Все о коррупции. как бороться с коррупцией? меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира

Основные коррупционные методы

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:

1.Взятки и подкуп.

Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..

К взяточничеству также относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.

2.Расхищение, воровство.

Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.

3.Вымогательство и шантаж.

Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.

4.Мошенничество.

Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.

5.Фаворитизм, кумовство, непотизм

Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.

6.Лобби

Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.

7.Злоупотребление полномочиями

Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Избирательность правоприменения и «капитализм для своих»

Есть у коррупции губительные последствия, не поддающиеся арифметическим раскладам. Взятки, откаты и расхищение бюджетных средств выступают как своеобразный коррупционный налог на всех членов общества. Порочная система, действующая в интересах узкого круга бюрократов и нуворишей, ложится тяжёлым бременем на бизнес, подавляет стимулы для предпринимательства, подстёгивает инфляцию, препятствуя экономическому росту. Экономика, где процветают фаворитизм, непотизм и пренебрежение к закону, не может создать благоприятную атмосферу для инновационного развития и модернизации, так как она искажает рыночные механизмы и отпугивает инвесторов.

Как свидетельствуют результаты традиционного исследования Международной неправительственной организации Transparency International, в «Индексе восприятия коррупции» Россия откатилась на 137 место из 180-ти. Набрав 28 баллов из 100 (меньше чем Грузия, Армения и Молдавия), наша страна оказалась на одном уровне с такими странами, как:

  • Кения;
  • Либерия;
  • Парагвай.

Не вполне довольны такой ситуацией и контролёры группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Речь идёт о выполнении рекомендаций, полученных Россией ещё в 2012 году согласно требованиям Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

Контролёры ГРЕКО настаивают на решении вопросов криминализации подкупа третейских судей, введения уголовной ответственности за предоставление преимуществ нематериального характера и злоупотребление влиянием, а также увеличения срока давности за взяточничество и подкуп. Соответствующие законопроекты были внесены в Госдуму ещё в 2017 году, но так и остались на стадии обсуждения.

По мнению экспертов «Трансперенси Интернешнл — Россия» (ТИР), у нас системное противодействие коррупции подчас подменяется отдельными уголовными делами. Власти вводят институциональные меры по противодействию коррупции, но их легко обойти. Хотя есть обязанность декларирования доходов и расходов, нечистому на руки чиновнику достаточно оформить собственность на определенных родственников, и он чист перед законом. Основатель Центра антикоррупционных исследований инициатив ТИР Елена Панфилова считает, что в этой сфере вместо систематической работы у нас происходит «выборочное выдёргивание морковок из грядки». Когда правоприменение выборочно, в обществе не возникает осознания, что преследование за коррупцию неотвратимо для любого человека, независимо от чинов, принадлежности к той или иной партии и социальной группе.

Если человек оказался невыгоден по каким-то политическим мотивам, сразу появляются и уголовные дела, и преступная группировка, считает руководитель ТИР Антон Поминов. Во всяком случае так воспринимается борьба с коррупцией в стране в общественном мнении. В условиях «кланового» капитализма, который пышным цветом расцвёл в России, можно непостижимым образом сделать головокружительную карьеру, сказочно разбогатеть и вмиг всё потерять, впав в немилость у влиятельных особ. Таким образом, успех борьбы с коррупцией в России напрямую будет зависеть от того, будет ли у нас происходить демонтаж российской разновидности «капитализма для своих».

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Способы борьбы с коррупцией

Ну а в России такого нет. Поэтому борьба с коррупцией у нас очень сложное мероприятие. Склонностью к этому преступлению пронизаны практически все сферы жизнедеятельности. Если ликвидировать коррумпированные органы власти, то это может создать иные проблемы в других фантиках.

Методы борьбы с коррупцией включают в себя несколько подходов

  • Принятие законов, ужесточающих наказание.
  • Увеличение доходов должностных лиц (а вдруг не будут брать взятки или будут давать в еще более крупном размере?).
  • Создание конкуренции (что уменьшит потенциальную прибыль от данного преступления).

Механизмы борьбы

Борьба против коррупции разделяется на внутренние и внешние механизмы надзора:

  1. Внутренние механизмы работают путем стимулирования четкого разграничения исполняемых должностными лицами обязанностей. Осуществляется надзор уполномоченных органов за должностными лицами, которые работают автономно.
  2. Внешний механизм работает независимо от исполнительных органов власти. К примеру, такими контролирующими средствами могут выступать СМИ, судебная система.

Профилактические меры по борьбе с коррупцией

Федеральный Закон о борьбе с коррупцией включает профилактические меры, созданные для обеспечения предотвращения коррупционного преступления в России. К этим методам воздействия можно отнести:

  1. Формирование в мировоззрении отрицательного отношения Российского общества к коррупционному поведению.
  2. Четкий контроль за соблюдением Российского законодательства общественными и парламентскими институтами.
  3. Ежеквартальный анализ практики право применения для выявления нарушений, осуществления мер, предупреждающих и устраняющих коррупционные нарушения.
  4. Определение и установление ответственности в виде увольнения с должности, освобождение от поста либо применение других мер юридической ответственности. Наказание дается за непредставление или дачу заведомо ложных сведений о личных доходах, личном имуществе, расходах и других обязательствах со стороны должностного лица, его супруги (супруга) и детей, не достигших совершеннолетия.
  5. Проверка сведений, которые предоставляются гражданами, претендующими на какой-либо высокий пост или замещение должности муниципального или государственного служащего.
  6. Введение в кадровую работу муниципальных и государственных структур практики безупречного и эффективного исполнения чиновником должностных обязанностей.

Мониторинг и обзор

Внедрение процедур по борьбе со взяточничеством без проверки того, действительно ли они внедрены или работают на практике — это всё равно что установка дымовой сигнализации без проверки её рабочего состояния — наличия аккумулятора зарядки и способности подавать звуковой сигнал. Необходимо регулярно проводить проверки, чтобы убедиться в их готовности к использованию, а также и в том, что сотрудники не забыли о данных им установках.
Постоянное напоминание о направлениях политики компании поможет глубоко укоренить её в сознании сотрудников. Она станет неотъемлемой частью культуры компании, что позволит исключить нарушения этики.
Главное, чтобы необходимость борьбы с коррупцией стало внутренним убеждением сотрудников компании. Многие компании во всем мире активно принимают меры по борьбе с взяточничеством, но это по-прежнему глобальная проблема.
Если не высказывать отрицательного отношения к коррупции, её идея будет всё глубже внедряться в умы людей и отрицательно влиять на них, а в результате компания ничего не сможет продемонстрировать, кроме деморализованных сотрудников и отношений, построенных на стремлении к обогащению любой ценой.

Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?

То, что законодательством не установлен полный список антикоррупционных требований к организациям, приводит к необходимости издавать новые и все более детальные «методички» по разработке и внедрению антикоррупционных политик в компаниях.

18 сентября Минтруд издал три новых документа: «Меры по предупреждению коррупции в организациях», «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» и памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».

Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования

И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.

Новые документы содержат важные рекомендации:

Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами

Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации

Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов
Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений
Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

Ответственность на практике

За 2016 год суды Российской Федерации вынесли обвинительные приговоры в отношении 13 тысяч граждан, привлеченных к ответственности за коррупцию.

Выплачено добровольно около 2,5 миллиарда рублей в счет погашения ущерба, причиненного противоправными коррупционными действиями. Еще на 33 миллиарда взысканий приняты меры по его обеспечению.

Изменения в законодательстве создали новый превентивный механизм антикоррупционной борьбы. Появилось новое ограничение для уволившихся чиновников: они не смогут устроиться на работу в организацию, деятельность которой контролировали во время государственной службы. Если чиновник желает трудоустроиться в такую компанию, он должен получить соответствующее разрешение, так как возможна коррупционная подоплека подобного выбора. Для исключения злоупотребления властными полномочиями и была внесена поправка в закон.

Мерой профилактики антикоррупционной борьбы является и увольнение «проштрафившегося» чиновника. За прошлый год инициация увольнения по утрате доверия увеличилась втрое. Всего за минувший год около четырехсот госслужащих лишились работы с подобной формулировкой.

Для предотвращения коррупции одной ответственности чиновника мало. Предупредить противоправные действия помогает статья 19.28 административного кодекса. Она предусматривает ответственность предприятия. Кроме уголовной ответственности сотрудника фирмы на юридическое лицо налагается крупный штраф.

Подобные меры помогли пополнить бюджет на шестьсот пятьдесят миллионов рублей штрафов за коррупцию, наложенных на четыреста двадцать предприятий.

Самые необычные дела о коррупции

Что касается самых необычных дел, почти всегда интерес представляет предмет, которым дается взятка. Уголовный кодекс определяет, что этим предметом может быть все, что имеет определенную ценность. Например, лет 10 назад некоторые чиновники были не против получить взятку ваучерами оплаты сотовой связи (почти деньги, даже номинал есть). Сейчас, конечно, чаще требуют деньги, но нестандартные ситуации бывают.

Быт – дело сложное, и иногда какие-то бытовые вещи становятся предметом взятки, например:

  • в Калмыкии призывник пытался подкупить военного комиссара бараньей тушей;
  • в Свердловской области сотрудник ГИБДД вместо составления протокола потребовал от водителя (работника строительной фирмы) заменить в его доме батарею;
  • в Ростовской области чиновник местной администрации выдавал фиктивные справки взамен на картриджи для принтера (вероятно, чтобы печатать эти же справки);
  • в Тюменской области преподаватель требовал деньги от студентов, но не просто так: он предлагал купить у него всякие ненужные вещи вроде печатной машинки или кассетного магнитофона;
  • чиновница УФМС в Забайкальском крае согласилась не привлекать предпринимателя к ответственности за найм иностранца в обмен на 100 железнодорожных шпал.

Один украинский депутат недавно предложил жительнице страны продать собаку, чтобы оплатить коммунальные услуги. В России же животные часто становятся предметом взятки.

Есть случаи попытки дать взятку щенками, баранами, гусями и даже хомяками. Как правило, животные «котируются» в сельской местности.

Взятки дают даже едой. И если шоколадка или коньяк выглядят более-менее понятно, то как можно было предложить год бесплатных обедов в столовой для инспектора ГИБДД – уже не так очевидно. Правда, говорят, что в сельской местности бывают попытки дать взятку домашней консервацией.

А вообще «отблагодарить» нужного человека пытаются практически чем угодно – фейерверками, тюками с сеном, пакетом с крысиным ядом, книгами на эсперанто, сушеными апельсиновыми корками и многим другим.

Юрист Борис Носов рассказывает еще о двух необычных случаях из судебной практики:

И ведь главное – это все выявленные факты взяточничества (пусть и такого курьезного). Сколько подобных фактов бытовой и не только коррупции остается в тайне – не знает никто, как и то, что могут давать в качестве взяток.

Как обстоят дела с коррупцией в России?

Борьбе с коррупцией в России долгое время не уделялось достаточного внимания. В 2008 году президент РФ утвердил первый Национальный план противодействия коррупции.

Разработка основных положений государственной антикоррупционной политики и пакет законов строились на трёх основных принципах:

  1. Меры по противодействию коррупции должны быть органичной частью политики государства по изменению негативных тенденций в государственном и хозяйственном управлении, сформировавшихся за предыдущие десятилетия, и должны быть просчитаны с точки зрения последствий.
  2. Принимаемые правовые положения должны не только сформировать механизм противодействия коррупции, но и содержать импульс для его дальнейшего развития.
  3. Новые правовые нормы должны «вписываться» в правовую систему Российской Федерации, «не ломать» ее и не вносить чуждые для нее элементы, а также быть реально выполнимы.

В конце 2008 г. приняли пакет антикоррупционных законов. С него начался этап создания законодательных основ противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы России. В пакет законов вошли:

  • Федеральный закон «О противодействии коррупции»;
  • Федеральный конституционный закон, вносящий изменения в ст. 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»;
  • два федеральных закона, вносящих изменения в почти 30 федеральных законов.

7 мая 2013 был принят Федеральный закон № 79-ФЗ. Он ввёл запрет на владение счетами и хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, пользование иностранными финансовыми инструментами для отдельной категории лиц.

Современный этап реализации государственной антикоррупционной политики направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции», соответствующих указов Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации по созданию действенного механизма противодействия коррупции.

Некоторые эксперты считают, что результат противодействия коррупции к 2020 году далеко не идеален

Обратите внимание на статистику, приведённую в первой части статьи. Сказываются отсутствие строгой системы отбора кадров, непрозрачность отчетности и перегруженный бюрократический аппарат.

Есть мнение, что России следует перенимать опыт, характерный для Сингапура и ряда других азиатских стран: упрощать бюрократические процедуры, строго следить за действиями госслужащих и надзирать за соблюдением антикоррупционного законодательства и этических норм.

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге
Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом
Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

Оценки уровня коррупции

Сегодня можно встретить разные оценки уровня коррупции в России и негативного влияния коррупции на экономическое развитие Российской Федерации. Так, согласно методике оценки уровня восприятия коррупции в государственном секторе, используемой международным антикоррупционным общественным движением Transparency International, в Индексе восприятия коррупции-2019 Россия среди 180 оцениваемых стран по итогам 2018 г. заняла 137 место, набрав 28 баллов из 100 возможных. Наибольшее количество баллов набрали Дания и Новая Зеландия (87 баллов), возглавив список стран с наименьшим уровнем коррупции, более двух третей из оцениваемых стран набрали менее 50 баллов. Примечательно, что согласно оценкам Transparency International среди исследуемых стран мира не было выявлено ни одной страны, где коррупция отсутствует, что подтверждает тезис о невозможности полностью искоренить коррупцию, но при этом можно успешно ей противодействовать.

Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции. Лидеры и антилидеры рейтинга

В ежегодных отчетах представителей российских силовых ведомств, федеральных органов государственной власти, аудиторских отчетах Счетной палаты РФ содержатся оценки преступлений коррупционной направленности, а также ущерба от коррупции для экономики России. Согласно данным отчета МВД России «Состояние преступности России за январь-декабрь 2019 года» за отчетный год было выявлено 104,9 тыс. преступлений экономической направленности (на 4,1% меньше по сравнению с 2018 г.), в общем количестве зарегистрированных преступлений их удельный вес составил 5,2%. Материальный ущерб по таким преступлениям (по оконченным и приостановленным делам) составил 447,2 млрд. руб. Кроме того, было выявлено 30,9 тыс. преступлений коррупционной направленности (на 1,6% больше по сравнению с 2018 г.), из них раскрыто 28,17 тыс. преступлений. В общем объеме преступлений коррупционной направленности 44,7% преступлений было связано со взяточничеством.

Согласно отчетным материалам МВД России за 8 месяцев 2019 г. ущерб по оконченным делам коррупционной направленности составил 102 млрд. руб. Что касается объема бюджетных нарушений со средствами федерального бюджета за 2019 г., то по оценкам руководителя Счетной палаты РФ А. Кудрина за 2019 год было выявлено нарушений на сумму около 804 млрд. руб. (в 2017 г. – 547,2 млрд. руб., в 2018 г. – 426,1 млрд. руб.), из которых треть преступлений являются уголовными преступлениями. Оценивая масштабы коррупции в России, Алексей Кудрин отметил, что ущерб от коррупции для экономики России можно измерять триллионами рублей (объем ВВП в 2019 г. составил 109,3 трлн. руб), в том числе по уголовным преступлениям с бюджетными средствами ущерб составляет 2-3 млрд. рублей в год.

Говоря об использовании в экономике конфискованных денежных средств, полученных в результате коррупционных правонарушений, следует отметить, что с 1 января 2019 года такие доходы зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и используются для выплат пенсий и решения задач, которые стоят перед Пенсионным фондом в свете последних изменений пенсионного законодательства.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
повышение ответственности всех причастных сторон.

Определение и виды коррупции: что относится к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение:

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *