремлении личности получить власть и превосходство над остальными.

Эрик Фромм считал, что при помощи классического психоанализа можно улучшить знания о человеке, но невозможно понять, как индивиду жить и действовать. Немецко-американский психоаналитик критиковал Фрейда за его поверхностное понимание сексуальности, сведенное к биологическим основам.

Дополнительная информация! Фромм старался углубить фрейдовские представления о личности и направить их в экзистенциальную плоскость.

Психоаналитик считал, что человек – единственное в мире существо, которое представляет проблему для самого себя. Главной задачей любой личности является разрешение этой ситуации.

Современный психоанализ до сих пор провоцирует множество дискуссий и споров, которые ведутся вокруг парадигм Фрейда. Благодаря философским размышлениям психоаналитиков, а также комбинациям структурализма, герменевтики, персонализма, экзистенциализма, в психологии появились новые направления, такие как:

  1. Структурный психоанализ. Направлен на изучение желаний клиента посредством анализа трех уровней психики человека, а также структуры языка и речи.
  2. Психоаналитическая герменевтика. Согласно этому направлению, действие психоанализа начинается в момент выхода клиента и аналитика за рамки терапевтических отношений.
  3. Экзистенциальный психоанализ представители помогают человеку не только осмыслить сновидения, но и исследовать мысли в период бодрствования.

Современный психоанализ это настоящий микс различных направлений в психологии. Его развитие продолжается до сих пор, так как человеческая психика уникальна и интересна. Различные подходы помогают посмотреть на нее под разным углом.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Что принесло славу Зигмунду Фрейду

Итак, главное достижение австрийского психолога – изобретение психоанализа. Прежде всего Фрейд внедрил и развил метод свободных ассоциаций. Пациент при этом должен говорить на предложенную тему всё, что ему сразу приходит в голову, не обдумывая свои слова и не обращая внимания на то, насколько непристойными или абсурдными окажутся его слова. Это позволяет выявить скрытые комплексы, страхи, психологические нарушения пациента.

Использование этого метода позволило Фрейду полностью отказаться от использования гипноза на своих сеансах. Смысл метода свободных ассоциаций кроется в человеческом бессознательном. Это некие «инстинктивные» установки, которые человек может не замечать, когда он находится в сознании – то есть пытается сосредоточиться, что создаёт сопротивление этим изначальным установкам. Когда же мысль течёт свободно, то она как бы сама по себе отходит в сторону того, что тревожит человека в данный момент.

При разработке психоанализа Фрейд обращал внимание на поведение своих пациентов и пациентов своих коллег. Однажды одна из клиенток внезапно заявила врачу, что ждёт от него ребёнка, и в невменяемом состоянии пыталась имитировать роды

Это позволило выявить подробности предшествующей жизни пациентки и полученную с тех пор душевную травму. Данный случай позволил Фрейду ввести в психоанализ термин «перенос», или «трансфер», и использовать этот феномен в лечении.

Одна из самых известных тем исследований Фрейда – изучение проблем сексуальности. Фрейд ввёл понятие о детской сексуальности и связанных с этим психологических травмах. Открытия Фрейда в этой сфере удивили общественность, а кого-то повергли даже в шок.

Ведь психолог указывал, в частности, на сексуальное влечение маленьких детей к собственным родителям. Фрейд изучил и другие проявления ранней детской сексуальности. При этом многое учёный проверял в буквальном смысле на себе: так, он выявил у себя любовь к матери и ненависть к отцу как к сопернику.

Тем самым Фрейд затрагивал в своих исследованиях темы, которые раньше считались табуированными; к тому же его взгляды на любовь и сексуальность многие сочли извращенными. Неудивительно, что Фрейда начали обвинять в шарлатанстве и лженаучности, его работам попросту не доверяли.

Одним из своих самых главных трудов сам Зигмунд Фрейд считал книгу «Толкование сновидений», к которой научная общественность и широкая публика поначалу не проявили большого интереса. Толкование сновидений интересовало людей с глубокой древности, однако вплоть до позднейшего времени оно имело религиозно-магический характер.

Фрейд же заметил, что сны являются отражением мыслительных процессов, эмоций, скрытых позывов. Больше того, он убедился, что именно изучение снов является наиболее удобным способом разобраться в психике пациента. Ведь во сне сознание как бы отключается, и мозг не имеет никаких препятствий для реализации скрытых желаний и стимулов.

При этом образы, которые человек видит во время сна, являются символами, имеющими определённые значения. Мозг во сне создаёт образ, производя некоторые операции. Какой-то элемент образа может отражать конкретную мысль, в другом каком-нибудь элементе могут совмещаться несколько значений.

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).

Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

3 уровня психики – оно, я и сверх-Я

Психика имеет 3 уровня:

  1. ОНО. Это инстинкт и влечение, доставшиеся нам от животных. Это наши воспоминания, желания и вытесненные потребности. Все что здесь происходит, мы не можем контролировать. Оно может напомнить о себе через эмоции, сны и т.д.
  2. Я — наша осознанность. Это опыт, знания, убеждения, мысли, все что у нас накопилось в течение жизни. Мы их может контролировать, понимать и управлять ими.
  3. Сверх-Я или наша совесть. Это наши знания о хорошем и плохом, как нужно вести себя в обществе.

Часто низший и высший уровень конфликтуют между собой, а средний пытается их примирить. Всю свою жизнь мы пытаемся найти баланс между инстинктами, моральными ценностями, нормами и запретами. Не всегда удается выдерживать баланс, иногда нас мотает из крайности в крайность. Это опасно. Могут развиться неврозы, комплексы и иные психологические проблемы.

Мы убегаем от своих воспоминаний

Основные положения анализа психологического состояния личности

Используемая в практике психиатрии и психологии психоаналитическая теория в своей основе содержит следующие положения:

  • внутренние, так называемые иррациональные влечения человека во многом определяют его поведение, что сказывается на приобретаемом опыте и познании окружающего мира;
  • эти влечения не осознаются человеком, то есть бессознательны;
  • психологическое сопротивление бессознательным увлечениям приводит к активации защитных механизмов;
  • на индивидуальное развитие личности свою роль оказывают события раннего детства;
  • психо-эмоциональные нарушения в своей основе имеют противопоставление осознанного восприятия реальности и бессознательного, вытесненного из памяти материала.

Автор психоаналитической теории развития З. Фрейд считал, что суть помощи специалиста состоит в осознании бессознательного — как освобождение от влияния бессознательного материала.

Основы психоанализа

Психоанализ – это терапия, базирующаяся на нескольких незыблемых принципах:

  • В первую очередь, подразумевается принцип детерминизма. Согласно идеям психоанализа, ни одно проявление психики нельзя назвать случайным, ни с чем не связанным, непроизвольным. Осознаваемые чувства, мысли, импульсы следует рассматривать, как события причинно-следственных взаимодействий, определенных ранним детским опытом. Специальные методы исследования (преимущественно через анализ сновидений и ассоциации) выявляет связь между ситуациями из прошлого и нынешним психологическим опытом.
  • Основой второго принципа стал топографический подход. Все психические элементы оценены по критериям их доступности. Вытеснения, обеспечивающее удаление из сознания некоторые психологические элементы, говорят о том, что некая часть психики прикладывает усилия, не желая их осознавать.
  • В основе третьего динамического принципа, теория о том, что психика побуждается к действию импульсами агрессии и сексуальности, являющиеся элементами общего биологического наследия. Они имеют существенные отличия от инстинктивного поведения животных. В животном мире обычно фиксируется стереотипный ответ, провоцируемый особыми стимулами в определенных ситуациях и направленный на выживание. Психоанализ рассматривает влечение, как состояние нервного возбуждения, являющегося ответом на стимулы, направляющие психику к действию, снятию напряжения.
  • Четвертый принцип – генетический подход. Черты личности взрослого человека, характеризующие его конфликты, невротические симптомы, в общем связаны с фантазиями и желаниями детства. Считается, что какие бы пути не открылись перед человеком, ему не удастся уйти от собственных детских переживаний – они в любом случае будут преследовать его на протяжении всей жизни.

Иван Павлов

Иван Павлов — советский ученый, физиолог, исследования которого повлияли на развитие психологии и бихевиоризма.

Родился 14 сентября 1849 года в небольшой деревне в Рязани. Еще в свои ранние годы он увлекся чтением Дарвиновских работ о происхождении видов, а в 1870 году посвятил себя изучению естественных наук в Санкт-Петербургском университете.

Основным интересом Ивана Павлова стало изучение физиологии. Он исследовал пищеварительную функцию у собак и заметил, что животные выделяют слюну непосредственно перед подачей еды. Павлов провел эксперимент. Собаке проводили операцию по выведению слюнных желез наружу для точного фиксирования начала слюноотделения.  Еда собаке подавалась сразу после ударов метронома. Вскоре ученый наблюдал условный рефлекс: после нескольких повторений ударов метронома и подачи еды, слюна у собаки выделялась уже только на звук метронома. Павлов установил, что условные рефлексы берут свое начало в коре больших полушарий головного мозга.

За свою работу Иван Павлов получил большое признание. В 1901 году его приняли в Российскую академию наук, а в 1904 году ученый получил Нобелевскую премию по физиологии.

Величайшим трудом И.Павлова стала книга «Условные рефлексы», вышедшая в 1923 году. Также была выпущена книга «Рефлекс свободы», в которой были собраны лекции, статьи и выступления Ивана Петровича Павлова. В книгу вошли и малоизвестные работы ученого, не опубликованные при его жизни.

Личная жизнь

Десятилетия Зигмунд Фрейд не обращал внимания на женский пол. Откровенно говоря, ученый опасался женщин. Этот факт вызвал массу шуток и пересудов, что смущало психиатра. Фрейд убеждал себя, что всю жизнь способен обойтись без вмешательства женщин в личное пространство. Но обстоятельства сложились так, что и великий ученый поддался влиянию очарования прекрасного пола.


Зигмунд Фрейд и Марта Бейрнайс

Однажды по дороге в типографию Фрейд едва не попал под колеса кареты. Пассажирка, сожалевшая об инциденте, в знак примирения прислала ученому приглашение на бал. Уже на мероприятии Зигмунд Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бейрнайс, а также ее сестрой Минной. Спустя некоторое время состоялась пышная помолвка, а после и свадьба. Супружеская жизнь омрачалась часто скандалами, ревнивая Марта настаивала на том, чтобы муж прервал общение с Минной. Не желая ругаться с женой, Фрейд так и поступил.


Зигмунд Фрейд с дочерью Анной

За 8 лет семейной жизни Марта подарила мужу шестерых детей. После рождения младшей дочери Анны Зигмунд Фрейд решил полностью отречься от половой жизни. Судя по тому, что Анна стала последним ребенком, великий психоаналитик сдержал слово. Именно младшая дочь ухаживала за Фрейдом на закате жизни ученого. Кроме того, Анна — единственная из детей, кто продолжил дело знаменитого отца. Именем Анны Фрейд назван детский психотерапевтический центр в Лондоне.

Так что же такое психоанализ?

Это специфическая терапия, метод лечения, разработанный Фрейдом. Он представлен в виде общения пациента-анализанта с аналитиком-психологом. На приеме пациент ложился на кушетку, закрывал глаза и вербализировал мысли, проговаривал свои сны, фантазии, ассоциации – все, на что способен его мозг, подсознание.

На время сеанса Фрейд превращался в отца или мать пациента и вел диалог от их лица. Благодаря такому подходу, ему было легче вытащить обиды, запретные влечения, агрессию, злобу и прочие скрытые чувства пациента. Этот процесс психолог называл трансфером. Чтобы он произошел, многим пациентам необходимы были годы. Но в итоге, если психоанализ проходил успешно – пациент избавлялся от неврозов, комплексов, негативных мыслей.

«Терапия не делает человека счастливым, она лишь помогает чувствовать себя менее несчастным», – писал Фрейд в своем труде «Недовольство культурой».

По мнению психоаналитика то, что приходит во снах и является основными причинами проблем наяву. Большое значение в этом плане уделяли снам с сексуальным подтекстом. Символы, сюжеты снов ученый называл «царской дорогой к бессознательному».

Чтобы больше узнать о пациентах, Фрейд изобрел метод свободных ассоциаций. Он показывал картинку или говорил слово и просил назвать первое, что пришло на ум пациенту. На основании полученной информации доктор делал заключение о внутренних конфликтах анализанта, которые были причинами его беспокойства, психоэмоциональных расстройств, а также других проблем характера.

До Фрейда люди осознавали, что не все понимают о своем внутреннем мире и, что психические расстройства, такие как неврозы, берут начало из сферы сексуальности – психиатр называл ее «либидо».

По мнению ученого, либидо – сексуальное влечение есть у каждого с рождения. У младенцев – это «Эдипов комплекс»: новорожденного мальчика тянет к матери, он намерен занять место отца рядом с ней. Когда малыш перерастает Эдипов комплекс, он прекращает желать мать и начинает идентифицировать себя с отцом – так развивается нормальный мужской характер.

Б. Ф. Скиннер

Беррес Фредерик Скиннер — выдающийся американский психолог, внесший большой вклад в развитие бихевиоризма.

Родился 20-го марта 1904 года в Саскуэханне штата Пенсильвания. В детстве увлекался поэзией и литературой, а также проводил эксперименты с механическими устройствами. По окончании колледжа Гамильтона, где психолог получил высшее образование, Беррес Скиннер в 1928 году поступил в Гарвардский университет. В 1931 году Скиннеру присудили докторскую степень в области психологии. В этом же году он опубликовал свое первое серьезное исследование о понятии рефлекса в описаниях поведения.

Скиннер называл свои взгляды радикальным бихевиоризмом. Он считал, что любые человеческие действия всего лишь следствие обусловливания.  То есть в ходе оперантного обусловливания положительное последствие определенного действия являются подкреплением, и, скорее всего, это действие повторится в будущем. Поведение, приводящее к негативным последствиям, со временем становится менее вероятным.

В 1948 году он стал профессором в Гарвардском университете и в этом же году создал утопическую новеллу «Вальден Два», описывающий жизнь вымышленной сельской общины, в которой применялось оперантное обусловливание для создания идеальных граждан этой общины.

Также в своей известной книге «За пределами свободы и достоинства» (1971) Скиннер утверждает, что человек на самом деле не обладает свободой воли, а работу «О бихевиоризме» (1971) психолог написал, чтобы развеять многочисленные слухи и споры о его исследованиях.

Фредерик Беррес Скиннер назван самым влиятельным психологом 20 века.

Детские травмы Зигмунда Фрейда и формирование идей психоанализа

Были ли еще эпизоды в детстве, оказавшие большое влияние на «отца психоанализа»? Скорее всего, да. Ученый сам анализировал свои детские переживания, опыт самоанализа помог ему вытащить их на поверхность памяти. И именно это послужило основой   формирования идей классического психоанализа. Для З. Фрейда он сам, его детские травмы и неосознанные переживания служили объектом исследования. В «Толковании сновидений» ученый подчеркивал, что ребенок в раннем детстве абсолютно эгоистичен и стремится к удовлетворению своих потребностей, соперничая даже с братьями и сестрами.

Когда Зигмунду был один год, у него появился братик — Юлиус, малыш прожил очень недолго и умер от болезни. Спустя несколько месяцев после трагедии сЗигмундом случился несчастный случай: двухлетний ребенок упал с табуретки, он настолько сильно ударился нижней челюстью о край стола, что на рану пришлось накладывать швы. Рана зажила и все забылось. Но в процессе самоанализа у Фрейда возникли основания счесть этот инцидент самоповреждением. Маленький Зигмунд ревновал маму к братику, после смерти малыша ребенок не мог сам простить себе свою ревность, физическая боль заглушает душевную. Этот суровый самоанализ позволил Фрейду найти источники неврозов у многих пациентов.

В работе «Психопатология обыденной жизни» описывается случай, когда чувство вины перед мужем заставило молодую женщину неосознанно травмировать себя, возникший эмоциональный блок вызвал нервное заболевание. Хотя, на первый взгляд, ничто не указывало на намеренность действий пострадавшей — она просто случайно выпала из кареты и сломала ногу. В процессе психоанализа Фрейд выяснил обстоятельства, предшествовавшие травме: в гостях у родственников молодая женщина продемонстрировала свое искусство исполнения канкана. Все присутствующие были в восторге, но мужа поведение жены очень расстроило, он сказал, что она вела себя «как девка».   Расстроенная женщина провела бессонную ночь, а утром ей захотелось покататься в экипаже. Она сама выбрала лошадей, а во время поездки все время опасалась, что лошади испугаются и кучер потеряет управление ими. Как только нечто напоминающее это случилось, она выскочила из кареты и сломала ногу, никто из находящихся в экипаже рядом с нею не пострадал. Так молодая женщина неосознанно сама себя наказала, канкан танцевать она больше не могла. К счастью, сумев перевести душевную травму на осознанный уровень, З. Фрейд вылечил женщину от нервного заболевания.

Так детские впечатления и травмы великого психиатра помогали ему и в создании теории психоанализа, и в успешном лечении пациентов.

Теория психоанализа Фрейда: кратко

Согласно теории Фрейда, психику человека можно «поделить» на такие составляющие: Эго, Ид и Суперэго.

Определение терминов:

Ид – главный источник влечения и желания. В качестве аналогии можно привести обычную уличную собаку, где все ее действия, вроде спаривания, сна и прочего, являются результатом инстинктов, заложенных природой.
Эго – посредник, делящий социальные рамки и животные инстинкты

Часть личности, удовлетворяющий потребности Ид, беря во внимание ограничения внешнего мира. Суперэго подразумевает под собой все социальные рамки, начинающиеся с периода родительского воспитания, когда закладываются основы того, что можно делать, а что недопустимо

Во взрослой жизни отображается во всех жизненных аспектах, вроде, нравственности, религии, закона.

Топическая модель психического аппарата включает в себя два элемента: бессознательное и сознательное.

Что они подразумевают:

  • Бессознательное – психические силы, находящиеся за чертой сознания. Они определяют то, как человек себя ведет.
  • Сознательное – психический аспект, который индивид способен осознать. Сознательное оказывает непосредственное влияние на то, как индивид позиционирует себя в обществе. Психика автоматически поддается коррекции принципом удовольствия. Если баланс нарушается, то происходит сброс через бессознательную сферу.

Защитные механизмы реализуют конфликт Суперэго и Ид. Фрейд описал многие из них: изоляция, проекция, вытеснение, отрицание, замещение, регрессия и так далее.

Основные положения бихевиористического подхода

К основным положениям теории можно отнести следующие тезисы:

  • Предметом теории бихевиоризма является изучение поведенческих реакций животных и людей на различные стимулы и поведение в целом.
  • Изучение поведения и поведенческих реакций производится путем наблюдения.
  • Все субъективные аспекты человека со стороны физиологии и психики определяются только его поведением.
  • Поведение человека или животного – это совокупность реакций на внешние раздражители.
  • Если известен характер предъявляемого стимула, то возможно практически точно предсказать реакцию, которая на него последует. Это основная задача бихевиоризма.
  • Поведение живых существ успешно поддается внешнему регулированию и контролю.
  • Поведение или передается по наследству в виде безусловных рефлексов, либо приобретается – в виде условных.
  • Поведение является результатом обучения за счет многократного повторения стимулов и закрепления реакции.
  • Навык – результат формирования условных рефлексов. Мышление и речь в бихевиоризме также считаются навыком, а память – механизмом, позволяющим удерживать уже приобретенные навыки.
  • Психические реакции формируются на протяжении всей жизни, то есть, обучение можно начинать в любом возрасте и продолжать неограниченное количество времени.
  • Эмоции – это также реакции на внешние стимулы.

Зигмунд Фрейдр, психоанализ Зигмунда Фрейда

Чем знаменит Зигмунд Фрейд, почему трудна философия и теория психоанализа, бихевиоризм, культура? Что такое введение в психоанализ личности человека,  в чем заключается развитие психоанализа? Бывает психоанализ сновидений, любви, огня, страстей, агрессии, зависти, секса, страха, сказок, власти, в рекламе, по рисункам, глубинная психотерапия, детский психоанализ (детства), свободных ассоциаций. Почему возникает сопротивление, трансакции, как рушатся межличностные отношения? Как включить защитные механизмы человека, мужчины, женщины, парня, девушки, мальчика, девочки, взрослого, подростка, ребенка?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *