§1. конституционно-правовой статус республики в составе российской федерации

Основные принципы суверенитета РФ

Допускаются только случаи, подкрепленные явно выраженным и добровольным согласием на ограничение собственного суверенитета, исходящим от государства. В статье 79 Конституции Российской Федерации закреплено право государства на принятие участия в межгосударственных объединениях с возможностью передачи им части собственных полномочий согласно международным договорам — если это не повлечет за собой ограничение человеческих и гражданских прав/свобод, а также не противоречит основам конституционного строя государства.

Главные признаки государственного суверенитета Российской Федерации закреплены в ее Конституции. К ним относятся:

  • верховенство федерального права, которое преобладает над правами субъектов страны;
  • целостность территории и неприкосновенность границ государства;
  • единство основных экономических систем (денежной, бюджетно-финансовой, банковской);
  • единство армии;
  • право государства защищать собственный суверенитет, свои интересы, а также права и интересы граждан, как внешние, так и внутренние;
  • монополия государства, распространяющаяся на регулирование/управление наиболее важными отраслями народного хозяйства, производством/товарами, а также стратегическими природными ресурсами.

При этом субъект РФ не может располагать собственной армией, денежной системой, а также не имеет возможности самостоятельного установления собственного гражданства (согласно статусу РФ).

Статья 4 Конституции Российской Федерации содержит упоминание о том, что суверенитет государства распространяется по всей его территории, но при этом субъекты РФ суверенитета не имеют. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что только многонациональный народ РФ является единственным источником власти и носителем суверенитета в государстве. При этом государственный суверенитет исключает наличие двухуровневой суверенной власти, которая находится в единой системе власти государства и которая обладала бы верховенством и независимостью (согласно Конституции РФ).

Замечание 2

Таким образом, любые субъекты страны не могут обладать суверенитетом, так же, как и не имеют прав наделять себя свойствами суверенного государства, даже при наличии ограниченного суверенитета (согласно постановлению Конституционного Суда РФ «По делу прверки конституцинности ряда положения Устава Алтайского Края»).

См. также

Федеративное устройство России
Республики Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия
Края Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский
Области Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская
Города федерального значения Москва • Санкт-Петербург
Автономная область Еврейская
Автономные округа Ненецкий 1 • Ханты-Мансийский — Югра 2 • Чукотский • Ямало-Ненецкий 2
1 Входит в состав Архангельской области 2 Входит в состав Тюменской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Области России” в других словарях:

Землетрясения. Опасные и безопасные области России — 20% территории России относится к сейсмоактивным районам (в том числе 5% территории подвержено чрезвычайно опасным 8 10 балльным землетрясениям). За последние четверть века в России произошло около 30 значительных, то есть силой более семи баллов … Энциклопедия ньюсмейкеров

Области Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Области РФ — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Области применения систем спутниковой навигации — Развитие рынка перевозок, в первую очередь, дорогих и опасных грузов объективно диктует необходимость в системах позиционирования, использующих спутниковую навигацию, радиосвязь и электронные карты. Первые системы такого рода были чрезвычайно… … Википедия

Области Казахстана — Республика Казахстан административно разделена на 14 областей и 3 города республиканского значения. город Астана столица государства город Алма Ата город республиканского значения город Байконур город республиканского значения, находится вместе с … Википедия

Области тьмы — Эта статья о фильме. Об книге см. Области тьмы (книга). Без Лимита Limitless … Википедия

Серпуховский район Московской области — Серпуховский район Герб Флаг (описание) … Википедия

Список археологических культур России — Содержание 1 Европейская часть России 1.1 Палеолит 1.1.1 Нижний палеолит … Википедия

Администрация Брянской области — Администрация Брянской области … Википедия

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов 

Район

Субъекты РФ

Площадь, тыс. км²

1. Центральный

1.       Брянская область

2.       Владимирская область

3.       Ивановская область

4.       Калужская область

5.       Костромская область

6.       Московская область

7.       Орловская область

8.       Рязанская область

9.       Смоленская область

10.   Тверская область

11.   Тульская область

12.   Ярославская область

13.   Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1.       Белгородская область

2.       Воронежская область

3.       Курская область

4.       Липецкая область

5.       Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1.       Республика Бурятия

2.       Республика Тыва

3.       Республика Хакасия

4.       Забайкальский край

5.       Красноярский край

6.       Иркутская область

4155

4. Дальневосточный

1.       Республика Саха (Якутия)

2.       Камчатский край

3.       Приморский край

4.       Хабаровский край

5.       Амурская область

6.       Магаданская область

7.       Сахалинская область

8.       Еврейская автономная область

9.       Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1.       Республика Карелия

2.       Республика Коми

3.       Архангельская область

4.       Вологодская область

5.       Мурманская область

6.       Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1.       Республика Адыгея

2.       Республика Дагестан

3.       Республика Ингушетия

4.       Кабардино-Балкарская Республика

5.       Карачаево-Черкесская Республика

6.       Республика Крым

7.       Республика Северная Осетия — Алания

8.       Чеченская Республика

9.       Краснодарский край

10.   Ставропольский край

11.   Ростовская область

12.   Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1.       Ленинградская область

2.       Новгородская область

3.       Псковская область

4.       Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1.       Республика Калмыкия

2.       Республика Татарстан

3.       Астраханская область

4.       Волгоградская область

5.       Пензенская область

6.       Самарская область

7.       Саратовская область

8.       Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1.       Республика Башкортостан

2.       Республика Удмуртия

3.       Пермский край

4.       Курганская область

5.       Оренбургская область

6.       Свердловская область

7.       Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1.       Республика Марий Эл

2.       Республика Мордовия

3.       Чувашская Республика

4.       Кировская область

5.       Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1.       Республика Алтай

2.       Алтайский край

3.       Кемеровская область

4.       Новосибирская область

5.       Омская область

6.       Томская область

7.       Тюменская область

8.       Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9.       Ямало-Ненецкий автономный округ

2454

Особая экономическая зона

1.       Калининградская область

15,1

Комментарий 2

1. Основы правового статуса республик в составе РФ закреплены в статье 5 Конституции. Это единственный вид субъекта РФ, который является государством. Республики не обладают суверенитетом (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации«), но имеют многие другие правовые признаки государства, закрепленные в Конституции и собственных конституциях (в Калмыкии — в Степном Уложении). К этим признакам или элементам конституционно-правового статуса относятся: наличие конституции и законодательства; самостоятельно устанавливаемая в соответствии с общими принципами, определяемыми законодательством РФ, система органов государственной власти; государственный язык; территория, границы которой невозможно изменить без согласия республики; официальные государственные символы.

2. Перечисленные в ч. 2 комментируемой статьи субъекты РФ являются не государствами, а государственными образованиями. Их статус определен Конституцией и уставами этих субъектов. Конституция содержит четкое указание на то, что уставы должны быть приняты законодательными (представительными) органами этих субъектов.

К элементам конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа относят: наличие устава и законодательства; самостоятельно устанавливаемую в соответствии с общими принципами, определяемыми законодательством РФ, систему органов государственной власти; территорию, которая не может быть изменена без согласия субъекта.

3. Особенностью конституционно-правового статуса автономных образований в составе РФ является то, что Конституция допускает принятие именного федерального закона об автономной области, автономном округе. Этот закон может быть инициирован только законодательным (представительным) органом автономной области, автономного округа. К настоящему времени законы об автономной области, автономном округе не принимались.

4. Характер отношений краев и областей с входящими в их состав автономными округами, правовые последствия такого «вхождения» были предметом толкования Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении от

Конституционно-правовой статус автономий в РФ

В составе РФ в качестве ее субъектов находятся одна автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов.

Автономная область — это национально-государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения.

Автономные округа отличаются тем же, к тому же обладают огромной территорией при небольшой численности населения.

Статус автономного округа и автономной области определяется Конституцией РФ, Федеративным договором «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономного округа», другими федеральными актами.

Статус автономной области и округа равнозначен статусу края, области и городов федерального значения.

Взаимоотношения краев и областей с автономными округами, находящимися в составе краев и областей, определяются уставами этих краев и областей и уставами соответствующих округов.

Предметы совместного ведения РФ и автономии в ее составе регулируются Конституцией и Федеративным договором. Исключительные полномочия органов государственной власти автономий определяются в уставах и иных нормативно-правовых актах.

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи­ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци­ей РФ, изменения гл. 3 — 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Принципы равноправия субъектов РФ

Вместе с тем выражением правила равенства субъектов РФ является наличие еще целого соглашения общих характеристик их положения, которые указывают единовременно на их независимость как особых правительственных административных единиц:

  • Конституция Российской Федерации утверждает, с одной стороны, индивидуальность юридических основ Федерации;
  • с другой стороны – обязательство территориальных единиц исполнять общегосударственные законы о юрисдикции Российской Федерации в своем праве (статьи 4 и 76);
  • с третьей стороны – в той же ст. 76 определяет возможность свободного законотворчества за границами правомочий РФ и общих правомочий Российской Федерации и ее административных единиц (часть 4).

Таким образом, субъекты Федерации имеют право образовывать собственные конституции (уставы) и свое право:

  • недопустимо изменить положение субъектов без их разрешения (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);
  • административные единицы РФ свободно характеризуют и меняют свое название. Новое название субъекта РФ включается в ст. 65 Конституции РФ указом главы правительства РФ;
  • административные единицы РФ вправе иметь имущественную символику: герб, гимн, флаг, столицу (республики) или административный центр (иные субъекты);
  • административные единицы РФ пользуются собственной территорией. Территория субъекта РФ может быть изменена только с его согласия. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Такое изменение подлежит санкционированию Советом правительственного состава Российской Федерации. Территориальные единицы РФ согласовано с общегосударственным правом независимо характеризуют административно-региональную структуру своей территории;
  • правительственное имущество в России делится на общее государственное и имущество административных единиц РФ. Однако, территориальные единицы РФ не вправе объявить единолично своим достоянием землю, другие природные ресурсы и другие материальные блага на том основании, что они помещены на правах владений субъектом РФ.

В то же время, можно отметить, что независимость субъектов РФ гарантирует им право иметь свою собственность, свой бюджет (и имущество территориальных правительственных внебюджетных фондов Федерации):

  • правительства РФ имеют свою структуру учреждений правительственной власти, которая соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 77), характеризуют независимо, но согласовано с основами конституционного строя РФ и общими правилами, нормативные положения представительных и уполномоченных учреждений правительственной власти, утвержденными общегосударственным законом;
  • в границах ведения Российской Федерации и ее власти по вопросам общего ведения общегосударственные учреждения исполнительной власти и учреждения исполнительной власти административных единиц РФ создают общую структуру реализационной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, учреждения реализационной власти Федерации будут являться в указанной области вышестоящими для учреждений власти ее административных единиц;
    • РФ участвует в развитии общегосударственных учреждений власти, например, Партии Федерации (верхней палаты Российского Совета);
    • для положения территориальных единиц РФ специфично и то, что он имеет право на межнациональные и внешнеэкономические связи (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Но право это не является безусловным, так как Российская Федерация согласовывает такого рода деятельность ее субъектов.

Совокупным для статуса всех округов РФ является также то, что они вне зависимости от видовой обстановки, имеют равные права по взаимодействию с общегосударственными учреждениями власти.

Замечание 3

Каждая территориальная единица РФ направляет двух уполномоченных в структуру Совета Федерации; главы административных единиц входят в структуру Государственного Совета РФ на равных условиях; участвуют в общегосударственном правовом процессе (правовая инициатива, подготовка заключения по проектам общегосударственных законов в области совокупного ведения, инициатива внесения исправлений в Конституцию РФ и ее пересмотра).

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения в составе РФ

Количественно данные субъекты составляют абсолютное большинство в России. Прежде всего это относится к областям. Несмотря на юридическое равенство всех субъектов РФ, конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения отличается от статуса республик:

  • края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативно-правовые акты, которые не противоречат Конституции и законам РФ. Устав закрепляет правовой статус соответствующего субъекта, организацию государственной власти и местного самоуправления, порядок нормотворческой деятельности;
  • данные субъекты обладают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия;
  • каждый из этих субъектов образует свои органы представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти;
  • они вправе иметь свою символику;
  • они являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, соглашений с другими государствами, их регионами, а также с иными субъектами РФ;
  • края и области имеют свои административные центры, за исключением двух городов федерального значения: Москвы и Санкт- Петербурга;
  • статус субъектов РФ может быть изменен только с согласия данного субъекта РФ;
  • основными законами данных субъектов федерации являются их уставы;
  • законодательные органы власти субъекта обладают правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ;
  • введение чрезвычайного положения на территории субъекта федерации осуществляется федеральными органами власти с уведомлением органов власти субъекта РФ.

Исторические изменения субъектов

Союзные республики

СССР образовался 30 декабря 1922 года. Он провозглашался единым социалистическим многонациональным государством и имел общие политику и экономику. При этом союзные республики сохраняли свой суверенитет. В СССР находилось 16 стран:

  1. Азербайджан.
  2. Армения.
  3. Белоруссия.
  4. Грузия.
  5. Казахстан.
  6. Карелия.
  7. Киргизия.
  8. Латвия.
  9. Литва.
  10. Молдавия.
  11. Российская Федерация.
  12. Таджикистан.
  13. Туркменистан.
  14. Узбекистан.
  15. Украина.
  16. Эстония.

Вследствие экономического и политического кризиса 1980-х годов появились предпосылки к распаду Советского Союза. После этого события, которое произошло 26 декабря 1991 года, республики отделились друг от друга. Россия была признана правопреемником СССР.

Автономные округа

Автономные округа начали появляться в Советском Союзе, в составе краев и областей. До 1992 года они не были самостоятельными субъектами. К 1939 году автономных округов стало 10. Их количество не менялось до 2005 года.

С 2005 по 2008 год количество АО в России сократилось, так как их объединили с соседними субъектами. Были упразднены:

  1. Агинский Бурятский Автономный Округ стал относиться к Забайкальскому Краю.
  2. Коми-Пермяцкий Автономный Округ вошел в состав Пермского Края.
  3. Корякский Автономный Округ перешел к Камчатскому Краю.
  4. Эвенкийский и Таймырский Автономные Округа были присоединены в Красноярскому Краю.
  5. Усть-Ордынский Бурятский Автономный Округ вошел в состав Иркутской области.

Конституционно-правовой статус республик в составе РФ

В составе РФ в качестве ее субъектов находится 21 республика. Они перечислены в ст. 65 Конституции. Например, Адыгея, Алтай, Башкортостан, Татарстан и т. д.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется следующим образом:

  • республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов власти;
  • каждая республика имеет свою территорию. Ее пределы определяются государственной границей. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Внешняя является одновременно границей РФ. Республика обладает территориальным верховенством. Территория не может быть изменена без ее согласия;
  • каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает Конституцию республики, республиканские законы и другие нормативно-правовые акты, изданные в пределах ее компетенции.

Законы и иные нормативно-правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам РФ, принятым в пределах полномочий РФ. Но если федеральный закон издан вне пределов полномочий РФ, то действует акт республики. Республика в составе РФ также пользуется правом законодательной инициативы;

  • республика самостоятельно определяет систему своих органов государственной власти. Она имеет свой законодательный орган, главу исполнительной власти или главу республики, свое право, свой Верховный и Высший Арбитражный Суд;
  • наличие республиканского гражданства и гражданства РФ означает не двойное гражданство, а два уровня единого гражданства;
  • наличие республиканской собственности. Она включает землю, недра, имущества органов государственной власти, памятники культуры;
  • в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республика вправе устанавливать свой язык. В органах государственной власти и местного самоуправления он употребляется наряду с государственным;
  • республика вправе выступать в качестве участника международных соглашений, подписывать договоры с другими иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в международных организациях. Но ее международная правосубъектность ограничена. Она не может противоречить Конституции РФ, федеральным законам и федеративному договору;
  • право на государственную символику, включая государственные герб, флаг, гимн, а также столицу;
  • республика не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако он не может быть изменен без ее согласия (п. 5. ст. 66 Конституции);
  • республика вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании;
  • если федеральными органами государственной власти РФ вводится чрезвычайное положение на территории республики, необходимо предварительное согласие органов ее государственной власти. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, затрагивают территорию только одной республики, органы ее государственной власти могут сами ввести ЧП с немедленным уведомлением Президента и парламента РФ;
  • исключительные полномочия республики определены ее Конституцией на основе федеральной Конституции и федеративного договора.

Принципы федеративного устройства и конституционно-правовой статус РФ

О понятии федерации и ее признаках, а также об отличительных свойствах уже говорилось в пункте «Форма государственного устройства: понятие и виды». В России реализована именно эта форма государственного устройства.

Тем не менее каждая федерация, в том числе и российская, имеет свою специфику. К принципам федеративного устройства РФ относятся:

  • государственная целостность. РФ состоит из национальных республик, краев, областей, городов федерального значения, одной автономной области, автономных округов;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов РФ. Самоопределение народов означает не отделение, а право на развитие своей самобытности, языка, культуры. Конституция РФ не предусматривает право субъектов на сецессию, то есть на выход из федерации;
  • равноправие субъектов РФ.

Правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., федеративным договором от 31 марта 1992 г., который был подписан в Кремле РФ подавляющим большинством субъектов федерации. Не подписали его Татарстан и существовавшая тогда Чечено-Ингушетия. С республикой Татарстан был заключен договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республики Татарстан» в феврале 1994 г.

Элементами конституционно-правового статуса являются:

  • государственный суверенитет;
  • территориальное единство. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории (с учетом положений п. 4 ст. 15 Конституции).

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, режим государственной границы устанавливается одноименным законом;

  • единое федеральное гражданство. Каждая республика имеет свое гражданство. Гражданин республики является одновременно гражданином РФ. Утрата федерального гражданства влечет и потерю гражданства республики в составе РФ;
  • наличие общих для всех территорий органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд);
  • единая федеральная система права, которая включает в себя:
    • федеральные нормативно-правовые акты;
    • нормативные акты субъектов федерации (уставы, законы);
    • нормативные акты местных органов.

К системе права РФ относятся некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему федеральному законодательству;

  • наличие федеральной собственности. Это объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти; объекты оборонного производства, а также отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства; объекты, составляющие основу национального богатства (заповедники, курорты), государственная казна, музеи, объекты историко-культурного наследия;
  • единая денежно-кредитная система (п. 1 ст. 75 Конституции);
  • наличие единых вооруженных сил;
  • единый государственный язык. В РФ признаются равные права народов России на сохранение, развитие и поддержку государством их языков;
  • право международных отношений. РФ представляет и защищает как интересы федерации в целом, так и интересы каждого субъекта. Заключает международные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций. Она обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир;
  • наличие государственных символов: флага, герба и гимна;
  • наличие своей столицы. В соответствии со ст. 70 КРФ столицей России является г. Москва.

Статус субъекта РФ

В Конституции Российской Федерации определен статус субъектов РФ. Субъекты Российской Федерации равны, но все же имеют некоторую специфику в юридическом положении.

Список административных единиц РФ дан в ст. 65 Конституции РФ. Административные единицы, вступающие в состав Российской Федерации, разделяют на три типа от соединения национальных и региональных начал при их развитии, а также специфических положений:

  • республики (правительства);
  • автономная область и автономные округа (национально-правительственные и независимые образования);
  • края, области и города федерального значения (территориально-правительственные образования). Россия включает в свою структуру субъекты с разнообразным конституционно-юридическим статусом, что разрешает считать Россию ассиметричным правительством.

Замечание 1

Различие республик и других территориальных единиц страны по своему положению содержатся прежде всего в том, что они признаны на конституционном уровне государствами (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66), и характеризуются всеми правительственными отличиями, кроме автономии, имеют свою Конституцию, принимаемую ими самостоятельно, право на свой правительственный язык, применяемый наряду с русским. Как и остальные субъекты Федерации, они имеют структуру республиканских учреждений правительственной власти, другие свойства правительственной власти.

Статус национально-государственных образований

Автономная область и автономные округа являются правительственными образованиями. Их положение назначается Конституцией РФ, уставом, по своей правовой сущности он совпадает с конституцией республик, принимаемыми каждым правительством индивидуально. Особенные положения вводятся общегосударственным законом об автономной округе, который может быть утвержден по предложению правовых или органов исполнительной власти данных административных единиц (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Федеральная Конституция назначает также, что отношения автономных округов, вступающих в состав края или области, могут регламентироваться общегосударственным законом и контрактом между учреждениями правительственной власти данных субъектов (ст. 66). Некоторые автономные округа, непринужденно находясь в составе России, вступают еще в состав других субъектов РФ (например, Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области). Российская Федерация имеет два региона, которые изолированы от основной части регионального правительства: Сахалинская область изолирована от основной части России Татарским проливом, Калининградская область – территорией зарубежных правительств.

Замечание 2

Территориальные государственные образования по занимаемому юридическому уровню равнозначны автономным, но их законодательные положения определяются и Конституцией Российской Федерации, и самой Хартией. Региональные образования создаются на региональном уровне. Создание индивидуального общегосударственного закона (в части автономии) не рассчитано Конституцией Российской Федерации.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *