Арктическая стратегия россии до 2035 года

Природные ресурсы

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. По оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрд баррелей. В соответствии с данными «Бритиш Петролеум», в мире ежегодно потребляется около 584 млн. баррелей нефти (исходя из усреднённого показателя 1,6 млн. баррелей в день). Таким образом, при существующем спросе на нефть, запасов Арктики хватит на 154 года.

При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдёт во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в [морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов).

Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Так, отставной адмирал службы береговой охраны Роджер Руф заявил следующее: «Разлившаяся нефть бесповоротно загрязняет воду. Нигде в мире не удаётся очистить поражённую воду более, чем на 3, 5 или 10 процентов, а тем более во льдах.»

Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Глава компании ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель заявил журналистам, что работы по добыче нефти начнутся в середине июля 2012 года. Кроме компании «Газпром», лицензии на разработку нефтяных месторождений получила ОАО «Роснефть». На нефтегазовые ресурсы Арктики также претендуют нефтяные компании Shell, BP, EXXON.

Первой на шельфе Арктики начала добычу «Газпром нефть»: нефть была получена в декабре 2013 года на Приразломном месторождении в Печорском море. Добыча ведётся с платформы «Приразломная» — она специально спроектирована для работы в Арктике. Платформа оснащена системой «нулевого сброса» — все отходы, в том числе буровые, вывозятся на берег или закачиваются в специальную поглощающую скважину. Платформа стоит на дне моря (глубина в районе месторождения — всего 20 метров), скважины находятся внутри основания платформы и надёжно изолированы от окружающей среды 3-метровыми бетонными стенами, которые покрыты сверхпрочной плакированной сталью. Первая арктическая нефть получила название Arctic oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года.

«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России, но без его освоения невозможно решить задачи Энергетической стратегии России до 2020 года». Среди крупнейших газовых российских месторождений — Штокмановское, Русановское и Ленинградское, расположенные в западной Арктике.

Северный морской путь в датах и цифрах

Под термином «Северный морской путь или «Севморпуть» подразумевают водный транспортный маршрут по арктическим морям вдоль северного побережья Российской Федерации. Это самый короткий, но отнюдь не самый простой трансокеанский путь. Для сравнения: если доставить груз из Норвегии в Южную Корею по суше можно за 34 дня, то арктическими морями – в 2 раза быстрее.

История Северного морского пути тесно связана с исследованием Арктики, так как первыми мореплавателями в этих суровых местах были торговые люди, купцы. Поначалу суда проплывали коротким маршрутом между двумя точками побережья, и постепенно транспортный коридор удлинялся — короткие отрезки соединялись в более длинные маршруты.

Таким образом, открытие Северного морского пути – это коллективное достижение, труд многих мореплавателей и учёных, а также тех, кто финансировал эти со всех точек зрения рискованные предприятия.
Существенный вклад в освоение СМП внесли: Виллем Барренц, искавший ещё в 16-м веке северно-восточный морской «коридор» в Азию, Витус Беринг, руководитель двух Камчатских экспедиций, Оскар Диксон, купец, финансировавший морские экспедиции северо-восточного направления.

Первыми полноценное плавание из одного океана в другой вдоль всего маршрута в 70-е годы 19-го века совершила экспедиция шведского географа Адольфа Эрика Норденшёльда. Русские ученые прошли этим путем в начале Первой мировой войны под руководством Бориса Вилькицкого. Его экспедиция преодолела Севморпуть целиком за два сезона, зазимовав у полуострова Таймыр.

Особенную роль сыграл СМП в годы Великой Отечественной войны. Он стал своеобразной «дорогой жизни» для Советского Союза, получавшего от союзников уголь, цветные металлы, снаряды, транспорт, продовольствие именно северными маршрутами. В послевоенное время правительство Советского союза продолжало развивать этот регион и его транспортные артерии, выделяя значительные финансовые и человеческие ресурсы. Этому в значительной мере способствовало строительство нового поколения ледоколов – на атомной энергии.

Пик популярности СМП пришелся на 80-е годы ХХ века, тогда этим путем доставляли 4-6 млн. тонн грузов ежегодно. Благодаря существованию северного маршрута увеличилась пропускная способность портов Дальнего Востока, Америки, Европы. Выгоден он был и простому потребителю: товар, перевезенный более коротким путем, стоил дешевле. СМП был важен и с геополитической точки зрения, ведь это единственный водный маршрут, связывающий арктические и субарктические северные регионы — по нему удобно было завозить продовольствие и различные грузы в порты крупных сибирских рек.

В 1990-х годах поступательная история Северного морского пути сделала крутой поворот: исследования в Арктике почти прекратились, а поддержка государством Северного морского пути как важной транспортной артерии стала снижаться. Сегодня в основном СМП используют крупные российские корпорации, связанные с добычей полезных ископаемых

За последние 10 лет грузопоток по северным морям значительно вырос. В 2016 году этим маршрутом перевезли рекордное количество груза – более 7 миллионов тонн.

Подробнее о Северном морском пути: https://будущее-арктики.рф/stati/severnyj-morskoj-put-stati/

Обновление флота

Помимо вопросов экологии и социально-экономической сферы, центральной темой форума стало развитие Северного морского пути (СМП), который является кратчайшим морским маршрутом из Азии в Европу. России, чтобы стать страной-транзитёром, необходимо обновить ледокольный флот и модернизировать береговую инфраструктуру.

С 2008 года петербургские верфи для гражданских нужд построили 5 дизель-электрических ледоколов проекта 21900 («Москва», «Санкт-Петербург», «Владивосток», «Мурманск», «Новороссийск») и один ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» для ВМФ.

Положительные перемены ожидают атомный ледокольный флот. Как сообщил Рогозин, Балтийский завод должен передать «Росатому» атомоход проекта 22220 «Арктика» в 2019 году и ещё два аналогичных корабля («Сибирь» и «Урал») — до 2021 года. А в 2019 году должна заработать уникальная плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» на Чукотке.

Однако вице-премьер подчеркнул, что Россия не сможет реализовать огромный потенциал СМП без строительства атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер». Новейшие корабли будут значительно превосходить своих предшественников по габаритам и мощности ядерной установки.

Также по теме


«Ленин» был первым: как обновляется ледокольный флот России

Атомному ледокольному флоту России исполняется 60 лет. 5 декабря 1957 года на воду был спущен ледокол «Ленин» — первый в мире корабль…

«Без ледоколов «Лидер» (как минимум трёх) мы не сможем обеспечить безусловную стабильную проводку по восточному маршруту. Это может поставить под угрозу наши планы по добыче углеводородов и других богатств в арктической зоне», — предупредил Рогозин.

В презентации гендиректора «Росатомфлота» Вячеслава Рукши, которая была представлена на форуме, указывается, что до 2020 года для обеспечения СМП будет необходима эксплуатация четырёх атомных ледоколов, до 2023 года — пяти, до 2026 — шести, а с 2027 — восьми. Топ-менеджер считает, что перед Россией стоит задача удвоить свой атомный ледокольный флот.

Как пояснил замглавы правительства, суть СМП заключается в том, что «он должен работать как полный маршрут, а не как какая-то его часть». Рогозин полагает, что властям удастся начать строительство головного ледокола с помощью инструментов частно-государственного партнёрства.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет

Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция

К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

После войны СССР вёл разновекторную работу по освоению Арктики. Строился и совершенствовался ледокольный флот, появились и первые атомные ледоколы, а в 1977 году ледокол «Арктика» первым в мире достиг точки Северного полюса. Военные активно развивали Северный флот, особенно его подводную составляющую. Так, в 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие сквозь льды. Плавание на подводных атомоходах во льдах и неглубоких водах и до наших дней считается экстремальным и сложным для подводников стран НАТО, а наши моряки, уже более 80 лет чувствуют себя там буквально как рыба в воде. СССР смог открыть и освоить крупнейшие месторождения нефти и газа на Севере и Арктике, такие как Уренгойское, Ямбургское на суше и Штокмановское и Приразломное на шельфе в море. В целом к 1991 году страна подошла с огромным заделом на будущее.

А что с местными жителями?

Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.

Проблем у жителей Севера хватает:

  • огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
  • уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
  • климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.

Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.

И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.

Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:

  • отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
  • северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
  • раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
  • тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
  • на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
  • тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.

Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.

Российские проекты в Арктике

Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.

Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:

  • Леонид Михельсон – «НОВАТЭК» – добыча газа в Ямало-Ненецком автономном округе;
  • Вагит Алекперов – «ЛУКОЙЛ» – добыча нефти в Лангепасе, Урае и Когалыме;
  • Алексей Мордашов – «Северсталь» – добыча угля в Воркуте;
  • Геннадий Тимченко – «Сибур» – переработка углеводородов в ХМАО и ЯНАО;
  • Владимир Потанин – «Норникель» – добыча цветных металлов на Севере.

Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.

У всех крупных компаний, ведущих деятельность на Севере, есть перспективные проекты по развитию добычи. Так, «НОВАТЭК» вместе с партнерами реализует проект «Ямал СПГ», Роснефть разрабатывает месторождения Ванкорского кластера, «Газпром нефть» развивает Новопортовское месторождение.

Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.

Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.

В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.

Еще один интересный проект – уже построенная плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Она будет давать 60 мегаватт энергии, давать тепловую энергию для отопления, а еще – опреснять морскую воду:

ПАТЭС «Академик Ломоносов»

ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.

Туризм

Освоение российской Арктики предполагается не только в аспекте промышленного развития, но также и в несколько ином ключе — туристами. Сейчас количество энтузиастов, решивших посетить Ямал в рамках турпохода, не так много. Вместе с тем потенциал развития соответствующей индустрии в регионе значительный. Это выражается во множестве аспектов. Во-первых, на Ямале красивейшая природа. Во-вторых, здесь живут коренные народы России, чьи культура, быт и гостеприимство придают особый колорит региону. В-третьих, Ямал — прекрасное место для любителей активного отдыха.

Вновь отметим, что о своей заинтересованности в развитии туристической индустрии заявило Правительство Ямала. В планах властей — содействовать развитию инфраструктуры, необходимой для путешественников, а также поддержка предпринимателей, занимающихся привлечением туристов в регион. Некоторые эксперты считают, что Ямал, как и другие регионы Арктики, перспективен с точки зрения развития круизных путешествий.

Борьба за Арктику

Стоит отметить, что в последнее время активность США в Арктике возросла. При этом Вашингтон активно критикует действия Москвы в этом регионе. В частности, американское руководство считает незаконным регулирование Россией Северного морского пути. Об этом в мае заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.

«Мы видели, как Россия предъявляла незаконные морские требования, особенно в том, что касается регулирования прохода иностранных судов по Северному морскому пути, и эти требования идут вразрез с международным правом», — сказал глава Госдепа в ходе визита в Рейкьявик.

  • Госсекретарь США Энтони Блинкен
  • Reuters

Он также призвал избегать милитаризации Арктики, так как это может привести к большим проблемам.

«Это повышает опасность различных случайностей и просчётов, а также подрывает общее стремление к мирному и устойчивому будущему для региона», — отметил глава американского внешнеполитического ведомства.

Также по теме


«Серьёзно уступают России в регионе»: как США намерены отстаивать свои интересы в Арктике

США «очень внимательно следят» за Россией в Арктике. Об этом сообщил пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби. Он отметил, что Арктика —…

В Москве не согласны с утверждениями США о незаконности российской деятельности в Арктике.

«Мы видим причитания по поводу того, что Россия разворачивает военную активность в Арктике. Всем прекрасно было давно известно, что это наша территория, наша земля. Мы отвечаем за то, чтобы наше арктическое побережье было безопасным, и всё, что там делает наша страна, абсолютно законно и легитимно… А вот когда НАТО пытается оправдать своё наступление в Арктику, это уже, наверное, немножко другая ситуация. И тут у нас возникают вопросы к таким нашим соседям, как Норвегия, например», — сказал глава МИД Сергей Лавров.

В то же время Вашингтон предпринимает шаги по усилению своего военного присутствия в регионе. Так, в середине апреля США подписали с Норвегией Дополнительное соглашение по оборонному сотрудничеству (Supplementary Defense Cooperation Agreement).

Согласно этому документу, Осло предоставляет США беспрепятственный доступ к согласованным районам и объектам инфраструктуры, которые могут быть использованы американской стороной в военных целях.

Об интересе США к Арктике в мае сообщил и президент Джо Байден. Он назвал Соединённые Штаты арктической страной и заявил, что Вашингтон должен продемонстрировать лидерство в этом регионе. Глава государства также сказал, что США нуждаются в современных ледоколах.

  • Министр иностранных дел России Сергей Лавров
  • РИА Новости

Положение в Арктике время от времени обсуждается и в американских СМИ. Так, газета The New York Times в мае опубликовала материал, в котором констатировала, что Россия вовремя учла происходящие климатические изменения в этом регионе и в результате обошла США в освоении Арктики, в том числе в военной сфере.

В этом контексте издание напомнило, что осенью 2020 года президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

При этом стоит отметить, что основное внимание в стратегии уделено проблемам социального и экономического развития Арктического региона РФ, а также вопросам климата. США там вообще не фигурируют

Интересные факты об Арктике и Антарктике

Антарктику делает знаменитой расположение на ее территории впадины Бентли, достигаемой 2540 км в глубину, что ниже уровня моря. Это настолько глубокая земная впадина, что вместо воды, которая казалось бы должна ее заполнять, там находится только лед.

Необычайным загадочным явлением Арктики остаются сферолиты. 

Они выглядят как идеально отшлифованные огромные шары, диаметры которых достигают от сантиметра до нескольких метров. Причина их образования неизвестна.

Российские арктические области известны самыми значительными скоплениями отлично сохранившихся костей мамонтов. Из найденных бивней этого доисторического животного делаются популярные и уникальные изделия.

Из вышесказанного теперь ясно, что отличия между Арктикой, Антарктидой и Антарктикой огромны, и они заключаются не только в разности полюсов. При схожих климатических условиях, на территории материка Антарктиды жизнь практически невозможна, а в Арктике она есть и приемлема. Но как бы там ни было, эти южные и северные полюса, со своими ледяными рельефами и искрящимися снегами, будут всегда манить к себе романтиков со смелыми сердцами.

Безразличие к защите окружающей среды

Новая Арктическая стратегия Кремля подтверждает его намерение защитить окружающую среду Арктики. Это, безусловно, необходимо. Разрушающаяся тяжелая промышленность, последствия изменения климата, такие как таяние вечной мерзлоты, и провалы местной администрации создают токсичную смесь для хрупких экосистем Арктики. Это стало очевидным в начале июня 2020 года, когда более 20 000 тонн дизельного топлива просочилось в реку Амбарную после того, как таяние вечной мерзлоты ушло под большой резервуар. В 2019 году (и вновь в 2020 году) лесные пожары вышли из-под контроля в российской Арктике.

Арктическая стратегия теперь предлагает модернизировать хрупкую инфраструктуру, чтобы справиться с изменением климата. Также планируется создать новые заповедники и направить государственную поддержку в сектор утилизации мусора. В новом проекте загрязнения в российской Арктике будут регулярно контролироваться, включая загрязнение, за которое могут нести ответственность Северная Америка, Европа и Азия.

В то время как многие государства активизируют свои глобальные усилия по защите климата, Кремль все чаще избегает увязывать глобальное потепление с выбросами углерода. И хотя арктическая стратегия 2013 года по-прежнему содержала ссылку на антропогенное изменение климата, в новом документе причины глобального потепления не упоминаются.

Таким образом, климатическая политика Москвы остается неоднозначной. Она обсуждает эту проблемы на арене ООН, чтобы выделиться на фоне администрации Трампа и выступить в качестве ответственного игрока. Несмотря на то, что законодательство, регулирующее выбросы CO2, находится на стадии обсуждения, цели России по выбросам в соответствии с Парижским соглашением на самом деле выше нынешних уровней.

Поэтапный отказ от добычи нефти и газа не предполагается. Напротив, Москва намерена и дальше расширять производство и экспорт. То же самое и с углем, который особенно вреден для климата; здесь годовая добыча может увеличиться до 668 миллионов тонн к 2035 году.

Климатические проблемы

Климат Арктики за последние 6 веков сильно изменился. За этот срок произошли 3−4 сильных потепления. Температурный рост здесь в 2 раза выше, чем в остальном мире. Это может привести к исчезновению растительного и животного мира, что станет причиной ухода коренных народов.

Не меньше проблем вызывает резкое уменьшение льдов или ледяной шапки. С 1980-х ее размер уменьшился на 70%, снизилась и плотность льда. Это может привести к проблемам в ближайшем будущем.

Из-за изменения климата многим местным животным грозит вымирание. Особенно это относится к белым медведям: чем дольше будут длиться летние дни, тем выше окажется смертность взрослых самцов. Это связано с тем, что в основном эти животные охотятся со льдин на морских обитателей.

Растения и животные

Несмотря на суровые условия и малую пригодность для проживания, Арктика все же не является совсем необитаемой. Чтобы понять, какие растения растут в Арктике, достаточно вспомнить о ее климатических и температурных особенностях.

В основном встречается карликовая растительность: кустарники, травы, мхи и лишайники. Они выглядят, как обычные, но более мелкие. Деревья отсутствуют, но в более теплой части встречаются кусты высотой до 2 метров. Мох и лишайники довольно плотные и толстые, трава бывает высотой по пояс. На севере, где раскинулась Арктическая пустынь, выживают только клеточные растения: мох, лишайник, временами пробиваются морозостойкие травянистые виды, например, полярный мак.

Животный мир Арктики довольно разнообразен и уникален. Там водятся хищные и растительноядные представители млекопитающих: овцебык, белый медведь, росомаха, суслик, северный олень, снежный баран, горностай, волк и песец, арктический заяц-беляк и лемминг. Воды населены моржами, тюленями и несколькими видами китов. Также Арктика является домом для множества перелетных птиц. А вот пресмыкающиеся здесь отсутствуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *