Конституция

Содержание Конституций

Как правило, все конституционные акты сходны по своему содержанию. Они включают в себя следующие положения:

  • Определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и её отношения к гражданам.
  • Обязанности и основные права граждан — гражданские свободы.

К ним относятся следующие гражданские права и обязанности:

  1. Право личной неприкосновенности, то есть контроль суда над арестами, обысками, тайна частной переписки.
  2. Свобода труда и передвижения, то есть отмена полицейской паспортной системы.
  3. Свобода совести.
  4. Свобода слова и печати.
  5. Гражданское равенство — уничтожение сословных привилегий и вероисповедных ограничений.
  6. Свобода собраний и союзов.
  7. Право подавать петиции.
  8. Право граждан принимать участие в народном и местном областном представительстве, в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны.

Совокупность данных положений именуется конституционным правом, а их система называется конституционализмом.

Конституция как основной нормативный правовой акт

Каждая конституция обладает признаками (юридическими свойствами), определяющими её в качестве основного нормативного правового акта государства. К ним относятся:

Конституция относится к числу правовых актов и обладает всеми его чертами. Она имеет как юридическое верховенство над всеми другими нормативными актами, так и политическое верховенство — органы высшего управления государства не могут действовать вразрез с её положениями.

Примером такого единого высшего акта является Конституция РФ. В конституционном праве подобный документ принято называть «писаной конституцией». При отсутствии единого документа в качестве конституционного признаются акты разных лет, т. н. «неписаные конституции».

В некоторых странах к основному нормативному правовому акту могут быть привязаны один или несколько нормативных актов, которые обычно именуются конституционными законами. Иногда в качестве основного нормативного правового акта выступают священные тексты, нормам которых не могут противоречить законы, принимаемые в государстве.

  • Верховенство Конституции означает наличие у неё высшей юридической силы по отношению к другим нормативным документам. Это касается не только федеральных законов, но и федеральных конституционных законов. Они должны в полной мере соответствовать положениям, закреплённым в Конституции и не могут им противоречить ни при каких обстоятельствах.
  • Конституция — законодательная база, которая определяет характер и содержание существующего в стране законодательства.

Законодательство развивает предписания Конституции. Оно исходит из её положений при регулировании различных общественных отношений. Конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения.

Отличия Конституции от других законов

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать очень простое: это закон. Но чем она отличается от других законов, которые также могут быть приняты в каком-либо государстве? Конституционные нормы являются основными в стране. На их основе выстраиваются все остальные законы. Именно поэтому про Конституцию говорят как про нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой.

Конституция должна содержать в себе наиболее общие сведения о самых важных государственных проблемах. Это, например, территориальное и властное устройство, свободы и права человека, судебная система и т.д. Отмена и принятие Конституции должны проходить особым образом — не так, как с остальными законами. Должен быть установлен специальный порядок, согласно которому отдельные нормы основного закона страны могут быть изменены или дополнены.

Что такое КОНСТИТУЦИЯ — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Конституция – это основной закон страны, имеющий правовое закрепление на уровне высших инстанций. В нем прописан ряд основных положений, помогающих структурировать жизнь в государстве. В документе зафиксированы важные институты, нормы и ценности, а также и основные моменты, связанные с урегулированием работы органов власти.

Если обобщить все сказанное выше, можно вывести основные особенности конституции как высшего правового документа страны.

  • Она описывает и закрепляет государственный строй, форму правления и полномочия местных представителей власти;
  • Осуществляет перечисление и закрепление прав и свобод человека и гражданина;
  • Отличается стабильностью: изменения в документ вносятся крайне редко и только после специального голосования;
  • Становится основой для функционирующего законодательства;
  • Для принятия конституции или внесения правок в ее текст существует специальный порядок;
  • Документ имеет приоритетное значение на всей территории государства;
  • Это правовой акт прямого действия.

Конституция как основной нормативный правовой акт

Каждая конституция обладает признаками (юридическими свойствами), определяющими её в качестве основного нормативного правового акта государства. К ним относятся:

Конституция относится к числу правовых актов и обладает всеми его чертами. Она имеет как юридическое верховенство над всеми другими нормативными актами, так и политическое верховенство — органы высшего управления государства не могут действовать вразрез с её положениями.

Примером такого единого высшего акта является Конституция РФ. В конституционном праве подобный документ принято называть «писаной конституцией». При отсутствии единого документа в качестве конституционного признаются акты разных лет, т. н. «неписаные конституции».

В некоторых странах к основному нормативному правовому акту могут быть привязаны один или несколько нормативных актов, которые обычно именуются конституционными законами. Иногда в качестве основного нормативного правового акта выступают священные тексты, нормам которых не могут противоречить законы, принимаемые в государстве.

  • Верховенство Конституции означает наличие у неё высшей юридической силы по отношению к другим нормативным документам. Это касается не только федеральных законов, но и федеральных конституционных законов. Они должны в полной мере соответствовать положениям, закреплённым в Конституции и не могут им противоречить ни при каких обстоятельствах.
  • Конституция — законодательная база, которая определяет характер и содержание существующего в стране законодательства.

Законодательство развивает предписания Конституции. Оно исходит из её положений при регулировании различных общественных отношений. Конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения.

Классификация конституций по группам

Фактическая и юридическая конституция.

Определение 1

Фактическая конституция – существующие нормы общественного и государственного строя, правового статуса гражданина, система социально-экономических и политико-правовых взаимоотношений, которое непосредственное влияние на юридическую конституцию.

Содержание юридической конституции определены этими взаимоотношениями, а также процессами, происходящими в сфере экономической, политической и социальной деятельности.

Определение 2

Юридическая конституция – нормативно-правовой акт, имеющий определенную структуру, утвержден по установленным правилам. Является реализацией реального закона, поскольку содержит определенный набор статей.

Виды конституций в современном мире

Конституции классифицируют за разными критериями. Например, по способу принятий выделяют такие ее виды:

  • принятые в результате народного голосования. Для утверждения такого документа в стране проводят референдум, где население выражает свое мнение, соглашается или не соглашается с предложенным документом. Так приняли конституцию в Эстонии, России;
  • принятые в результате решения законодательного органа;
  • в некоторых странах функцию принятия конституции выполняют специально созданные для этого государственные органы: учредительные собрания, Конституционные ассамблеи.

С точки зрения «гибкости» главный документ страны может быть двух типов:

  • гибкий, который можно изменять после принятия некоторых законов или проведения специальных процедур. В такие конституции время от времени вносятся правки и дополнения. Такой вид существует в Новой Зеландии;
  • жесткие конституции изменить непросто: для этого нужно создавать специальные комиссии, органы, это требует много времени и участия большого количества людей. Некоторые положения в них фиксируются как такие, которые нельзя изменить, например, в Италии нельзя изменить форму правления.

Конституции разделяют также по форме государственного строя (монархические, демократические, республиканские). До некоторого времени их разделяли на писаные (закрепленные в письменной форме) и неписанные.

До 30-х годов 19 века конституции в написанном виде существовали в нескольких государствах Европы, США и Франции. В правоведении различают юридические и фактические виды основных документов.

Основной Закон государства

Изображение: ds03.infourok.ru

Вспомним наиболее общепринятые положения, определяющие суть Основного Закона государственного образования:

  • Конституция – это главный нормативно-правовой акт государства, в котором установлены конституционно-правовые нормы, носящие общий характер и являющиеся основополагающими для определения начальных принципов и роли государства, функций, которые оно призвано выполнять и основных форм и методов деятельности.
  • Конституция – уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.
  • Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права. В ней закрепляются идеи, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы.
  • Конституция реализуется в функциях, которые сочетаются и дополняют друг друга:

    • Политическая, которая проявляется в том, что конституция устанавливает основы организации власти, статуса государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства;
    • Юридическая функция заключается в том, что конституция — это главный источник права, являющийся базой для развития текущего законодательства и закрепляющий основы конституционного строя, определяющий основы правового положения личности, основные права и свободы человека и гражданина, устанавливающий государственное и административно-территориальное устройство, учреждающий систему и виды государственных органов.
    • Идеологическая выражается в том, что конституция выступает средством идеологического воздействия. Она играет большую воспитательную роль, устанавливает основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.
    • Гуманистическая функция состоит в том, что в конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.
  • Конституции присуща совокупность черт, к основным из которых относятся: легитимность, народность, итоговый характер предписаний, преемственность, реальность, верховенство, стабильность.

Какие могут быть Конституции

  1. Юридической Конституцию называют в случаях, когда основной закон является сводом правовых норм, которые регулируют общественные отношения в государстве;
  2. Под понятием «фактической» Конституции подразумевают свод реально существующих в государстве социальных отношений.
  1. Кодифицированным, когда конституция представляет собой единственный правовой акт, который регулирует все самые основные вопросы взаимодействий в государстве;
  2. Некодифицированным, когда существуют несколько актов, которые регулируют главные вопросы конституционного характера;
  3. Смешанным. В этом случаи Конституция включает в себя парламентские законы, обычаи, судебные прецеденты и доктринальные толкования.
  1. Гибкие. Изменять такой основной закон можно просто путем принятия ещё одного закона.
  2. Жесткие. Чтобы изменить Конституцию в этом случаи требуется достаточно сложная процедура, предполагающая получения квалифицированного большинства в парламенте (порой даже проведения референдума), ратификации поправок субъектами федерации.

История конституции

Основные законы Древнего мира

Деталь из стелы Хаммурапи показывает, что он получает законы Вавилона от сидящего божества солнца.

Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны законы Солона и Клисфена в Афинах. В Риме в роли такого законодателя выступил царь Сервий Туллий. Спартанская неписаная конституция приписывалась легендарному Ликургу (её истинный автор неизвестен). Конституционный характер в Спарте носила устно передававшаяся «Большая ретра» (постановление), гласившая: Пусть народ будет разделён на филы и обы, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила.

Средневековые своды законов

Предшественниками современных конституций стали средневековые своды законов.

В частности, Законоправило (номоканон) святого Саввы было первым уставом Сербии с 1219 года, сборником гражданского права, основанного на римском праве и каноническом праве Вселенских соборов, и его основной целью было организовать функционирование молодого сербского королевства и сербской церкви. Святой Савва начал работу над сербским Номоканоном в 1208 году, находясь на горе Афон, используя «Номоканон в четырнадцати титулах», «Синопсис Стефана Ефесянина», «Номоканон Иоанна Схоластика», документы Вселенских соборов, которые он модифицировал каноническими комментариями Аристиноса и Иоанна Зонара, местные церковные собрания, правила святых отцов, закон Моисея, перевод Прохирона и новеллы византийских императоров (большинство из них были взяты из новелл Юстиниана и Corpus iuris civilis). Номоканон был новым сводом гражданских и канонических правил, взятых из византийских источников и приспособленных к сербским условиям. Юридические трансплантации римско-византийского права стали основой сербского средневекового закона.

Стефан Душан, император сербов и греков, принял Законник в Сербии на двух государственных съездах: в 1349 году в Скопье и в 1354 году в Сере. Этот свод законов регулировал все социальные сферы. Кодекс был основан на римско-византийском праве. Юридическая трансплантация примечательна статьями 171 и 172 Кодекса Душана, которые регулируют юридическую независимость. Они были взяты из византийского кодекса Василики (книга VII, 1, 16-17).

В 1529 году был принят Статут Великого Княжества Литовского, состоявший из 13 разделов (283 статьи). Уже на берестейском сейме 1544 года статут был подвергнут пересмотру, а окончательная версия была издана в 1588 году и действовала до полной отмены в 1840 году.

Одной из самых старых и ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят ещё в 1600 году, при том что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году. Следует, однако, учитывать, что Декларацией прав граждан и основных принципов государственного устройства он был дополнен только в 1974 году.

Конституции Нового времени

Первая страница оригинального текста Конституции Соединённых Штатов

Первой конституцией в современном смысле этого понятия, — то есть документ, описывающий и устанавливающий разделение властей и компетенцию каждой из них, — является Конституция США(принята 17 сентября 1787 года), ратифицированная штатом Делавэр 7 декабря 1787 года. К первым писаным конституциям на Европейском континенте также относят Конституцию Речи Посполитой (принята 3 мая 1791 года) и Конституцию Франции (принята 3 сентября 1791 года). Обе конституции просуществовали недолго, в Речи Посполитой — из-за окончательного раздела страны, во Франции — из-за развития революционных событий.

Конституция России

Российский основной закон состоит из трех частей. Это преамбула (вступительное слово), а также первый и второй разделы. В преамбуле изложены цели, задачи и принципы нормативного акта. В первом разделе имеется 9 глав, каждая из которых посвящена отдельной теме. Здесь рассказывается про государственное и территориальное устройство, про права человека, ветви власти и местное самоуправление. Второй раздел содержит переходные положения и заключение.

Российская Конституция была принята 12 декабря в 1993 году. До этого в России действовало четыре различных Конституций: первая была принята в 1918 году и касалась советской России. В 1925 году была изменена на основной закон РСФСР. В 1937 году и 1978 году Конституция также менялась и дополнялась.

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать самое простое: это основной закон страны, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы государственного строя.

История конституции от античности до наших дней

Историю конституции как явления рассматривают в контексте развития понятия «история конституционного контроль». Попытки регулировать отношения внутри страны в разных сферах существовали в начале истории каждого государства, но некоторое время эти нормы не были зафиксированы в специальных документах.

Элементы регулирования отношений некоторыми видами документов существовали еще в античности, хотя возникновение этой идеи связывают традиционно с началом 17 века, когда в Великобритании действовал Тайный Совет. Он анализировал законы и признавал некоторые из них недействительными.

До этого можно проследить только некоторые предвестники конституционного способа улаживания споров внутри стран. Истории известны такие факты, которые имеют к этому отношение:

  • с 1180 года во многих древних странах существовали органы, которые регулировали конфликты между правителями;
  • с 13 века элементы такого контроля наблюдались во Франции, с 17 — в Португалии;
  • в 1867 году суду Австрии были даны полномочия для решения споров, которые касались защиты прав людей.

Выделяют 3 крупных этапа формирования конституций в мире:

  1. Развитие конституционного права мировых держав до 1920 года. Были созданы зачатки конституционного права, общества постепенно пришли к пониманию необходимости создания специальных органов для этого. В обществах развитых государств у населения стран постепенно формируется запрос на создание. 
  2. 1920-1990 годы. В этот период был создан первый орган, который занимался таким контролем. Его создали в Австрии, из-за этого и период принято называть «Австрийским». После этой страны подобные попытки осуществлялись в Чехословакии, Испании, Египте. Война притормозила этот процесс, но вознесла вопрос актуальности защиты прав человека на новый уровень. В первые годы после войны конституционный лад был введен в нескольких странах: Бразилии, Японии, Германии. Вторая волна активного развития началась в 70-80 годы, когда много стран освободились от диктаторского контроля (Греция, Испания, Португалия).
  3. Этот этап связан с распадом СССР и создания новых стран в Европе. Молодые государства начинают вводить конституции и использовать их для регулирования законов. Возникает острая необходимость в создании надежного правового поля и защиты молодых стран.

Для настоящего этапа характерна интеграция конституционных норм в интернациональное пространство, создание органов, которые осуществляют контроль на более высоких уровнях, чем границы одной страны.

Как менялась Конституция

Как известно, в рамках ежегодного послания Федеральному собранию (кстати, это конституционная обязанность) президент России Владимир Путин объявил о том, что в основной закон будут внесены некоторые изменения. Процесс пошел очень быстро – поправки попали в Госдуму через неделю.

Кажется, будто изменить Конституцию можно без проблем. На самом же деле это достаточно сложная процедура. Прежде всего, круг тех, кто может вносить такие поправки, ограничен: это президент, обе палаты парламента, правительство, законодательные органы регионов, группы депутатов или членов Совета Федерации (не менее 5 человек).

Речь идет о внесении поправки в статьи с 3 по 8 (в остальные, как известно, поправки внести нельзя). Для этого оговаривается определенный алгоритм:

  1. проект поправок вносится на рассмотрение Госдумы, где за него должны проголосовать не менее 2/3 депутатов;
  2. затем проект передается в Совет Федерации, где за его одобрение должны проголосовать не менее 3/4 представителей регионов;
  3. после этого проект передается в законодательные собрания регионов, и в течение года его должны одобрить минимум в 2/3 субъектов РФ;
  4. когда регионы проголосовали, Совет Федерации направляет проект президенту, который в течение 14 дней подписывает его.

Чуть более простой порядок принятия в состав РФ нового субъекта (например, слияния двух в один, или разделения одного на два) – тогда достаточно принять федеральный конституционный закон, одобрение регионов не требуется.

Еще проще внести поправки, если регион был просто переименован – это делается без участия Федерального собрания по указу президента.

Сложнее всего пересмотреть фундаментальные положения – главы 1, 2 и 9. Согласно самой же Конституции, Федеральное собрание не вправе это сделать. Однако есть один вариант – принять новый основной закон:

  • предложение должны поддержать не менее 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы;
  • это открывает путь к созыву Конституционного Собрания;
  • если Собрание одобрит проект новой Конституции, его нужно утвердить на всенародном голосовании или в Конституционном Собрании;
  • в первом случае нужны голоса «за» более половины избирателей, которые примут участие в голосовании, при этом явка должна быть не менее 50%;
  • во втором случае достаточно получить одобрение от 2/3 Конституционного Собрания.

То есть, этот вариант внесения поправок самый сложный, и его за прошедшие десятилетия не использовали.

Тем не менее, другие поправки к Конституции России вносили. Больше всего было поправок, касающихся переименования, разделения и объединения разных регионов России. Например, в 2004-2006 годах объединили Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ в единый Пермский край, в 2005-2006 годах к Красноярскому краю присоединили Таймырский и Эвенкийский автономные округа.

Регулярно менялись названия регионов – например, Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, у «Республики Калмыкия – Хальмг Тангч» забрали вторую часть названия, а «Ханты-Мансийский автономный округ» получил второе название «Югра».

В 2008 году пришло время более серьезных поправок к Конституции:

  • срок полномочий президента РФ увеличен с 4 до 6 лет;
  • срок полномочий Государственной думы РФ увеличен с 4 до 5 лет;
  • правительство обязали ежегодно отчитываться о результатах работы перед Госдумой.

Следующие поправки были внесены в Конституцию в 2013-2014 годах, это такие изменения:

  • слияние Высшего Арбитражного суда РФ с Верховным судом РФ;
  • повышение конституционного статуса прокуратуры и расширение полномочий президента при назначении на прокурорские должности.

Последние на сегодняшний день поправки к Конституции РФ были приняты в 2014 году и связаны они с Крымом и Севастополем.

Что Конституция дает рядовому россиянину

Конституция – это основной закон, и все остальные законы и подзаконные акты не могут ей противоречить. То есть, если в Конституции сказано, что граждане имеют право «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», то и никакой закон не может этому противоречить.

Законы на соответствие Конституции может проверять только один орган – Конституционный суд РФ. И в него могут обращаться не только чиновники и политики, статья 96 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает это право гражданам, чьи права и свободы нарушаются законом, который применен в конкретном деле.

Фактически Конституционный суд – это последняя инстанция, где гражданин может найти справедливость. Каждый год КС принимает примерно по 15 тысяч жалоб, но удовлетворяются из них только 30. Гражданин имеет право подать жалобу в КС только после того, как получит отказы от всех остальных судебных инстанций.

Что интересно, если КС признает какую-либо примененную в деле заявителя норму незаконной, то она теряет свою силу, и с учетом этого дело направляется на пересмотр. То есть, КС не выносит конкретные решения в пользу заявителей – он выносит постановления (если жалоба подтвердилась) и определения (если не подтвердилась), по которым работают нижестоящие суды.

За подачу жалобы нужно заплатить госпошлину в размере 450 рублей, а если заявитель получил определение (то есть, отказ), то он может снова обратиться в Конституционный суд по тому же делу, но уже с просьбой пересмотреть какую-то другую норму права.

Конституционный суд рассматривает жалобы по мере возможностей – особенно учитывая, что судей всего 19, и каждый год они получают по 30 тысяч жалоб, в каждой из которых нужно подробно разобраться.

КС рассматривает разные дела, и чаще выносит определения. А среди постановлений за 2018 год (более свежего обзора практики пока нет) выделяют несколько самых важных:

  • налоговые агенты не должны нести ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ, если задержка перечисления связана с техническими ошибками и не была преднамеренной;
  • с пенсионера, получающего пенсию по инвалидности, нельзя взыскать выплаченные ему суммы в случае признания его справки об инвалидности недействительной, если это следствие лишь формальных нарушений;
  • законодательство должно четко определять, какой именно государственный орган должен обеспечивать жильем сотрудников военной прокуратуры и военных следственных органов СК;
  • тот, кто, будучи в нетрезвом состоянии за рулем автомобиля попал в ДТП с тяжкими последствия и скрылся с места аварии, не имеет преимущества перед тем, кто в этой ситуации остался на месте происшествия.

То есть, Конституционный суд рассматривает самые важные и сложные дела, помогая найти справедливость там, где ее не видят нижестоящие суды.

Именно это и есть та роль, которую Конституция России играет в жизни любого россиянина – ее обязаны выполнять все, а неисполнение рано или поздно будет иметь соответствующие последствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *