Аукцион военной техники
Содержание:
Как на учёт ставить будем?
Допустим, мне очень понравился БТР-60, который продаёт реставратор из Москвы. Да и цена невысокая – всего 1,5 млн. руб. Для такого красавца – сущий пустяк. Как мне поставить на учёт БТР? Оказывается, у них тоже есть ПТС и СТС, а процедура проводится по определенным правилам.
Причём техника может только выглядеть боевой, а по факту представлять собой утилитарные решения. На том же Авито я обнаружил «ГАЗ 66» кемпер, да по сходной цене: всего 660 тысяч рублей. Оснащение поражает воображение: есть биотуалет, душ, 4 спальных места. Круче иной дачи! А ещё мне понравился БТР-д на гусеничном ходу. Но цена кусается.
Реально ли зарегистрировать списанную военную технику?
Как утверждают представители клубов реконструкторов и любители военной техники, правила ужесточились в последние годы, после принятия многочисленных технических регламентов Евразийского союза. Это дало основания для отказа в регистрации ввиду несоответствия требованиям наднациональных нормативных актов. Учитывая, что старая военная техника создавалась в СССР, вписаться в современные стандарты проблематично.
Это не значит, что владелец техники лишается на неё прав. Прекращение или отказ в регистрации – основание для запрета использования машин. А значит, всякий выезд на них на дорогу или на пересеченную местность становится незаконным. При этом открытым остаётся вопрос по страховке: теоретически, оформить полис можно и в отсутствие документов.
Главная претензия ведомства – отсутствие заключения, которое бы подтверждало безопасность списанной техники для жизни и здоровья, охраны окружающей среды, имущества. При этом ВНИИС (Всероссийский институт сертификации) в лице официальных лиц не соглашался с Гостехнадзором и полагал, что требования технических регламентов на такие агрегаты не распространяются. Нашла коса на камень!
Могут ли машины специального назначения передвигаться по общим дорогам?
Главный «сюрприз», который может ожидать владельцев «гражданских танков» – ограничения на передвижение. Все машины, перемещающиеся по дорогам, должны соответствовать определенным габаритам. Схематически это выглядит так:
Если купленная боевая машина не вписывается в эти требования, перемещаться по дорогам на ней можно лишь при наличии специального разрешения. Как его получить и что будет при отсутствии – тема для отдельной статьи.
Итак, покупка списанной боевой техники – дело хлопотное, но реальное. При наличии определенных «выходов» на органы Гостехнадзора любые машины могут быть зарегистрированы. А при соответствии требованиям ПДД даже использоваться в гражданском обороте – в том числе на общих дорогах.
Чем можно владеть?
Итак, несмотря на определённую спорность ситуации, обладать боевыми машинами можно. Главное требование – они должны быть приобретены легально. Затруднительно найти единый документ, устанавливающий перечень объектов, которыми обычному человеку владеть нельзя. Но можно пойти от противного и посмотреть Уголовный кодекс и КоАП РФ, чтобы понять, в каких случаях наступает ответственность.
Например, в ст.189 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконный экспорт военной техники. В ст.349 УК РФ установлены санкции за утрату военного имущества. Само понятие техники, как ни странно, описано в Постановлении Правительства РФ от 13.06.2012 N 581.
Приведём его близко к тексту:
военная техника – создаваемые по заданию или документации государственного заказчика технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения армии, а также для контроля и испытания вооружения (военной техники).
Есть ощущение, что это определение писали именно люди в погонах. Получается, вещь в себе: военная техника – это технические средства, предназначенные для военных. Но в том же документе есть важная оговорка. Если агрегаты и узлы используются для гражданских нужд, такая техника перестаёт быть военной. Возьмём на себя смелость обобщить, что же хотели сказать авторы документа.
Общие требования к военным машинам для гражданских нужд:
- отсутствие узлов и агрегатов, которые относятся к вооружению, его компонентам и элементам;
- предварительная демилитаризация (производится подразделениями Минобороны);
- использование в мирных целях (не для ведения боёв, учений и контроля над ними);
- легальное приобретение;
- наличие документов, позволяющих направить изделия в гражданский оборот (например, договор купли-продажи с воинским подразделением, которым оно реализует ненужные ему вещи).
Сомневаюсь, что легально можно владеть вышеуказанным приспособлением. Почему? Ствол внешне слишком сильно напоминает компонент огнестрельного оружия (или даже орудия).
Продают ли в России военную технику?
Уж и не знаю, кому отечественный рынок обязан таким количеством уникальных предложений. Быть может, дело в милитаристском наследии СССР. Не исключено, что обилие специального транспорта связано с коррумпированностью и вороватостью всех родов войск. Убеждён, что по документам все «работяги» давным-давно списаны в утиль.
Но по факту на безобидный запрос на «Авито» (а я ввёл «БТР») – десятки, если не сотни предложений.
Транспортные средства, усиленные бронёй, с креплениями для пулемётов и пушек, продают в самых разных регионах России. «БТР-60» стоит под Москвой, как в славные пятидесятые годы. А вот его собрат притаился в Сочи, где-то в лесах. На фото – отличное состояние кузова и полная комплектность. Не исключено, что у авторов объявлений найдётся и вооружение, но на Авито об этом не принято писать в лоб.
Как часто возникают вопросы с Гостехнадзором?
Спецтехника порой попадает в руки не только энтузиастам, но и бизнесу. И если тот или иной агрегат нужно использовать в коммерческих целях, предпринимателя ничто не остановит. Я решил изучить этот вопрос глубже. Ведь если Гостехнадзор отказывает в регистрации самоходных машин, кто-то обжалует его решения. Иногда споры доходят до Верховного суда России, который и выносит окончательный вердикт.
Вся вертикаль арбитражных судов заняла позицию Гостехнадзора и подтвердила обоснованность претензий со стороны ведомства. Но Верховный суд отменил их решения скопом и удовлетворил требования ПАО. Отказ был признан незаконным. Я не буду цитировать правовое обоснование принятого решения. Скажу лишь, что оно даёт надежду и владельцам списанной техники поставить свой транспорт на учёт. Но есть и другие решения ВС РФ, схожие по сути, но диаметрально противоположные по вердикту.
Как поставить на учёт списанную военную технику?
Итак, купить автомобиль, некогда защищавший рубежи необъятной Родины, не проблема. А что дальше? Как далеко на нём можно уехать? Здорово, конечно, собрать музей, но у людей, располагающих такими ресурсами, есть личные юристы и связи в органах. А что делать относительно простому человеку? Собрал он миллион рублей, купил БТР или «ГАЗ», и хочет пользоваться им по закону.
Регистрацией самоходных машин, к которым относятся списанные военные образцы, занимается Гостехнадзор. И, как утверждают энтузиасты, в последнее время ведомство ужесточило политику. Правда это или нет, узнаем чуть позже. А сейчас – приведём обязательные требования к транспортным средствам, подлежащим регистрации в Гостехнадзоре, и к соискателю:
- Объём мотора – свыше 50 кубических сантиметров;
- Максимальная скорость – не более 50 км/час;
- Сфера использования – сельское хозяйство, дорожное и гражданское строительство, прочее;
- Предназначение – движение вне дорог;
- Подготовленные документы: полис ОСАГО, паспорта владельца, заявление, уплата госпошлины (1500+500+350 рублей), правоустанавливающие документы (договор купли-продажи), свидетельство о регистрации, акт осмотра.
Госпошлина покрывает выдачу регистрационного свидетельства и номерных знаков, изменений в ПТС. В случае покупки спецтехники у предыдущего продавца должны быть транзитные номера.
Важно: перед постановкой на учёт прохождение техосмотра обязательно. Найти орган, ответственный за процедуру, проще всего в интернете
Кстати, провести осмотр можно и на выезде (к примеру, если на технику установлены гусеницы).