Дотации регионам россии в 2018 году

Банкротство регионов – уже реальность?

Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.

Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.

При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.

Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.

Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:

  • просрочки платежей по долгу;
  • прекращение деятельности;
  • вынужденная реструктуризация долга.

Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.

Причины банкротства регионов и городов те же – высокий уровень дотационности (муниципальные бюджеты на 75% состоят из дотаций), значительная централизация доходов, кассовые разрывы, проблемы в самой экономике.

Пример технического дефолта – просрочка по погашению кредита в размере 256 миллионов рублей, который ПАО «Саровбизнесбанк» предоставил администрации города Тамбова. Тогда город просрочил платеж на месяц, из-за чего «набежало» 2 миллиона рублей процентов и пени, которые банк успешно взыскал через суд.

Долги бывают не только в рублях. Например, в 2003 году возник спор между Бинбанком и Ингушетией по поводу долга в 1,8 миллиона долларов плюс 251 тысяча долларов как проценты.

К настоящему времени известно о 3 самых проблемных регионах – это Мордовия, Хакасия и Костромская область. В 2018 году их перевели на казначейское сопровождение, что означает жесткий контроль над тратами со стороны Минфина.

В 2 регионах ситуацию удалось выровнять, но в Мордовии все плохо:

Чиновники из Мордовии уверяют, что такие огромные долги появились из-за того, что в Саранске проводили матчи Чемпионата мира по футболу – 2018, для чего город потратил большие деньги на подготовку.

Сейчас регионы продолжают наращивать долги, это зафиксировано в 16 субъектах РФ. Кстати, долги регионов – неплохая возможность заработать для инвестора. Уровень доходности по таким вложениям будет выше, чем предлагают банки по вкладам.

Резюмируя, можно сказать, что финансовое положение большинства российских регионов далеко от идеального – если более 80% субъектов РФ получают выравнивающие дотации, то нужно что-то менять в системе межбюджетных отношений.

Независимость и автономия бюджетов разных уровней – ключевой принцип бюджетного федерализма, а в современных условиях в России он практически не соблюдается.

Если федеральный центр и дальше будет вести политику централизации налогов и других доходов, регионов-доноров останется еще меньше.

Помощь не помешает

«Известия» обратились в Минфин с просьбой прокомментировать, как в ведомстве оценивают изменение количества регионов-доноров и каковы прогнозы на 2021 год. В пресс-службе ведомства сообщили, что министерство вкладывает в понятие «донор» иное значение.

Впрочем, в бюджетном кодексе такой термин не зафиксирован.

— Регион-донор — очень условное понятие, — говорила ранее директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина.

По ее словам, традиционно так называют субъекты, которые не получают дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, хотя, в сущности, это мало что говорит об уровне экономики субъектов.

Есть и другой подход к тому, какие регионы можно считать донорами, добавляла Лариса Ерошкина. В частности, ими могут считаться субъекты, которые платят в федеральный бюджет больше, чем получают из него. При такой интерпретации количество регионов-доноров будет значительно выше, уточняла представитель министерства.

Орден почетного региона_3

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Также «Известия» обратились и в российские регионы с просьбой оценить их нынешнее финансовое положение и уровень требующейся помощи из федерального бюджета. На запрос ответили в Московской, Ленинградской, Калужской, Тульской, Вологодской, Нижегородской, Орловской, Магаданской и Самарской областях, а также в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском АО, Забайкальском крае и в республике Марий Эл. В целом во всех субъектах заверили, что их бюджеты сбалансированы, а уровень долговой устойчивости остается стабильным.

Впрочем, в Московской, Ленинградской, Калужской и Тульской областях отметили, что несмотря на сравнительно небольшую зависимость их бюджетов от центра, в условиях экономического спада поддержка федерации, в том числе в форме либерализации требований к заимствованиям, критически важна.

В Самарской области добавили, что хотя регион и является донором, в этом году он получил беспрецедентную финансовую помощь в 66,7 млрд рублей — что в 2,5 раза выше, чем в 2019-м.

В нефтедобывающих ХМАО и ЯНАО заявили, что практически не получают денег из федерального бюджета, но в целом в них пока и не нуждаются.

В Нижегородской, Вологодской областях, Забайкальском крае и республике Марий Эл отметили, что снижение доходов, хотя и оказалось существенным, в целом было компенсировано ростом поддержки из центра.

Орден почетного региона_4

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Кризис 2020 года по-разному повлиял на доходные источники, отметил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Ряд субъектов быстрее остальных выпал из списка доноров, но в свете происходящего логика такого неравномерного изменения роли отдельных регионов выглядит вполне естественной. Впрочем, количество зависимых от поддержки из центра субъектов вряд ли существенно изменится в ближайшей перспективе, резюмировал эксперт.

Статус донора, причем в любой его интерпретации, далеко не всегда является синонимом успешности местных властей, добавила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Субъекты сильно дифференцированы не только по своему добывающему или промышленному потенциалу, но и по уровню эффективности управления экономикой. Есть ряд регионов, отметила эксперт, которые в среднем зарабатывают больше остальных, но с социально-экономическими задачами фактически не справляются.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

На какие цели выдаются дотации регионам?

Межбюджетные трансферты, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе, не имеют целевого направления (ст. 6 БК РФ). Однако, отсутствие целевого назначения не свидетельствует об отсутствии контроля за использованием средств. Они выделяются для выравнивания уровня бюджетов субъектов федерации, направлены на удовлетворение общественных, социальных интересов, на поддержание экономического и социального благосостояния субъекта и граждан в нем проживающих.

Соответственно, будет целесообразно просчитать, сколько денег приходится на одного жителя дотационного региона.

Дагестан Республика

59 065 832,5 3 063 885 19,28

Саха (Якутия) Республика

43 944 997,7 964 330 45,57

Камчатский край

39 357 697,2 315 557 124,72

Алтайский край

27 129 122,5 2 350 080 11,54

Чеченская Республика

27 078 463,8 1 436 981 18,81

Ставропольский край

19 202 709,7 2 800 674 6,86

Бурятия Республика

18 298 640,3 984 511 18,59

Крым Республика

17 714 025,6 1 913 731 9,26

Башкортостан Республика

16 433 477,4 4 063 293 4,04

Тыва Республика

15 732 671,2 321 722 48,90

Ростовская область

13 851 965,4 4 220 452 3,28

Курганская область

12 996 957,2 845 537 15,37

Брянская область

12 805 744,9 1 210 982 10,57

Забайкальский край

12 131 146,2 1 072 806 11,31

Ивановская область

11 636 525,0 1 014 646 11,47

Кабардино-Балкарская Республика

11 085 531,8 865 828 12,80

Кировская область

10 007 230,0 1 283 238 7,80

Чувашская Республика — Чувашия

9 917 143,0 1 231 117 8,06

Чукотский автономный округ

9 774 052,9 49 348 198,06

Алтай Республика

9 645 506,4 218 063 44,23

Ингушетия Республика

9 197 281,2 488 043 18,85

Карачаево-Черкесская Республика

9 134 791,1 466 305 19,59

Тамбовская область

9 112 852,8 1 033 552 8,82

Северная Осетия Республика

8 983 902,7 701 765 12,80

Архангельская область

8 824 435,8 1 155 028 7,64

Краснодарский край

8 737 922,3 5 603 420 1,56

Карелия Республика

8 542 541,4 622 484 13,72

Приморский край

8 516 042,5 1 913 037 4,45

Саратовская область

8 495 340,2 2 462 950 3,45

Волгоградская область

8 288 733,1 2 521 276 3,29

Челябинская область

7 589 422,7 3 493 036 2,17

Кемеровская область

7 220 710,8 2 694 877 2,68

Воронежская область

7 011 928,6 2 333 768 3,00

Хабаровский край

6 770 381,6 1 328 302 5,10

Пензенская область

6 677 239,2 1 331 655 5,01

Омская область

6 576 685,0 1 960 081 3,36

Марий Эл Республика

6 025 779,7 682 333 8,83

Иркутская область

5 850 352,0 2 404 195 2,43

Орловская область

5 730 043,1 747 247 7,67

Владимирская область

5 579 463,1 1 378 337 4,05

Новосибирская область

5 562 539,9 2 788 849 1,99

Магаданская область

4 977 912,6 144 091 34,55

Псковская область

4 288 008,0 636 546 6,74

Томская область

4 154 423,8 1 078 280 3,85

Тверская область

4 076 536,8 1 283 873 3,18

Оренбургская область

3 974 113,2 1 977 720 2,01

Нижегородская область

3 929 022,6 3 234 752 1,21

Калмыкия Республика

3 844 346,7 275 413 13,96

Адыгея Республика

3 798 076,2 453 376 8,38

Курская область

3 773 624,0 1 115 237 3,38

Костромская область

3 702 949,7 643 324 5,76

Удмуртская Республика

3 632 692,7 1 513 044 2,40

Амурская область

3 602 260,5 798 424 4,51

Рязанская область

3 468 529,3 1 121 474 3,09

Ульяновская область

3 354 936,2 1 246 618 2,69

Смоленская область

3 245 918,2 949 348 3,42

Красноярский край

3 194 525,8 2 876 497 1,11

Хакасия Республика

3 092 734,7 537 513 5,75

Мордовия Республика

2 755 155,5 805 056 3,42

Вологодская область

2 733 988,9 1 176 689 2,32

Севастополь город

2 602 071,2 436 670 5,96

Астраханская область

2 416 618,2 1 017 514 2,38

Белгородская область

2 367 047,5 1 549 876 1,53

Пермский край

2 186 594,0 2 623 122 0,83

Калининградская область

2 166 982,9 994 599 2,18

Еврейская автономная область

1 889 765,5 162 014 11,66

Тульская область

1 845 052,1 1 491 855 1,24

Новгородская область

1 307 096,9 606 476 2,16

Липецкая область

794 283,4 1 150 201 0,69

Ярославская область

685 900,8 1 265 684 0,54

Мурманская область

472 903,0 753 557 0,63

Республика Коми

299 714,8 840 873 0,36

Калужская область

272 673,0 1 012 156 0,27
   

Что изменится в Крыму?

Новые дотационные регионы — это Севастополь и Крым. В них должны будут обеспечить нужный уровень зарплат бюджетников (учителя, врачи, полицейские и т. д.). Что касается обеспеченности Крыма и Севастополя ресурсами (газ, свет и вода), пока все это Крым и Севастополь получают из Украины. Поэтому одно время в СМИ были заявления Украины о неоплате счетов за данные блага Россией и Крымом в частности. Сельское хозяйство было на грани краха, так как поля засыхали, урожай был под угрозой. Но российские власти урегулировали данный вопрос. На сегодняшний день в Крыму уже оборудовали новые водонапорные башни, которые вполне смогут обеспечить потребности всего полуострова для орошения земель.

Крым — дотационный регион или нет? Так как работоспособное население Крыма будет пополнять бюджет РФ своими отчислениями, а полуостров станет центром российского туризма и будет процветать, узнать об этом можно будет только в будущем. Никакие выводы сейчас относительно перспектив развития полуострова сделать нельзя. Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов.

Список дотационных регионов Украины 2014

Недавно украинская газета «Капитал» опубликовала данные о распределение дотаций по областям Украины. Ниже представлены дотационные регионы Украины. Данные идут по возрастанию – от наименьшей величины к наибольшей.

1. Черниговская область – 1 370 000 гривен.

2. Кировоградская область – 1 470 000 гривен.

3. Харьковская область – около 3 200 000 гривен.

4. Одесская область – около 3 200 000 гривен.

5. Львовская область – 3 920 000 гривен.

6. Днепропетровская область – 4 040 000 гривен.

7. Донецкая область – 5 090 000 гривен.

Конечно, список, в котором предствалены дотационные регионы Украины, не полный. По данным официальных источников, всего несколько областей выполняют свой бюджет в полном объеме и не нуждаются в дотациях из Киева.

10 самых дотационных регионов России

В ноябре прошлого года Минфин России опубликовал перечень регионов, которые могут рассчитывать на дотации в 2020 году. Ведомство назвало дотационными 72 субъекта РФ (из 85). В указанных регионах доля дотаций разная. Можно выделить 10 из их числа, у которых потребность в дотациях из федерального бюджета особенно высокая. Что же это за регионы?

10. РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Башкирии в 2020 году из федерального бюджета предполагается выделить почти 17.2 млрд рублей. Это 10-й показатель по размеру субсидий регионам в 2020 году.

В прошлом году Башкортостан по размеру выданных субсидий из федерального бюджета тоже попал в топ-10. Тогда регион получил 15.6 млрд рублей.

На тот момент республика тоже была на 10-м месте в списке самых дотационных субъектов страны.

9. РЕСПУБЛИКА ТЫВА

Данный регион особенно сильно зависим от федеральных денег. Социально-экономическое положение республики очень печальное. Тут и высокая безработица, низкие зарплаты, одна из худших в стране криминальных обстановок.

Доля федеральных субсидий в бюджете республики давно превышает 50% (а по некоторым данным все 75%). В 2020 году Тыве предполагается выделить из федерального бюджета 18.6 млрд рублей. В прошлом году регион получил 16.

9 млрд рублей.

8. РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Крым не мог не попасть в этот список. Единственное, что уж больно низко регион в этом рейтинге расположился. В 2020 году Крым должен получить из федерального бюджета почти 21.5 млрд рублей. В 2019 году Крым получил субсидий на 20.4 млрд рублей. Стоит отметить, что доля федеральных субсидий в бюджете республики превышает 65%.

7. РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Данный регион в 2020 году должен получить более 21.8 млрд рублей. Бюджет Бурятии более чем на 47% состоит из федеральных субсидий. В 2019 году их размер составил 19.9 млрд рублей.

6. СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ

Почти 33% бюджета Ставрополья состоит из федеральных денег. Два последних года край уверенно занимает 6-е место по размеру получаемых дотаций. В прошлом году их размер составил 22.1 млрд рублей. В 2020 году Ставрополье должно получить из федерального бюджета почти 24.3 млрд рублей.

5. АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Бюджет данного региона почти на 40% зависит от федеральных дотаций. Край два последних года уверенно входит в топ-5 самых дотационных регионов страны. В прошлом году Алтайский край получил из федерального бюджета 26.8 млрд рублей. В 2020 году региону должно быть выделено уже 29.

5 млрд рублей. Стоит отметить, что соседняя Республика Алтай более зависима от федеральных дотаций. Почти 70% ее бюджета состоит из федеральных субсидий. Но при этом по размеру дотаций Республика Алтай в 2020 году не вошла даже в топ-25. Только 28-е место с суммой дотаций в 9.3 млрд рублей.

4. ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Уже давно не секрет, что Чечня имеет особое привилегированное положение в плане дотаций из федерального бюджета. Кто-то даже называет эти дотации данью.

Бюджет республики почти на 80% состоит из федеральных денег. Это самый дотационный субъект страны. Но по размеру дотаций все же Чечня не лидирует. В 2020 году республика получит почти 33.5 млрд рублей.

В прошлом году сумма была чуть поменьше – 30.4 млрд.

3. КАМЧАТСКИЙ КРАЙ

Открывает тройку лидеров по дотациям Камчатский край. В этом году ожидается, что регион получит из федерального бюджета более 41 млрд рублей. В 2019 году Камчатка получила от государства 37.4 млрд рублей. Бюджет региона на 61% состоит из федеральных денег.

2. РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Это далеко не самый бедный регион страны. Более того, это довольно зажиточный регион России, который ежегодно получает из федерального бюджета большие суммы денег. И это при том, что бюджет республики только на 32.

6% зависит от федеральных субсидий. Все же это далеко не самый высокий показатель по стране. При этом последние годы Якутия получает одни из самых больших сумм денег от государства.

В 2019 году Саха получила почти 47 млрд рублей из федерального бюджета, а в 2020 – почти 51.6 млрд.

1. РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Лидером по дотациям в 2020 году стал Дагестан. У этой республики тоже особое привилегированное положение в плане федеральных денег. Но все же не такое, как у Чечни.

Однако, в этом году Дагестан должен получить на отмывание самую большую сумму денег из государственной казны – почти 72.9 млрд рублей. В 2019 году республика тоже была лидером по размеру дотаций. Тогда регион получил 66.3 млрд рублей.

Видимо, у федерального бюджета появился новый фаворит, кому он щедро отдается. Кстати, бюджет Дагестана более чем на 67% зависим от федеральных субсидий.

Самые дотационные регионы: от Чечни до Москвы

Российские регионы сильно различаются по уровню экономического развития и бюджетных доходов. На это влияет множество факторов – от географического положения и ресурсной базы до развитости институциональной среды.

Такая неоднородность приводит к необходимости искусственного выравнивания бюджетной обеспеченности, чтобы помочь регионам, у которых не хватает собственных денег для финансирования расходов. Помощь федерального Правительства регионам называется межбюджетными трансфертами. Их можно разделить на 4 основные категории:

Дотации. Регионы тратят деньги преимущественно на свое усмотрение, большая часть – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые считаются по определенной формуле и учитывают региональное неравенство.

Субсидии

Регионы и федеральное Правительство софинансирует конкретные расходы в определённых пропорциях (например, субсидии важной для региона отрасли экономики федеральное Правительство финансирует на 70%, а регион на 30%).

Субвенции. Целевые расходы на выполнение федеральных полномочий

Например, регион получает деньги на обеспечение жильем ветеранов.

Иные и прочие трансферты. Выделяются на определенные функции, например, на особые экономические зоны или конкретные региональные проекты.

Размер значительной части трансфертов зависит от уровня регионального и корпоративного лоббизма.

В 2019 году общая сумма трансфертов – 2,6 трлн рублей. В структуре преобладают дотации, хотя их доля в последние годы сильно колебалась – от 30% до 48%. Также стал увеличиваться вклад иных трансфертов, например, на нацпроект по дорожному строительству и безопасности в 2019 году выделено 122 млрд рублей.

Какие регионы самые дотационные и получают больше всего помощи?

Зависимость региональных бюджетов от федеральной помощи можно рассмотреть через долю трансфертов в доходах консолидированных региональных бюджетов.

Самые дотационные регионы

Средний уровень федеральной помощи в доходах регионов – 19% (2019 г.), но в России существуют хронически дотационные регионы, где эта доля на протяжении длительного времени превышает 50%

К этим территориям как правило относятся наиболее бедные регионы со слаборазвитой экономикой и/или районы, к которым приковано особое внимание федерального центра

  • Республики Северного Кавказа (Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Доля трансфертов: 56-83%, больше всего в Ингушетии (83,4%) и Чечне (80,7%).
  • Соседствующие республики юга Сибири: Тыва, Алтай и Бурятия (54%-76%)
  • Удаленные дальневосточные регионы: Чукотка и Камчатка (58%-72%)
  • Крым, Севастополь и Калининградская область (особая экономическая зона). Доля трансфертов: 56-67%.

Регионы с минимальным уровнем трансфертов

На другом полюсе регионы, которые на 85% и больше финансируют расходы из доходов собственных бюджетов (или иных источников, кроме федеральной помощи).

Это крупные города: Москва и Санкт-Петербург (с областями), нефтегазовые регионы: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область, Коми, Сахалин. Также это промышленно развитые регионы: Свердловская область, Красноярский край, Самарская область, Татарстан и т.п.

Наименее зависимый от федеральной помощь регион – Москва, город не получает дотации (как минимум последние 5 лет), а доля трансфертов в бюджете – менее 3%. По сумме бюджетных доходов Москва – один из крупнейших городов мира (в топ-5), что в некоторой степени связано с централизованной системой управления страной.

ru

В 2019 году только 13 регионов (15%) относились к регионам-донорам, которые не получали из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Число регионов-доноров за последние 5 лет колебалось от 13 до 14.

Несмотря на важность помощи бедным регионам в рамках системы межбюджетных трансфертов, можно констатировать, что неизменность числа доноров свидетельствует о проблеме иждивенчества. При улучшении экономических условий и росте собственных бюджетных доходов регионы могут лишиться федеральных дотаций (или получить меньше), что снижает стимулы экономического развития

В следующей статье рассмотрим душевую федеральную помощь регионам, скорректированную на уровень жизни и цен.

Заходите насайт, подписывайтесь наtelegram и дзен, чтобы читать интересные статьи. Автор — кандидат экономических наук.

Анализ регионов-доноров и регионов-реципиентов России

Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.

проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев. Отсталые регионы. «Характерными развития регионов являются: состояние застоя, интенсивность деятельности, малодиверсифицированная структура экономики, слабый научно-технический потенциал, развитая сфера.

К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия». «Депрессивные регионы — это территории, в время более низкими, чем в среднем по стране, социально-экономического развития, но в были развитыми, а по показателям ведущее в стране. Отличительными депрессивных регионов являются: уровень научно-технического потенциала, доля в экономики, относительно уровень кадров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *