Дефицит машин и растущие цены. что происходит на рынке подержанных авто и стоит ли покупать сейчас?

Как изменится цена на отечественные автомобили?

Российские производители получают помощь из госбюджета. Им предоставляются субсидии еще до реализации конечного продукта. Благодаря этому заводы могли сильно не повышать прайс. В следующем периоде ситуация изменится.

Уже января субсидии будут начисляться только за уже реализованные автомобили. Согласно прогнозам авторынка, в 2022 году это приведет к снижению получаемой производителями прибыли в два раза.

Велика вероятность того, что к концу периода такую меру поддержки вовсе отменят. Заводы будут вынуждены компенсировать убытки за счет конечного потребителя. А значит, удорожание случится гарантированно.

Есть шанс, что уменьшение субсидий удастся компенсировать. Для этого должно быть запущенно производство комплектующих для машин на территории России. Работа над этим уже ведется.

Если удастся выйти на достаточные объемы производства, то производители получат возможность отказаться от заграничных деталей. Тогда стремительного роста стоимости удастся избежать.

Ответ на вопрос, подорожают ли автомобили в 2022 году в России, можно рассмотреть и со стороны транспортного налога. Планируется, что он будет увеличиваться. Особенно критичным это станет для тех, кто приобретает транспортное средство на пороговой отметке цены.

В период с 2022 по 2024 год будет расти спрос на транспорт с пробегом. Он будет плавным, резких скачков быть не должно. Постепенно рынок подержанных авто насытится, что приведет к стабилизации прайса.

Главные условия выгодной ипотеки

Итак, первый квартал 2021 года — неплохое время для оформления жилищного кредита, так как пока ещё действует масса льготных программ и в целом ситуация на рынке складывается в пользу ипотеки. Но это общие рыночные факторы, а успех ипотеки для конкретного человека зависит от соблюдения ряда условий:

  1. Финансовая стабильность. У вас должен быть стабильный заработок, позволяющий выплачивать кредит, и приемлемая долговая нагрузка, иначе никакие выгодные условия не спасут от просрочек.
  2. Деньги на первоначальный взнос. Для оформления ипотеки потребуется внести первоначальный взнос в сумме не менее 10–15% от стоимости жилья. Для банка он является не только подстраховкой, но и показателем ответственности и дисциплинированности заёмщика. Другими словами, у вас должны быть накопления или сертификат на материнский капитал.
  3. Хорошая кредитная история. Рассчитывать на выгодные условия по ипотеке можно только при высоком кредитном рейтинге. Если ранее случались просрочки или кредитная история чистая (вы ещё не брали ни одного займа), банк может отказать в ипотеке или завысить ставку. Возможно, стоит пройти небольшую подготовку к ипотеке: взять один-два потребительских кредита и аккуратно погасить их, это повысит вашу репутацию как заёмщика. Подробнее о том, как проверить или улучшить кредитную историю, мы рассказывали здесь

Несмотря на все «плюшки» от государства, нужно понимать, что в кризис ипотеку вытянет не каждый. В связи с оттоком капитала и удорожанием сырья цены на жильё будут расти, а зарплаты, наоборот, снижаться. К тому же многим россиянам придётся столкнуться с проблемой безработицы, особенно если случится очередная волна коронавируса.

Вывод: в целом, ситуация для ипотеки сейчас благоприятная. Ставки снижаются, есть перспектива роста цен на жильё, банки охотно выдают кредиты. Скорее всего, в 2021 году ипотека будет выгоднее, чем в следующем

Но прежде чем принимать решение об оформлении жилищного кредита, важно критически проанализировать собственные финансовые возможности и риски, в том числе риск остаться без работы. В случае сомнений ипотеку лучше отложить и переждать тяжёлые времена

Если горизонт ясный, стоит проверить, не подпадаете ли вы под условия специальных программ, ведь это реальный шанс сэкономить. И последнее, нужно внимательно подойти к выбору кредитора, ведь он станет вашим партнёром на долгое время.

Новое или подержанное авто? А может, общественный транспорт?

Пандемия коронавируса изменила обычный подход к транспорту: если раньше считалось, что проблему передвижения лучше решать с помощью общественного транспорта, то сейчас он стал слишком опасным (даже в условиях масочного режима), и автовладельцы поняли, что именно личный автомобиль безопаснее и удобнее в сложившейся ситуации.

Тем временем государство продолжает поддерживать отечественных автопроизводителей – почти все они подписали с Минпромторгом специнвестконтракты (компенсация части затрат и дополнительные льготы), а также могут участвовать в программах стимулирования спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

По программам россияне могут покупать новые автомобили российского производства в кредит, и получать за это скидку в 10% от стоимости (в дополнение к остальным скидкам, в том числе от производителя и от дилера). По факту, конечно, максимальная скидка составит 150 тысяч рублей – и примерно половину от этой суммы придется отдать за страховку Каско, без которой банк откажется выдать кредит. К тому же, за сам кредит тоже нужно платить проценты, которые «съедают» и остальную часть выгоды.

Тем не менее, первичный авторынок все еще чувствует себя неплохо, а цены на новые автомобили выросли все же не так сильно, как доллар (так как более 90% всех продаваемых автомобилей произведены в России), а некоторые дилеры все еще предлагают скидки и другие программы лояльности.

Если обобщить, то итоговые рекомендации будут такими:

  • если на руках есть вся сумма, можно брать и новое авто – сейчас благодаря кризису можно найти некоторые интересные предложения с хорошими скидками (правда, некоторые салоны начинают под надуманными предлогами отказывать тем, кто покупает не в кредит);
  • тем, кто имеет стабильный доход, не снизившийся и в коронавирус, можно смело брать автокредит – процентные ставки сейчас на минимуме, госпрограмма со скидкой в 10% действует, а автомобили продолжают дорожать;
  • если автомобиль нужен сейчас – можно смотреть и на вторичный рынок, главное – не забывать про диагностику перед покупкой и не гнаться за дешевизной;
  • если автомобиль нужен будет в будущем, а полной суммы на руках нет – лучше всего отказаться от затеи и купить машину, когда она действительно будет нужна.

Пока неизвестно, насколько глубоким будет кризис, как покажет себя российская вакцина от коронавируса и будет ли вторая волна заболевания, лучше не рисковать и не тратить все сбережения на новую машину – существует риск, что продавать ее придется быстро и дешево.

Восстановится ли рынок в 2022 году?

Большинство экспертов сходится во мнении, что если стабилизация ситуации на рынке и случится, то произойдет это не раньше начала следующей весны. Улучшение экономической обстановки в стране и укрепление рубля должно привести к остановке роста цен. Но это самый оптимистичный прогноз авторынка на 2022 году.

Велика вероятность того, что подорожания машин избежать не получится. Производители захотят компенсировать понесенные за время кризиса расходы. Происходит постоянное удорожание комплектующих и деталей, что неизменно скажется на финальной стоимости транспортного средства.

Прогноз цен на подержанные автомобили в 2022 году в России также неутешительный. Увеличение стоимости новых авто приведет к тому, что большее количество людей будет вынуждено искать альтернативные варианты на вторичном рынке.

Из-за увеличения спроса продавцы начнут завышать ценники. Окажет влияние и появление большого количества перекупщиков. К резкому повышению стоимости это, скорее всего, не приведет. Она будет увеличиваться постепенно.

Как изменится ситуация на российском авторынке в ближайшее время?

Существует два сценария развития событий в ближайшее время. Согласно первому произойдет активизация отложенного спроса. Те, кто не смог или не захотел приобретать машину в период пандемии, решатся сделать покупку сейчас или несколько месяцев спустя.

Активность людей заставит производителей наращивать производство современных моделей. Будет отмечаться стабильный рост цен на автомобили в 2022 году в России. Желание купить новую машину, заставит людей продавать старые, а потому количество предложений на вторичным рынке также возрастет.

Если же экономическая ситуация в стране ухудшится, то и спрос на транспортные средства резко упадет. По оценке экспертов вполне вероятен спад продаж на 10% и более. А негативные экономические факторы заставят цены повышаться.

Вслед за неизбежным подорожанием новых моделей, начнет увеличиваться и стоимость авто с пробегом. На фоне этого произойдет снижение спроса, и как следствие, удлинение срока эксплуатации автомобиля. Найти на вторичном рынке ликвидную машину с минимальным пробегом станет проблематично.

Когда выгоднее отправляться за новым авто

Отдельно стоит изучить вопрос касательно того, когда лучше покупать новые автомобили, а в какие месяцы рассчитывать на выгодную сделку точно не стоит.

Нынешняя ситуация выглядит несколько иначе, чем ещё буквально несколько лет назад. Российский рынок новых машин демонстрирует активное падение покупательского спроса. Клиентов становится всё меньше, из-за чего порой в любой период года можно отыскать выгодные скидки и специальные предложения.

Если же говорить про общую картину происходящего, здесь всё ещё можно сказать, когда действительно лучше и выгоднее покупать именно новую машину через официальных дилеров. Для этого нужно посмотреть на каждый месяц и понять, как тот или иной период влияет на стоимость машины без пробега.

  • Январь и февраль. Если вы не знаете, когда лучше всего отправляться покупать новую машину в салоне официального дилера, вот вам ответ. Эти два месяца считаются наиболее оптимальным периодом для таких сделок. На январь и февраль приходится завершение финансового года у продавцов. Совсем скоро к ним начнут поступать машины нового модельного года. Дилеру остро необходимо освободить под них место. Сделать это можно только путём продажи залежавшихся автомобилей. В некоторых случаях скидка на машину прошлого модельного года может достигать 10-20%. При этом по факту авто не будет существенно отличаться от модели уже наступившего года. Из-за того, что по документам машине фактически будет уже год (с момента выпуска), хотя пробег нулевой, не все готовы на такие сделки. Чтобы клиент решился, нужно делать скидку. А к ней добавлять бонусы и подарки. Иначе распродать остатки не получится.
  • Март. Ещё один вариант, когда будет лучше покупать себе новый автомобиль именно в автосалоне. Буквально через месяц автодилер получит первую партию моделей нового года. Но наиболее привлекательные акции уже закончились, все подарки нашли своих владельцев. Хотя цены на авто прошлого года остаются на низком уровне. Откровенные остатки продают по ещё более низкой стоимости.
  • Апрель и май. В этот период к официальным дилерам приходят новинки. Цены на них установлены максимальные, поскольку желающих взять обновлённую версию или модель нового поколение внушительное количество. Здесь нет никакого смысла проводить акции. Свежие автомобили хорошо покупаются. Если хотите сэкономить, то в апреле и в мае покупать авто бессмысленно.
  • Июнь и июль. Период отпусков, в течение которого продажи падают. Снижение цен носит временный характер, но падение всё равно наблюдаются. В это время продавцам необходимо выполнять план. Для этого приходится делать некоторые скидки и уступки. Можно встретить сезонные распродажи, а при покупке машины получить какой-то интересный подарок, вплоть до путёвки на отдых.
  • С августа по ноябрь. Длинный период, когда заканчивается лето, и наступает осень. Люди постепенно возвращаются из отпуска, выходят на работу. При этом спрос на машины растёт, покупательская активность увеличивается. Никаких скидок, распродаж и акций не наблюдается. Примерно с середины октября цены постепенно начинают падать. Всему виной приближающийся Новый год.
  • Декабрь. Период, когда начинают действовать новогодние скидки и праздничные предложения. В это время встречаются крайне привлекательные варианты для покупки. Но если сравнивать с январём, декабрь менее выгодный. Используя грядущие праздники и пользуясь хорошим настроением людей, их традиционной щедростью в этот период, недобросовестные продавцы могут вынудить человека совершить якобы выгодную покупку. Но по факту покупатель затем о ней может сильно пожалеть. Потому если вы дотянули до декабря и не купили до этого времени машину, есть смысл подождать ещё немного, и отправиться за автомобилем в январе.

Помимо анализа общей ситуации на рынке новых машин, отражённой в каждом месяце, не стоит забывать про колебания курса валют и политику конкретно каждой компании, автодилера. Иногда даже в период с малой вероятностью получить выгодную скидку встречаются интересные предложения. Нужно постоянно следить за ситуацией и узнавать про те машины, которые вы действительно хотите приобрести.

Как меняются цены

Стоимость растёт…

Цена на популярные модели сильно зависит от года выпуска.  Например, Skoda Octavia 2004 года подорожала почти на 30%, а 2000 – почти на столько же подешевела. Похожий пример с Volkswagen Golf: выпуск 2005 года подорожал на 25%, а 2007, напротив, подешевел на 20%.

Вместо новых автомобилей из салона можно купить машину с небольшим пробегом и не старше трёх лет. Фото: drivenn.ru.

Honda Civic 2002 года тоже подорожала примерно на 30%. Выпущенный в 2003 году Peugeot 307, BMW X3 от 2006 года, Hyundai Santa Fe 2004 и Nissan Murano 2005 прибавили в стоимости около 20%. Среди относительно новых моделей на столько же вырос ценник UAZ Hunter 2015 года, пишет РБК.

…и снижается

Кроме 20-летней «Октавии» сильно потеряли в цене Mitsubishi Pajero 2001 и Mercedes-Benz S-Class 2013 годов. Opel Astra 2002 года производства, Hyundai Sonata 2002, Ford Mondeo 2016, пятнадцатилетний Subaru Forester и Toyota Camry 2004 подешевели на 20%.

ТОП−3 популярных б/у автомобилей пока не изменился – это по-прежнему Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. Кстати, «Солярис» подешевел на 1,6%, а вот ценники «Поло» и «Рио» пока не изменились.

Стоимость как новых, так и подержанных автомобилей в ближайшие пару месяцев будет зависеть от второй волны коронавируса, считают эксперты. На машины младше 3 лет не стоит ждать падения цен. Зато прайс на транспорт в возрасте 10 лет и старше вряд ли ждут какие-то изменения.

Рост на 10-12% в зависимости от сегмента

Ряд экспертов прогнозирует, что автомобили подорожают в 2022 году на 10-20%. Повышение стоимости окажется плавным. Главной причиной проблемы специалисты считают нестабильность национальной валюты. На стоимость машин существенное влияние оказывает цена иностранных запчастей, а она привязана к курсу валют.

Особенно существенно подорожают модели низкого и среднего ценовых сегментов. Такие модели имеют низкую доходность и большее количество иностранных комплектующих. Премиальный транспорт пострадает менее существенно. Он подорожает не более чем на 10%.

Спрос на авторынке падает. Производители захотят стимулировать людей на покупку. Они будут предлагать гибкие системы скидок или льготные программы кредитования.

Наиболее плавное удорожание будет отмечаться на транспорт, производимый в России. Существует риск повторения ситуации, произошедшей шесть лет назад. Тогда многие компании приняли решение об уходе с рынка и переносе своих производств на территории других стран.

Могут ли цены на автомобили вырасти дополнительно

Могут, поскольку до сих пор ничего не ясно с судьбой так называемого утилизационного сбора, которым облагаются российским государством все новые автомобили. По разным данным, этот сбор может остаться неизменным, а может вырасти вдвое (для автомобилей с высокими характеристиками — более чем вдвое, ан 125%).

В целом рост стоимости автомобилей, который случился в начале 2019 года, вполне терпимый. 2-2,5% роста — это чуть ниже инфляции предыдущего года, что вполне нормально. Однако если государство все же повысит утилизационные сборы, очевидно, автопроизводителям придется задуматься о том, чтобы пересмотреть ценники в дилерских центрах еще раз.

Прогноз роста цен на автомобили от аналитиков говорит о том, что хотя утилизационный сбор положен и для автомобилей, произведенных внутри страны, и для тех, что ввозятся из-за рубежа, повышение цен затронет главным образом чисто импортные автомобили или автомобили, в которых высока доля импортных комплектующих. Дело в том, что государство компенсирует российскому автопрому, в том числе местным заводам зарубежных концернов, утилизационный сбор так называемыми промышленными субсидиями, объем которых как раз равен величине сбора в каждом конкретном случае.

 Особенно досталось моделям с двигателями объемом до 2,0 л – для них ставка выросла на 90%, до 84 тысяч рублей. А к чему готовятся крупнейшие игроки рынка? 

В автомобильной группе “Авилон”, продающей машины 25 марок – от Fiat и Hyundai до Ferrari и Bugatti – полагают, что существенный рост цен на новые автомобили реален уже в мае-июне. “Сейчас запасы автомобилей на складах дилеров невелики и у эффективных компаний не превышают двухмесячного объема продаж, а в связи с традиционным всплеском спроса во втором квартале, дилеры быстро распродадут автомобили по старым ценам и уже в мае-июне будет существенный всплеск цен на новые автомобили иностранных марок”, – заявил агентству RNS представитель компании.

Когда стоит ожидать повышения цен на автомобили? “Мы не можем оценить, насколько изменение курса носит долгосрочный характер, но даже если увеличение курса иностранной валюты на 10% продержится две недели – мы получим информационные письма от многих производителей об увеличении отпускных цен”, — уточняют в “Авилоне” и напоминают, что при курсе 70 рублей за 1 евро многие автокомпании удерживали цены на новую продукцию в зависимости от марок на 10-30% ниже прайсов европейских дилеров.

Ценовой вопрос

Дилеры столкнулись с нехваткой новых автомобилей в салонах и говорят, что люди научились быстро принимать решения в «ковидной» экономике. Поэтому клиенты, которые не успели «выхватить» салонный автомобиль, обращаются на вторичный рынок. Среди подержанных машин их ждёт хорошая альтернатива – младше 3 лет и с небольшим пробегом.

Люди стремятся выгодно купить машину в кризис, пока деньги не обесценились. Фото: carsweek.ru.

На новые иномарки ценник ожидаемо вырос – больше чем на 10%, рассказал Autonews.ru гендиректор розничной сети машин с пробегом Automama Никита Быков. Из-за этого подорожают и б/у автомобили. В «Авто.ру» тоже заметили небывалый спрос: на 58% вырос интерес к новым машинам и на 17% – к подержанным.

В среднем на «вторичке» бюджетные автомобили теперь стоят дороже на 7%, а люксовые – на 5%, рассказал глава департамента послепродажного обслуживания ГК «Автоспеццентр» Владимир Желобов.

Однако, не смотря на спрос, стоимость подержанных авто пока сдерживают несколько факторов:

Снижение доходов населения.
Ухудшение кредитной истории – некоторые клиенты не смогли оформить кредитные каникулы.
Политика банков: они очень осторожно относятся к автокредитам на подержанные автомобили. А совокупность трёх факторов заставляет их дольше рассматривать заявки и чаще отказывать.

Сезоны с наименьшей потенциальной выгодой

Их можно даже назвать неблагоприятными, поскольку тут рассчитывать на солидные скидки, бонусы и невероятно выгодные акции не стоит.

К неблагоприятным сезонам относится лето и осень, следующие друг за другом. Только учитывайте, что речь идёт не про всё лето и не про всю осень, а некоторые месяцы этих сезонов. Плюс не последнюю роль играет колебание курса валют. В зависимости от изменений курса, а также от того, держателем какой именно валюты вы являетесь, иногда можно с солидной выгодой даже в условно неблагоприятный сезон приобрести транспортное средство.

Следует отдельно рассмотреть ситуации, связанные с автопродажами летом и осенью.

Ситуация на рынке летом

В летний период эксперты не рекомендуют торопиться с покупкой новых и подержанных автомобилей. Здесь есть смысл немного подождать. Существует понятие пика покупательской активности. Причём наблюдается он именно в начале июня и длится до конца июля.

В этот отрезок времени традиционно проблем с покупателем нет. Потому автосалоном нет смысла делать акции, предлагать бонусы и прочие выгоды, поскольку в них нет никакой необходимости. Но в августе спрос традиционно начинает стихать, но цены падать не будут. Активность снизится, но это будет сугубо временное затишье.

В сегменте подержанных транспортных средств ситуация несколько иная. В некоторых случаях есть смысл присмотреться к понравившимся экземплярам и попытаться купить их. Но сильно спешить не стоит. Многие продавцы в это время отправляются на отдых, начинается сезон отпусков. Автомобиль либо остаётся в гараже, и заниматься продажей некому, либо его используют. Цены остаются на традиционно высоком уровне.

Если вы не цепляетесь за цену, то есть не хотите сэкономить и не ждёте особую выгоду, тогда летом машину покупать логично. Ведь в летний период стоит хорошая погода, автомобили чистые, можно при комфортных погодных условиях внимательно их рассмотреть, поискать разные изъяны, дефекты кузова и пр.

Что происходит осенью

К неблагоприятным сезонам автоэксперты также относят осень, если вы являетесь стороной покупателей.

С приходом сентября спрос вновь начинает расти. Начиная с конца лета, вплоть до начала осени, никаких невероятно выгодных акций и специальных предложений в автосалонах наверняка не будет. Стабильно высокий спрос на новые авто сохранятся примерно до середины осени, а затем начинается процесс его постепенного падения.

Если вы рассчитываете на максимальную выгоду, её в октябре и ноябре ждать бессмысленно. Ещё рано для распродаж и акций.

На рынке подержанных машин ситуация примерно такая же. Не последнюю роль играет осеннее серое настроение. Плюс из-за постоянной грязи ухаживать за автомобилем сложно, а разглядеть дефекты под слоем болота довольно проблематично. Сами продавцы не хотят торговаться, цены скидывать не собираются.

Как видите, осенью ситуация обстоит даже несколько хуже, чем летом.

Динамика цен

Компания «АвтоВАЗ», являющаяся самым востребованным производителем российского авторынка, может служить в качестве своеобразного маркера, на основе которого можно прогнозировать движение цен. Этот выбор можно объяснить двумя причинами. Во-первых, «АвтоВАЗ» имеет серьезную поддержку со стороны государства. Поэтому компания нередко до последнего удерживает цены на прежнем уровне

Во-вторых, удорожание автомобилей марки Lada заставляет многих покупателей обращать внимание на иностранные аналоги. То есть повышение цен не выгодно и самому «АвтоВАЗу»

Но несмотря на сказанное, к первому апреля 2021 года автомобили Lada дорожали 3 раза. Так, согласно опубликованной в начале марта информации, цены на российские модели изменились в среднем на 2-3%, а именно:

  • Vesta — на 20 тысяч рублей;
  • Granta — на 11 тысяч рублей;
  • Granta Cross — на 16 тысяч рублей;
  • Niva Legend (бывшая Lada 4х4) — на 14 тысяч рублей;
  • Largus — на 14 тысяч рублей;
  • XRay — на 15 тысяч рублей.

В начале года компания «АвтоВАЗ» из-за роста базовой ставки утилизационного сбора была вынуждена повысить цены на весь модельный ряд в среднем на 2-5%. Аналогичным образом подорожали практически все автомобили, представленные на российском рынке.

«АвтоВАЗ» не единственный в стране производитель, который по несколько раз за год пересматривает прайс-листы. При более детальном рассмотрении динамики цен становится понятным, что Волжский автозавод — один из немногих, кому действительно удавалось избегать подорожания автомобилей. Так, если обратиться к другой популярной в России марке Kia, то становится понятным, что цены на новые машины в нашей стране растут очень быстро.

Если сравнивать прайс-листы, опубликованные в октябре прошлого года и апреле текущего, то можно заменить, что корейские автомобили в среднем подорожали на 80-350 тысяч рублей. Причем в данном случае речь идет об относительно дешевых моделях:

  • Ceed — с 1 139 900 до 1 394 900;
  • Ceed SW — с 1 169 900 до 1 424 900;
  • ProCeed — с 1 624 900 до 1 799 900;
  • Cerato — с 1 136 900 (данные за 12.2020) до 1 221 900.

Похожую динамику демонстрируют модели марки Hyundai. Но корейская компания отмечает, что часть автомобилей подорожала из-за выхода на рынок машин 2021 года. Единственной моделью, которая выбивается из данной тенденции, стал Tucson. Но незначительное подорожание этого кроссовера (всего на 10 тысяч рублей) с начала года обусловлено тем, что в России пока продается автомобиль прошлого поколения. Цены на Solaris и Creta, которые являются представителями бюджетного сегмента, поднялись с начала года на 5 и 7 тысяч рублей, соответственно. То есть и в этом случае прослеживается та же динамика, которую показал «АвтоВАЗ».

Компания Renault, которую тоже можно считать одним из маркеров российского рынка, немного выбилась из приведенного графика. С начала года цены на французские модели увеличились на 0,8-5,4%, или на 8-47 тысяч рублей. Отчасти такая динамика обусловлена выходом на рынок Duster нового поколения. Именно он показал прибавку в цене на 47 тысяч рублей. Но бюджетные Sandero и Logan за первый квартал подорожали на 8-12 тысяч рублей, а Arkana — на 22 тысячи рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *