Бюджет рф на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг. досье
Содержание:
- Разновидности внебюджетных фондов
- Основные расходные статьи бюджета в 2020 году
- Расходные статьи
- Из чего формируется
- Показатели прошлых лет
- Бюджетный процесс
- Реализация госпрограмм
- Государственный бюджет
- Система доходов госбюджета
- Государственные инвестиции в экономику
- Примечания
- Доходы и расходы бюджетов всех уровней
- Виды бюджета
Разновидности внебюджетных фондов
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации существует с 22 декабря 1990 г. Данное госучреждение и его территориальные органы образуют единую систему, осуществляющую централизованное управление средствами обязательного пенсионного страхования. ПФ функционирует на основании федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Бюджет Пенсионного фонда разрабатывается и утверждается ежегодно с учетом норматива оборотных средств и является консолидированным.
Доходная часть бюджета ПФ:
- единый социальный налог;
- средства федерального бюджета;
- пени и другие денежные санкции;
- доходы от временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- пожертвования физических лиц и организаций;
- средства, выделяемые из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий;
- превышение сумм страховых взносов, зачисляемого в федеральный бюджет, над расходами по выплате пенсий;
- прочие источники.
Расходная часть бюджета ПФ:
- выплата страховой и накопительной части трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;
- доставка пенсий;
- финансирование работы ПФ;
- выплата базовой части трудовых пенсий;
- выплата пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;
- прочие цели.
Поступающая в Пенсионный фонд часть единого социального налога делится на две составляющие: одна идет в федеральный бюджет, другая — в бюджет ПФ. Часть средств, поступающая в ФБ, направляется на государственное пенсионное обеспечение и выплату доли базовой части трудовой пенсии. Часть денег, направленная в Пенсионный фонд, идет на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
При профиците бюджета фонда «излишки» идут на создание резерва, целью которого является гарантия финансовой устойчивости рассматриваемой системы. Целевое использование бюджетных средств контролирует Счетная палата РФ и наблюдательный совет страховщика.
Фонд социального страхования
Данное автономное государственное финансовое учреждение создано 7 августа 1991г.
Средства фонда складываются из следующих источников:
- единый социальный налог;
- страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
- средства федерального бюджета;
- остаток средств с прошлого финансового года;
- иные поступления.
Расходы бюджета ФСС:
- выплата пособий по временной нетрудоспособности;
- санаторно-курортное обслуживание;
- обеспечение научно-исследовательских работ по охране труда;
- страховые выплаты в связи с наступлением несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
- выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;
- оздоровление детей;
- оздоровление граждан, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС и др.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Деятельность этого фонда началась 28 июня 1991 года. Данное учреждение предназначено для гарантии стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Фонд является автономным некоммерческим финансово-кредитным госучреждением.
К основным функциям фонда можно отнести следующие:
- обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели;
- осуществить контроль над использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.
Задачи фонда обязательного мед. страхования:
- гарантия соблюдения прав граждан на медпомощь с точки зрения финансирования;
- обеспечение финансовой стабильности системы ОМС и создание условий для стабилизации объема и качества медицинской помощи;
- контроль над целевым использованием средств ОМС.
Доходная часть ФФОМС:
- единый социальный налог;
- доход от размещения временно свободных средств;
- остаток средств с предыдущего финансового года;
- прочие поступления.
Расходы фонда:
Основные расходные статьи бюджета в 2020 году
Расходы отечественного бюджета в 2020 году, как ожидается, составят 18,994 трлн. руб., что, примерно, равно 17,2% ВВП.
В конкретике цифр, на дотации регионам планируют потратить 2,154 трлн. руб. Еще 679,2 млрд. пустят на выравнивание бюджетного обеспечения, а 20 миллиардов, как и прежде, обязательно заложат в достижение максимального прироста налоговых поступлений.
На претворение в жизнь «майских указов» на протяжении текущего бюджетного и двух следующих прогнозных лет потратят 5,6 трлн. руб. суммарно. В частности, в 2020 году это будет 1,9 трлн. В том числе, за весь период на строительство инфраструктуры пойдет 3,1 трлн., а на поддержку демографии – 2,9 трлн. руб. На следующем месте программы «Здравоохранение», затем «Дорожная сеть», «Цифровая экономика», «Жилье» и «Образование». В целом по социальному блоку расходы составят в 2020 году 7,1 трлн. руб., из которых больше всего будет потрачено на пенсионное обеспечение (3,1 трлн.), а суммарно на реализацию социальной политики пустят 4,9 трлн.
На развитие национальной экономики пойдет 2,7 трлн. руб. – примерно, столько же, сколько и по 2019-му, а также следующему 2021-му годам. А на национальные проекты, финансируемые из федерального бюджета, – 1,8 трлн. В бюджет заложено 9,155 млрд. руб. на программу «Развитие энергетики и энергоэффективность», на содействие занятости населения – 46 млрд. На приоритетные программы развития науки направят 184,9 млрд., в том числе непосредственно на зарплату ученым — 19,4 млрд. руб. Вливания в государственные СМИ составят 67 млрд. руб. Космическая отрасль потребует минимум 172 млрд., по оценкам Правительства. На туризм и спорт потратят, примерно, 35 млрд., в том числе на участие страны в актуальных для 2020 года Олимпийских играх – 2,5 млрд.
Сельскохозяйственную отрасль профинансируют на 222,22 млрд. руб. А рыбохозяйственный комплекс – на 10,29 миллиарда.
Вырастут расходы на президента – до 20 млрд. рублей, а вот правительству их, наоборот почти вдвое сократят – до 6,2 млрд. На Госдуму планируют потратить около 12,5 млрд., Центризбирком – 4,2 млрд. и на деятельность Совфеда — 6,6 млрд. Общегосударственные расходы составят 1,3 трлн. Из них внешнеполитическая деятельность предусмотрена в размере 117,7 млрд.
Расходные статьи
«Из чего складывается бюджет?» – вопрос несложный. Он складывается из различных источников. Все доходы общегосударственного фонда — это совокупность поступающих в казну национальных средств в виде налоговых и не налоговых сборов.
Основное
Примерно 84% поступлений формируются на основе налоговых отчислений. Здесь понимают налоги на хозяйствование предприятий, все косвенные налоги государства, связанные с реализацией продукции и услуг.
Под национальными затратами понимают политику хозяйствования внутри РФ. Деньги делятся на текущие затраты и капитальные расходы. Текущие расходы направляются на стабилизацию общегосударственной политики. Деньги также уходят на субсидии и субвенции. Все капитальные отчисления уходят на инвестиции и развитие инноваций.
Относительно целей, деньги можно поделить на:
- Военные затраты. Они направлены на поддержание национальной безопасности страны, в том числе на поддержание армии в боевом состоянии, а также на формирование бюджета МВД.
- Затраты на здравоохранение страны.
- Заработную плату Президенту РФ, а также политикам страны. Все чиновники не имеют право заниматься коммерческой деятельность, поэтому заработная плата им начисляется непосредственно из казны страны.
- Общегосударственные отчисления, направленные на выплаты страховым организациям. Такие выплаты направлены на содержание государственных учреждений, на стабилизацию работы муниципальной сферы экономики.
- Экономическое расходование. Все экономические траты направляются на субсидии отдельным отраслям хозяйствования. Деньги уходят в первую очередь на погашение . Казна для таких трат часто пополняется драгоценными металлами и резервной валютой.
- Внешнеполитическое потребление. К ним относят расходы на политическую деятельность государства за его пределами. Затраты, направленные на стабилизацию рыночных отношений между соседними странами.
Оплата министерств
Характерно, что правительство каждый год распределяет средства между министерствами. Одновременно прописываются цели расходования денег. К примеру, бюджет министерства науки на 2020 год составил 403,8 млн евро. Для этой области характерно, что вырастает финансирование образования студентов, а также выделяются деньги на курсы повышения квалификации преподавателей.
На казну здравоохранения государство выделило примерно 1,2 млрд евро. Деньги выделяются на повышение зарплат медиков в особенности. Также повышается качество медицинских услуг, на которые государство выделяет деньги из казны.
Для министерств по статистике выделено до 457,17 млн евро. Дополнительное финансирование будет выделяться на повышение качества дорожного полотна. Сюда также относят расходы на улучшение качества проложенных железнодорожных линий.
Таким образом ведется выделение средств на другие бюджеты государства.
Правительственные затраты
Расходы связаны с отчислением денежных средств на содержание института города, а также на поддержание цикла государственных закупок товаров и другого рода услуг.
Национальные закупки товаров и услуги могут быть самого различного вида – начиная с расходов на строительство за счет бюджета школ, других медицинских учреждений и поддержание в порядке дорог, а также объектов культуры, и заканчивая приобретением сельскохозяйственной продукции. К таким правительственным расходам относят и все внешнеторговые закупки. Отличительный признак этих закупок в этом, что средства на них расходуются из казны.
В современных рыночных условиях бюджет является мощным рычагом правительственного регулирования экономики и воздействия на хозяйствование страны. Бюджет сегодня — это многоплановый документ, передающий все многообразие государственных функций, выполняемых им.
Прочее
Все государственные расходы выступают в следующих формах:
- Форма государственного заказа, распределяемого на конкурсной основе.
- Строительство за счет вложения капитальных вложений.
- Расходы на оборону страны и другие сферы управления экономики.
Основная доля всех государственных расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей с самоуправлением.
Важно, чтобы политика расхода денежных средств была целенаправленной. Нужно соблюдать баланс между затратами и доходами для избежания возникновения ситуации дефицита и профита гос
бюджета.
Из чего формируется
Процесс составления и исполнения годовой национальной казны определяется нормативными документами. Президент РФ согласно прописанным в законопроекте условиям утверждает сроки разработки правительственного бюджета на следующий год.
Планирование затрат — совместная деятельность министерств и законодательных органов. При прогнозировании проектов намечаются отправные точки формирования казны, рассматривается баланс уже растраченных средств, выводится социально-экономический прогноз.
Сформированный проект передается на рассмотрение президенту РФ. Только после одобрения президента проект передается на утверждение в парламент.
Любую казну формируют отрасли экономики. Казну России составляет баланс суммы затрат и суммы доходов. Методы ее формирования следующие:
- Бюджетный. Он основывается на налоговых отчислениях и зарегистрированных в государственных предприятиях;
- Кредитный. Он основан на получении процентов с займов, взятых в других государствах.
Политика формирования казны заключается в прогнозировании доходов и затрат, разработки финансовых проектов, контроля исполнения поставленных задач и анализ итогов.
Показатели прошлых лет
Конечно, государственные средства внутри страны не распределялись одинаково по годам. Каждый год вносились правки в общую экономическую картину. Источники для бюджета городов и бюджета регионов мало отличимы друг от друга.
2016
Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2016 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2016 года характерны следующие показатели:
- Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
- Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
- Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.
Доля бюджетных расходов была неоднородна. В первую очередь государство отчисляло средства на социальную политику. Это 27,7 % всей доли бюджета. Затем средства отчислялись на оборону — 19,2 % всех сбережений. После, на национальную экономику и правоохранительные системы. Далее, по уменьшению средства отчислялись на значимые .
2017
Динамика распределения средств страны в 2017 году зависит от котировок цен на нефть, газ, а также котировки стоимости золота и других драгоценных металлов. В 2017 году большое значение имели введенные санкции. Таким образом в 2017 году:
- Доходы составляли 13.488 млрд. рублей.
- Расходы составляли 16.241 млрд. рублей.
- Дефицит составлял 2.753 руб.
В 2017 году курс доллара составлял 67,5 рублей, что значительно меньше, чем на сегодняшнее время. Относительно процентной политики нет различий с политикой 2016 года. В первую очередь средства уходят на следующие статьи:
- Социальная политика — 30,8%.
- Оборона страны — 17,2%.
- Национальная экономика — 12,8% и так далее по убыванию.
2018
За основу расчетов в 2018 году были взяты показатели одного барреля нефти марки Urals. В то время средний по году курс доллара составлял 64,7, процент инфляции доходил до 3,7%, показатели доходов страны в 2018 году стал значительно выше по отношению к 2017 году и составил 15,182 трлн рублей. Суммы расходов государства доходили до 16,514 трлн рублей.
Относительно процентной политики средства распределяются следующим образом:
- 30,96% уходит на социальную политику.
- 17,01% уходит на национальную оборону.
- 14,11% уходит на национальную экономику.
Таким образом 2018 год дал очень мощный толчок для развития экономики других лет.
2019
2019 год был достаточно специфичным годом по прогнозам Министерства Финансов РФ. Колебания рыночных цен связано с изменениями показателей на зарубежных рынках, а также с санкциями США в отношении РФ. Относительно процентной политике характерно следующее:
- Отчисления на соц.политику 24,5%.
- Нац. оборону — 14,6%.
- Нац. экономику — 13,2%.
- Правоохранительную деятельность — 11,3.
И так далее по убыванию расходов экономики.
Бюджетный процесс
Составление проекта
Проект федерального бюджета готовится федеральными исполнительными органами власти (Минфином, Минэкономразвитием и др.). Предварительно разрабатываются планы и прогнозы по территориям, отраслям; создается сводный финансовый баланс.
Рассмотрение и утверждение
Правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета, иные обязательные документы и материалы не позднее 1 октября текущего года. Данный проект рассматривается Госдумой в трёх чтениях:
- В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством.
- Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам.
- В третьем чтении Госдума утверждает бюджет по подразделам.
После принятия федерального бюджета Госдумой он одобряется Советом Федерации и отправляется на подпись Президенту РФ. В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. После этого ФЗ о бюджете должен в обязательном порядке быть опубликован в СМИ и обнародован.
Исполнение
Федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Непосредственно исполняют бюджет Минфин России, распорядители и администраторы бюджетных средств. Кассовое обслуживание исполнения производится Федеральными казначейством.
Работа по исполнению бюджета завершается 31 декабря.
Составление и утверждение отчета
По итогу исполнения бюджета принимается федеральный закон, заключающий в себе фактические показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.
Реализация госпрограмм
В части государственных программ РФ (всего 44 программы) предусмотрено выделение, в частности, по госпрограмме «Развитие здравоохранения» — 847,5 млрд руб. в 2020 году, 787,6 млрд руб. в 2021 году, 788,1 млрд руб. в 2022 году. По госпрограмме «Развитие образования» — 214,1 млрд руб. в 2020 году, 220,3 млрд руб. в 2021 году, 172,8 млрд руб. в 2022 году. По госпрограмме «Социальная поддержка граждан» — 1,465 трлн руб. в 2020 году, 1,511 трлн руб. в 2021 году, 1,55 трлн руб. в 2022 году. По госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия — 283,6 млрд руб. в 2020 году, 291,2 млрд руб. в 2021 году, 327,3 млрд руб. в 2022 году; по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» — 102,7 млрд руб. в 2020 году, 84,6 млрд руб. в 2021 году, 91,4 млрд руб. в 2022 году.
На реализацию 20 федеральных целевых программ (ФЦП) направляется в 2020 году — 372,3 млрд руб., в 2021 году — 277,3 млрд руб., в 2022 году — 278,2 млрд руб. Все данные по госпрограммам и ФЦП были откорректированы ко второму чтению.
В 2020 году, как и в 2021, и 2022 годах, бюджет будет исполнен с профицитом. При этом увеличиваемые налоговые поборы смогут наполнять казну в превышающем расходы объеме. При этом получаемый остаток — 880 млрд., 614 млрд. и 287 млрд. руб. по годам соответственно — министерство финансов планирует с учетом установленного бюджетного правила направлять полностью на покупку иностранной валюты.
Следует также отметить, что все три последующих года Минфин планирует увеличивать расходы на здравохранение с целью повышения качества оказываемых медицинских услуг, поддержания здоровья населения и увеличения рождаемости.
В 2020 году будет также увеличено финансирование государственных средств массовой информации на 3 миллиарда рублей по сравнению с предыдущим годом. При этом отметим, что крупнейшие гос. вещатели (ВГТРК и «Первый канал») уже не первый год являются убыточными. Например, в 2018 году у «Первого канала» убытки составили 6,8 млрд. руб.
По мнению экспертов реализация уже начатых объявленных национальных проектов практически не даст никакого эффекта для роста экономики в 2020 году, улучшения макроэкономических показателей. Граждане страны при этом также не ощутят на себе никаких улучшений. Хоть планируемое инфляционное значение ожидается на уровне 3%, реальная же инфляция останется по-прежнему очень высокой (примерно 10-15%).
Государственный бюджет
Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет
Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.
Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,
Основные функции государственного бюджета:
- контроль над деятельностью правительства;
- регулирование денежного обращения внутри государства;
- реализация экономической и социальной политики государства;
- предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.
В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:
- профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
- сбалансированным — доходы равны расходам;
- дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.
Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.
Принятие государственного бюджета в Российской Федерации
Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».
Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.
Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.
СТРУКТУРА БЮДЖЕТА
Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).
Доходы государственного бюджета
Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.
Обычные источники государственного бюджета:
- налоги (основной источник госбюджета);
- административные платежи и сборы;
- доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходы от государственных предприятий;
- доходы от приватизации государственной собственности;
- платежи по штрафам и др.
Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):
- дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
- сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
- внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.
Расходы государственного бюджета
Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:
- социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
- военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
- экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
- внешнеэкономические — взносы в международные организации;
- содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.
Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
- Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
- Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
- Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
- имущественный налог организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог;
- лицензионные сборы и пошлины.
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
- налог на имущество физических лиц;
- налог на землю;
- на содержание жилищного фонда;
- на рекламу.
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход
Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
Государственные инвестиции в экономику
Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий. С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.
Пока наибольшие потери понесли следующие программы:
- Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
- Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
- Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
- Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%
При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2018 как и ранее году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.
https://youtube.com/watch?v=CzktNxCzfEA
Примечания
- ↑
- ↑
- . minfin.gov.ru. Дата обращения: 12 августа 2020.
- . expert.ru. Дата обращения: 3 февраля 2019.
- . Газета.Ru. Дата обращения: 3 февраля 2019.
- . www.gks.ru. Дата обращения: 3 февраля 2019.
- . expert.ru. Дата обращения: 3 февраля 2019.
- Яковенко Дмитрий. . «Эксперт» №18-19 (897) (28 апреля 2014). Дата обращения: 3 мая 2014.
- . minfin.gov.ru. Дата обращения: 12 августа 2020.
- (англ.). International Budget Partnership. Дата обращения: 26 августа 2019.
- Александр Виноградов. . БИЗНЕС Online. Дата обращения: 30 сентября 2019.
- (недоступная ссылка). PPT.ru. Дата обращения: 21 октября 2019.
- . Учет в учреждении (23 сентября 2019). Дата обращения: 11 октября 2019.
- Инструкция по бюджетному учёту
Доходы и расходы бюджетов всех уровней
Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.
Формирование доходов бюджетов
Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.
Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета. Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:
Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:
- сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
- получения дивидендов по ценным бумагам;
- начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
- взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.
Осуществление бюджетных расходов
Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.
Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.
Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:
- инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
- реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
- затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.
Виды бюджета
Исходя из того, каким образом соотносятся объёмы, с одной стороны — доходов, а с другой — расходов, он может быть:
- дефицитным (когда доходов недостаточно для покрытия расходов);
- профицитным (когда доходы больше расходов);
- сбалансированным (в случае равенства объёма доходов и объёма расходов).
Чтобы покрыть недостающие расходы, в проекте закона обязательно предусматриваются источники, за счёт которых будет финансироваться дефицит. Это могут быть кредиты кредитных организаций, госзаймы, поступления от продажи госимущества.
В конце года Правительство составляет проект отчёта об исполнении бюджета за год, затем представляет его в Государственную думу, отчёт утверждается как федеральный закон.
Отчёт содержит информацию о том, сколько средств поступило в доход государства за отчётный период, сколько средств потрачено, сколько составил дефицит (либо профицит).