Главное о зарплате учителей 2021 года в россии

Содержание:

Считаем по-новому зарплату для педагогов

Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Зарплаты учителей должны отличаться

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности.

Так, в частности, предлагается ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми с особенностями развития. Речь идет о педагогах именно общеобразовательных школ, в обучении у которых находятся дети, относимые к нуждающимся в инклюзивном образовании, а не о педагогах, работающих в специальных образовательных учреждениях.

В том случае, если в трудовое законодательство будут внесены изменения, то уровень заработной платы учителя должен будет стать существенно выше минимального размера оплаты труда, на котором он сейчас находится в более, чем 80% регионов – по данным Всероссийского профсоюза работников образования.

Как и из чего складывается зарплата учителя

  • оклад. Он зависит от количества учебных часов, которые педагог отработал за одну неделю. По всей Российской Федерации сегодня базовая ставка по своему предмету составляет не менее 18 часов. Если эта ставка ниже, то педагог должен «дотянуть» до ставки путем дополнительных занятий, в том числе с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения, например, в надомном обучении;
  • надбавка за стаж и выслугу лет;
  • надбавка за методическую работу в образовательном учреждении;
  • доплаты за ведение внеурочных систем обучения (кружки, факультативные занятия);
  • региональные надбавки (например, северные или за особые условия труда – в северных и приравненных к ним регионах).

Что говорят педагоги

Ольга Субботина:

— Работаю учителем английского языка в подмосковной школе, есть свой кабинет и классное руководство. Нагрузка 32 часа в неделю. Работа нравится, тем более что до дома две минуты ходьбы. В прошлом году получала почти 70 000. А в этом году директор все доплаты срезала. В результате получаю теперь по 35 000 в месяц, а нагрузка почти не изменилась. Обидно очень! Но я уже решила. Этот год и следующий буду ездить три раза в неделю на курсы повышения квалификации. А потом устроюсь на работу в Москву, у них в школах зарплаты хорошие!

Светлана Шмелева:

— Я из Калужской области, работаю в колледже. Оплата почасовая, 140 рублей за урок. Получается, что при нагрузке в одну ставку (18 часов в неделю) зарплата будет 10 000 рублей. А при этом средняя по области у нас 40 000. Вот как раз за счет директоров так и получается!

Нина Варламова:

— Я из Екатеринбурга. Ставка учителя у нас 9 000 рублей. За классное руководство платят, за проверку тетрадей, за свой кабинет – и это все такие крохи! За все вместе набегает 27 000. Работают у нас все учителя на две ставки, на одну-то не прожить!

Татьяна Гладких:

— Я вот московский учитель. Высший разряд, 34 года педагогического стажа, нагрузка 28 часов в неделю (18 уроков плюс 10 часов продленки). Так если мои скромные 50 000 сложить со 140 000 директорской зарплаты, то как раз и получится средняя зарплата учителя 95 000. Средняя температура по больнице, в общем…

Евгений Симоненко:

— Живем во Владивостоке. Жена работает в так называемой школе с пансионом (раньше это была школа-интернат). Получает 22 000 вместе с классным руководством. А уж детишки там… Стульями замахиваются, грозятся… И это в 4-м классе!

Сергей Ручко:

— В моем родном Челябинске учитель получает от 18 000 до 24 000 рублей. Дополнительные часы в нашей школе директор не дает, а нас же еще этими часами и шантажирует. У меня, например, нагрузка в неделю 34 часа. Получаю 23 800 наших российских рубликов.

Ирина Маркова:

— Я из Сочи, летней нашей столицы. Учителем работаю почти 30 лет. Получаю 30 000 при нагрузке 38 часов в неделю. И это со всеми доплатами: за категорию, за классное руководство и т. д. Школа работает в две смены. Ухожу из дома в 7 утра, к 17.00 возвращаюсь. А потом дома проверяю тетради, пишу планы, отчеты и пр. В отпуск не ездила 20 лет. Молодые ребята после педвузов приходят, но больше чем на год их не хватает.

Мария Алехина:

— Живем в Подмосковье. Муж работает в Москве на трех работах: преподавателем в музыкальной школе, музыкальным руководителем в образовательном центре и аккомпаниатором в досуговом центре. В месяц он зарабатывает примерно 70 000, и это со всеми надбавками и премиями. Правда, есть один плюс: мужу удалось выстроить график работы таким образом, что у него получается 3–4 рабочих дня в неделю. Но в эти дни он уезжает из дому в шесть утра, а возвращается к девяти вечера. 

Галина Костенко:

— Живем в Сыктывкаре. Моя дочь работает учителем рисования, нагрузка 26 часов в неделю. Часы для кружковой работы с детьми школьная администрация не дает, потому что это время выделяется на подготовку к экзаменам: то к ГИА, то к ЕГЭ. Получает она 33 000 в месяц.

Планы правительства по увеличению зарплат учителям в 2021 году

В 2021 году планируется повышение зарплаты учителям в среднем по России на 3%. В тех регионах, где оплата труда педагога находится в низком уровне, повышение может достичь 6%. Планируется ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми, которые имеют особенности развития. Но ребенок должен иметь поставленный диагноз и соответствующую запись в медкарте.

Данная инициатива коснется преподавателей, работающих в общеобразовательных, а не специализированных коррекционных школах. Педагоги, обучающие детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, будут получать доплату за каждого особенного ученика.

Планируется ввести максимальное соотношение заработной платы молодого учителя и руководства школы. Инициатива такова – максимальное соотношение не должно превышать 1 к 4. То есть, если молодой педагог получает 20 тысяч рублей, то директор не может получать более 80 тысяч рублей.

Также планируется ввести новые должности, от которых будет зависеть ежемесячная доходность педагогов. Это:

  • Учитель – выпускник профильного образовательного учреждения или педагог, который за всю преподавательскую деятельность ни разу не повышал квалификацию.
  • Старший учитель – педагог, который кроме основной деятельности занимается методической.
  • Ведущий учитель – педагог, который кроме основной деятельности курирует работу коллег, организует процесс обучения.

В зависимости от должности, оплата труда будет различной. Также обсуждается инициатива по внедрению системы независимого оценивания, но это перспектива на несколько лет, в 2021 году вводить ее не планируется. Кто будет проводить независимое оценивание, и по каким параметрам – пока неизвестно. Предполагается, что такая система будет толчком к саморазвитию педагогического состава и повышению профессионального роста. Негативная сторона – недобросовестное руководство может поставить под сомнение репутацию отдельных педагогов.

В 2021 году также планируется принять правки в ТК РФ. Это позволит увеличить зарплаты преподавателей на федеральном уровне. Основной параметр повышение – сокращения соотношения окладной части и части стимулирующих надбавок. На сегодняшний день, надбавки составляют основную часть зарплаты учителя. Чтобы получать больше, педагог вынужден брать классное руководство, внеурочную деятельность, разрабатывать методические рекомендации. А это отнимает много времени.

Если правки в ТК РФ будут приняты, то соотношение будет выглядеть так:

  • примерно 70% ежемесячной доходности – оклад;
  • остальные 30% – стимулирующие надбавки.

Повышение зарплаты учителям с 1 января 2021 года в России

2020 год выдался крайне богатым на различные экономические события. В этот год пришла пандемия, многим сотрудникам бюджетных учреждений пришлось уходить на удалёнку, не все смогли вернуться за своё рабочее место.

Также следом за ростом зарплат Правительство решило поднять и социальные выплаты населению, прежде всего это касается

  1. пенсий
  2. пособий по беременности и родам,
  3. выплат матерям за ребёнка до 3 лет
  4. путинских выплат на детей с 3 до 7 лет.

Новшества ожидают и учителей:

  1. по-новому будет учитываться выслуга на досрочную пенсию,
  2. добавились возможности льготного получения жилья.

Но на этом повышения не остановились и по предложению Главы государства решено поднять МРОТ.

Кстати, Центробанк России ожидает, что зарплаты бюджетников в среднем за 2021 год вырастут на 4%, а это превысит прогнозируемую инфляцию.


школьная столовая

Казалось бы, что такого особенного в очередном повышении МРОТ? Неужели это на что-то влияет? Оказалось, что влияет и очень серьезно.

Значительная часть бюджетников, то есть работников учреждений бюджетной сферы, трудится за оклады на уровне МРОТ – это подавляющая часть административно-технического персонала, весомая часть педагогического состава, вспомогательные работники.


в школьной библиотеке

Ведь школа или училище – это не только директор и учителя, есть еще и уборщицы, техники, водители школьных автобусов, и многие другие не слишком заметные специалисты, на чьих плечах держится функционирование организаций.

Всем им назначаются заработные платы в пределах МРОТ или даже доли от МРОТ (часть ставки, неполная ставка)

Что важно, всем этим работникам с 1 января увеличится зарплата – ведь учреждения образования относятся к бюджетной сфере и здесь очень внимательно следят за выполнением любых норм законодательства


уборка класса

Ниже перечислены основные профессии системы образования, у которых произойдёт повышение зарплаты.

Сколько получают учителя сейчас?

В России на государство работают около 10 миллионов человек – из них примерно 2 миллиона учителей и воспитателей (плюс 345 тысяч преподавателей вузов и средних учебных заведений), более 2 миллионов медиков, полмиллиона работников культуры, а больше всего силовиков. Для каждой из категорий зарплаты рассчитываются по отдельным системам – например, силовиков обеспечивают по единым правилам на федеральном уровне, а зарплаты работникам медицины, образования и культуры рассчитываются на уровне регионов или вообще в каждом отдельном учреждении.

Как все знают, «Майские указы» от 2012 года требуют платить учителям минимум 100% от средней зарплаты по региону – и большинство регионов даже выполняют эти требования. Средняя зарплата учителя за январь-сентябрь 2020 года составила 42 531 рубль – конечно, если верить данным Росстата. Правда, даже по разным регионам зарплаты учителей различаются более чем в 4 раза:

У этой статистики есть одна большая проблема – сами учителя с ней категорически не согласны. Фактически в большинстве регионов зарплаты учителей гораздо ниже.

Это не секрет – о низких зарплатах учителей говорил даже председатель Госдумы Вячеслав Володин – по его словам, педагоги в своих обращениях возмущаются тем, что статистика «рисует» им зарплаты по 40 тысяч – тогда как по факту они получают 28 тысяч рублей, а начинающие педагоги – 17 тысяч рублей.

Правда, и с этим цифрами могут поспорить учителя из некоторых регионов – они не видят и 28 тысяч рублей. А в самых «депрессивных» регионах даже официально средняя зарплата в 23 тысячи по факту включает в себя и высокие зарплаты руководителей – то есть действительно среднестатистический учитель получает чуть больше МРОТ.

При этом чиновники смело отчитываются о выполнении «Майских указов», ведь в расчет идет именно средняя зарплата, которая буквально чудесным образом оказывается практически ровно на уровне средней зарплаты по региону – даже в официальной статистике указано, что зарплаты учителей составляют 100,2%, 101,5%, 105% – то есть, лишь номинально чуть выше средней зарплаты.

Другая проблема – неравномерность зарплат педагогов. Зарплаты могут различаться не только по разным регионам, но и по разным городам одного субъекта РФ, и даже по разным школам одного города. Почему так происходит – разберем дальше.

Как сейчас обстоят дела с зарплатой педагогов

Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.

В 2021 году зарплату будут платить по единым требованиям

Еще до выступления Путина на конференции вышел закон об изменении требований к зарплатам бюджетников, вступивший в силу 1 января 2021 года. А в декабре чиновники 4 министерств стали готовить предложения по совершенствованию системы оплаты, которые они должны предоставить к 1 марта. Неясно, когда эти предложения будут приняты, пройдут регистрацию в Минюсте и вступят в силу, но похоже, что вопрос на личном рассмотрении президента и с 1 сентября педагоги смогут получать другие зарплаты.

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.

Гарантии властей по повышению зарплаты педагогам

Министерство труда и социальной защиты и Министерство финансов в срок до 20 апреля 2021 года должны вынести на рассмотрение правительства вопрос о повышении окладов работникам всей бюджетной сферы. Такие сроки установлены в связи с распоряжением президента России Владимира Путина.

Премьер-министр Михаил Мишустин придерживается такой же политики – он говорит о максимально понятном и точном расчёте оплаты труда, грамотном подходе к конкретному региону или учебному заведению, где показатель зарплаты педагогам провален.

В настоящее время правительство руководствуется майским указом президента 2012 года N 597, в котором четко поставлена задача об увеличении реальной заработной платы учителям. Срока давности у указа нет, поэтому он актуален и сейчас.

Что предлагают сделать

О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.

Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.

Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.

Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:

  • единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
  • базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
  • единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
  • для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.

Другими словами, хоть правила и будут едиными по всей стране, базовые оклады по-прежнему устанавливает регион. Правда, если в «Майских указах» говорится, что зарплата учителя должна составлять 100% от средней по региону, а оклад – не менее 70% от зарплаты, следует предположить, что оклады все же будут устанавливаться примерно на таком уровне. С другой стороны, для начинающих учителей оклады явно будут ниже, а для более опытных и квалифицированных – выше. И как в этой ситуации будет соблюдаться требование 70:30, сказать пока сложно.

О том, что зарплаты будут приближены друг к другу именно в пределах региона, говорил и Сергей Кравцов – министр просвещения (и заодно пообещал сделать систему прозрачнее).

Следующий вопрос – то, как именно будут начисляться стимулирующие выплаты. Сейчас эти деньги распределяются по решению школьного совета, но если на федеральном уровне будет введен единый перечень таких выплат, они должны будут распределяться по более четким и понятным правилам.

В любом случае, следует подождать, пока Минпросвещения подготовит полноценный проект системы – по ней будет видно, смогут ли чиновники ответить на проблему низких зарплат учителей. По некоторым данным, новая система будет запущена не сразу и не во всех регионах – ее опробуют в пилотном режиме лишь на некоторых субъектах РФ.

Какова доплата за первую категорию учителя в москве

Москва 58 760 57 780 Ямало-Ненецкий округ 76 500 83 175 Чукотка 75 400 76 715 Немецкий округ 65 370 75 150 Ханты-Мансийский округ 56 925 73 190 Магадан 58 800 73 175 Камчатка 52 280 69 480 Саха 49 140 62 780 Мурманск 42 686 57 410 Сахалин 53 235 56 734 Коми 39 465 54 200 Московская область 37 600

Зарплаты учителей в России

В Трудовом кодексе РФ закрепят минимальный оклад для педагогов.Зарплата современного учителя это нет тот фиксированный оклад с незначительными доплатами за классное руководство и внеклассную работу, что был раньше.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

Доход = 6 000 × 23 / 18 × 1,15 = 8 817 рублей.

По должностному окладу з/п обычно устанавливают тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из приказа Минобрнауки №1601, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

В том случае, если в трудовое законодательство будут внесены изменения, то уровень заработной платы учителя должен будет стать существенно выше минимального размера оплаты труда, на котором он сейчас находится в более, чем 80% регионов – по данным Всероссийского профсоюза работников образования.

В 2021 году ожидается индексация заработной платы учителей. Провести ее планируется в апреле 2021 года, а размер индексационного коэффициента будет рассчитан на основании данных Росстата о размере инфляции, установившейся по итогам 2020 года.

Размер зарплаты учителя в 2021 году: на что стоит рассчитывать

На 2021 год запланировано достаточно большое число изменений, которые должны коснуться учительского состава в части расчетов заработной платы, что должно положительным образом сказаться на ее размере в подавляющем большинстве регионов.

Независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон 9 ноября 2020 года.

Последние изменения в оплате труда педагогов – что нового введено сейчас

Помимо регулярного повышения уровня оплаты труда работникам сферы образования, происходят улучшения условий труда, вводят дополнительные доплаты. За последние годы были введены следующие изменения:

  1. С 1 сентября 2020 года введена доплата за классное руководство в размере пяти тысяч рублей.
  2. Регулярная индексация оклада учителям 1 апреля, 1 июня и 1 октября, отчёт об осуществлении этого распоряжения непосредственно президенту России.
  3. С 1 марта 2021 года в школах нескольких регионов введена новая должность советника директора по воспитательной работе, которая подразумевает под собой доплату в размере 15 тысяч рублей.

Предложения об улучшении положения работников образовательной сферы регулярно поступают в правительство России. Ожидается реализация новых проектов в ближайшее время.

Повышение пенсии учителям в 2022 году

Из Пенсионного Фонда сообщили, насколько увеличится пенсия в ближайшем будущем. Согласно 3-летнему плану госбюджета Российской Федерации, пособие по старости вырастут на 18,26%. Эта цифра получена при сравнении с 2019 годом, а если посмотреть данные в соотношении с 2018-м, то сумма покажется более значительной. Она составит ровно 27%. Эту информацию сообщил глава ПФ Антон Дроздов.

Подводя итоги статьи, можно заключить, что президент поручил Правительству проследить за повышением заработной платы преподавателей до запланированных значений, предусмотренных указом в мае. С января финансирование профессионалов из сферы образования будут рассчитывать по новой схеме. Оклад планируют значительно увеличить. Для молодых специалистов продолжает действовать земский проект, по его условиям гражданин получает крупную сумму и бонусы при трудоустройстве в школы сел и деревень.

«Не сдал аттестацию» – обжалованию не подлежит

В чем, как вы считаете, основные проблемы московских учителей?

– Ну вот, например, моя любимая тема – только в Москве додумались сделать в общем кадровом реестре возможность для всех директоров выставить учителям «черную метку» при увольнении. То есть если учитель, например, увольняется по своему желанию, но при этом он поспорил с директором, директор нажимает значок в кадровом реестре, и все директора московских школ видят, что этого учителя больше не надо брать на работу.

Причем никто из директоров официально не подтвердит, что это есть, но нам, профсоюзу «Учитель», чудом удалось достать пару документов, где департамент регулирует этот вопрос. Я не слышал, чтобы в других регионах была возможность у директора выгнать учителя фактически с волчьим билетом.

Мы знаем опытнейших учителей, которые ушли по своей воле, и их никуда не берут.

Чем еще Москва отличается в плане условий труда от регионов?

– В Москве очень оригинальная система аттестации учителей. Она вроде бы неплохая, кажется демократичной, потому что соответствие учителя занимаемой должности оценивает школа. Собирается комиссия, учитель выполняет тесты, отвечает на вопросы – казалось бы, все здорово, но нет в принципе апелляционной инстанции. То есть в ситуации, когда директор или завуч решил по какой-то причине завалить учителя и сказал: «Ты не сдал аттестацию», руководство на уровне Московского центра качества образования, Департамента образования пожимает плечами и говорит: «Мы ничего сделать не можем, у нас так принято по закону».

У нас есть член профсоюза, которую так уволили за то, что она не прошла эту аттестацию. Мы посмотрели тесты, которые она выполняла, и нашли, что еще в 2013 году про них Исаак Фрумин говорил, что это полный бред. Академик Борис Михайлович Бим-Бад по нашей просьбе посмотрел эти тесты и сказал: «Тестовые задания для аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности «учитель» весьма аморфны, расплывчаты, не однозначны, они включают в себя сомнительные варианты ответов, ни один из которых не убедителен. <…> В предложенных тестовых заданиях варианты ответов для выбора продиктованы взглядами, вкусами, предпочтениями составителей этих заданий. Поэтому они не могут служить основанием для объективной оценки правильности ответов, оценки, которая имеет жизненно важные для учителя последствия».

Но департамент говорит, что он ничего не может сделать, и мы проиграли дело в городском суде, который сказал: «Нарушений в процедуре не было, оценивать качество тестов мы не можем, а приглашать экспертов не хотим».

Раньше мы не подозревали об этой проблеме, но в этом году выяснилось, что для многих московских учителей аттестация – опасное дело именно потому, что нет системы апеллирования.

Результат аттестации – окончательный, обжалованию не подлежит. Такого не должно быть никогда и нигде. И эта ситуация, безусловно, очень беспокоит часть московских учителей.

Есть еще много факторов, влияющих на общую нервную обстановку в московском школьном образовании. Например, то, что сейчас многим учителям приходится работать не в одном здании, а в нескольких. То, что над учителями постоянно висит угроза каких-то санкций.

Например, с точки зрения закона никто не может требовать от него предоставления какой-то там карты урока – то ли информационной, то ли еще какой-то, – но к нему придут проверять, выяснится, что у него этой карты нет, хотя по закону ее и не должно быть, и к нему начнут придираться. Большинство учителей просто плюет на это и говорит: «Дотянем как-нибудь до пенсии», хотя теперь и пенсия отодвинулась. Все это не способствует тому, чтобы качество образования становилось лучше. Так что эти большие деньги даются очень серьезным нервным напряжением.

Размер МРОТ по регионам с 1 января

В некоторых регионах действуют свои собственные стандарты минимальной системы оплаты труда и это выражается в виде региональных МРОТ, то есть величины минимального оклада, ниже которого в этом регионе платить нельзя.

Важно! Региональный МРОТ не может быть ниже федерального МРОТ

Таблица 1. Размер регионального МРОТ с 1 января 2021 года

Субъект Федерации Размер МРОТ, руб.
Магаданская область 21 767
Москва 20 361
Республика Саха (Якутия) 21 942
Санкт-Петербург 12 796
Камчатский край 22 232
Сахалинская область 16 932
Московская область 14 941
Тульская область 11 922
Ненецкий автономный округ 23 278
Ямало-Ненецкий автономный округ 17 511

В остальных субъектах РФ размер минималки с 1 января устанавливается на уровне федерального МРОТ  — 12 792 рубля.

Программа «Земский учитель»

Продолжит свою работу и программа «Земский учитель». Правительство России, во главе с председателе Михаилом Мишустиным скорректировали правила получения выплат и заложили в бюджет средства для этого до 2023 года.

Цель программы, которая начала свою работу в прошлом году – привлечь молодых педагогов в сёла. Эту выплату могут получить педагоги, которые переезжают в сельскую местность для начала или продолжения своей педагогической деятельности. Население таких посёлков не должно превышать 50 тысяч человек. Педагоги, решившиеся на это, единожды  получают пособие в размере 1 миллиона рублей. Для педагогов Дальнего востока такая выплата увеличена до 2 миллионов рублей. Учителя, получившие такую компенсацию, обязаны отработать в школе 5 лет.

Что уже предпринято для изменений в 2020/2021 учебном году

Премьер-министр России подписал постановление об индексации зарплат бюджетников на 3 % с 1 октября 2020 года. Это на данный момент дает ответ на вопрос, на сколько процентов гарантируется увеличение имеющейся зарплаты учителям, и когда ее повысят.

Это повышение ожидается в начале IV квартала, втором месяце учебного года. А в 2021 году рост заработной платы учителей зависит от официального уровня инфляции, установленного Росстатом. Каким будет новый уровень индексации, пока не известно.

«Российская газета» сообщила, что в постановлении предусмотрено не только октябрьское повышение. Оно будет проводиться поэтапно и коснется нескольких категорий бюджетников – с 1 апреля 2021 года. Первоочередными, приоритетными сферами по-прежнему остаются медицина и образование.

Постановление не коснется тех, кто работает в коммерческих структурах. Там ответ на вопрос, повысят ли зарплату учителям в 2021 году, зависит от руководства, спонсоров, престижности заведения и стоимости обучения.

Вторым аспектом, способным повысить оплату нелегкого учительского труда, аналитические агентства признают надбавку в 5 тысяч за классное руководство. По факту, это означает, что она должна быть начислена 838 тысячам учителей, осуществляющих классное руководство. Однако аналитики отмечают и неясные аспекты в этом решении:

  • сохранится ли региональная надбавка (в отдельных территориальных образованиях она равнялась 50 рублям, но были и более весомые суммы);
  • планируются ограничения в выплате в тех классах, где количество учеников менее 14 человек (недостаточное наполнение, характерное для сельских школ);
  • говорится о том, что эту надбавку не получат 400 тыс. учителей, которые не занимаются классным руководством.

Усиленное внимание уделяется сейчас снижению поступлений в бюджет государства, вызванное пандемией коронавируса. Это может помешать проведению реформирования, намеченного на конец 2020 – середину 2021

Планировалось принять методические основания для намеченной реформы (этого потребовала законодательная комиссия при Госдуме), но в начале года произошла неожиданная смена правительства. Сейчас обсуждают только новые звания, но неясно, как будут рассчитываться начисления для всех введенных категорий – старшего, ведущего и простого учителя.

Принятие закона о независимом оценивании, который позиционируется как метод стимуляции кадров к повышению профессионального опыта и саморазвитию, может стать для недобросовестных руководителей способом занизить или поставить под сомнение квалификацию сотрудников.

С другой стороны, успешно пройденное тестирование может быть основанием для повышения в должности и увеличения зарплаты. Это может быть еще одним шансом повысить зарплату в индивидуальном порядке, как и дополнительные часы работы, участие в других процессах.

Последние новости из Госдумы дают основания для предположений о положительной динамике в зарплате учителей в 2021 году. Сегодня многое зависит от продолжения запланированной реформы и принятия поправок к Трудовому Кодексу до обсуждения проекта бюджета на 2021 год.

Итоги

Правительство страны предусмотрело принятие мер по увеличению зарплаты работников образовательной сферы:

  1. Индексацию зарплаты бюджетников, согласно постановлению, подписанному премьер-министром.
  2. Реформирование бюджетной сферы: введение тестирования, новых должностей, возможность карьерного роста.
  3. Повышение надбавки за классное руководство.
  4. Региональные надбавки и возможность повышения профессиональной квалификации.

Порядок стимулирования бюджетников

  • доплаты за:
    • непрерывный стаж и выслугу;
    • качество работы;
  • премирование:
    • по результатам трудовой деятельности;
    • за интенсивность и достижения.

Скачать для просмотра и печати:

О критериях оценивания достижений в профессиональном труде

На практике каждый показатель оценивается определенным количеством баллов (устанавливает комиссия). Перед окончанием отчетного периода (раз в месяц) производится их подсчет путем простого суммирования. Количество баллов влияет на начисление СВ в отчетном месяце.

Сегодня такое соотношение выглядит таким образом, что зачастую стимулирующие выплаты и надбавки за выполнение определенных функций (например, за классное руководство) составляют большую часть зарплаты – в некоторых случаях до 70% от общей выплаты.

  • окладная часть за полностью выбранную ставку в 18 часов (если педагог отработал в неделю меньше 18 часов, то и сумма оклада у него будет меньше и, как результат, остальных выплат);
  • разработка программ обучения и выполнение таких программ;
  • осуществление внеурочной деятельности от момента разработки программ такой деятельности до момента завершения ее в виде подведения итогов достигнутых с учениками результатов;
  • доплаты за стаж и выслугу лет (начинают начисляться после того, как человек отработал не менее пяти лет в качестве педагога);
  • в случае если педагог является классным руководителем, ему доплачиваются средства и за классное руководство в виде федеральной выплаты в 5 тысяч рублей.

Как и из чего складывается зарплата учителя

На 2021 год запланировано достаточно большое число изменений, которые должны коснуться учительского состава в части расчетов заработной платы, что должно положительным образом сказаться на ее размере в подавляющем большинстве регионов.

Зарплата педагога состоит из базовой, компенсирующей и стимулирующей частей. Базовая часть должна составлять не меньше 70 процентов от зарплаты. Компенсирующая часть — это надбавки за вредные условия труда, доплата за классное руководство. Стимулирующая часть — это доплаты за успешные результаты, которых достигает педагог. Компенсационную и стимулирующую части в разных регионах платят по-разному — критерии для доплаты устанавливаются на местах.

Что повлияет на повышение заработной платы в 2021 г.

Стоит отметить, что в системе регулирования заработных плат школьных учителей произошли следующие изменения:

  • Соотношение заработной платы среднего учителя и руководства школы. Заработная плата директора не может превышать доход учителя больше, чем в 4 раза.
  • Введение новых должностей: ведущий учитель, старший учитель. Каждая из них имеет ступень профессиональных обязанностей.
  • Учителям придется сдавать экзамены для подтверждения квалификации, что даст возможность претендовать на большую заработную плату.

Сами учителя считают, что данные нововведения совсем не повлияют на увеличение заработной платы. А педагог пенсионного возраста опасаются, что экзамены нужны для освобождения места выпускникам ВУЗов.

В России планируется введение профессионального экзамена. Он поможет не только оценить знание методик, но также и самого предмета. И дополнительно выявит педагогические навыки. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *