10 функций мэра для эффективного управления

Как избирают главу муниципалитета

Как полномочия, так и порядок выборов главы муниципалитета, прописаны в уставе муниципального образования в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. В соответствии с ним, имеется несколько способов избрания и исполнения полномочий главы муниципалитета:

  • Избрание на муниципальных выборах на должность главы районной администрации. Этот способ дает наибольшее количество рычагов управления и полномочий действующему главе. При этом избиратели влияют на итоги выборов, а значит, и на ситуацию в своем муниципалитете. Данный способ применяется в большинстве муниципальных образований нашей страны.
  • Избрание на муниципальных выборах на должность председателя, в то время как глава определяется на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования подобен королеве Великобритании, которая царствует, но почти не руководит страной. Эта форма избрания применяется не часто.
  • Избрание представительным органом муниципалитета данного района из числа своих членов, а главу местной администрации – на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования является формальной фигурой, а вся власть находится в руках главы местной администрации. Этот вариант стал довольно распространенным в настоящее время.
  • Аналогичный предыдущему вид избрания, но вся власть принадлежит главе муниципалитета. Такой способ избрания применяют в сельских поселениях и в небольших муниципалитетах.

Выборы мэра

Выборы главы города осуществляются, согласно уставу данного муниципального образования, в соответствии с законами Российской Федерации. Существует два наиболее распространенных вида этой процедуры.

Первый тип – тайное голосование на основе равного избирательного права. В нем могут участвовать все жители города, за исключением тех, кто не достиг нужного возраста. Второй тип – голосование среди членов местной администрации и прочих управляющих органов муниципального образования. Следует отметить, что последний вид выборов характерен в основном для сельской местности, где нет необходимости в проведении границы между функциями главы администрации и представительного органа.

Все большую популярность набирает система, при которой мэр – всего лишь номинальная фигура, не имеющая фактической власти. В этой ситуации принятием решений, касающихся муниципального образования, занимаются глава администрации, а также представительный орган.

На выборах мэра Москвы лидирует Сергей Собянин (51,27%), вторым стал кандидат от оппозиции Алексей Навальный (27,3%). Сюрпризом стали результаты голосования в Екатеринбурге. Там побеждает известный борец с наркоторговлей Евгений Ройзман.

В России подводят итоги единого дня голосования. Накануне в стране в общей сложности прошло более семь тысяч выборов разного уровня. В Москве на выборах мэра лидирует Сергей Собянин. По данным столичного избиркома, он набрал 51,27%. Второе место занял оппозиционер Алексей Навальный от РПР-Парнас с показателем в 27,3%.

На данный момент обработано 99% бюллетеней. Явка в городе была невысокой, на участки пришла треть избирателей. Несмотря на это первые за 10 лет прямые выборы мэра признаны состоявшимися. Многие политики уже назвали их самыми прозрачными за последние годы.

Вместе со столицей голосовали регионы. Губернаторов и глав администраций выбирали еще в семи субъектах федерации: в Московской, Магаданской, Владимирской областях, Хабаровском и Забайкальском крае, Республике Хакасия и Чукотском автономном округе. Практически везде лидируют действующие руководители.

Жители восьми регионов голосовали за мэров своих столиц. Это Петрозаводск, Вологда, Воронеж, Новгород, Екатеринбург, Владивосток, Абакан и Хабаровск. В 16 областях, краях и республиках избирали местные парламенты. В Ингушетии и Дагестане депутаты подавляющим большинством впервые избрали глав своих республик  Юнус-Бека Евкурова и Рамазана Абдулатипова. Оба региональных лидера уже приняли присягу и вступили в должность.

Губернатору Московской области Андрею Воробьёву (он набирает больше 80%) инаугурация только предстоит. Его уже поздравили два конкурента от коммунистов и либерал-демократов. Сам победивший кандидат пообещал посты в правительстве области своим оппонентам.

Сюрпризом стали итоги выборов в Екатеринбурге. Там после подсчета голосов на большинстве участков побеждает Евгений Ройзман. Известный борец с наркоторговлей на данный момент набрал 32,% голосов. В Хабаровском крае посты губернатора и мэра краевой столицы сохранили действующие чиновники, представители «Единой России». Окончательные итоги выборов разного уровня местные избирательные комиссии будут подводить еще несколько дней.

Похожие новости

  • 16 октября 2013Суд решает судьбу Навального. Текстовая трансляция
  • 14 декабря 2013Лидер «Яблока» призвал бороться с «олигархическим проектом» Навальным
  • 26 октября 2013Руководство «эсеров» слагает полномочия
  • 9 сентября 2013Собянин: это были самые честные и конкурентные выборы
  • 9 сентября 2013Инаугурация мэра Москвы состоится в течение 10 дней после подведения итогов
  • 9 сентября 2013Медведев поздравил однопартийцев с победой на выборах глав Москвы и Подмосковья
  • 9 сентября 2013Штаб Собянина отказался от переговоров с Навальным
  • 9 сентября 2013Путин поздравил триумфаторов выборов и посоветовал сделать выводы
  • 9 сентября 2013Мосгоризбирком отказывается пересчитывать голоса по требованию Навального
  • 9 сентября 2013Прокуратура предупредила Навального из-за призывов к акциям неповиновения
  • 9 сентября 2013Мосгоризбирком разглядел «оранжевую революцию» в заявлениях Навального
  • 19 декабря 2013«Альфа-банк» решил судиться с Митрохиным из-за Навального
  • 12 сентября 2013Песков предложил понаблюдать за Навальным в динамике
  • 12 сентября 2013Собянин официально вступил в должность мэра Москвы
  • 12 сентября 2013Путин — на инаугурации мэра: против Собянина никто не голосовал

Новости СМИ2

Россияне хотят выбирать

Судя по большинству опросов общественного мнения, граждане России положительно относятся к идее возврата прямых выборов мэров городов – элемента прямой демократии, сохранившегося лишь в ряде крупных городов, а также в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге. Более того, в ноябре 2020 года в таком крупном городе как Екатеринбург зарегистрирована народная законодательная инициатива о возврате прямых выборов мэра, а в Новосибирске борьба за сохранение выборности главы города стала одним из важнейших факторов публичной политики.

Мэр в качестве главы областного центра здесь воспринимается как легитимная и мало уступающая по своему административно-политическому весу губернатору фигура.

Выражением значимости данного вопроса на федеральном уровне стала предложенная КПРФ поправка в Конституцию РФ (о закреплении прямых выборов мэров столиц субъектов РФ), которая правда не нашла своего отражения в тексте основного закона страны, в рамках 131 статьи которого зафиксировано, что «особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом».

Однако, какими бы способами ни избирались/назначались мэры российских городов, статья 132 Конституции РФ подчеркивает, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». В этой связи можно говорить о стремлении федерального центра сохранить административно-экономический характер должности российских мэров, совместная работа которых с губернаторским корпусом должна быть направлена на решение задач социально-экономического развития страны и минимизировать вероятность межличностной политической конфронтации в регионе.

Кто такой губернатор?

Под губернатором может пониматься:

  • в России — руководитель субъекта федерации (которым может быть и город федерального значения);
  • в западных странах — высшее должностное лицо штата или иной административно-территориальной единицы.

В период с 1995 по 2005 годы российские губернаторы избирались населением субъектов РФ. С 2005 по 2012 годы руководители регионов назначались органами законодательной власти в субъектах РФ по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года граждане вновь имеют право избирать своих губернаторов.

Если говорить об истории института губернаторства в РФ, можно отметить, что появился он еще во времена Российской империи. До революции 1917 года должность, о которой идет речь, занимал человек, являющийся начальником губернии либо области. Он выполнял такие функции, как:

  • обеспечение неприкосновенности законных прав власти;
  • обеспечение исполнения положений законодательства;
  • осуществление политического управления на соответствующей территории.

В современной России, как мы отметили выше, лицо, занимающее пост губернатора, возглавляет исполнительную ветвь власти на уровне субъекта РФ. Таким образом, эта должность является частью системы государственной власти. Человек, занимающий ее, подотчетен Москве, может быть назначен (при наличии устанавливающих данную процедуру положений в законодательстве) губернатором или освобожден от выполнения своих функций в соответствии с распоряжением политического центра.

Следует отметить, что в национальных республиках должность, о которой идет речь, не получила распространения. В соответствующих субъектах РФ руководитель исполнительной ветви власти — Глава или Президент. Кроме того, и в некоторых российских областях человек, занимающий соответствующую должность, именуется не губернатором, а главой администрации области.

Лица, возглавляющие исполнительную власть в субъектах РФ, могут занимать свои должности в течение не более чем двух сроков, длительность каждого из которых составляет 5 лет.

В США должность губернатора соответствует позиции человека, возглавляющего исполнительную ветвь власти в штате. Как правило, данное лицо имеет очень широкий спектр полномочий — сравнимых с теми, которыми обладает Президент США в федеральном масштабе.

Избираются американские губернаторы населением штатов — на 4 года. Как правило, один и тот же человек может стать главой исполнительной ветви власти неограниченное количество раз. Но в некоторых штатах один и тот же губернатор может быть избран только 2 раза.

Многие из американских губернаторов становятся Президентами США. К примеру, соответствующим образом сложилась политическая карьера Джимми Картера, Рональда Рейгана, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего.

Случаи прекращения полномочий мэра

Прекращение деятельности мэра может быть связано с рядом причин, в том числе и досрочно:

  • в результате смерти;
  • ухода в отставку по собственному волеизъявлению, в том числе по состоянию здоровья;
  • удаление с должности по решению представительного органа;
  • при отрешении от должности за потерю доверия перед населением;
  • если по суду признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • в результате вынесения судом обвинительного приговора за совершенные общественно опасные деяния;
  • при переезде на постоянное жительство за пределы страны;
  • утрата гражданства, за исключение случаев предусмотренных международными договорами или соглашениями;
  • проведения процедуры голосования избирателей по отзыву мэра с должности;
  • за утрату доверия перед Президентом России;
  • в результате преобразования или изменения формы муниципалитета.

Исходя из сказанного и при наличии желания, у граждан есть возможность сменить мэра своего муниципального образования.

Другие названия сходных должностей

Существуют также другие наименования главы городской власти:

  • городской голова — в России до 1918 года, Эстонии, Украине и в Калуге;
  • градоначальник — в некоторых городах Российской империи, в настоящее время — в Боснии и Герцеговине, Северной Македонии, Сербии, Хорватии и Черногории;
  • председатель городского исполнительного комитета (председатель горисполкома) — в России (с 1937 до 1991 года) и в Белоруссии;
  • алькальд — в испаноязычных странах;
  • кмет — в Болгарии;
  • приматор — в Словакии и в крупных городах Чехии;
  • староста — в небольших городах Чехии и Литвы;
  • пуркмистр — в городах средневековой Чехии;
  • президент города (польск. prezydent miasta) — в Польше;
  • бурмистр — в Великом княжестве Литовском, Польше;
  • бургомистр (нем. Bürgermeister) — термин употребляется в странах с германской правовой традицией (Германия, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Люксембург, Фландрия, Южный Тироль, Дания, Финляндия, Венгрия) и в прошлом в России;
  • кахакапет (арм. քաղաքապետ — букв. «руководитель города») в Армении;
  • аким — глава города в Казахстане и Киргизии;
  • Хоким — мэр города и глава районного муниципального образования в Узбекистане;
  • беледие башканы (тур. Belediye Başkanı — «муниципальный глава») — в Турции и ТРСК;
  • примар — в Румынии и Молдавии;
  • синдик — в Италии;
  • жупан — в Хорватии;
  • димарх — в Греции и в греческих муниципалитетах Кипра;
  • хяким — в Туркмении;
  • председатель городского управления — в ДВР в 1921—1922 гг.;
  • глава городской администрации — в России с 1990 года, в Казахстане до 1995 года;
  • глава муниципального образования — в России с 1997 года глава села или посёлка;
  • лорд-провост — в Шотландии;
  • председатель коммуны (Kryetari i komunës) — в Албании.
  • Председатель города — в Таджикистане. Также используется слово «мир», в Средние века слово, употреблявшееся по всему мусульманскому миру, в частности, в Средней Азии. Например, мир Алишер Навои, мир Саид Барака

Другие названия сходных должностей

Существуют также другие наименования главы городской власти:

  • городской голова — в России до 1918 года, Эстонии, Украине и в Калуге;
  • градоначальник — в некоторых городах Российской империи, в настоящее время — в Боснии и Герцеговине, Северной Македонии, Сербии, Хорватии и Черногории;
  • председатель городского исполнительного комитета (председатель горисполкома) — в России (с 1937 до 1991 года) и в Белоруссии;
  • алькальд — в испаноязычных странах;
  • кмет — в Болгарии;
  • приматор — в Словакии и в крупных городах Чехии;
  • староста — в небольших городах Чехии и Литвы;
  • пуркмистр — в городах средневековой Чехии;
  • президент города (польск. prezydent miasta ) — в Польше;
  • бурмистр — в Великом княжестве Литовском, Польше;
  • бургомистр (нем. Bürgermeister ) — термин употребляется в странах с германской правовой традицией (Германия, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Люксембург, Фландрия, Южный Тироль, Дания, Финляндия, Венгрия) и в прошлом в России ;
  • кахакапет (арм. քաղաքապետ — букв. «руководитель города») в Армении;
  • аким — глава города в Казахстане;
  • Хоким — мэр города и глава районного муниципального образования в Узбекистане;
  • беледие башканы (тур. Belediye Başkanı — «муниципальный глава») — в Турции и ТРСК;
  • примар — в Румынии и Молдавии;
  • синдик — в Италии;
  • жупан — в Хорватии;
  • димарх — в Греции и в греческих муниципалитетах Кипра;
  • хяким — в Туркмении;
  • председатель городского управления — в ДВР в 1921—1922 гг.;
  • глава городской администрации — в России с 1990 года, в Казахстане до 1995 года;
  • глава муниципального образования — в России с 1997 года глава села или посёлка;
  • лорд-провост — в Шотландии;
  • председатель коммуны (Kryetari i komunës) — в Албании.
  • Председатель города — в Таджикистане. Также используется слово «мир», в Средние века слово употреблявшееся по всему мусульманскому миру, в частности, в Средней Азии. Например, мир Алишер Навои, мир Саид Барака

Источник

Полномочия городского главы

Мэр выполняет многообразные управленческие функции. Так, например, глава города способствует принятию различных правовых актов и постановлений. Он также является представителем подконтрольного ему населенного пункта на встречах с региональными властями, законодательных собраниях и прочих деловых встречах. Мэр имеет право на утверждение и подписание различных документов, принятых Советом депутатов муниципального образования. Глава администрации в рамках своих полномочий также может составлять нормативные акты, к которым относятся распоряжения и постановления.

Занимаемая должность обязывает мэра быть подотчетным Совету народных депутатов. Именно на суд этого законодательного органа градоначальник представляет проекты различных программ по развитию муниципального образования, а также предлагает внести изменения в сумму местных налогов.

Мэр имеет право по своему усмотрению увольнять или брать на работу своих заместителей, руководителей городской администрации. В спектр полномочий градоначальника входит и составление приказов о создании, устранении и реорганизации муниципальных учреждений.

Обязанности главы города очень многообразны, и, поскольку ему подконтрольны все ведомства населенного пункта, он имеет право осуществлять проверку их работы.

Буйные и тихие

Прямые выборы глав субъектов состоятся в Севастополе, Республиках Татарстан и Чувашия, Краснодарском и Камчатском крае, Иркутской области, Еврейской автономной, Брянской, Ленинградской, Костромской, Смоленской, Архангельской, Пензенской, Тамбовской, Ростовской и Калужской областях. В отличие от прямых выборов 90-х годов, действующий с 2012 года порядок предусматривает двухуровневую систему фильтров.

Во-первых, президент по собственной инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

крым

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков

Во-вторых, желающих стать кандидатами должны поддержать от 5 до 10% депутатов муниципальных собраний. Точная цифра устанавливается в законодательстве субъекта. Самовыдвиженцам нужно будет собрать в свою поддержку от 0,5 до 2% подписей избирателей. Назначать губернатора через голосование в парламенте будут в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (прямые выборы в регионе были отменены в 2014 году). Главу региона в этом случае избирает окружная Дума из кандидатур, предложенных президентом, список возможных кандидатов которому предоставит тюменский губернатор.

В каждом регионе в этом году планируется установить около 1000 цифровых участков. На них граждане даже за пределами своего субъекта смогут избрать губернаторов и депутатов региональных парламентов, а также проголосовать на дополнительных выборах депутатов Госдумы, сообщили «Известиям» в управлении пресс-службы и информации аппарата ЦИК. Кроме того, комиссия по итогам проводимых сейчас научно-исследовательских работ будет рассматривать возможность применения в 2020 году дистанционного электронного голосования.

«Планируется реализовать личный кабинет кандидата и политической партии, в котором сделать доступными функции адресного информирования, а также отправки в электронной форме документов в избирательные комиссии, выдвижения в состав избирательных комиссий, представления финансовой отчетности, открытия специальных избирательных счетов и ряда других», — говорится в ответе пресс-службы ЦИК.

Также рассматривается возможность использования для голосования инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями механизма «Мобильный избиратель» и цифровых избирательных участков.

Ранее в числе регионов, где сложились благоприятные условия для проведения эксперимента по дистанционному электронному голосованию, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова назвала Татарстан и Сахалинскую область. При этом она не исключала, что в этот список в итоге может войти и «еще какой-то регион».

панфилова

Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Можно предположить, что в итоге тестирование затронет регионы с разными политическими традициями. В патерналистских субъектах, где уровень протестного голосования на выборах как регионального, так и федерального уровня остается крайне ограниченным, внедрение такой практики будет проходить спокойнее. Но в субъектах с сильными оппозиционными игроками критика со стороны последних вполне может быть учтена центром для устранения технических погрешностей и слабых, выявленных в ходе эксперимента, — подчеркнул в беседе с «Известиями» генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

К патерналистским территориям эксперт отнес Татарстан и Брянскую область. Совсем по-другому, по его мнению, обстоят дела в Севастополе, где высок уровень протестной активности и внутриэлитной напряженности.

— В случае с губернаторскими выборами многое будет зависеть не столько от федеральных тенденций, сколько от региональной специфики. Идущие на выборы губернаторы и врио глав регионов, скорее всего, попытаются применить многие успешные практики, задействованные их коллегами в ходе кампаний 2019 года — прежде всего касающиеся прямой коммуникации с жителями, общественного обсуждения значимых для региона решений (в том числе в кадровой сфере) и продвижения затрагивающих эти территории инициатив на федеральном уровне, — заявил эксперт.

Большая часть губернаторов, баллотирующихся на новый срок, как и врио глав регионов, пойдет на выборы в качестве кандидатов от «Единой России», предполагает политолог.

Цели создания муниципальных образований

Существует несколько причин для создания муниципальных органов власти. Дело в том, что федеральные чиновники не могут управлять большой территорией из центра. Таким образом, требуется децентрализация власти. Она не должна нарушать территориальную целостность страны. При этом такая мера значительно повышает эффективность управления на местах. Рассмотрим подробнее основные цели создания административного деления.

Карта России с регионами

Развитие социальной сферы

Власти на местах должны обеспечивать нормальное социальное развитие. Их задача – сглаживать напряженность в обществе. Однако это не единственная цель.

  • повышения качества жизни на территории муниципального образования;
  • реализация социальных проектов, которые разработаны и приняты на федеральном или региональном уровне;
  • увеличение уровня вовлеченности населения в социально значимых мероприятиях;
  • развитие школ, детских садов, больниц и других бюджетных учреждений;
  • ведение работы по увеличению среднего уровня заработка населения;
  • выполнение определенных мер для увеличения продолжительности жизни.

Митинг

Это основные социальные задачи, которые стоять перед каждым регионом. При этом у каждого главы региона, города или района есть четкие цели. Например, к определенному году увеличить количеств мест в детских садах. По выполнению плана оценивается эффективность работы власти на местах.

Развитие экономической сферы

На местах легче контролировать развитие экономических показателей. Вот основные задачи муниципальных властей в этой сфере:

  • рост ВВП и ВНП;
  • рост оборота малого и среднего предпринимательства;
  • увеличение объема производства;
  • рост показателей производительности труда;
  • управление муниципальными землями и предприятиями;
  • контроль за приватизацией бюджетных учреждений, которые находятся в муниципальном ведомстве;
  • снижение безработицы.

Сбор налогов

Таким образом, с помощью власти на местах удается решить несколько вопросов, за счет чего увеличивается эффективность выполнения законов.

Не выбор, а назначение

Отныне не сообщается о том, сколько человек претендовало на пост мэра, какие у них были программы. Нет ни теледебатов, ни встреч с населением. Максимум, что известно о кандидатах, — каких претендентов отобрала комиссия и за кого проголосовали депутаты.

Евгений Ильченко

«В СМИ не публикуется информация, т. к. это законом не предусмотрено, ведь по своей сути это не выборы, а конкурс на замещение должности. Точно такой же конкурс, как, например, на замещение должности секретаря судебного заседания, — публикуют информацию о победителе, о том, с кем заключён контракт», — объясняет частнопрактикующий юрист Евгений Ильченко. По его мнению, конкурс — уже не элемент прямой демократии, а отношения по принципу «работник – работодатель».

В начале нулевых у нас президент назначал губернатора. Теперь губернаторов снова выбирает народ, зато мэров стали фактически назначать.

Андрей Полухин

«Для федеральной власти такие ротации на выборах — это способ дать нужный сигнал обществу. Например, надо разрядить обстановку — происходит некоторая либерализация. Но потом потребности выстраивания вертикали власти берут своё. Такие качели и дальше будут работать», — объясняет причины «политической карусели» кандидат исторических наук Андрей Полухин.

Конкурс – это, по сути, формальная процедура, игра в демократию, ведь одна половина членов комиссии – это представители областной власти, а другая – местные депутаты, также в основном представляющие партию власти. Почему бы губернатору напрямую не назначать мэров? «Это старая завуалированная советская система управления в рамках демократического централизма, когда кого-то назначают с согласованием на местах. Для этого и нужен конкурс», — считает Андрей Полухин.

«Глава области не может напрямую назначить мэра, поскольку это будет нарушением конституционных принципов организации деятельности органов местного самоуправления. Общеизвестно, что последние в систему органов государственной власти не входят, — объясняет Александр Коновалов. — Отбор и рассмотрение кандидатов конкурсными комиссиями – это своего рода законодательный компромисс между интересами региона (бюджет которого дотирует муниципалитеты) и конкретной территории».

Областной Совет народных депутатов возглавил единоросс Вячеслав Петров
Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *