Разбор как выбрать олимпиаду
Содержание:
- Советы участников
- Где и когда найти информацию
- Как подготовиться к олимпиаде
- Этапы и примеры заданий
- Олимпиады по физике третьего уровня
- До олимпиады
- Внеперечневые олимпиады
- Советы от призеров и победителей ВсОШ. Как преодолеть региональный этап?
- Инициативные олимпиады
- Перечневые олимпиады
- Как готовиться к МОШ? Мнение победителей
Советы участников
Елизавета Авдеенко, победитель по профилю «Нанотехнологии» в 2018 году
На первом этапе не потребуется специфичных навыков, мне, например, хватило школьных знаний. Обязательно посмотрите задачи прошлых лет для каждого этапа и прорешайте их. Также очень помогают материалы, которые организаторы выкладывают на сайте олимпиады. Правда, они дают только базовые знания. Чтобы разобраться в конкретной задаче, нужно искать много дополнительной информации.
В командном и финальном этапе вас ждёт проектное задание. Нужно распределить задачи внутри группы, иначе на их решение не хватит времени. Новичкам советую потратить время на поиск сильной команды. Олимпиада междисциплинарная, потому в состав должны войти участники, которые хорошо разбираются в своей области знаний. Одному человеку невозможно знать все предметы. Например, в моём профиле были задания по физике, химии и биологии. В биологии я не разбираюсь совсем, но смогла победить за счёт хороших баллов на остальных этапах.
Где и когда найти информацию
2.1. По каким правилам проходит олимпиада?
По правилам, установленным для данного этапа всероссийской олимпиады школьников приказами Минпросвещения России (или Минобрнауки России до мая 2018 года) и Департамента образования и науки города Москвы.
Все нормативные документы доступны по ссылкам с сайта олимпиады vos.olimpiada.ru.
2.2. Кто отвечает за проведение муниципального этапа олимпиады? Как с ними связаться?
Организатором муниципального этапа олимпиады является Департамент образования и науки города Москвы.
Оперативную координацию реализуют межрайонные советы директоров. Контакты координаторов.
2.3. Я пропустил(а) олимпиаду (болел(а), уезжал(а) и т.п.), можно ее переписать?
Нет, такой возможности на всероссийской олимпиаде не предоставляется.
Подробнее читайте в Положении.
В Москве проводится много олимпиад различного уровня, в большинстве из них могут принимать участие все желающие школьники — оперативную информацию читайте на страницах mos.olimpiada.ru и olimpiada.ru.
В любом случае, все работы будут проверены и все процедуры обсуждения спорных моментов проверки будут проведены в установленном порядке.
Даты приема вопросов школьников отсчитываются оргкомитетом со дня официальной публикации (дня публикации результатов на Портале госуслуг).
Следите за обновлениями на vos.olimpiada.ru/2020/okrug.
2.6. Где мне посмотреть задания и решения?
Задания и решения публикуются на сайте vos.olimpiada.ru. Задания станут доступны через несколько дней после тура, решения будут размещены вместе с предварительными результатами участников.
2.7. Я ничего не понимаю на сайте, можете мне просто написать мои результаты?
Такой сервис ни городским оргкомитетом, ни Порталом госуслуг не предоставляется.
Для просмотра результатов зайдите на страницу vos.olimpiada.ru/2020/okrug, в строке предмета перейдите по нужной ссылке.
В случае технической проблемы не стесняйтесь написать в техподдержку – vos@olimpiada.ru. Не забудьте указать ФИО или логин, предмет, школу и класс.
2.8. Где и когда будут опубликованы списки победителей и призеров?
На официальном сайте олимпиады не позднее 30 декабря, следите за новостями.
2.9. Как узнать, прошел ли я на региональный этап?
Граничные баллы, которые необходимо набрать для приглашения на региональный этап (см. ), будут опубликованы на официальном сайте олимпиады не позднее 30 декабря, следите за новостями.
Как подготовиться к олимпиаде
Чтобы победить в олимпиаде и получить льготы при поступлении в вуз, необходимо много и упорно работать. Одни начинают штудировать учебники, забывая про сон и отдых. Другие записываются на специальные кружки и курсы, которые нередко организовываются на базе высших учебных учреждений или педагогических центров. Все это правильно, однако на пути к успеху необходимо учесть ряд несложных правил и рекомендаций, позволяющих повысить подготовленность к будущим испытаниям.
- Выбирайте предмет, исходя из собственных предпочтений. Часто школьники идут на олимпиады по тем дисциплинам, в которых больше преуспели. Однако не всегда успехи свидетельствуют об истинных пристрастиях. Поэтому не бойтесь выбирать предмет, по которому вы знаете чуть больше, чем ничего, главное, чтобы он был любимым, а знания можно накопить в процессе подготовки.
- Не распыляйтесь на несколько направлений. Безусловно, есть уникумы, способные одержать победу сразу по трем дисциплинам за год, но это, скорее, исключение, чем правило.
- Изучите требования организаторов олимпиады. Найдите в интернете задания прошлых лет, часто они приводятся вместе с ключами. Постарайтесь понять их логику. Поищите работы победителей и призеров: полезно посмотреть на ответы реальных людей, а не только изучить требования и критерии оценивания.
- Научитесь мыслить нестандартно. Задания, предлагаемые на олимпиадах, существенно отличаются от вопросов ЕГЭ. Чтобы справиться с ними, недостаточно просто выполнить все по шаблону. Чтобы развить гибкость мышления, прочтите вузовский учебник по логике, постарайтесь решить задания, предложенные в нем.
- Составьте график. Приемы тайм-менеджмента позволят равномерно распределить нагрузку. Ежедневно выделяйте хоть немного времени для продвижения вперед. Это поможет не только накопить знания, но и повысить уверенность в собственных силах. Чтобы лучше запомнить и понять материал, пересказывайте информацию друзьям, родственникам, в крайнем случае – домашнему питомцу.
- Пообщайтесь с победителями олимпиад по выбранному профилю. Узнайте, как они готовились к состязаниям.
- Участвуйте в различных олимпиадах. Это позволит набраться опыта, научиться концентрироваться на главном, минимизировать стресс.
Подготовка к олимпиаде должна включать и работу над почерком. Старайтесь писать аккуратно. В противном случае даже правильно решенное задание может быть не зачтено.
Если цель – топовый университет, победы и призовые места во всероссийских и вузовских олимпиадах упростят поступление. Причем чем больше дипломов и сертификатов будет в портфолио достижений и чем выше статус интеллектуальных состязаний, тем существеннее льготы, на которые он можно рассчитывать при зачислении в вуз.
Этапы и примеры заданий
У каждой олимпиады своя структура, содержание заданий и требования к участникам. Вот примеры того, как проходят некоторые из них и какие знания на них проверяют.
Математическая олимпиада
Первенство проходит два дня, каждый день участники решают по 3 задачи. За одно задание можно получить максимум 7 баллов. Но задачи дают разной сложности: две простые, две средние и две сложные.
Пример задач первого дня первенства по математике
Физическая олимпиада
Олимпиада проходит в два дня. В первый участники решают 3 теоретические задачи, во второй выполняют лабораторные работы. Затем организаторы проверяют все задания и выбирают 3 лучшие работы.
Средний балл этих работ принимается за 100%. Участники, которые набрали больше 90%, получают золотые медали, 78–90% — серебряные, 65–78% — бронзовые.
Часть описания лабораторной работы с олимпиады по физике
Химическая олимпиада
Как и физическая, она проходит в два тура: теоретического и экспериментального. За теоретический можно получить максимум 60 баллов, за практический — 40.
Организаторы установили, что золотых медалистов должно быть 10–12% от общего количества участников, серебряных — 20–22%, бронзовых — 30–32%. Каждый год процент медалистов меняется в этих пределах.
Пример задачи из теоретического тура по химии
Биологическая олимпиада
Соревнования также проходят в два дня: в первый участники решают теоретические задания, во второй — практические. Все задания относятся к основным разделам биологии: клеточная биология, молекулярная биология, анатомия и физиология растений, анатомия и физиология животных и человека, этология, генетика и эволюция, экология и биосистематика.
Золотые медали получают 10% лучших участников, серебряные — 20%, а бронзовые — 30%.
Пример задания теоретического тура по биологии
Олимпиада по информатике
Участники в течение двух дней решают и программируют алгоритмы. Ответы необходимо писать на языке C, C++ или Pascal, результат проверяет специальная программа.
Медали распределяют пропорционально:
золото : серебро : бронза : без медалей → 1:2:3:6
Пример задания по информатике
Географическая олимпиада
Олимпиада проходит в три тура: теоретический тест, мультимедийный тест и полевой тур. Теоретический тест и полевой тур дают по 40% от общего количества баллов, оставшиеся 20% даёт мультимедийный тест.
Как и в олимпиаде по информатике, баллы распределяют в пропорции:
золото : серебро : бронза : без медалей → 1:2:3:6
Пример задания из мультимедийного тура по географии
Лингвистическая олимпиада
Соревнования разделены на два этапа — личный и командный. В личном каждый участник решает 5 задач, затем команда каждой страны решает вместе одну сложную лингвистическую задачу.
Медали распределяются аналогично олимпиадам по географии и информатике в пропорции:
золото : серебро : бронза : без медалей → 1:2:3:6
Пример задачи по лингвистике, которую организаторы называют простой
Международная естественно-научная олимпиада юниоров
В олимпиаде могут участвовать школьники не старше 15 лет. Участники проходят три тура: тестовый, теоретический и экспериментальный. Задачи и эксперименты нужно решать сразу по трём наукам: физике, химии и биологии.
Пример задания по физике
Олимпиада по астрономии и астрофизике
Олимпиада проходит в три этапа: теоретический, практический и наблюдательный. Медали распределяют как и на олимпиаде по физике. Сначала нормировка по трём лучшим участникам, затем распределение по проценту выполненных заданий: 90% — золото, 78% — серебро, 65% — бронза.
Пример задачи из теоретической части
Олимпиада по наукам о Земле
Олимпиада состоит из практического и теоретического туров. Участники показывают свои знания по геологии, метеорологии, океанографии и астрономии.
10% участников с лучшими результатами получают золотые медали, 20% — серебряные, 30% — бронзовые.
Пример задачи из теоретического тура по наукам о Земле
Олимпиады по физике третьего уровня
На заключительном этапе включают в себя не менее 30% оригинальных творческих заданий, треть которых довольно сложные. Считаются не такими престижными с точки зрения льгот для поступления, но помогают набраться опыта и попробовать силы в науке.
Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи — будущее науки»
Для ребят с 7 по 11 класс. Олимпиада проходит в два тура: отборочный (заочный, очный или интернет-тур — по выбору организаторов) и заключительный очный. Список городов, в которых проводится очный этап, представлен на сайте.
Для ребят с 9 по 11 класс. Проводятся в два тура: отборочный — в интернете, а заключительный очно.
Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета
Проводится как в Санкт-Петербурге, так и в регионах России. Как и в большинстве случаев, заключительный этап является очным.
Чтобы узнать о датах проведения этапов конкретных олимпиад, сверяйтесь с календарём олимпиад по физике 2019-2020 года.
До олимпиады
1.1. Когда проходит олимпиада?
График муниципального этапа в Москве опубликован на странице. Время проведения будет указано в требованиях (по первым предметам они будут опубликованы за 3 дня до проведения, по следующим – за 7 дней).
1.2. Для каких классов проводится муниципальный этап?
По Порядку проведения всероссийской олимпиады школьников муниципальный этап проводится для 7-11 классов.
1.3. Кто может участвовать в муниципальном этапе?
На муниципальный этап приглашаются участники пригласительного и школьного этапов, набравшие необходимое количество баллов, а также победители и призеры муниципального этапа прошлого года, продолжающие обучение в школе.
1.4. Где проходит олимпиада?
В этом году муниципальный этап в Москве проходит в режиме онлайн на сайте online.olimpiada.ru. В зависимости от эпидемиологической ситуации и формы обучения участники будут выполнять задания в школе или дома под контролем образовательной организации. Информацию следует уточнять в своей школе.
1.5. Я планирую участвовать в олимпиаде, что мне нужно сделать?
Получите свой ключ (на каждый предмет, если вы участвуете в нескольких) и листок участника.
Получить листок участника можно:
- в своей школе (администрации вашей школы листки участников всех учеников);
- самостоятельно по ссылке.
Получить ключ можно:
1.6. Я имею право участвовать в муниципальном этапе, но в школе сказали, что меня нет в списках приглашенных и для меня нет ключа и листка участника, что мне делать?
Такое может быть, если вы поменяли место обучения. Получите самостоятельно ключ и листок участника (см. ответ на предыдущий вопрос).
1.7. Я имею право участвовать в муниципальном этапе, но не могу получить ключ ни в школе, ни самостоятельно, что мне делать?
Пройдите регистрацию (ссылка появится позднее), указав, почему вы имете право участвовать в муниципальном этапе. Городской оргкомитет может не учитывать результаты школьника, если не будет подтверждено право участвовать в муниципальном этапе.
1.8. Что мне потребуется на олимпиаде?
Для доступа к заданиям вам потребуется ключ и логин с листка участника. Полезно иметь ручку и бумагу для черновика. Для некоторых предметов имеются дополнительные требования (по первым предметам они будут опубликованы за 3 дня до проведения, по следующим – за 7 дней).
1.9. Мне в школе выдали какой-то код приглашения, зачем он?
Код приглашения нужен для доступа на дистанционные курсы, посвященные муниципальному этапу всероссийской олимпиады. На них можно найти задания муниципальных этапов за прошлые годы и материалы для подготовки.
1.10. Как попасть на курсы?
Курсы доступны по ссылке. Зайти на них можно с помощью кода приглашения (инструкция по активации), который выдается вместе с листком участника.
1.11. У меня нет кода приглашения, что делать?
Код приглашения размещается на листке участника, который можно получить:
- в своей школе (администрации вашей школы листки участников всех учеников).
- самостоятельно по ссылке.
1.12. Не получилось активировать код приглашения, что делать?
Еще раз убедитесь, что вы вводите код приглашения на сайте https://kursitet.ru/project/vos/, воспользуйтесь инструкцией.
Проверьте: не попадают ли при наборе/копировании лишние символы в поле ввода (например, часто попадает пробел в начале или конце, точка или запятая). Убедитесь, что раскладка клавиатуры не изменена программой, автоматически определяющей язык ввода.
Если код приглашения уже использован, необходимо обратиться в техническую поддержу: edu@olimpiada.ru. В письме опишите проблему, укажите свой логин с листка участника.
1.13. Ничего у меня с этими курсами не получается! Повлияет ли это на мою возможность участия?
Не повлияет.
Внеперечневые олимпиады
Второй тип олимпиад – внеперечневые. Чаще всего такие олимпиады проводятся по всей России. Даты проведения таких олимпиад и требования к участникам не устанавливаются какими-то нормативными актами, а разрабатываются организаторами конкурса.
Олимпиада может быть отнесена к внеперечневым при условии, что количество участников в ней на протяжении прошлых 2 лет было менее 200, или участвовали школьники из меньшего числа регионов. Но это не означает, что данные олимпиады не представляют никакие приоритеты призерам.
Для примера можно взять 2 внеперечневые олимпиады:
- Открытый чемпионат школ по экономике;
- Международный конкурс РЭШ по экономике.
Открытый чемпионат школ по экономике проводится ежегодно при поддержке и на базе МГУ. Спонсоры – разные научные и информационные сообщества, чемпионат обычно проводится в I полугодии для школьников с 7 по 11 классы.
Призеры Чемпионата получают ценные призы (планшеты и другую технику) и научную литературу. Кроме того, победители могут поступить в Экономическо-математическую школу при поддержке Экономического факультета МГУ без вступительных экзаменов. В 2020 году Чемпионат уже проводился в апреле.
Не менее важен для многих школьников и Международный конкурс РЭШ. В этой олимпиаде нет заданий по экономике, которые не сможет решить школьник, потому что в большинстве случаев для ответа нужно нестандартное мышление, видение ситуации в целом и знание математики.
Конкурс РЭШ проводится в первой половине года, длительность – месяц или немного дольше. В 2020 году в Конкурсе РЭШ участвовали 220 школьников, из них 52 участника получили призы: научную литературы, планшеты, путевки в Летнюю школу экономики. При поступлении в НИУ ВШЭ на программы «Современная программа экономики» и «Экономика» призерам зачисляются дополнительные баллы.
И таких внеперечневых олимпиад очень много. Чаще всего они не дают никаких льгот для поступления в ВУЗы, но позволяют с легкостью стать студентом школы, колледжа или университета, на базе которых они проводились.
Удобно, внеперечневые олимпиады чаще всего проводятся в первой половине года, тогда школьники узнают свои результаты еще до начала вступительных экзаменов.
Советы от призеров и победителей ВсОШ. Как преодолеть региональный этап?
Мы собрали советы от школьников, а теперь уже студентов российских вузов, которые готовились вместе с Коалицией и делятся опытом, как преодолеть региональный этап.
Ирина Давидян, история, искусство
«На регионе больше требуется фактического знания и, наверное, умения справляться с временем и со стрессом. Времени на регионе дается на письменную работу меньше, чем на заключительном этапе
Поэтому от участника требуется умение собраться и приступить к работе… Очень важно перед регионом больше сконцентрироваться на практике, то есть как можно больше писать письменную часть (эссе, проекты), решать тесты. Советую ребятам, главное — не терять времени зря
Распределить свои силы. Я бы посоветовала написать план, чтобы успеть все.»
Ярослава Плаксина, литература
«Если говорить узко и конкретно про литературу, то сложность в наличии теста. На нем сыпется очень много людей, потому что там нужна мощная теоретическая база. Если говорить в целом, то на регионе самый большой отсев участников. Если в первых двух этапах могут участвовать те, кто еще пошел на олимпиаду, грубо говоря, прогулять школу, то на регионе уже те, кто реально борется за выход в финал. Поэтому на региональном этапе в крупных субъектах (Москва, МО) самая ожесточенная борьба… На регионе уже можно подключать сложный терминологический аппарат и высказывать свои идеи, это приветствуется.»
Никита Воронцов, итальянский язык
«В первую очередь нужно очень хорошо понимать структуру этапа и то, что от нас будет ждать жюри
Потому что, например, на устном этапе важно понимать, что говорить, о чем говорить, как организовать структуру выступления, чтобы жюри зачли баллы по их критериям. Также важно понимать, что не все, что я думаю, является правильным с точки зрения жюри
Важно попадать в критерии… Когда готовишься, нужно заниматься каждый день. Каждый день нужно делать то, что приведет к цели. Потому что если две недели хорошо поработать, а потом не делать ничего, то из этого ничего не выйдет. Это распространяется и на другие этапы, но особенность региона в том, что он гораздо сложнее предыдущих. Если на других этапах можно апеллировать в рамках школьной программы, то на регионе уже школьная программа ничем не поможет.»
Анна Кирист, русский язык и обществознание
«Я думаю, это не невозможно подготовиться самому. Да, это очень сложно. Можно делать конспекты по учебникам и книгам. Но все-таки лучшую подготовку дают Коалиция, АПО, ЦПМ. Я бы посоветовала готовиться к олимпиадам в принципе с раннего возраста, где-то класса с 7. Материал, который дети изучили в 7 классе, очень трудно нагнать в более взрослом возрасте.»
Ежегодно перед региональным этапом Коалиция проводит короткие очные и онлайн-интенсивы и выездные школы, где ребята готовятся к «региону» по всем олимпиадным предметам.
Инициативные олимпиады
Первый тип олимпиад – инициативные. К ним относятся олимпиады, проводимые в школах или в других кружках.
Например, школа может организовать соревнование между восьмиклассников по русскому языку. Призеры будут освобождены от сдачи годового экзамена, оценки будут проставлены зачетом. Или же спортивный кружок, например туристический, может провести конкурс, по результатам которого у ученика будет повышен профессиональный уровень.
Такие олимпиады не влияют ни на что, только формируют у школьников дух соревнования, командную работу и нестандартное мышление.
А еще такие олимпиады могут проводиться в нескольких школах одного города, победителям в таких случаях обычно выдаются какие-то грамоты и призы.
Перечневые олимпиады
Перечневые олимпиады еще также называются предметными или вузовскими. Список перечневых школьных олимпиад ежегодно утверждается на следующий учебный год до 1 сентября, а публикуется в октябре. На 2020/2021 учебный год школьные олимпиады утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 27.08.2020 № 1125.
Вузовские олимпиады делятся по предмету и уровню, которые также указаны в Приказе Минобрнауки РФ № 1125. Стоит отметить, что в список предметов перечневых олимпиад включены не только основные предметы, но и дополнительные:
- финансовая грамотность:
- инструменты народного оркестра;
- хоровое дирижирование;
- журналистика;
- дизайн;
- нанотехнологии;
- другие.
Как уже говорилось, есть еще одно разделение перечневых олимпиад – по уровням. Существуют 3 уровня олимпиад, критерии которых прописаны в Приложении №1 Приказа Минобнауки РФ от 04.04.2014 № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников»:
- I уровень;
- II уровень;
- III уровень.
Олимпиаде присваивается I уровень, если в ней на протяжении 2 и более лет учувствуют не менее 200 школьников из 25 и более регионов России. Чаще всего многие ВУЗы приравнивают такую олимпиаду к Всероссийской.
Призеры олимпиады I уровня получают специальные дипломы утвержденного образца, а иногда еще и ценные призы. Кроме того, большинство ВУЗов принимают победителей таких олимпиад без вступительных экзаменов при условии, что перечневая олимпиада относится к профильному предмету.
Призер олимпиады I уровня не может настаивать на автоматическом поступлении – такое условие законодательно не установлено. Принимать победителя олимпиады без вступительных экзаменов или с их сдачей – решает администрация ВУЗа.
Однако если призер олимпиады I уровня получил невысокие результаты по профильным ЕГЭ, то даже при условии, что он занял первое место, его не зачислят на курс, тем более с льготами.
Олимпиаде присваивается II уровень при условии, что на протяжении 2 и более лет в ней принимают участие не менее 200 школьников из 12 и более регионов России.
Победители олимпиады такого уровня получаю намного меньше привилегий. Так же, как и призеры олимпиады I уровня, победители олимпиады II уровня получают специальные дипломы. Однако даже победа на такой олимпиаде не означает, что абитуриент сможет поступить в ВУЗ без вступительных экзаменов – хотя некоторые высшие профильные учреждения предоставляют такую возможность при условии, что предмет перечневой олимпиады является основным (профильным).
Если призер сдал ЕГЭ на 75 баллов и более, то победа в такой олимпиаде позволит по решению администрации ВУЗа зачесть в профильное ЕГЭ 100 баллов вместо 75.
Олимпиаде присуждается III уровень в том случае, если в течение 2 и более лет в ней принимали участие не менее 200 школьников из 6 и более регионов. Победители такой олимпиады не получают никаких дипломов, но все же победитель может попросить представить определенный документ, подтверждающий его победу.
Призеры олимпиад III уровня почти не получают привилегий, но некоторые ВУЗы могут засчитать по профильному ЕГЭ 100 баллов при условии, что школьник получил по нему 75 баллов и более.
Обратите внимание, все льготы при поступлении действуют 1 год. То есть если призер учится не в 11 классе, то он не сможет воспользоваться полученной льготой
Перечневые олимпиады проводятся в 2 этапа. Первоначально участников просят написать эссе о себе, решить задания или пройти тест в формате онлайн, то есть личное посещение не требуется. Первый этап проводится в последние пару месяцев года, то есть в ноябре и декабре.
Если участник прошел первый этап, то он переходит ко второму, который обычно проводится в феврале и марте. Участников второго этапа приглашают ВУЗ или другое учреждение, на базе которого проводится олимпиада. В течение определенного времени (для каждого предмета устанавливается свое время) участники отвечают на вопросы и решают задачи.
Результаты по олимпиаде озвучиваются в течение 1 месяца после ее завершения. Награждение призеров происходит в торжественной обстановке с вручением дипломов, грамот и ценных призов.
Как готовиться к МОШ? Мнение победителей
Виктория Журавлева, победитель МОШ и олимпиадный тренер по географии
По моему мнению, ВсОШ сложнее, чем МОШ. Задание в МОШ более творческие, часто требуют не столько знания конкретных фактов (хотя и их безусловно тоже), сколько использования простой логики и понимания базовых физико-географических и социально-экономических основ.
Сложно, на мой взгляд, выучить культурные аспекты, например, есть задание, где нужно назвать по картинкам здания театров в мире. И вы либо их видели и знаете, либо задание будет решено в ноль баллов. Также могут возникнуть трудности с попаданием в критерии при решении как раз сугубо аналитических заданий, когда в тексте нужно описать разницу, последствия, причины: тут главное говорить четко и по делу, а бывает много воды, и ученики уходят от главного вопроса.
Из географических тем обязательно повторяйте природные зоны, климатодиаграммы, геоморфологию, вспомните значимые события, которые были 50, 100, 150, 200 лет назад. Например, может быть задание про Антарктиду в годовщину ее открытия. Стоит обязательно повторить основные особенности населения и хозяйства России и мира, посмотреть разные карты в Национальном атласе России и повторить номенклатуру.
Но в целом творчески решать задания, помнить, что любое задание решаемо. И главное — получать удовольствие. Это была моя любимая олимпиада и, наверное, именно интерес к ней, а не желание победить, помогли мне стать ее трехкратным победителем и призером.
Анна Кирст, победитель МОШ по обществознанию
Всеросс по обществознанию отличается от МОШ форматом заданий. На ВсОШ работа с текстом, письменный и устный кейсы, а также тест. МОШ в свою очередь включает в себя одновременную работу с текстом и видеороликом, что представляет огромную сложность для участников. В целом на МОШ задания более объёмные, времени почти не хватает. Ещё одно отличие: на МОШ необходимо гораздо меньше знаний, всё строится на логике. Я выиграла МОШ с количеством знаний примерно класса пятого-шестого, так как в школе пренебрегала этим предметом.
Что можно посоветовать участникам? Практика! Практика! Практика! Чтобы подготовиться к МОШ, надо решать задания прошлых лет. Если времени не хватает, просто просмотрите задания и решения, поймите, что от вас хотят. Чтобы стать абсолютным победителем в своём классе, мне достаточно было и этого, но все люди разные. Ни в коем случае нельзя зубрить много философов, социологов и т.п. (особенно ночью перед олимпиадой), они вам вообще не пригодятся, поберегите их для Всеросса.