Чем русский крепостной отличался от американского раба

Как было устроено рабство в России

В середине XIX века существовало три главных категории крестьянства — помещичьи, государственные и удельные. Первые составляли 47,3%  численности крестьянства, вторые — 48,8%, третьи — 3,9%.

Между этими категориями было много общего, но были и различия.

С одной стороны, государство собирало со всех крестьян подушную подать (в частности, поэтому они назывались податным сословием), а также накладывало на них натуральные повинности — рекрутскую, постойную, подводную, дорожную и другие.

Все они были наследственно прикреплены к своему сословию, месту жительства, общине и владельцу. Они не имели свободы передвижения: с 1719 года крестьянин не мог отлучиться от места житель­ства далее чем на 30 верст, не имея выданного администрацией паспорта.

С другой стороны, их юридическое положение заметно различалось.

К моменту реформы более трети населения России — 23 миллиона помещичьих крестьян  находились в личной зависимости от своих владельцев и, помимо государственных, обязаны были выполнять и частновладельческие повинности. Помещик собирал с крестьян оброк (деньгами и продуктами) и заставлял трудиться на барщине, то есть даром работать со своим инвентарем на его земле. Часто обе повинности сосуществовали.

Крепостные крестьяне  не могли выбирать себе занятие — им запрещалось заниматься откупами и подрядами, вести портовую торговлю, открывать фабрики и заводы, выдавать векселя и т.д.

Побег рассматривался как преступление. Пойманных беглых крестьян пороли и возвращали владельцам.

Помещик мог продавать крестьян оптом и в розницу, ссылать их в Сибирь, закладывать в банках, переселять в другие имения, отдавать их в рекруты вне очереди. Он имел право наказывать их и распоряжаться их личной жизнью (в том числе браками), он был собственником всего крестьянского имущества.

ПОБЕГ РАССМАТРИВАЛСЯ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ПОЙМАННЫХ ПОРОЛИ И ВОЗВРАЩАЛИ ВЛАДЕЛЬЦАМ. ЮРИДИЧЕСКИ ПОМЕЩИК НЕ ИМЕЛ ПРАВА ЛИШЬ УБИТЬ КРЕПОСТНОГО

Некоторые помещики обезземеливали своих крестьян, переводя их на шестидневную барщину и выплачивая им содержание продуктами и одеждой. Эта самая тяжелая форма крепостничества называлась месячиной и фактически была рабством.

Юридически помещик не мог лишь убить крепостного.

Государственные крестьяне, в число которых входили несколько десятков категорий сельских жителей с самым разным правовым статусом, официально именовались свободными сельскими обывателями.

В юридическом отношении (и целом ряде других) их положение в сравнении с помещичьими было куда благоприятнее. Они имели личные права по имуществу и договорам. Они имели право избирать себе род деятельности (заниматься торговлей, промыслами), переходить в другое сословие, приобретать на свое имя имущество, в частности, землю. Их нельзя было наказывать иначе, как по приговору суда.

Помимо подушной подати и выполнения государственных повинностей, они платили денежную оброчную подать. При этом в западных губерниях часть государственных крестьян была на барщине.

Удельные крестьяне, как и государственные, платили оброчную подать за свои наделы, но не государству, а императорской фамилии.

Крепостное право как исторический феномен

Несмотря на то что явление, затронувшее миллионы людей, имело множество исторических предпосылок, большая часть специалистов склоняется к тому, что помещики выживали и богатели на рабском труде простого люда, практически не имевшего никаких прав. КК убивали, судили без следствия, заставляли голодать, били и пр. И большая часть подобных беззаконий оставалась безнаказанной.

Более лояльные к крепостному праву, как к историческому явлению, ученые утверждают, что такой уклад был единственно возможным, и планомерное закрепощение происходило в целях спасения не только государства, но и самих крестьян, как сословия.

В завершение приведем несколько интересных фактов о крепостном праве:

  • однозначного ответа на вопрос: кто ввел крепостное право на Руси? – не существует;
  • исследователи, в том числе и иностранные, утверждают, что русский крестьянин XVII—XVIII века жил намного лучше и зажиточнее, чем простой люд во Франции, Германии, Польше и других европейских странах того же периода;
  • несмотря на расхожее мнение о том, что все крестьяне страны были крепостными, это было далеко не так. Например, в 1796 году крепостными были лишь 53% крестьянского сословия, а в 1857 году – лишь 23%;
  • до 1767 года КК могли жаловаться на помещика непосредственно царю (из-за огромного потока писем Екатерина вторая отменила это право, доверив разбор челобитных своим дворянам).

Это важно

Только в период с 1834 по 1845 год было рассмотрено почти 3000 дел в суде, более 600 помещиков были наказаны по суду.

После того как в 1861 году была проведена реформа, отменяющая крепостное право, каждый бывший КК получил почти по пять десятин на душу мужского пола, или по 14,4 десятин на двор (одна десятина составляла примерно 1,1 гектара). Уточним, что прожиточный минимум, позволяющий выжить одной семье, на тот период составлял десять-одиннадцать десятин.

Таким образом, крепостное право, начало и окончание в России которого документально связано с 1649 и 1861 годами, соответственно, просуществовало как явление, закрепленное на бумаге, более двух веков. Реальная продолжительность тяжкого бремени народа была более долгой.

Ход отмены крепостного права

Самыми проблемными оставались три вопроса: как крестьяне получат землю; как они будут отдавать долг за нее; как быть с крестьянской общиной. Ответы на них были сложные, и в итоге после 1861 года оказалось, что ответы на них должна дать сама жизнь, а не законы государства.

Если помещики и собирались расстаться с землей, то хотели получить за это хорошую финансовую компенсацию. Если и отпускать крестьян, то хотя бы сохранить их труд на пару лет. Если государство и выделит деньги на компенсацию помещикам, то хочет получить их назад через крестьян. Вот такой вот круг компромиссов.

Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)»

В марте 1861 года был опубликован манифест. Крестьяне получили свободу, в России больше не будет крепостного права. Но ряд вопросов так и осталась без ответа.

Решать их пришлось только через 45 лет, когда проводили так называемую «реформу Столыпина»: общину наконец-то разделили, формируя свободного фермера, а долги крестьянам простили, хотя к тому моменту они уже выплатили более 200% кредита. По мнению советского историка Покровского, крестьяне переплатили в три раза. В 1906 году новой социальной опорой трона должны были стать именно фермеры, а не крестьянин с общиной.

Экономический рост России — после реформы или из-за реформы?

Так или иначе, чрезвычайное социальное и политическое значение реформы признавали и признают все, пусть даже морально-нравственные оценки её разнятся. С последствиями всё сложнее. Долгое время историки видели в отмене крепостного права залог подъёма российской экономики в последней трети 19 и начале 20 века. В самом деле, личная свобода 23 млн людей не могла не оживить сельское хозяйство и промышленность. Особенно бурный экономический рост пришёлся на 1880−90-е гг., когда в стране завершился промышленный переворот. Крестьяне превращали свои хозяйства в мелкотоварное производство, с 1880-х гг. начали брать кредиты, их деятельность постепенно начала носить предпринимательский характер.

В промышленности росло число паровых двигателей, за 10−12 лет с начала 1880-х гг. более чем втрое увеличилась выплавка стали, в 2 с лишним раза возросла добыча угля, в 15 раз — добыча нефти! Появились машиностроительные заводы в Коломне, Харькове, Одессе и Бердянске, новые механические и металлургические заводы, собственное производство паровозов, за 20 лет после 1861 г. протяжённость железных дорог выросла в 11 раз — до 22 тыс. км; товарооборот за последние 30 лет века вырос с 2,4 млрд руб. до 11−12 млрд; рос экспорт, сохранялся положительный торговый баланс. Как грибы после дождя основывались акционерные общества, учреждались новые акционерные коммерческие банки, население городов за 30 лет после отмены крепостничества выросло с 6 до 17 млн человек — крестьяне становились рабочими.

В общем, экономический рост и ускоренная модернизация России неоспоримы, и во многом историки его связывали и связывают с отменой позорного крепостнического рабства, но некоторые исследователи более осторожны. В частности, историки А. Гершензон и П. Готрелл показали, что сама по себе отмена крепостного права не привела к экономическому буму. Многие предпосылки будущего роста заложил ещё Николай I.


Великий князь Константин Николаевич — либерал, брат Александра II. (Pinterest)

С другой стороны, отмена крепостного права открыла череду реформ и законодательных усилий, безусловно благоприятных для экономики — появление кредитных кооперативов, лишение дворян монополии на винокурение, помощь государства отдельным отраслям, финансовые преобразования, систематизация законов, введение земского и городского самоуправления, судебная реформа и реформа военная… К тому же экономический рост стимулировали устойчивый демографический рост, строительство дорог и развитие техники, усиление региональной специализации и распространение наёмного труда. Всё это позволяет сделать вывод, что роль отмены крепостничества как таковой нередко преувеличивается, когда речь идёт об экономике.

Сравнение

После крушения Римской империи во вновь образовавшихся варварских королевствах крепостных практически не было. Закрепощению первоначально подвергались жители земель, завоеванных удачливыми феодалами. Рабство в том масштабе, в котором оно существовало в Риме, не восстановилось. Феодалы поняли, что труд крепостных эффективнее, чем труд рабов. Крестьяне, хоть и были подневольными, имели куда больше прав, чем рабы:

  • право на частную собственность;
  • право на совершение торговых сделок (часть рабов также имела подобное право, но это было скорее исключение из правила, и характерно оно для последних веков Рима);
  • право на часть своего труда (феодал получал обычно от четверти до половины урожая);
  • право на защиту в суде.

Статус крепостного в разных странах и в разное время отличался довольно сильно, поэтому данный перечень можно было бы дополнить. Однако приведенные пункты характеризуют наиболее значимые различия.

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о крепостном праве в Российской империи. Число крепостных (частновладельческих крестьян) только в отдельные периоды нашей истории немного превышало половину всего населения империи, чаще оно было значительно ниже. С конца 18 века русские помещики экспериментируют с освобождением крестьян, как, например, фаворит Екатерины II Григорий Орлов (правда, уже после того, как императрица дала ему отставку). В 19 веке, с восшествием на престол Александра I, происходит постепенное освобождение крепостных национальных окраин (Прибалтики, Закавказья и так далее). Надо полагать, начинать освобождение с русских крестьян самодержец опасался, так как это могло привести к непредсказуемым экономическим и социальным последствиям.

В 1861 году, накануне «Манифеста от 19 февраля», ликвидировавшего в стране феодальные отношения, число крепостных крестьян в Российской империи, по разным данным, составляло от 30 до 35 процентов населения. Некоторые выкупились из крепостной зависимости еще за несколько десятилетий до исторической даты, как, например, основатель знаменитой торговой династии Морозовых, Савва Васильевич. За свободу своей семьи (у него было пять сыновей) он заплатил сколоченные предпринимательством 17 тысяч рублей – огромную в то время сумму. Интересно, что отмена рабства в США состоялась почти на два года позже – 1 января 1863 года, а на отдельных территориях – лишь в декабре 1865 года.

Субъект или объект права

Плантационное рабство в Америке не было калькой с рабства античного, даже с учётом того, что рабами могли быть только люди другой расы, на которых, по умолчанию, как бы не распространялось понятие «люди». Раб-негр являлся собственностью хозяина в том плане, что его можно было свободно продавать, покупать, дарить, обменивать. Случаи продажи негров – раздельно супругов, детей отдельно от родителей – были обычными. Они не запрещались законом, так как закон не признавал брака рабов. Рабам не запрещалось обращаться в полицию и суд, например, в случае насилия со стороны владельца. На практике такого права не существовало, так как вся полиция и суд на Юге находились в руках рабовладельцев.

При этом ни один закон не фиксировал юридического положения раба. Раб был по факту имуществом своего владельца. Но в отдельных случаях закон признавал за негром-рабом ограниченную правоспособность. Ответственность за преступление, совершённое негром, падала не на его владельца, но на непосредственного преступника. Суд мог привлечь раба в качестве свидетеля по какому-то делу без согласия его владельца, если судьям казалось важным его показание. В случае коллизии раба со свободным, но не с хозяином, раб мог выступать истцом в суде – конечно, тоже с благоволения судьи. Иной раз обидеть раба – значило обидеть его хозяина, возможно, весьма сильного землевладельца в округе, и судьи должны были учитывать это обстоятельство.

Впрочем, имелись нюансы. Рабство существовало только в южных штатах, северные штаты считались свободными от рабства. Однако в 1857 году Верховный суд США в скандальном вердикте по делу беглого раба Дреда Скотта постановил, что раб остаётся собственностью владельца на всей территории Соединённых Штатов

Кроме того, суд решил, что негр, причём неважно – раб или свободный, не является гражданином США и не имеет права обращаться в федеральный суд, а может ли он считаться гражданином штата, вправе решать каждый штат в отдельности.

В России тоже не было ни одного закона, который ограждал бы личность крепостного крестьянина от произвола своего помещика. В 1765 году Екатерина II издала указ, которым вручала помещикам бесконтрольную полицейскую власть над своими крепостными, предоставив право отправлять их на каторгу в Сибирь по своему усмотрению. У крепостных оставалось право жаловаться на помещика в местную администрацию – с тем же успехом, что и у негров в США. Право подавать челобитную монарху с жалобой на помещика Екатерина II запретила в том же 1765 году и строго подтвердила этот запрет два года спустя. Челобитчикам полагалась каторга.

Хотя по закону что в США, что в Российской империи убийство всегда было убийством, но найти управу на хозяина, убившего своего подневольного человека «в порядке наказания», и там, и здесь было практически невозможно. Огласку и возмездие получали только вопиющие случаи серийных убийств и истязаний, подобные делу Салтычихи в России.

Хотя русские крепостные венчались в церквах, но до начала 19 века ни один закон не запрещал продажу супругов раздельно и детей отдельно от родителей. Считалось, что такого явления просто не было, стало быть, незачем упоминать о нём в законе. Между тем, была распространена практика оптовой продажи крепостных на Урюпинской ярмарке, где, согласно свидетельству Михаила Пыляева, автора «Старой Москвы», «парней и девушек покупали преимущественно армяне для сбыта в Турцию». Только Николай I в 1840-е гг. запретил продажу крепостных в розницу и отдельно от земли.

Положение вольноотпущенников

Отпущенные или выкупившиеся (с позволения владельца) на волю рабы и крепостные крестьяне не приобретали всех прав свободных обывателей. В США эти права сдерживались, прежде всего, традиционными взглядами на неполноценность «чёрных» и «цветных», причём не только в южных, но и в северных штатах.

Русский писатель и путешественник Павел Тугой-Свиньин, побывавший в 1811-1813 гг. в США, писал о неприятно поразившей его расовой сегрегации по отношению к «цветным» гражданам: «Из числа попутчиков наших был мулат, но ему не позволено было сесть с нами в карету, а поместили его вместе с кучером, также и обедал он особенно, а не с белыми… А вероятно, он заплатил такие же деньги, как и другие пассажиры».

Русские мужики, даже крепостные, конечно, не испытывали такой дискриминации по внешнему виду в публичных местах, хотя одеждой и бородами отличались от благородной публики. В таких местах, как театры, рестораны, действовал некий дресс-код, но мужик, скопивший достаточно денег для посещения таких заведений, конечно, и экипировкой обзаводился подобающей.

Сословное неравноправие чувствовалось в другом. Так, крестьянам, выкупившимся и отпущенным на волю, только в 1848 году было предоставлено право приобретать недвижимое имущество. И вплоть до 1903 года из всех сословий России только крестьян, уже свободных, подвергали по приговору суда телесным наказаниям.

Характер эксплуатации

Всё, чем владел раб, юридически считалось собственностью хозяина. На практике рабы могли пользоваться имуществом, заключать с разрешения хозяина какие-то сделки, но всё это сильно зависело от доброй воли рабовладельца. Если рабы на плантациях были своего рода каторжными рабочими, у которых не было ничего своего, то крепостные крестьяне владели домом, участком земли, скотом, орудиями труда. Правда, юридических прав собственности на всё это у них тоже не было – собственником закон признавал только помещика. Но фактическое владение на практике тут ничем не отличалось от собственности. Помещику было невыгодно разорять крестьянина – плательщика оброка и работника, тогда как на плантациях из раба выжимали всё, что можно.

Впрочем, после 1808 года, когда импорт рабов из Африки в Америку стал уголовно наказуемым, рабовладельцы были вынуждены заботиться о естественном воспроизводстве рабов и снижать норму эксплуатации. Поэтому характерен такой отзыв американского журналиста и путешественника Джона Ллойда Стефенса («Случаи из путешествий в Российскую и Турецкую империи», 1839): «Русский мужик, который обычно не имеет даже тех удобств, которые предоставляются негру на наших лучше всего управляемых плантациях, кажется мне, не менее деградировал в интеллекте, характере и манере держаться ».

Ни один закон в США не запрещал рабовладельцу принуждать негров к работе столько, сколько ему заблагорассудится. В России был только один подобный закон. В 1797 году Павел I издал повеление о запрете заставлять крепостных работать на барщине больше трёх дней в неделю. Однако на практике, как свидетельствовал Василий Ключевский, он не соблюдался.

Войны и бунты: разный масштаб

Российские крестьяне были значительно непокорнее чёрных и белых рабов в Америке. Бунты рабов, как и бунты крепостных, происходили нередко. Однако в сравнении с порядка 250 случаев неповиновения рабов в Америке российские крестьяне бунтовали гораздо чаще – и страшнее.

В России счёт общему количеству крестьянских бунтов – от мелких до масштабных, когда сжигали господский двор и хозяйственные постройки, после чего уходили в леса, в Сибирь, на Урал или Волгу, – по разным оценкам, идёт на тысячи.

А крестьянские войны и бунты были настолько кровавыми и масштабными, что их с самого начала называли не иначе, как войнами.

Пушкин называл русский бунт «бессмысленным и беспощадным», и если обратиться к записям современников таких бунтов, был абсолютно прав хотя бы по части беспощадности.

Степан Разин со товарищи «во всех занятых городах и крепостях… представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили».

Емельян Пугачёв и соратники «…убивали не только мужчин, но также и дворянских жен, и детей (в том числе известно о расправе над 64 младенцами). Убивали священнослужителей и членов их семей (237 человек). Что же касается убитых в правительственных войсках, то их число приближалось к шести тысячам».

В Штатах же сравнительно масштабными были лишь восстания Ната Тёрнера и Джона Брауна в Виргинии.

В течение восстания Ната Тёрнера были убиты 60 белых людей и, по меньшей мере, 100 чёрных рабов… Впоследствии американское правительство казнило 56 чёрных рабов, обвинённых в участии в восстании Тёрнера. Двести чёрных были избиты и убиты белыми ополченцами.

Контраст очевиден: русское противодействие несправедливости, творимой во времена крепостничества, подавляюще масштабнее американского. Связано это, возможно и вероятно, с тем, что русский бунт происходил на земле, которую бунтующие считали своей, родной. Каковой сейчас считают США взбунтовавшиеся афроамериканцы.

Крепостное право было на Руси всегда

На самом деле, крепостное право начало устанавливаться на Руси только в конце 15 века и прошло несколько этапов, в течение которых сильно менялось само содержание этого института.

Судебник 1497 года запретил крестьянам уходить из своей деревни на новое место, не расплатившись с владельцем земли по долгам. Причём для расчёта и ухода он оставил только две недели в году (19 ноября – 2 декабря; «право Юрьева дня»). В конце 16 века правительство стало время от времени запрещать уход даже и в Юрьев день в какой-то конкретный год. Соборное Уложение 1649 года окончательно запретило крестьянам самовольно менять место жительства. Впрочем, это касалось не только помещичьих крестьян, но и всяких иных, а также посадских ремесленников.

В 18 веке постепенно входит в практику юридически ничем не узаконенный порядок, по которому крепостной крестьянин не просто «крепок земле», но и лично принадлежит владельцу. Этому понятию способствовало то, что налоги государству за крестьян платил, по числу «душ» мужского пола, помещик. Развивается купля-продажа крепостных «душ» отдельно от земли, а иногда даже и в разбивку семей. К концу 18 века помещики получают высшую степень судебно-полицейской власти над своими крестьянами, приобретая право безотчётно ссылать их на каторгу и отдавать в солдаты.

Почти сразу начинается и политика смягчения крепостного права. Император Павел I в 1797 году законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю. Николай I в 1840-е годы последовательно запретил продажу крестьян отдельно от земли и продажу дворовых людей, а также установил порядок выкупа крестьян на волю при конфискации помещичьего имения за долги.

Формирование класса рабов

Рабство как социальный институт возникло с разложением первобытно-общинного строя. Сначала оно было относительно мягким (так называемое патриархальное рабство), и раб с течением времени мог либо вернуться в свое племя (если он был военнопленным), либо стать полноправным членом рода, собственностью которого первоначально являлся. Но по мере развития государств Древнего мира рабство становилось все более распространенным, и наивысшего развития достигло в Римской империи. Источниками пополнения рабов были прежде всего победоносные войны; кроме этого, в рабство нередко обращали преступников.

Согласно Законам 12 таблиц, рабами могли стать несостоятельные должники. Правда, довольно рано, в 4 веке до нашей эры, принимается «Закон Петелия», по которому обращать в рабство римских граждан было запрещено (за исключением тех, кто совершил некоторые особо тяжкие преступления). Интересная особенность патриархального Рима: глава рода имел право трижды продавать в рабство своих детей (предполагалось, что они могли самостоятельно выкупаться). Во время завоевательных походов стоимость рабов была сравнительно невелика: после покорения в 38 году до нашей эры Сардинии, например, даже появилась поговорка «дешев, как сард».

Впоследствии, когда завоевательные походы перестали быть источником рабов, пополнение осуществлялось в основном за счет естественного прироста. Причем раб, рожденный в неволе, ценился довольно высоко, так как он не знал иного состояния, кроме рабства, и не был склонен к бунту. Обращение с рабами становится мягче, к ним все чаще применяют «не кнут, но пряник». Постепенно рабовладельческие хозяйства становятся экономически неэффективными, и хозяева начинают менять отношение к рабам. Теперь их селят на небольших участках земли, которые те обязаны обрабатывать и отдавать часть урожая.

Эта категория зависимых людей в позднем Риме получила название «колоны», и по положению они были очень близки к крепостным. Итак, отличие крепостного крестьянина от раба в том, что вторые были отчуждены от результатов своего труда, не имели собственности и не были заинтересованы в том, чтобы работать лучше. Именно поэтому, когда ресурс «кнута» иссякает, меняется экономический уклад. На смену рабовладельческому типу хозяйствования приходит феодальный, более эффективный. Нет, рабы еще оставались, но они играли в экономике небольшую роль.

Таблица

Разобравшись, в чем разница между крепостным крестьянином и рабом, остается добавить, что последние проявления этих зависимых состояний были ликвидированы сравнительно недавно. Крепостное право официально существовало в королевстве Бутан (небольшое государство в Гималаях) до 1956 года. А последним местом на Земле, в котором было юридически закреплено рабство, стала Мавритания, где окончательная его отмена состоялась лишь в 2007 году. Хотя у международных правозащитных организаций по-прежнему есть немало претензий к этой стране.

Раб Крепостной крестьянин
Юридический статус Является собственностью рабовладельца Является собственностью феодала
Права Не имеет Имеет некоторые права (на владение орудиями труда и другим имуществом, на судебную защиту, на ведение хозяйственной деятельности)
Отношение к собственности Собственности не имеет, орудия труда предоставляются рабовладельцем Является собственником; обычно это сельхозинвентарь, скот, орудия труда для ведения разнообразной хозяйственной деятельности (торговля, кустарное или промышленное производство и так далее)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *