Машина не роскошь? в россии сдержали удорожание бензина, но взвинтили цены на газ

Дорожает газ, дорожает и отопление

Газопоставляющая компания Нафтогаз Украины сообщила, что с ноября 2020 года повышает стоимость природного газа для населения на 34,7 процента.

С 1 ноября цена за кубометр газа по месячному тарифу будет составлять 6,33 гривны с НДС и без учета стоимости доставки газа. В октябре цена за кубометр составляла 4,7 гривны.

С ноября вырастет также и стоимость газа по годовому тарифу. Газ по годовому тарифу будет стоить 6,45 гривны за кубометр. Повышение составили 23 процента — в октябрьском тарифе была установлена цена в 5,24 гривны.

До конца октября потребители имеют право зафиксировать цену на год на уровне 5,24 гривны, однако осталось слишком мало времени для успешной реализации такой возможности.

Повышение тарифов регулятор объясняет ростом котировок на природный газ в Европе на 26 процентов по сравнению с сентябрьскими ценами из-за повышения спроса.

«Однако, благодаря значительным запасам в подземных хранилищах газа в Украине, цена газа для производителей тепла в октябре выросла по сравнению с прошлым месяцем на 24 процента», — подчеркнул Нафтогаз.

После запуска рынка газа для населения Нафтогаз предлагал одну из самых низких цен, пытаясь привлечь новых клиентов. До этого его доля на рынке поставок газа напрямую населению не превышала двух процентов.

Ценовые изменения от Нафтогаза, с одной стороны, напрямую касаются только его клиентов, но с другой — на госкомпанию ориентируются другие поставщики газа, да и цены у них обычно всегда выше.

Накануне Нафтогаз также повысил цены на газ для производителей тепла: в октябре оптовая цена была установлена на уровне 5,37 гривны за кубометр, что на 24,8 процента выше цены голубого топлива в сентябре. 

Отметим, что в сентябре Нафтогаз повысил цену для теплоэнерго сразу на 45 процентов по сравнению с августом. Цифры для производителей тепла приводятся без учета НДС и расходов на транспортировку газа по магистральным и распределительным трубопроводам.

Оптовые цены на газ для теплоэнерго

Стоимость газа является одной из главных составляющих цены на тепло, производимое предприятиями теплокоммунэнерго (более 80 процентов).

Согласно договору с МВФ, в Украине вводится законодательное требование, которое с 1 октября позволяет компаниям-поставщикам тепла несколько раз в год пересматривать тарифы, корректируя их в соответствии с рыночными ценами на газ. То есть будет дорожать газ — будет дорожать и отопление, а также горячая вода.

Кроме того, цифры в платежках будут расти из-за повышения минимальной заработной платы с 1 сентября: коммунальным предприятиям придется увеличить расходы на зарплаты своих работников.

Таким образом, с момента либерализации рынка газа в Украине для населения подорожание голубого топлива составит 205 процентов — с 2,88 гривны за кубометр в июле до 8,8 гривны в ноябре.

Поставщики объясняют такую цену ростом цен на хабах в Европе, где они закупаются. За последний месяц, с 25 сентября по 25 октября, котировки day-ahead на европейском хабе TTF выросли на 32,8 процента. 

Для предприятий теплокоммунэнерго действие механизма публичных специальных обязательств (ПСО) продлили до мая 2021 года, что должно их защитить от произвола поставщиков газа как минимум на ближайший отопительный сезон.

Однако роста тарифов на тепло и горячую воду все равно не избежать, поскольку формула расчета ПСО привязана к цене в Европе. Поэтому эксперты прогнозируют также и рост тарифов.

«Нам стоит ожидать уже к 1 января новых тарифов на тепло на 20-30 процентов выше, чем сейчас», — считает глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.

Представитель Ассоциации поставщиков энергоресурсов Артем Компан, в свою очередь, говорит, что цена на тепло будет «подскакивать» каждый месяц.

Он прогнозирует, что тарифы на отопление могут вырасти примерно на 15-16 процентов. Например, если в октябре за отопление однокомнатной квартиры придется отдавать около 1,1 тысячи гривен, то уже в декабре за ту же квартиру придет платежка в 1,2-1,3 тысячи.

«Больше никакой экономии»

В качестве газомоторного топлива в России по большей части применяется сжиженный углеводородный газ (нефтяной газ или пропан-бутан) либо компримированный газ (метан). Спрос на газ в качестве автомобильного топлива растет с каждым годом из-за его низкой стоимости в сравнении с бензином.

Цены на газ на автозаправочных станциях постепенно растут в течение нескольких лет, однако в текущем году топливо подорожало резко и наиболее существенно, говорят многие автомобилисты, — литр газа на томских заправках стоит уже около 30 рублей за литр.

В том числе негодует житель Томска Дмитрий, обратившийся в редакцию портала vtomske.ru.

«Два года назад я установил на автомобиль газовое оборудование. Установил его, потому что заправка бензином съедала большую долю семейного бюджета. В то время один литр газа пропан стоил 11 рублей. Периодически газ, так же как и бензин, дорожал, но всегда примерно был на половину дешевле бензина. Наступил 2021 год, и цены на газ стремительно начали увеличиваться. Сейчас цена на газ составляет более 29 рублей, и, по слухам, это не предел. Никто и нигде не может пояснить, почему так сильно подорожал литр газа, при этом цена на метан не меняется», — отметил Дмитрий.

Газовое оборудование в свой автомобиль установил и житель Томска Алексей. Все для того же — чтобы сэкономить и тратить меньше на заправку машины из семейного бюджета. Однако теперь он тоже не видит выгоды в заправке газом.

Накануне Томскстат в своей ежемесячной сводке по инфляции сообщил, что на непродовольственные товары в Томске цены в марте в среднем выросли на 0,7 %. При этом газовое моторное топливо подорожало сильнее всего — на 14 %.

Сопутствующие товары

— Александр Сергеевич, будет ли дорожать свет?

— Электричество тоже подорожает, но у нас есть плановые показатели инфляции. И государство старается, чтобы цены на важнейшие энергоносители не выходили за пределы плановых показателей. Притом реальная инфляция может отличаться не в лучшую сторону. И если бы исходили из нее, то рост цен был бы гораздо выше. Я уже молчу про систему экспортного паритета. Если бы мы шли по европейской модели, то что-то такое у нас и было бы реализовано. Любой автомобилист знает, что если вы приезжаете на заправку постоянно одной и той же сети, у вас, скорее всего, есть специальная карточка от этой сети или мобильное приложение. И вам бонусы капают, которые вы потом можете потратить на заправку или покупку товаров. В этом плане цены на топливо в крупных сетях отличаются в меньшую сторону от цены на стеле. Но иногда вы получаете больше бонусных баллов. Как правило, перед тем как вам сильно много бонусных баллов дать, немного в сторону повышения меняются цены на стелах. Поэтому реальная выгода меньше.

У нас три самые крупные сети принадлежат крупнейшим нефтяным компаниям:

  • 5000 заправок у «Роснефти»,
  • 3000 — у «Лукойла»,
  • 2700 — у «Газпром нефти».

Для них события на внутреннем рынке являются наиболее болезненными. Да, с точки зрения прибыли, владелец одной заправки более чувствителен к происходящему. Но я говорю о крупных движениях. С 2014 по 2018 год средний чек на заправке сильно просел, порядка с 500 рублей до 300. А это означает, что есть определенный баланс.

Соответственно, доходы крупных и мелких сетей пропорционально не растут по мере роста цен. Поэтому включаются маркетинговые истории, сопутствующие товары. У нас заправки с конца нулевых качественно изменились. Магазинчики стали при заправках играть все большую роль, кофе, выпечка. И все более увеличивающаяся часть дохода на заправках приходится на сопутствующие товары. В основном кофе.

Это меньше, чем на бензине, но маржа на кофе существенно выше. Вода хорошо идет, всякая выпечка. Вам предлагают «вы купите у нас пирожок, и 2 рубля мы вам с литра скинем», а маржинальность пирожка существенно выше, чем у бензина. На бензине, если какая-то маркетинговая программа, может до 4-5% просесть маржа. Так она 10%. А на кофе гораздо выше. Себестоимость кофе — рублей 20.

Факторы, влияющие на изменение тарифов

Для того, чтобы понять, почему стоимость данного сырья постепенно увеличилась за столь непродолжительный период времени, нужно разобраться, какие факторы влияют на ценообразование.

Итак, среди них:

  1. Увеличение количества людей, использующих оборудование, работающее на газовом топливе. Это, в свою очередь, связано с увеличением цен на бензин и желанием населения сэкономить на дорогостоящем сырье;
  2. Уменьшение пошлин на экспорт, а также увеличение его стоимости на мировом рынке. Из-за этого многим компаниям оказывается выгоднее продавать газ в других странах, чем в своей. Чтобы вернуть заинтересованность предприятий, правительство повышает тарифы внутри России;
  3. Большие мероприятия федерального значения. В 2018 году примером такого стал Чемпионат Мира по футболу. Во время таких событий правительство обычно устанавливает ограничение на перевоз взрывоопасных грузов. Поэтому транспортировка на этот период стала более затратной, что и привело к росту цены на это топливо;
  4. Состояние заводов, специализирующихся на выработке этого вида сырья. На данный момент некоторые из них, особенно крупные, находятся на ремонте, и в связи с этим даже импорт не может покрыть объемы их производства. Что и приводит к росту платы;
  5. Курс доллара – один из факторов, который влияет на многие элементы экономики, в том числе и на плату за газовое топливо. Так как основная масса предприятий в большинстве своё ориентированы на экспорт продукции, они устанавливают цены именно в долларовом эквиваленте. Для российского потребителя это оказывается не выгодно, ведь если доллар растёт, то и население вынуждена платить больше;

Таким образом, плата складывается из нескольких факторов, которые оказывают существенное влияние на неё. В результате того, что за один период произошло сразу несколько событий и сложилась неблагоприятна ситуация, которая и способствовала увеличению платы за газ.

Большая разница

— Почему с бензином такая ситуация, а с газом и электроносителями несколько другая?

— Очень просто. Бензин вы можете налить в ведро и отнести куда-нибудь. А для газа и электричества нужно строить дорогостоящую инфраструктуру для доставки. Все-таки продаются по рыночным механизмам:

  • дизельное топливо,
  • бензин,
  • СУГ (сжиженный углеводородный газ), то есть пропан-бутан,
  • метан в качестве моторного топлива.

Тем более это биржевые товары, как минимум оптовые цены формируются за счет внутренних биржевых котировок. Для того чтобы бензином заправить, ведь тоже нужно заправку поставить. Это очень большие деньги для одного человека. То есть в Москве речь идет даже не о миллионах рублей. Но это посильные деньги, если вы привлекаете кредиты. А чтобы обеспечить доставку газа, вы не можете взять даже двух крупных поставщиков, заставить построить газораспределительную инфраструктуру и магистральные газопроводы, газопроводы среднего давления. Это гигантские, неподъемные инвестиции. Разве только наши богатейшие люди решат, что давайте мы сложимся вместе и построим.

— Автомобилисты еще несколько лет назад, помимо бензина, газовые баллоны возили, а сейчас разница между ними невелика.

— Я не соглашусь. Статистически у нас постоянно растет автопарк, работающий на пропан-бутане. Мы мировые лидеры по автопарку пропан-бутановому. С нами только Турция соперничает.

Но у нас стараются стимулировать переход на метан крупной техники. То есть для автобусов, большегрузов это имеет основание.

Но пропан-бутан — это развивающееся хорошо, притом независимо от государственного стимулирования, направление. Хотя если взять темпы 1998 года, когда всё обвалилось, пропан-бутан очень сильно рос, даже в нулевые годы темпы были высокие. Но там и качество оборудования, качество мастеров страдало, потому что за это взялись все. У нас 4 миллиона автомобилей на пропан-бутане ездит. Качество за последние лет 10-15 выросло. Однако могу кивнуть на наших назалежных друзей, у которых пропан-бутановое направление с 2014 года выросло в 1,5 раза. Потому что там дошли до момента, когда цена становится ценой отсечения на традиционное моторное топливо.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Редактор: Марина Севастьянова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *