Промышленность при путине: крах или возрождение?

Пять потерянных предприятий

Итак, крупные отечественные предприятия, которые обеспечивали людей работой и выпускали продукцию, но были ликвидированы при Путине, а их продукцию заменил импорт. 

Необходимо отметить, что иностранная продукция действительно на основании честной конкуренции вытеснила еще советские разработки. 

Но кто мешал за 20 лет развить эти направления хотя бы до потребностей внутреннего рынка?

АЗЛК (завод “Москвич”)

  • Основание завода: 1930

  • Ликвидация: 2010

“Москвич” – культовый автомобиль советской эпохи, победитель ралли “Лондон-Сидней”, яркий отечественный бренд. В последние годы завод пытался выжить за счет модернизации старой платформы с моторами Рено, но была разработана и модель представительского класса “Иван-Калита” (она выходила даже в полноприводном варианте). На двух заводах в Москве и Ижевске планировали делать до 200 тысяч машин в год. 

Разрушенный цех завода «Москвич»

Одна из последних моделей «Москвича» — седан «Иван-Калита»

Торговый бренд купил немецкий Volkswagen, часть московских цехов передали Renault. Занявшее место “Москвича” производство Renault в России на 100% принадлежит иностранцам. 

ВЭКС (Воронежский экскаваторный завод)

  • Основание завода: 1915

  • Ликвидация: 2009

Одно из крупных предприятий тяжелого машиностроения, закрытое в годы президентства В. В. Путина. Данный завод производил не только экскаваторы, землеройные машины и погрузчики на базе К-700, но и вошел в историю как изготовитель ракетных комплексов “Катюша”, перевернувших ход Великой Отечественной войны. 

ДГЭ-1200

В последние годы завод выпускал перспективные гидравлические машины ДГЭ-1200 для карьерных разработок. Это были современные экскаваторы с двигателями Cummins, сделанные из прочной стали, с комфортабельной и выполненной по последним мировым стандартам кабиной оператора. 

Разрушенный цех ВЭКС

Счета ВЭКС заморозили, землю раздробили на десятки участков. Две последние машины ДГЭ 2009 года выпуска простояли на территории завода 6 лет, после чего были распилены на металл. 

По данным статистики доля российской спецтехники на внутреннем рынке составляет не более 10-12%. 

Наравне с ВЭКС были уничтожены и другие тракторные заводы: Алтайский (1941-2011), Липецкий (1944-2009), Владимирский (1945-2018).

ЗИЛ (Завод имени Лихачева)

  • Основание завода: 1916

  • Ликвидация: 2013

Закрытие завода грузовых автомобилей ЗИЛ восприняли как личную трагедию миллионы бывших граждан СССР. Когда-то это предприятие производило более 200 тысяч автомобилей в год, на заводе трудилось 85 тысяч человек.

Грузовики ЗИЛ были народным достоянием. Ремонтопригодные, простые по конструкции и достаточно надежные. Их использовали в армии, сельском хозяйстве, коммунальном обслуживании городов. 

Исходя из структуры продаж новых автомобилей, КАМАЗ, ГАЗ и УРАЛ пока удерживают большую часть рынка. Однако, нужно понимать, что оставшиеся 30-40% вполне мог бы занять ЗИЛ, и деньги бы не утекали в карманы иностранцев. Больше того, конкурентоспособные грузовики вполне могли идти на экспорт, как это практиковалось в СССР (ЗИЛ отправлял машины в 51 страну мира). 

САЗ (Саратовский авиационный завод)

  • Основание завода: 1931

  • Ликвидация: 2012

САЗ – еще один завод, превратившийся при Путине в руины. Совершенно уникальное предприятие, известное своими авиационными разработками вертолетов, палубных реактивных самолетов вертикального взлета-посадки ЯК-38, гражданских лайнеров ЯК-40 и ЯК-42. Этот завод уже в 60-х использовал станки с ЧПУ, многие инженерные решения были по-настоящему передовыми. 

ЯК-42 на взлете

В годы ВОВ завод выпускал истребители, героически восстанавливая производство после тяжелых бомбардировок фашистской авиацией. Мемориал памяти жертв бомбардировок и тем, кто умирал от голода у станков, был разрушен при ликвидации завода.  

Все что осталось от цеха

САЗ мог стать мировым авиапроизводителем, аналогом Cessna и Learjet, принести России миллиарды долларов дохода. Но он был разворован и разорен. В настоящее время корпуса разобраны, как и заводской аэродром вместе со взлетной полосой.

Сибэлектросталь (Красноярский металлургический комбинат)

  • Основание завода: 1952

  • Ликвидация: 2008

Еще один уникальный завод, на месте которого построили микрорайон вместе с увеселительными и коммерческими организациями. Сибэлектросталь был экспериментальным заводом по производству сверхпрочных сталей для машиностроительной отрасли и ВПК. Здесь получали сплавы бездоменным способом для самых сложных и ответственных участков. 

Это пять крупнейших заводов, которые были стерты с лица Земли при Путине. На деле, конечно, предприятий в разы больше, многие формально еще существуют на бумаге, реорганизованы, но производства свернуты. 

Авторы Гайдпарка

  • валерий рыженко

    Иван Каракуба

    Читать полностью

  • Ирусик Иванова

    О 20 млн нищих

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Расширение ШОС – ключ к миру и стабильности

    Читать полностью

  • nl. partner

    Из-за разборок девелоперов российские буддисты могут лишиться центра для медитаций

    Читать полностью

  • Николай Таурин

    Вадим

    Читать полностью

  • Продавец Воздуха

    Галицию отделять надо

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Старик на распутье

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Осуждаете ли Вы пытки Романа Протасевича, если таковые были?

    Читать полностью

  • Елена Кирьянова

    Туда, где шепчутся дубравы

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    США проводят политику «двойных стандартов»

    Читать полностью

  • Михаил Афонин

    Подлодка К-152 «Нерпа» возвращается в Россию

    Читать полностью

  • Александр Поздняков

    Не реальность

    Читать полностью

Динамика и развитие

Если рассматривать динамику производства важнейших видов промышленной продукции в России начиная с 2010 года до настоящего времени, то в соответствии со статистическими данными, картина выглядит следующим образом:

  • Добыча угля за отчетный период выросла с 322 млн тонн 386 млн тонн.
  • Добыча нефти, включая газовый конденсат с 506 до 548 млн тонн.
  • Газ, наоборот, продемонстрировал уменьшение добычи с 651 до 641 млрд м³.

Лесозаготовка и деревообрабатывающая промышленность росла со 117 до 137 млн плотных м³.

Производство пищевых продуктов (мяса, зерна, молока, включая табачные изделия) практически по всем категориям демонстрировало рост. Рост по разным категориям был от 10% до более, чем 200%, как например, мяса птицы, скота и субпродуктов. А вот производство папирос и сигарет, наоборот, уменьшилось с 404 до 336 млрд штук.

  • Производство основных видов тканей увеличилось с 3369 до 5407 млн м².
  • А вот выпуск готовых швейных изделий, начиная от теплой верхней одежды, заканчивая рубашками, трикотажем и прочим, наоборот, уменьшилось практически по всем категориям изделий.
  • По производству основных видов продуктов химического производства наблюдался рост по разным категориям. Наиболее динамично развивался выпуск инсектицидов, средств против прорастания и регуляторов роста, фунгицидов, пластмасс в первичных формах, метанола ректификата.
  • А вот что касается выпуска транспортных средств, изделий и оборудования, то здесь рынок и промышленность, наоборот, показывал только уменьшение количества изделий.
  • И это касается двигателей внутреннего сгорания, легковых и грузовых автомобилей, троллейбусов, специальных служебных машин, полуприцепов тракторных, судов, электровозов и прочего. Незначительный рост наблюдался только по выпуску автобусов, прицепов к легковым автомобилям общего назначения, гражданских самолетов и мотоциклов.

Как видно из представленных данных, инновации в промышленности развиты достаточно слабо. Поэтому превалирует рост добычи сырья, обрабатывающее производство и выпуск более простой продукции. Индустриальное и инновационное производство не обнаруживает своего роста по причине малой развитости. В результате чего затраты на производство не окупают стоимости товара. Образуется замкнутый круг – выпускаемый товар не имеет надлежащего качества, поэтому невозможно нарастить уровень его продажи. Инвестиции в промышленность не осуществляются, и индустрия не развивается.

В сравнении с другими эпохами

Путина часто сравнивают со Сталиным, утверждая, что при Сталине строили гораздо больше, гораздо масштабнее и практически с нуля

Не умаляя достижений сталинской эпохи, всё же, надо отметить, что исторические периоды Путина и Сталина следует сравнивать с осторожностью.  За годы правления Сталина ВВП на душу населения в среднем рос на 4,29 %, а при Путине на 6,54 % с 2000 по 2008 и с 2012 по 2013 года. Вот перечни построенного при Сталине:. Эти списки пока менее полны, чем списки современных строек, но, тем не менее, их уже вполне достаточно для сравнения масштабов

При Путине в целом строится не меньше, чем при Сталине, и тоже очень много грандиозных по масштабу проектов, равно как и проектов, начатых с нуля на новом месте

Эти списки пока менее полны, чем списки современных строек, но, тем не менее, их уже вполне достаточно для сравнения масштабов. При Путине в целом строится не меньше, чем при Сталине, и тоже очень много грандиозных по масштабу проектов, равно как и проектов, начатых с нуля на новом месте.

Между тем, мифом является утверждение о том, что в советский период экономику и промышленность пришлось создавать практически на голом месте. Российская Империя весьма активно развивала промышленное производство и делала огромные вложения в строительство инфраструктуры. Вот неполные списки построенного только на рубеже XIX—XX веков:

В частности, масштабный рост железнодорожной сети при последних русских царях, строительство Транссиба и прочих магистралей (связавших огромную страну воедино), военные заводы Российской империи, строительство первых крупных электростанций, развитие университетов и технического образования — без всего этого сталинская индустриализация была бы невозможна. Точно так же, как и современные достижения были бы невозможны без созданного в советское время. Причём в разные эпохи решались несколько разные задачи, и решение одних было необходимо для того, чтобы приступить к полномасштабному решению других. Так, при царях строилось заметно больше железных дорог, чем при СССР, в советское время строилось больше машиностроительных заводов и электростанций, а в наше время строится больше жилья и небоскрёбов, чем при СССР, а также гораздо больше крупных мостов и объездных дорог (ввод энергообъектов при этом на уровне, близком к 1985 году ).

«Владимиру Владимировичу надо отмазать Ельцина»?

Опубликовано Бернард в 09.02.2016 17:14.

…»Один из коронных аргументов, который даже власти решили в эфире крутануть недавно, — национальная политика в СССР. Я понимаю, Владимиру Владимировичу надо отмазать Ельцина, мол, он не виноват в развале СССР, это Ленин СВУ под страну заложил в виде национально-территориального деления. Что сказать? Ленин смотрит на вас как на двоечника, Владимир Владимирович, и интересуется, когда вы поведаете миру о том, что Романовы виноваты в отложении от России Польши и Финляндии в 1917-м году. Заложили же точно такую «мину замедленного действия», нет?»http://kenigtiger.livejournal.com/

Э… нет, все гораздо глубже и толще:

см.:
Что чувствовал перед смертью инициатор развала СССР?http://za-kaddafi.org/node/38849

«Любят ли «либералы» «почвенника», а если «любят», то как?»

С.Говорухин, 5 канал:

…»Они видели, как уничтожается Россия, но ходили в кремль и получали награды»
…»Чтобы весь мир показывал пальцем и говорил: «Смотрите, дети, так жить нельзя…»
…»Ленина читайте – это проститутки, 90% русской интеллигенции — это проститутки.»
…»Я — такая же проститутка»

…»И, как бы в подтверждение подобного рода заявлений, 7 июня 2013 года в Москве в помещении Высшей школы экономики прошла конференция на тему: «Какая федерация нам нужна?». Организаторами ее выступили руководители фонда «Либеральная Миссия» ветераны перестройки: научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» экс-министр экономики Евгений Ясин и доктор философских наук Игорь Клямкин».

…»конференция пошла не в русле рассмотрения «политкорректной» реформы федерализма, а по пути обсуждения грядущей неминуемой, по мнению участников, дезинтеграции Российской Федерации. Конференция свелась к обсуждению вопроса: что произойдет, когда Россия прекратит свое существование как единое государство в ныне существующих границах, и как это конкретно произойдет. Подобный поворот следовало ожидать, поскольку для участия в конференции была приглашена весьма своеобразная публика – активисты групп социальных сетей, которые под маркой «регионализма» озвучивают сценарии будущего гипотетического расчленения России и участвуют в играх по созданию на месте русской новых идентичностей. Под маской «регионализма», на самом деле, скрываются ментальный сецессионизм и сепаратизм. Политкорректные «подлинный федерализм» или «регионализм» призваны скрывать явление при поверхностном взгляде на него».

А теперь угадайте, кто платит всем этим «неминуемым дезинтеграторам»? Ответ найдется в бюджете Управления делами п-резидента…

Истошный вопль пуссинизатора fritzmorgenа:

…»Нет, серьёзно, это уже настоящий позор. Я не понимаю: ВШЭ получает финансирование из бюджета США или из бюджета России? Если из бюджета США, вопросов нет — пусть делают, что хотят. Если из бюджета России — вопросы есть».http://fritzmorgen.livejournal.com/630109.html?page=3

Заводы и фабрики поздней РСФСР и нынче

Вот выдержка из статьи Николая Нильского, опубликованной под ником nilsky в Livejournal:

«Число предприятий в отраслях гражданской промышленности РСФСР (1989 год): (автор перечисляет все российские предприятия того времени по отраслям и по количеству, делая ссылку на конкретный источник): «Кофанов Д., Михайлова Т. “Индексы концентрации отраслей обрабатывающей промышленности РСФСР по Дюрантону-Оверману, 1989”». – РАНХиГС, 2015.

Всего 14.909 предприятий», резюмирует автор, подсчитав.

А доктор экономических наук, профессор Василий Симчера в интервью «АиФ» называет другую цифру, правда, уже по 1990-му году:

«К 1990 году в РСФСР было 30 тысяч 600 дееспособных крупных и средних промышленных предприятий»

Вот темпы приватизации предприятий в России. Тоже с указанием источника. Не нужно и присматриваться: к началу нового тысячелетия всё уже приватизировали. Может, и оставались единицы – не суть…

Профессор Василий Симчера утверждает:

«Сегодня в РФ едва набирается 5 тысяч крупных и средних промышленных предприятий, в том числе и бывших советских. В первый год приватизации было передано новым собственникам 42 тысячи предприятий (крупных, средних и мелких). А создано на их базе всего 12 тысяч новых хозяйствующих субъектов, большинство которых затем было также раскассировано. Поэтому у меня есть основания доверять гуляющей в Интернете цифре: 30 тысяч крупных и средних предприятий, не считая множество малых, были уничтожены приватизаторами и реформаторами, а их имущество разворовано».

Вот ведь: ни за что не найдёшь конкретной, однозначной цифры. Даже сам уважаемый профессор Симчера в интервью «АиФ» поначалу ведь говорил о 30 тысячах шестистах предприятий в 1990м году в РСФСР, а через несколько абзацев – уже о «переданных новым собственникам 42 тысячи предприятий». Ну, может быть, поначалу профессор не упомянул о предприятиях мелких, имел в виду лишь крупные и средние.

Всё равно до пугающих с сайта rospisatel.ru 78 тысяч далеко. И на половину названной страшной цифры не тянет. А уж если разбираться дотошнее, некоторые из этих «78 тысяч убитых предприятий» и вовсе оживают. Выдержка из расследования Николая Нильского, опубликованного в Livejournal (автор не поленился и собрал информацию об отечественных предприятиях, позиционированных как «убитые», стилистика сохранена – С.Б.):

Далее – по списку, представленному сайтом rospisatel.ru. Итог: некоторые предприятия нормально функционируют в той же области производства, что и раньше, некоторые действительно закрыты и разворованы, некоторые – перепрофилированы, на месте некоторых – пустыри.

Не ангажированность автора процитированной публикации Livejournal Николая Нильского, никак не вгоняющего результаты своего расследования в рамки «дискуссии» с фейковым «росписателем», позволяет основываться именно на его данных.

Итак, в РСФСР в 90-м году было примерно 15 тысяч промышленных предприятий. Сейчас, то есть в году 2020-м – около шести тысяч.

Картина не радостная, но все заводы и фабрики, что сейчас работают – работают. То есть зарабатывают.

Немного статистики и цифр

Рост машиностроения при Владимире Путине составил 20-30%, если сравнивать с концом 90-х годов и принимать во внимание финансовые кризисы. 

Большую часть (свыше 30%) машиностроительной отрасли занимают военно-промышленный комплекс и автомобилестроение. 

Станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, отрасли производства оборудования для легкой и пищевой промышленности не превышают 3-5% в общей доле.  

При этом, большая часть новых машиностроительных предприятий так или иначе связана с добывающей отраслью.

Резюмируя, можно отметить, что деятельность В. В. Путина действительно связана с выпуском нового вооружения, строительством крупных инфраструктурных и гражданских объектов. Президент смог добиться положительной динамики по сравнению с упадком 90-х, но производственного прорыва не совершил. 

Больше того,  многие отечественные заводы при Владимире Путине были просто “слиты” в угоду импортной продукции и иностранным предпринимателям. 

Александр Матвеев

Критерии

В этой статье мы не будем обсуждать инвестиции в старые предприятия, сельское хозяйство, пищевое производство, строительство бетонных заводов для обеспечения ипотечного строительства, и модернизацию нефтяных предприятий.

Это обязанность главы государства “по умолчанию” – поддерживать основные жизненно важные отрасли в стране. 

Цель статьи – оценить Путина именно как деятеля, творца, энтузиаста, толкателя новых технологий и промышленных идей, а также защитника государственной собственности и советского наследия. 

Машиностроительная промышленность, создающая добавленную стоимость – основа экономики. В положительной оценке влияния индустриализации на экономику сходятся даже диаметрально противоположные течения социализма и капитализма. 

Промышленность нельзя законсервировать до лучших времен…

Опубликовано Бернард в 28.02.2016 14:38.

…»все программы вооружений через пять лет оказываются разбалансированными, а объём недополученных денег и, следовательно, не поступившей в войска техники достигает 30–50%. Сопоставление объёмов продаж ПВН на экспорт с закупками ПВН в интересах в МО РФ показало, что многие годы объёмы продаж вооружения и военной техники (ВиВТ) иностранным государствам превышали объёмы внутренних закупок»

…»удовлетворение запросов «Рособоронэкспорта» пользуется преимуществом перед потребностями Вооруженных сил РФ. В России остро стоит вопрос: что для государства важнее – заказы Минобороны или «Рособоронэкспорт»? Думается, что контракты «Рособоронэкспорта» важнее, поскольку внутренние цены уступают экспортным. Именно поэтому «Уралвагонзавод» не может начать производство нового танка Т-95 и боевой машины поддержки танков (БМПТ)».

…»Система управления оборонкой в России пересматривалась уже шесть раз. В результате уровень этого управления снизился от заместителя председателя правительства Российской Федерации до руководителя департамента Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации».

http://army-news.ru/2011/01/problemy-rossijskogo-opk/

…»Чаще всего применяется более эффективный способ дерибана: завод подписывает контракт на 100 млрд, получает 10 млрд аванса (половину, естественно, тут же откатывают и оффшорят). После этого руководство предприятия получает кредит в 50 млрд в ВЭБе, который идет прямиком в тот же оффшор. ВЭБ дает кредиты, руководствуясь не экономической целесообразностью, а звонками «солидных пацанов» из правительства. Далее вообще ничего не делается. Просто предприятие банкротится, контракт аннулируется, а невозвращенные кредиты повисают мертвым грузом на шее самого солидного россианского банка. Таких «плохих» кредитов на нем уже порядка 1,5 трлн. руб.

Во всем мире банки дают кредиты, подталкиваемые алчностью, движимые жаждой наживы, и только в духовноскрепной Рашке банки руководствуются высокой моралью – они считают недостойным извлекать прибыль грязными ростовщическими методами. Тот же ВЭБ широкой лопатой бескорыстно раскидывает бабло направо-налево, а потом просто списывает эти деньги в убытки. Ляпота! За 2014 г. чистый убыток ВЭБа – 250 млрд. руб. , за 2015 г. ожидается на уровне 180 миллиардов.

Так это же просто прекрасно! Теперь есть повод «докапитализировать» ВЭБ из Фонда национального благосостояния и снова сп-дить эти деньги. Вы-то думали, что заначка в тучные годы делалась для того, чтобы, когда цены на нефть упадут, бюджетники получили зарплату на прежнем уровне, но не тут-то было!»

…»Так, например, концерн «Тракторные заводы», которому принадлежит курганский завод КМЗ, списал (то есть простил) ему долгов на 6 млрд. руб. Еще более двух миллиардов были списаны в счет дебиторской задолженности. Это с какой же радости миллиардные долги тихо списываются? А все просто: КМЗ принадлежит КТЗ, КТЗ принадлежит нидерландской компании MACHINERY & INDUSTRIAL GROUP N.V, а той в свою очередь владеет великий и могучий Внешэкономбанк.

Ватнички, объясните мне, зачем государству нужно владеть оборонным предприятием не напрямую, а через частную шарашку в стране НАТО? Все предельно просто: списанные в прошлом году 6 млрд. руб. не просто списали, их сначала украли, вывели за рубеж (для этого обязательно нужен зарубежный собственник), а в результате у ВЭБа образуется убыток в сотни миллиардов, который покрывается из бюджета».

…»В доле все правильные пацаны, включая умелого лизателя монаршей задницы графа Никитки Михалкова. При чем он тут? Я уже вскользь упоминал о том, что он является бенефициаром Курганмашзавода в качестве крышевателя КТЗ»…http://kungurov.livejournal.com/150065.html

…»Согласно справке пресс-службы правительства, в 2012 году по объемам производства металлообрабатывающего оборудования Россия занимает 22-е место в мире (179 млн долл.), уступая Китаю (27,54 млрд долл., в 154 раза!), Японии (16,25 млрд долл., в 91 раз!), Германии (13,62 млрд долл., в 76 раз!), а также Южной Корее, Италии, Тайваню, США, Швейцарии и ряду других стран«.

…»В 2012 году доля импорта в Россию станкоинструментальной продукции достигла 91,2%; станков – 93,3%, инструмента – 88,1%, абразивных изделий – 83,4%. При этом величина экспортных поставок станкоинструментальной продукции также высока – 58,1%; по станкам – 41,9%, по инструменту – 61,0%, по абразивным изделиям – 77,6%».(то-е. оборонка и остатки станкостроения работают «на дядю Сэма» или «дядю Чжао», но не оборону — Б31)http://vpk.name/news/93693_opk_rf_v_20152017_gg_potrebuetsya_stankov_na_…

Нефтяная промышленность

Нефтяная промышленность – ведущая в России. Она включает в себя добычу, переработку, транспортировку, продажу нефти и нефтепродуктов. Российская Федерация относится к самым крупным экспортерам нефти в мире наряду с США и Саудовской Аравией. Суммарное количество добытой за 2019 год нефти – 10 800 000 баррелей. Наибольшие запасы нефти в таких месторождениях:

  • Ромашкинское;
  • Приобское;
  • Русское;
  • Самотлорское.

Предприятия нефтяной промышленности соблюдают строгие меры безопасности. Правила работы при добыче полезных ископаемых прописаны в законодательных документах.

Запасы, добыча нефти

Россия – одна из самых крупных стран по добыче нефти. Эта отрасль экономики активно развивается с начала ХХ столетия. Более 30% мирового углеводородного сырья поставляется из РФ. К сожалению, некоторые месторождения, эксплуатирующиеся непрофессиональными добытчиками нефти, становятся бесперспективными и непригодными к дальнейшему применению.

Организация нефтяной промышленности требует не только значительных финансовых ресурсов, но и инновационных решений, внедрения современных методик и технологий. Крупнейшие запасы нефти в России сосредоточены в Западной Сибири, на Дальнем Востоке. После распада СССР добыча нефти перешла в руки частных предприятий. Деятельность таких компаний соответствует мировым требованиям и стандартам качества. Это необходимо для обеспечения стабильности котировок на сырьё.

Система нефтепроводов

Нефтяная химическая промышленность предполагает строительство системы магистральных нефтепроводов. В 30-х годах прошлого века были построены основные объекты нефтяной промышленности:

  • «Ишамбай-Уфа»;
  • «Гурьев-Орск»;
  • «Баку-Батуми»;
  • «Грозный-Туапсе» и пр.

Уже к 40-м годам ХХ века эксплуатировалось более 2 500 км магистральных нефтепроводов. В годы ВОВ построили новую магистраль «Оха-Комсомольск-на-Амуре», чтобы доставлять сахалинскую нефть на материк. В 60-х роках ввели в эксплуатацию самый крупный не только в России, но и в Европе нефтепровод «Дружба». Его протяженность – 5 500 км.

На 2001 год припало строительство Балтийской системы нефтепроводов, а в 2012 году соорудили магистраль, которая соединяет Тихий океан с Восточной Сибирью. Контрольный пакет акций компании, владеющей основными нефтепроводами страны, принадлежит государству. Она также занимается организацией системы управления нефтепроводами, реализацией продуктов нефтепереработки, подсчетов запасов нефти и пр.

География нефтепереработки

В России работает 32 крупные компании, которые специализируются на переработке нефти. Добыча нефти и газа приносит большую прибыль, а также является одним из самых важных источников наполнения бюджета страны. В РФ активно развивается нефтепереработка и нефтехимия, а также другие отрасли, которые тесно связаны с добычей, использованием и реализацией нефти.

Большинство предприятий, которые сегодня занимаются переработкой нефти, начали функционировать в первые два десятилетия после завершения ВОВ. Только за 20 лет с 1945 по 1965 год возвели и ввели в эксплуатацию 16 заводов. В 1990-е годы наблюдалось значительное сокращение объёмов добычи природных ископаемых, загрузка упала практически на 50%. К причинам этого явления относят низкое качество сырья и нефтепродуктов. Это дало крупным компаниям толчок для развития. Сегодня отлично налажен процесс нефтепереработки. Нефтедобытчики внедряют новые технологии, используют высокопроизводительные установки и оборудование, что позволяет получать сырьё достойного качества.

Пять построенных предприятий

При выборке построенных при Путине предприятий машиностроения и металлургии возникли огромные сложности с источниками. Дело в том, что информации по объектам очень мало, большинство из них находятся в стадии строительства, а то и только проекта.  

Кроме того, большая часть проектов Путина – это модернизация старых производств. Иногда со строительством новых корпусов (“Петербургские моторы” или завод “Звезда”)…но нас интересовали именно новые предприятия, построенные с нуля. Ведь модернизация – это не создание нового, а поддержка старого. 

Если кто-то найдет новые крупные машиностроительные предприятия, пишите в комментарии. Они сразу же будут добавлены. 

Тайшетский алюминиевый металлургический завод

  • Год основания: 2008

  • Статус: строительство

Огромный завод в Иркутской области, который должен выпускать до 750 тысяч тонн алюминия в год. Завод будет отвечать современным экологическим требованиям – в проекте есть установка высококачественного газоочистного тракта. 

Ориентировочная дата запуска – 2021 год. Однако, открытие постоянно откладывают из-за нехватки финансирования, с 2009 года, когда ТАМЗ был готов на 60%, строительство заморозили. А потом начался всемирный кризис с обвалом металлургических рынков, по компании РУСАЛ ударили американские санкции. В настоящее время завод достраивают. 

Арктик Палладий

  • Год основания: 2019

  • Статус: проект, запуск запланирован на 2024 год

Один из самых высокорентабельных проектов, который сможет приносить свыше 1 миллиарда долларов в год. Если “Арктик Палладий” реализуют, то Россия займет первое место в мире по производству платины. 

Конечно, проект больше относится к добывающей отрасли, но подразумевает создание и крупных цехов для очистки и сортировке добытой руды. 

Планируется, что “Арктик Палладий” будет выпускать до 120 тонн металлов в год. Предприятие планировалось создать на базе “Русской Платины” и “Норникеля”, но позже “РП” вышла из проекта. Теперь финансированием будет полностью заниматься компания Олега Дерипаски. 

ЦСКМС (Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений)

  • Год основания: 2017

  • Статус: окончание строительства планируют в 2020 году

Грандиозный проект, известный под названиями “Кольская верфь” или “Судоверфь Новатэк”. Данный морской завод будет заниматься изготовлением плавучих платформ для размещения добывающих и перерабатывающих комплексов в открытом море. Ориентирована верфь на нефтегазодобывающий комплекс. 

Общая площадь верфи составляет 150 гектаров. В комплекс войдут два сухих дока, цеха по металлообработке, инженерные строения. Помимо нефтяного оборудования Кольская верфь может служить судоремонтным заводом для крупных судов, на ней могут закладываться какие-то масштабные проекты ВМФ или коммерческого морского транспорта.  

Богучанский алюминиевый завод

  • Год основания: 2014

  • Статус: запущен в 2016

Богучанский алюминиевый завод – реализованный успешный проект компании РУСАЛ. В настоящее время алюминий уже идет на экспорт, мощность составляет 300 тысяч тонн металла в год. После достройки и запуска второй линии объемы выпуска будут составлять до 600 тысяч тонн. 

Для нужд завода в 2014 году была достроена Богучанская ГЭС, которую не могли закончить с 1974 года. Таким образом, был реализован крупный стратегический и инфраструктурный проект. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *