Зарплата учителей в 2022 году в россии

Плюсы и минусы профессии

Как уже было упомянуто, профессия учителя создана для тех, кто искренне любит детей. Если человеку нравится общаться с дошкольниками, то контакт с малышами уже сам по себе является преимуществом профессии. Кроме того, к числу ее достоинств следует отнести:

возможность творческой самореализации, а сегодня, учитывая проекты вроде электронной школы, они стали еще шире,
наличие длительного отпуска,
возможность вносить элементы новизны в рабочий процесс в отличие от офисной рутины,
наличие четкого плана занятий – для многих людей это тоже довольно важно.

Но у профессии есть и не менее весомые минусы: высокий уровень ответственности, который ведет к стрессу и эмоциональному напряжению, а также постоянные административные проверки, большой объем бумажной работы и главное – невысокий уровень зарплаты.

Заработная плата педагогов на 2021 год

Выплата жалованья в системе образовательных кадров будет проиндексирована на 3 %, как отмечает «Интерфакс».

Дополнительно будут отпущены средства на вознаграждение учителей. Они получат их за особые успехи в образовательной деятельности.

Несмотря на сложные эпидемиологические условия, по словам мэра столицы, будет сохранена заработная плата бюджетникам, хотя бюджет страны был снижен. Будут продолжать работу главные проекты страны, а также строительство школ и детских садов.

Анна Самохина прожила счастливую жизнь, потому что не боялась перемен

Сделать прививку: иммунолог дал советы россиянам, не переболевшим коронавирусом

Наряды Татьяны не нравились окружающим. Преобразится помог «Модный приговор»

Молотков отметил, что на выплату вознаграждения бюджет Москвы выделит сумму в размере более 8 тыс. рублей в 2021 году, а также дополнительно будут перечислены средства на сумму 3 млрд рублей. Примерно 9 млрд будет выплачиваться педагогам за активную работу в Московской электронной школе. В настоящее время выплаты, стимулирующие труд педагога, получают 56 тыс. преподавателей, за год их должно увеличиться до более 60 тысяч.

Виды категорий

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждения соответствия занимаемой должности

Аттестация на категорию проходит с участием экспертов Центра оценки качества образования. Решение о присвоении принимается на областном уровне.

Подтверждение занимаемой должности по форме немного отличается в сторону упрощения и проводится специалистами учреждения с участием администрации.

Еще одно основное отличие, оплата по первой категории выше, чем по соответствию занимаемой должности.

Повышение зарплат в 2018 году по регионам

В таблице представлены данные Росстата о повышении зарплат педагогам по различным регионам страны, а также средние данные по Российской Федерации.

Субъект 2017 г Январь 2018 г. Рост на начало 2018 года Июнь 2018 г Рост за I полгода
г. Москва 75783 руб 80646 руб 106,42% 83679 руб 103,76%
Центральный федеральный округ 46228 руб 48285 руб 104,45% 53767 руб 111,35%
Северо-Западный федеральный округ 40274 руб 42033 руб 104,37% 46499 руб 110,63%
Южный федеральный округ 26799 руб 27039 руб 100,90% 33149 руб 122,60%
Северо-Кавказский федеральный округ 21248 руб 21595 руб 101,63% 24439 руб 113,17%
Приволжский федеральный округ 26716 руб 27812 руб 104,10% 31889 руб 114,66%
Уральский федеральный округ 40076 руб 40855 руб 101,94% 51695 руб 126,53%
Сибирский федеральный округ 30304 руб 31880 руб 105,20% 39050 руб 122,49%
Дальневосточный федеральный округ 47198 руб 49089 руб 104,01% 61759 руб 125,81%
В среднем по России 34921 руб 36265 руб 103,85% 42226 руб 116,44%

Однако, если смотреть в разрезе конкретных областей, республик и автономных округов, можно отметить, что в нескольких регионах уровень оплаты труда учителей снизился. В частности это случилось в Мордовии и Пензенской области. В Новгородской и Белгородской областях, а также на Чукотке, повышения зарплат, по данным Росстата, не было.

Сравнение средних зарплат по регионам и городам

Субъект РФ Размер средней заработной платы по региону Размер средней заработной платы учителя
г. Москва 58760 руб 57780 руб
Ямало-Ненецкий округ 76500 руб 83175 руб
Чукотка 75400 руб 76715 руб
Немецкий округ 65370 руб 75150 руб
Ханты-Мансийский округ 56925 руб 73 190 руб
Магадан 58800 руб 73175 руб
Камчатка 52280 руб 69480 руб
Саха 49140 руб 62780 руб
Мурманск 42686 руб 57410 руб
Сахалин 53235 руб 56734 руб
Коми 39465 руб 54200 руб
Московская область 37600 руб 48235 руб
Хабаровск 34 835 руб 47830 руб
Тюмень 33715 руб 42655 руб
Красноярск 33515 руб 41725 руб
Приморский край 31694 руб 41694 руб
Санкт — Петербург 38935 руб 41725 руб
Архангельск 32585 руб 40605 руб
Хакасия 28100 руб 38630 руб
Амур 31500 руб 38320 руб
Екатеринбург 29050 руб 37050 руб
Карелия 28980 руб 36310 руб
Иркутск 30695 руб 34700 руб
Татарстан 27215 руб 33670 руб
Бурятия 27060 руб 33235 руб
Ленинградская область 31240 32 115 руб
Ярославль 24315 руб 31765 руб
Тыва 23365 руб 31515 руб
Краснодар 25440 руб 31435 руб
Вологда 26020 руб 31265 руб
Омск 25585 руб 31200 руб
Кемерово 26135 руб 31145 руб
Пермь 26230 руб 31070 руб
Томск 31415 руб 30500 руб
Рязань 23025 руб 28620 руб
Самара 24925 руб 28620 руб
Новосибирс 26120 руб 28545 руб
Ростов 22625 руб 28380 руб
Челябинск 27020 руб 28260 руб
Калининград 26010 руб 28110 руб
Липецк 22315 руб 27887 руб
Смоленск 21550 руб 27715 руб
Калуга 26950 руб 27600 руб
Ставрополь 21485 руб 26925 руб
Владимир 21875 руб 26795 руб
Чувашская республика 20275 руб 26390 руб
Алтай 22030 руб 26200 руб
Тула 24665 руб 26060 руб
Оренбург 22935 руб 25930 руб
Воронеж 22930 руб 25930 руб
Волгоград 22900 руб 25800 руб
Астрахань 22565 руб 25700 руб
Тверь 23825 руб 25690 руб
Ульяновск 20365 руб 25487 руб
Ингушетия 21170 руб 25080 руб
Новгород 24285 руб 24885 руб
Адыгея 20175 руб 24820 руб
Удмуртская республика 22770 руб 24434 руб
Псков 20343 руб 24430 руб
Башкортостан 23 580 руб 24260 руб
Орлово 20064 руб 24155 руб
Тамбов 19675 руб 23695 руб
Брянск 20240 руб 23445 руб
Белгород 22920 руб 23400 руб
Иваново 19750 руб 23040 руб
Калмыкия 19020 руб 22515 руб
Чеченская республика 21935 руб 22080 руб
Киров 20265 руб 22045 руб
Курган 20180 руб 22030 руб
Пенза 21445 руб 21770 руб
Саратов 21280 руб 21525 руб
Северная Осетия 19845 руб 21385 руб
Марий Эл 19555 20965 руб
Алтайский край 18725 руб 20140 руб
Мордовия 18700 19940 руб
Дагестан 18500 17449 руб

Заработные платы по регионам России

Одним из ключевых факторов, влияющих на уровень дохода преподавателя, является регион проживания и трудоустройства. В зависимости от места, сильно варьируется уровень заработка.

Средняя зарплата учителя в России составляет 20-22000 рублей. Начинающие специалисты, не имеющие опыта и заслуг, могут рассчитывать на значительно более низкий уровень оплаты труда — около 15-17000 рублей, если речь идет о небольшом городе.

О том, сколько получают учителя в Москве и других регионах, можно узнать из таблицы:Ситуация в Крыму

Заработок педагогического состава в Крыму не сильно отличается от среднего по России. Учитель здесь может получать около 20000 рублей. Однако действуют дополнительные выплаты за выслугу, успехи, ведение классного руководства и т.д. Уровень дохода напрямую зависит от количества предметов, которые ведет педагог. Сколько зарабатывает учитель физкультуры? Его доход может составлять 20000 рублей. Однако при ведении дополнительных секций и получении хороших результатов учениками в соревнованиях, доход может увеличиваться.

Регион/город Средняя зарплата учителя, руб.
Москва 65000
ЯНАО 75000
ХМАО 73000
Санкт-Петербург 50000
Тюмень 47000
Хабаровск 47000
Екатеринбург 40000
Ярославль 33000
Омск 32000
Челябинск 30000
Владимир 29000
Оренбург 27000
респ. Башкортостан 25000
Пенза 23000
Алтайский край 21000
Мордовия 20000
Дагестан 18000

Какие качества нужны учителю?

Терпеливость. Поведение детей порой может быть ужасным. Однако учитель должен сдерживать себя и сохранять спокойствие, несмотря на все их проделки и шалости;
Наблюдательность. Педагог должен видеть малейшие изменения в поведении детей, чтобы вовремя выявить тревожные симптомы или же признаки скрытого таланта;
Гибкость. Позволяет учителю оперативно менять стиль общения и подход к ученикам в зависимости от ситуации, находить общий язык с их родителями;
Хорошая память. Талантливый педагог помнит не только имена своих учеников, но и особенности их характеров, а любую страницу учебника цитирует наизусть;
Справедливость. Личные пристрастия и антипатии ни в коем случае не могут влиять на оценки. Заводя фаворитов в классе, преподаватель мгновенно теряет авторитет;
Уверенность. Педагог ни секунды не должен сомневаться в своих силах или знаниях, а уж тем более показывать неуверенность детям, считающих его непогрешимым;
Коммуникабельность. Сложно представить себе учителя, испытывающего дискомфорт в процессе общения со школьниками или буквально выдавливающего из себя слова;
Толерантность. Педагог не может формировать отношение к школьникам на основе личного неприятия их взглядов, национальности, религии и других особенностей;
Эмпатия

Учителю очень важно уметь чувствовать эмоциональный настрой учеников, сопереживать их неудачам и разделять с ними радость победы;
Рефлексия. Помогает педагогу беспристрастно оценивать результаты своей работы, адекватно воспринимать личные достижения и выявлять причины ошибок;
Стрессоустойчивость

Без неё сложно выдержать давление руководства и родителей, сохранить ясный ум внештатных ситуациях, которые в школе бывают постоянно;
Тактичность. Педагог должен уметь указать ребёнку на ошибки и направить его в нужную сторону, не нанося ему травму и проявляя уважение к личности;
Энтузиазм. Учитывая, сколько в среднем зарабатывают учителя, выдержать эту нагрузку крайне сложно без глубокой увлечённости педагогической деятельностью.

Что предлагают сделать

О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.

Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.

Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.

Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:

  • единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
  • базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
  • единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
  • для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.

Другими словами, хоть правила и будут едиными по всей стране, базовые оклады по-прежнему устанавливает регион. Правда, если в «Майских указах» говорится, что зарплата учителя должна составлять 100% от средней по региону, а оклад – не менее 70% от зарплаты, следует предположить, что оклады все же будут устанавливаться примерно на таком уровне. С другой стороны, для начинающих учителей оклады явно будут ниже, а для более опытных и квалифицированных – выше. И как в этой ситуации будет соблюдаться требование 70:30, сказать пока сложно.

О том, что зарплаты будут приближены друг к другу именно в пределах региона, говорил и Сергей Кравцов – министр просвещения (и заодно пообещал сделать систему прозрачнее).

Следующий вопрос – то, как именно будут начисляться стимулирующие выплаты. Сейчас эти деньги распределяются по решению школьного совета, но если на федеральном уровне будет введен единый перечень таких выплат, они должны будут распределяться по более четким и понятным правилам.

В любом случае, следует подождать, пока Минпросвещения подготовит полноценный проект системы – по ней будет видно, смогут ли чиновники ответить на проблему низких зарплат учителей. По некоторым данным, новая система будет запущена не сразу и не во всех регионах – ее опробуют в пилотном режиме лишь на некоторых субъектах РФ.

История и эволюция учительства

Человечество училось с момента своего появления. Люди наблюдали за действиями друг друга и таким образом перенимали полезные навыки. Дети смотрели за старшими и пытались повторять действия за ними. У кого-то показывать и объяснять получалось лучше чем у остальных. Постепенно суть занятий этих людей свелась только к передаче полезного знания подрастающему поколению.

У слова  педагог, являющегося синонимом слова учитель – греческие корни. В Древней Греции этим термином называли специального раба. Он не выполнял работы по хозяйству, а только занимался с детьми и обучал их умениям и навыкам, которыми владел сам. Слово школа позаимствовано у тех же древних греков греков. У них был термин схоле который можно перевести как отдых. Древние не считали обучение трудным занятием, напротив, они полагали, что человек когда учится – отдыхает.

Позднее, в Средние века, школы открывались в основном при монастырях и учителями в них служили монахи, которые преподавали в свободное от церковных дел время. С развитием цивилизации и накоплении багажа знаний, все больше возникала необходимость  в людях, способных последовательно и планомерно на регулярной основе передавать свои знания группам специально организованных детей.

Появились методики обучения. Количество изучаемых дисциплин неуклонно росло. Как и количество обучаемых детей. И наконец в XX веке цивилизованные страны реализовали программу поголовной грамотности. Количество детей из года в год увеличивается и потребность в учителях растет.

Что уже предпринято для изменений в 2020/2021 учебном году

Премьер-министр России подписал постановление об индексации зарплат бюджетников на 3 % с 1 октября 2020 года. Это на данный момент дает ответ на вопрос, на сколько процентов гарантируется увеличение имеющейся зарплаты учителям, и когда ее повысят.

Это повышение ожидается в начале IV квартала, втором месяце учебного года. А в 2021 году рост заработной платы учителей зависит от официального уровня инфляции, установленного Росстатом. Каким будет новый уровень индексации, пока не известно.

«Российская газета» сообщила, что в постановлении предусмотрено не только октябрьское повышение. Оно будет проводиться поэтапно и коснется нескольких категорий бюджетников – с 1 апреля 2021 года. Первоочередными, приоритетными сферами по-прежнему остаются медицина и образование.

Постановление не коснется тех, кто работает в коммерческих структурах. Там ответ на вопрос, повысят ли зарплату учителям в 2021 году, зависит от руководства, спонсоров, престижности заведения и стоимости обучения.

Вторым аспектом, способным повысить оплату нелегкого учительского труда, аналитические агентства признают надбавку в 5 тысяч за классное руководство. По факту, это означает, что она должна быть начислена 838 тысячам учителей, осуществляющих классное руководство. Однако аналитики отмечают и неясные аспекты в этом решении:

  • сохранится ли региональная надбавка (в отдельных территориальных образованиях она равнялась 50 рублям, но были и более весомые суммы);
  • планируются ограничения в выплате в тех классах, где количество учеников менее 14 человек (недостаточное наполнение, характерное для сельских школ);
  • говорится о том, что эту надбавку не получат 400 тыс. учителей, которые не занимаются классным руководством.

Усиленное внимание уделяется сейчас снижению поступлений в бюджет государства, вызванное пандемией коронавируса. Это может помешать проведению реформирования, намеченного на конец 2020 – середину 2021

Планировалось принять методические основания для намеченной реформы (этого потребовала законодательная комиссия при Госдуме), но в начале года произошла неожиданная смена правительства. Сейчас обсуждают только новые звания, но неясно, как будут рассчитываться начисления для всех введенных категорий – старшего, ведущего и простого учителя.

Принятие закона о независимом оценивании, который позиционируется как метод стимуляции кадров к повышению профессионального опыта и саморазвитию, может стать для недобросовестных руководителей способом занизить или поставить под сомнение квалификацию сотрудников.

С другой стороны, успешно пройденное тестирование может быть основанием для повышения в должности и увеличения зарплаты. Это может быть еще одним шансом повысить зарплату в индивидуальном порядке, как и дополнительные часы работы, участие в других процессах.

Последние новости из Госдумы дают основания для предположений о положительной динамике в зарплате учителей в 2021 году. Сегодня многое зависит от продолжения запланированной реформы и принятия поправок к Трудовому Кодексу до обсуждения проекта бюджета на 2021 год.

Итоги

Правительство страны предусмотрело принятие мер по увеличению зарплаты работников образовательной сферы:

  1. Индексацию зарплаты бюджетников, согласно постановлению, подписанному премьер-министром.
  2. Реформирование бюджетной сферы: введение тестирования, новых должностей, возможность карьерного роста.
  3. Повышение надбавки за классное руководство.
  4. Региональные надбавки и возможность повышения профессиональной квалификации.

Как найти работу учителю?

Несмотря на сопутствующие педагогической работе проблемы и недостатки, многие выпускники колледжей и вузов положительно относятся к идее трудоустройства в школу. Проблем с поиском места у них возникнуть не должно, так как учебные учреждения сами заинтересованы в привлечении молодых специалистов. Найти актуальные вакансии и узнать, сколько зарабатывают учителя в 2021 году, можно разными способами:

  • Как правило, на старших курсах студенты педагогических вузов проходят практику в учебных заведениях. Если на данном этапе показать себя активным и ответственным специалистом, можно получить от руководства приглашение на постоянную работу;
  • Помочь в трудоустройстве молодого учителя способны городские и районные отделы образования. Желательно обратиться сюда в конце весны, предоставить своё резюме и поинтересоваться о наличии вакансий в местных учебных заведениях;
  • Можно непосредственно связаться с руководством понравившейся школы, провести собеседование и на месте уточнить, сколько зарабатывает учитель английского языка, математики или химии. Иногда новичкам предлагают место лаборанта;
  • Полезно поискать предложения на порталах по трудоустройству. Есть специальные ресурсы именно для учителей, где можно найти подходящее место гораздо быстрее, чем на сайтах и досках объявлений универсальной направленности.

Разумеется, не стоит устраиваться в первую же подходящую школу наугад, даже если это выглядит самым простым способом решения проблемы занятости. Ещё до встречи с директором нужно собрать информацию о заведении, ознакомиться с его программами и составом трудового коллектива, попытаться выяснить, сколько зарабатывает учитель младших классов. Если работодатель также проявит заинтересованность, необходимо продумать свои действия при подготовке к встрече и в процессе собеседования:

  • Резюме нужно оформлять в традиционном виде. Первое впечатление работодатели формируют по фото: если на ней изображены девушка в легкомысленном платье или парень в эпатажной футболке с зелёными волосами, шансов у них немного;
  • Внешний вид соискателя должен соответствовать должности учителя. Лучше всего на собеседовании воспринимаются неяркий костюм, аккуратная причёска, классическая обувь, строгий маникюр и минимум украшений у девушек;
  • От начинающего педагога требуется уверенная и правильная речь без жаргонных слов и паразитных междометий. Есть ли смысл думать, сколько зарабатывает учитель истории, если он не умеет говорить на чистом литературном языке?
  • Для руководства школы важен опыт работы кандидата. Если у новичка его нет, можно сказать о своих достижениях в общественной деятельности, приобретённых во время педагогической практики навыках и полезных для учителя чертах личности;
  • Наконец, новичку нужен огромный уровень личной мотивации. Учитывая, сколько зарабатывает учитель химии или музыки, достичь высокого профессионального уровня возможно только при наличии неисчерпаемых запасов энтузиазма.

Заработок учителей в зависимости от специализации (столичные показатели)

Сколько будет получать педагог, зависит от региона и даже конкретной школы. Дело вот в чем — зарплата учителя состоит из 3 частей:

  1. Базовая. Это та сумма, которую платят непосредственно за проведение уроков (основных и дополнительных), проверку домашнего задания.
  2. Стимулирующая. Эта часть напрямую зависит от профессиональной дисциплины учителя, от того, какие места занимают его ученики на олимпиадах и вообще участвуют ли в них. Жалобы со стороны родителей и коллег — существенный минус, а высокие показатели ЕГЭ, внедрение и применение современных технологий в области образования — большой плюс.
  3. Компенсирующая. Сюда включаются доплаты за классное руководство, повышение квалификации, внеурочные часы, количество учеников и заведование кабинетом.

Естественно, мне было интересно, сколько получают учителя в крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге. В столице педагогам предусмотрены дополнительные городские выплаты — надбавки:

  • 12 500 руб. за классное руководство, если в классе более 25 учеников;
  • 10 000 руб. за применение материалов Московской электронной школы (МЭШ) на своих уроках.

МЭШ — это интернет-портал для школьников и учителей г. Москвы. Его цель — создание технологичной образовательной среды в столичных школах.

В итоге 22 500 руб. идут плюсом к окладу помимо стимулирующих и компенсирующих выплат. Задумалась — не переехать ли мне после окончания вуза в Москву…

Рейтинг специализаций впечатлил и озадачил. Сайт https://moskva.trud.com/salary/693/4136.html?currency=RUB на основе опубликованных вакансий для учителей предлагает свою подборку.

И самую высокую зарплату в ней обещают учителю французского языка — до 300 тысяч рублей, видимо, в частном лингвистическом центре

На втором месте — учителя русского языка, физики и химии — им в столице готовы платить около 70 тысяч рублей.

Чуть меньше — до 65 тысяч рублей — предлагают учителю математики, столько же — педагогу по информатике, и около 60 тысяч — учителю физкультуры.

От 50 тысяч рублей — зарплаты у педагога начальной школы, «историка» и учителя испанского языка.

А вот в Северной столице ситуация совсем другая. Здесь самая высокая зарплата — чуть больше 40 тысяч рублей — у учителя китайского языка.

Немного меньше предлагают педагогу по рисованию и учителю обществознания, а вот педагог начальной школы в Санкт-Петербурге может рассчитывать на 38–40 тысяч руб.

Я будущий учитель информатики и в Питер на заработки не поеду, потому что там предлагают всего от 20 до 30 тысяч рублей.

Планируемый уровень средних зарплат учителей в 2021 году в России

Специалисты Средняя зарплата
Учителя средней школы 44760 руб
Преподаватели ВУЗов 93000 руб
Воспитатели дошкольного образования 34700 руб

Доходы бюджетников являются регулируются и контролируются на уровне правительства Российской Федерации. Распоряжение о повышении уровня доходов до средних региональных цифр было подписано Владимиром Путиным в 2012 году. При этом заработная плата преподавателей высших учебных заведений, научных сотрудников и профессорского состава должна была вырасти до 200% от средней зарплаты по региону.

Более точная информация представлена в таблице ниже, с разделением по уровням учебных заведений.

В среднем по России В федеральных учебных заведениях В региональных учебных заведениях В муниципальных учебных заведениях
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 34681 руб 44279 руб 47399 руб 33789 руб
Учителя общеобразовательных школ 44760 руб 78429 руб 64094 руб 40149 руб
Педагоги дополнительного образования 42079 руб 51140 руб 53615 руб 40134 руб
Мастера и преподаватели профессионального образования 43615 руб 43545 руб 43641 руб 27783 руб
Педагоги, работающие с детьми-сиротами 40493 руб 39327 руб 48764 руб
Преподаватели вузов 92957 руб 92588 руб 107299 руб 54789 руб

Вход на сайт

Перечни должностей основных категорий специалистов отрасли, которым могут устанавливаться указанные надбавки, и порядок их установления определяются соответствующими министерствами, республиканскими органами государственного управления (образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, социальной защиты, по архивам и делопроизводству, Белтелерадиокомпанией).

При выполнении работы на условиях совместительства по основному месту работы и у другого нанимателя выплата надбавок основным категориям специалистов, имеющим квалификационные категории, производится на общих основаниях, как и основным работникам.

Это интересно: Субсидия На Квартиру Кому Положена 2021 Московская Область Сумма

Расчет заработной платы учителя

Как начисляется зарплата учителям, вам теперь уже известно. Если вы хотите самостоятельно рассчитать оплату своего труда, используйте калькулятор зарплаты учителя – 2018, который мы вам предлагаем ниже. 

Квалификация: 

  • стаж: молодой специалист без опыта работы – 30%, от 3 до 5 лет – 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 20 %, свыше 15 лет – 30 %. В зависимости от региона эти коэффициенты могут отличаться на 5–10 единиц. Учитывать ли стаж вообще, решает школьное руководство. Многие педагоги говорят о том, что сейчас появилась тенденция аннулировать этот пункт, чтобы вынудить пожилых учителей уйти: департаменты образования пытаются привлечь в школы молодые кадры;
  • категория: вторая – от 10 до 40 %, первая – от 25 до 50 %, высшая – 40 до 60 %. Конкретные коэффициенты зависят от региона;
  • образование: среднее специальное – 30 %, высшее – 50 %.

Компенсационные выплаты:

  • учителя лицеев и гимназий – 15 %;
  • работа в коррекционном учреждении для воспитанников с ОВЗ – 20 %;
  • преподавание в школе-интернате – 15 %;
  • преподавание в школе-интернате для детей-сирот – 20 %;
  • обучение на дому больных детей, детей-инвалидов – 20 %;
  • классное руководство в начальных классах (с 1-го по 4-й) – 15 %;
  • классное руководство в средних и старших классах (с 5-го по 11-й) – 20 %;
  • проверка тетрадей в начальных классах – 10 %; 
  • проверка тетрадей по русскому и родному языку, по литературе – 15 %; 
  • проверка тетрадей по математике, иностранному языку, черчению – 10 %; 
  • сложность или приоритетность предмета – 25 % (русский и иностранный языки, математика), 20 % (учителя начальных классов), 15 % (естественные науки, информатика);
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией – 10 %;
  • работа с библиотечным фондом учебников – 20 %;
  • руководство методическим объединением, предметной комиссией – 15 %;
  • заведование учебными мастерскими – 35 %;
  • заведование учебно-опытными участками – 15 %;
  • обслуживание вычислительной техники – 15 %;
  • руководство кружком по духовно-нравственному и правовому воспитанию – 20 %;
  • работа с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (например, для учителей химии, информатики) – 12 %;
  • народный, заслуженный учитель – 15 %;
  • почетный работник общего образования РФ – 20 %.

Москва:

Зарплата московских учителей – предмет зависти многих коллег из регионов. В столице педагог имеет особый род стимулирующих выплат – городские надбавки. Во-первых, 12 500 рублей в месяц за классное руководство (при условии, что в классе учится не менее 25 человек) – согласитесь, это существенно больше общепринятой надбавки в 15–20 %. Во-вторых, ежемесячная доплата 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках. 

Регионы:

Городские школы. Без сомнения, средняя зарплата учителя в любом регионе России ниже столичной. Даже несмотря на использование одинаковых коэффициентов, заработная плата учителя в Москве стоит особняком. Причина – изначально более низкий оклад и отсутствие «московских» городских доплат. Сам по себе базовый оклад устанавливается департаментом образования области или края. Минимальный размер – 3 749 рублей.

Сельские школы. Сразу скажем, что учителя сельских школ имеют право на несколько дополнительных выплат:

  • работа в сельской школе – 25 %;
  • одному из учителей школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой – 50 %;
  • заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство – 20 %.

Еще один бонус, не относящийся непосредственно к зарплате, но тоже материального характера, – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. 

«Не сдал аттестацию» – обжалованию не подлежит

В чем, как вы считаете, основные проблемы московских учителей?

– Ну вот, например, моя любимая тема – только в Москве додумались сделать в общем кадровом реестре возможность для всех директоров выставить учителям «черную метку» при увольнении. То есть если учитель, например, увольняется по своему желанию, но при этом он поспорил с директором, директор нажимает значок в кадровом реестре, и все директора московских школ видят, что этого учителя больше не надо брать на работу.

Причем никто из директоров официально не подтвердит, что это есть, но нам, профсоюзу «Учитель», чудом удалось достать пару документов, где департамент регулирует этот вопрос. Я не слышал, чтобы в других регионах была возможность у директора выгнать учителя фактически с волчьим билетом.

Мы знаем опытнейших учителей, которые ушли по своей воле, и их никуда не берут.

Чем еще Москва отличается в плане условий труда от регионов?

– В Москве очень оригинальная система аттестации учителей. Она вроде бы неплохая, кажется демократичной, потому что соответствие учителя занимаемой должности оценивает школа. Собирается комиссия, учитель выполняет тесты, отвечает на вопросы – казалось бы, все здорово, но нет в принципе апелляционной инстанции. То есть в ситуации, когда директор или завуч решил по какой-то причине завалить учителя и сказал: «Ты не сдал аттестацию», руководство на уровне Московского центра качества образования, Департамента образования пожимает плечами и говорит: «Мы ничего сделать не можем, у нас так принято по закону».

У нас есть член профсоюза, которую так уволили за то, что она не прошла эту аттестацию. Мы посмотрели тесты, которые она выполняла, и нашли, что еще в 2013 году про них Исаак Фрумин говорил, что это полный бред. Академик Борис Михайлович Бим-Бад по нашей просьбе посмотрел эти тесты и сказал: «Тестовые задания для аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности «учитель» весьма аморфны, расплывчаты, не однозначны, они включают в себя сомнительные варианты ответов, ни один из которых не убедителен. <…> В предложенных тестовых заданиях варианты ответов для выбора продиктованы взглядами, вкусами, предпочтениями составителей этих заданий. Поэтому они не могут служить основанием для объективной оценки правильности ответов, оценки, которая имеет жизненно важные для учителя последствия».

Но департамент говорит, что он ничего не может сделать, и мы проиграли дело в городском суде, который сказал: «Нарушений в процедуре не было, оценивать качество тестов мы не можем, а приглашать экспертов не хотим».

Раньше мы не подозревали об этой проблеме, но в этом году выяснилось, что для многих московских учителей аттестация – опасное дело именно потому, что нет системы апеллирования.

Результат аттестации – окончательный, обжалованию не подлежит. Такого не должно быть никогда и нигде. И эта ситуация, безусловно, очень беспокоит часть московских учителей.

Есть еще много факторов, влияющих на общую нервную обстановку в московском школьном образовании. Например, то, что сейчас многим учителям приходится работать не в одном здании, а в нескольких. То, что над учителями постоянно висит угроза каких-то санкций.

Например, с точки зрения закона никто не может требовать от него предоставления какой-то там карты урока – то ли информационной, то ли еще какой-то, – но к нему придут проверять, выяснится, что у него этой карты нет, хотя по закону ее и не должно быть, и к нему начнут придираться. Большинство учителей просто плюет на это и говорит: «Дотянем как-нибудь до пенсии», хотя теперь и пенсия отодвинулась. Все это не способствует тому, чтобы качество образования становилось лучше. Так что эти большие деньги даются очень серьезным нервным напряжением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *