День борьбы с коррупцией: самые громкие антикоррупционные дела в россии

Трактовка в российском законодательстве

Что самое интересное, до недавнего времени в российском законодательстве не было определения коррупции. Оно появилось в рамках принятого закона о противодействии коррупции в 2008 году. Там же дается определение. Согласно российскому законодательству под термином «бытовая коррупция» понимается факт злоупотребления должностным положением, взяточничество, подкуп должностных лиц, а также использование служебного положения против интересов общества и государства.

По мнению ряда ученых, в частности Е. В. Марьиной, определение, приведенное в законе, нельзя называть исчерпывающим, так как коррупционные действия могут совершаться не только государственными лицами, но и физическими, и юридическими, независимо от статуса.

Ряд ученых склоняется к мнению, что определения должны учитывать не только правовые аспекты этого явления. Например, по мнению В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова, деловая и бытовая коррупция – это нарушение этических и моральных норм в обществе.

Определение и виды коррупции: что относится к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение:

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Дело Николая Денина

В сентябре 2012 года стало известно, что МВД подозревает в превышении полномочий губернатора Брянской области Николая Денина. Чиновник от обвинений отмахнулся, заявив, что услышал о них из СМИ. А зря. 9 сентября 2014 года он был отправлен в отставку указом президента РФ Владимир Путина  «в связи с утратой доверия».

Спустя два месяца против Денина было возбуждено уголовное дело по факту незаконного выделения из резерва администрации области 21,8 млн руб. птицефабрике «Снежка», которой он ранее руководил. 21 мая 2015 года ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями.

19 ноября 2015 года Советский районный суд Брянской области признал Денина виновным, приговорив его к 4 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Экс-губернатор был взят под стражу в зале суда.

Сочинение «Коррупция – проблема нашего общества»

О коррупции всегда хочется высказаться, написать эссе, выступить с докладом. Хочется предать огласке столь ужасные деяния людей, от которых мы зависим, в которых мы верим, на чью благоразумность надеемся.


Самая большая опасность коррупции – разрушение политической системы. Из-за коррупции она начинает гнить изнутри.


Самым хорошим примером из литературного произведения я считаю прогнившую политическую систему в комедии Гоголя «Ревизор». Коррупция в принципе является главной темой произведения. В погоне за жаждой «наживы», городничий и все остальные чиновники города теряют головы. 

Даже когда до них доходит новость о ревизоре, они не пытаются воззвать к своей совести. Они пытаются сохранить лицо, чтобы не лишиться своего нелегального заработка. Городничий просит не проболтаться об украденных деньгах, выделенных на строительство церкви, якобы она начала «строиться, но сгорела», врет, что больные «как мухи, выздоравливают». 

Высшие чины так расстарались перед человеком, который казался им ревизором, что когда приехал настоящий – замерли пораженно, настолько их держала в напряжении перспектива раскрытия всех их преступлений, произвола и разбоя.

Нам нужна борьба. С громкими лозунгами и меткими слоганами. С помощью государства. Что мы, нынешняя молодежь, скажем нашим детям, если позволим коррупционерам разворовать то, что веками накапливали мудрые и сильные правители, если позволим разрушить нашу великую страну? 

Что скажем, когда разрушения уйдут далеко за пределы политической сферы – в здравоохранение, образование? Если позволим злодеям победить?

Дело Никиты Белых

В июне 2016 года пришла новость о задержании одного из самых известных оппозиционных политиков России — губернатора Кировской области Никиты Белых. Его задержали в московском ресторане при получении меченых 100 тыс. евро. Деньги полагались за общее покровительство ряду кировских компаний, а в общей сложности чиновник получил 600 тыс. евро.

Вскоре после задержания Белых Владимир Путин снял его с должности губернатора в связи с утратой доверия. Сам Белых вину не признал. Сомнения в законности уголовного дела выразили ряд знакомых бывшего чиновника. Так, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов заявил, что речь идет о провокации ФСБ и о том, что «дело носит активно политический характер».

Фигуранты

Основными фигурантами выступают должностные лица, которым вверены ресурсы, не принадлежащие им. Например:

  • Государственный чиновник, в компетенцию которого входит целая отрасль, территориальное подразделение или их часть.
  • Депутат, у которого есть возможность лоббировать законы.
  • Сотрудник правоохранительных органов, который может решать судьбы людей путем управления процессом расследования.
  • Судья, правомочный принимать решения на основе закона или против него.
  • И даже простой администратор, имеющий доступ к определенным ресурсам.

В качестве примера бытовой коррупции можно рассмотреть типичный случай, когда беременная женщина обращается в медицинский пункт. Ей предстоит получать медицинскую помощь на протяжении длительного времени: постановка на учет, наблюдение за развитием беременности и роды. Возможно, на определенном этапе потребуются другие манипуляции или лечение.

Но реальность такова, что граждане стремятся договориться с врачом: за определенную плату он будет вести беременность. На финальном этапе нужно будет то же самое предложить другому врачу, чтобы принял роды. За все это выплачивается определенная сумма, которая нигде не регламентирована и не будет зафиксирована. Это всего лишь одно проявление бытового взяточничества.

История возникновения

С развитием общественных отношений разрастался и усложнялся бюрократический аппарат. В древнем Египте чиновники стали контролировать практически все аспекты жизни простых граждан. Появилась возможность беззаконно собирать взятки с крестьян, ремесленников, военных.

Древний Рим знал понятие, означающее «подкупать судью».

С началом эпохи Возрождения в Европе начинается переосмысление понятия. Крупный учёный Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью, которую распознать вначале сложно, зато вылечить легко. Если болезнь запущена, и её признаки налицо, то излечение будет очень сложным делом.

@eksmo.ru

В истории российского государства чиновничий аппарат получал вполне официальные подношения от купцов и иностранных послов ввиду отмены Екатериной I жалованья. «Приказные люди» довольствовались лишь тем, «что даст» им рядовой гражданин.

XVIII век ознаменовался либеральными реформами. Государственная власть поддерживалась гражданами взамен на обеспечение законности всех сфер жизни. Взятка – преступление, из-за которого президент может быть отстранён от власти, согласно Конституции США, принятой в 1979 г.

На рубеже XIX и XX веков с зарождением крупного частного бизнеса, стала распространяться практика скупки чиновников.

Во второй половине XX в. с развитием глобализации коррупция стала проблемой международного, системного характера.

Мотивы

Что побуждает людей совершать коррупционные действия в систематическом порядке? По поводу стимулов выдвигаются множество вариантов, среди которых можно отметить следующие:

  • Низкая заработная плата должностных лиц.
  • Бессилие закона.
  • Сложившаяся система в среде.
  • Недостаточная компетентность исполнителей.
  • Отсутствие механизмов отслеживания их действий.

Но в основе всех вышеперечисленных факторов лежит один общий мотив – цель получения личной выгоды.

Еще в эпоху Возрождения на эту тему писались трактаты и выводились теории. В этом поприще популярны труды Николы Макиавелли, Шарля Луи де Монтескье и Жан-Жака Руссо. По мнению Макиавелли, деловая и бытовая коррупция – это нечто вроде чахотки: на начальном этапе ее сложно распознать, но лечить проще. На запущенной стадии она на виду, но исправить такое общество крайне сложно.

Избирательность правоприменения и «капитализм для своих»

Есть у коррупции губительные последствия, не поддающиеся арифметическим раскладам. Взятки, откаты и расхищение бюджетных средств выступают как своеобразный коррупционный налог на всех членов общества. Порочная система, действующая в интересах узкого круга бюрократов и нуворишей, ложится тяжёлым бременем на бизнес, подавляет стимулы для предпринимательства, подстёгивает инфляцию, препятствуя экономическому росту. Экономика, где процветают фаворитизм, непотизм и пренебрежение к закону, не может создать благоприятную атмосферу для инновационного развития и модернизации, так как она искажает рыночные механизмы и отпугивает инвесторов.

Как свидетельствуют результаты традиционного исследования Международной неправительственной организации Transparency International, в «Индексе восприятия коррупции» Россия откатилась на 137 место из 180-ти. Набрав 28 баллов из 100 (меньше чем Грузия, Армения и Молдавия), наша страна оказалась на одном уровне с такими странами, как:

  • Кения;
  • Либерия;
  • Парагвай.

Не вполне довольны такой ситуацией и контролёры группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Речь идёт о выполнении рекомендаций, полученных Россией ещё в 2012 году согласно требованиям Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

Контролёры ГРЕКО настаивают на решении вопросов криминализации подкупа третейских судей, введения уголовной ответственности за предоставление преимуществ нематериального характера и злоупотребление влиянием, а также увеличения срока давности за взяточничество и подкуп. Соответствующие законопроекты были внесены в Госдуму ещё в 2017 году, но так и остались на стадии обсуждения.

По мнению экспертов «Трансперенси Интернешнл — Россия» (ТИР), у нас системное противодействие коррупции подчас подменяется отдельными уголовными делами. Власти вводят институциональные меры по противодействию коррупции, но их легко обойти. Хотя есть обязанность декларирования доходов и расходов, нечистому на руки чиновнику достаточно оформить собственность на определенных родственников, и он чист перед законом. Основатель Центра антикоррупционных исследований инициатив ТИР Елена Панфилова считает, что в этой сфере вместо систематической работы у нас происходит «выборочное выдёргивание морковок из грядки». Когда правоприменение выборочно, в обществе не возникает осознания, что преследование за коррупцию неотвратимо для любого человека, независимо от чинов, принадлежности к той или иной партии и социальной группе.

Если человек оказался невыгоден по каким-то политическим мотивам, сразу появляются и уголовные дела, и преступная группировка, считает руководитель ТИР Антон Поминов. Во всяком случае так воспринимается борьба с коррупцией в стране в общественном мнении. В условиях «кланового» капитализма, который пышным цветом расцвёл в России, можно непостижимым образом сделать головокружительную карьеру, сказочно разбогатеть и вмиг всё потерять, впав в немилость у влиятельных особ. Таким образом, успех борьбы с коррупцией в России напрямую будет зависеть от того, будет ли у нас происходить демонтаж российской разновидности «капитализма для своих».

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Чиновник должен быть нищим, но умным

Ещё одна причина, порождающая злоупотребление служебным положением, по мнению всех участников круглого стола, — это отсутствие чётких регламентированных правил, что же положено чиновнику.

«Чем скромнее, тем лучше — такова политика власти, — пояснил Андрей ПОПОВ, заместитель начальника управления губернатора края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений. — В связи с дефицитом бюджета всем сотрудникам администрации рекомендовано снизить расходы, ограничить количество командировок за рубеж. Автопарк у министерств и без того очень старенький. А телефоны, лично в нашем управлении, древние, кнопочные. И вообще считается, что сотрудник нашего управления должен быть нищим, но умным».

Статья по теме

Откуда хоромы? В деле Алексея Улюкаева много вопросов

Правда, Михаил САВЧИН, прокурор Красноярского края, привёл несколько другие данные. «К сожалению, проверки, проведённые в 2016 году, показывают, что не очень-то стремятся урезать свои аппетиты чиновники. Выявлены вопиющие факты. Например, сотрудники администрации Красноярска летали в зарубежные командировки с очень сомнительными полутуристическими целями, селились в пятизвездочные отели. И убедительных доказательств, что это было нужно городу, мы так и не получили.

Чиновники муниципального уровня позволяют себе регулярное обслуживание в вип-залах аэропортов. Для их дотационных бюджетов это очень затратно. Министры, чиновники правительства края с какими-то сомнительными целями летали в длительные заграничные командировки. Если меня вызывают в командировку в Москву, чётко указывается, что прокуратура мне оплатит за сутки проживания в гостинице не более 2,5 тысячи рублей. Хочу я поселиться в гостинице побогаче — всё остальное за мой счёт. Если бы такие чёткие критерии были прописаны на всех уровнях, всё было бы понятно и проверяемо. Но таких критериев не существует, министерства и ведомства не торопятся их принять именно потому, что в мутной воде легче летать за границу», — заключил прокурор.

Дело Николая Аксененко

Когда Россия только-только вступала в эпоху стабильности, стало известно о преследовании бывшего вице-премьера и министра путей сообщения Николая Аксененко. В октябре 2001 года чиновник был вызван в Генеральную прокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании средств железнодорожных предприятий.

По версии следствия, Аксененко незаконно тратил на содержание центрального аппарата Министерства путей сообщений прибыль железных дорог, перечисленную в ведомственные фонды образования и здравоохранения. Как заявили в ГП, действия чиновника нанесли ущерб более чем в 11 млрд рублей.

В январе 2002 года премьер-министр Михаил Касьянов в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным выступил с предложением об освобождении Аксененко от должности министра. В тот же день президент подписал соответствующий указ. В 2003 году уголовное дело было направлено в суд, однако до приговора дело не дошло.

Аксененко умер 20 июля 2005 года в мюнхенской клинике от лейкемии. Его похоронили на территории Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Самые необычные дела о коррупции

Что касается самых необычных дел, почти всегда интерес представляет предмет, которым дается взятка. Уголовный кодекс определяет, что этим предметом может быть все, что имеет определенную ценность. Например, лет 10 назад некоторые чиновники были не против получить взятку ваучерами оплаты сотовой связи (почти деньги, даже номинал есть). Сейчас, конечно, чаще требуют деньги, но нестандартные ситуации бывают.

Быт – дело сложное, и иногда какие-то бытовые вещи становятся предметом взятки, например:

  • в Калмыкии призывник пытался подкупить военного комиссара бараньей тушей;
  • в Свердловской области сотрудник ГИБДД вместо составления протокола потребовал от водителя (работника строительной фирмы) заменить в его доме батарею;
  • в Ростовской области чиновник местной администрации выдавал фиктивные справки взамен на картриджи для принтера (вероятно, чтобы печатать эти же справки);
  • в Тюменской области преподаватель требовал деньги от студентов, но не просто так: он предлагал купить у него всякие ненужные вещи вроде печатной машинки или кассетного магнитофона;
  • чиновница УФМС в Забайкальском крае согласилась не привлекать предпринимателя к ответственности за найм иностранца в обмен на 100 железнодорожных шпал.

Один украинский депутат недавно предложил жительнице страны продать собаку, чтобы оплатить коммунальные услуги. В России же животные часто становятся предметом взятки.

Есть случаи попытки дать взятку щенками, баранами, гусями и даже хомяками. Как правило, животные «котируются» в сельской местности.

Взятки дают даже едой. И если шоколадка или коньяк выглядят более-менее понятно, то как можно было предложить год бесплатных обедов в столовой для инспектора ГИБДД – уже не так очевидно. Правда, говорят, что в сельской местности бывают попытки дать взятку домашней консервацией.

А вообще «отблагодарить» нужного человека пытаются практически чем угодно – фейерверками, тюками с сеном, пакетом с крысиным ядом, книгами на эсперанто, сушеными апельсиновыми корками и многим другим.

Юрист Борис Носов рассказывает еще о двух необычных случаях из судебной практики:

И ведь главное – это все выявленные факты взяточничества (пусть и такого курьезного). Сколько подобных фактов бытовой и не только коррупции остается в тайне – не знает никто, как и то, что могут давать в качестве взяток.

Трактовка в российском законодательстве

Что самое интересное, до недавнего времени в российском законодательстве не было определения коррупции. Оно появилось в рамках принятого закона о противодействии коррупции в 2008 году. Там же дается определение. Согласно российскому законодательству под термином «бытовая коррупция» понимается факт злоупотребления должностным положением, взяточничество, подкуп должностных лиц, а также использование служебного положения против интересов общества и государства.

По мнению ряда ученых, в частности Е. В. Марьиной, определение, приведенное в законе, нельзя называть исчерпывающим, так как коррупционные действия могут совершаться не только государственными лицами, но и физическими, и юридическими, независимо от статуса.

Ряд ученых склоняется к мнению, что определения должны учитывать не только правовые аспекты этого явления. Например, по мнению В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова, деловая и бытовая коррупция – это нарушение этических и моральных норм в обществе.

Исследования

Исследования на тему коррупции начали проводиться с 1980-х годов. Проводился ряд социологических работ. Инициаторами выступили крупные международные организации в лице ЕБРР, МВФ и Всемирного банка. Результатом работ стало создание международного рейтинга показателей коррупции в странах. В рамках этих исследований рассматривались различные уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический.

Отношение к этому рейтингу сложилось неоднозначное. Многие не верили в его объективность. Но несмотря на это, во многих странах началась активная антикоррупционная борьба. Сторонники негативного отношения полагают, что невозможно выразить одним показателем объемы столь широкого явления.

Но есть и более углубленные исследования. Их данные базируются на взаимоотношениях государства со своими гражданами. Так, чем выше уровень доверия граждан властям, тем ниже коррупция, и наоборот. С этой точки зрения можно сказать, что деловая и бытовая коррупция – это вполне преодолимые проблемы общества.

Российская реальность в области коррупции

В области борьбы с коррупцией принят ряд законопроектов. В их рамках непрерывно ведутся работы по устранению и предотвращению коррупционных схем на различных уровнях власти. Один из значительных документов – Поручение Президента РФ от 14 марта 2010 года. В целях исполнения данного поручения Министерство экономики и развития провело ряд социологических исследований. В нем участвовали граждане России от 18 лет и выше. Их цель – определение уровня и разработка мер для устранения последствий бытовой коррупции.

И вот что выяснилось. Почти 51 % опрошенных отметили, что минимум 1 раз сталкивались с необходимость делать выбор: дать взятку должностному лицу или нет. 29 % заявили, что попадали в ситуацию, когда необходимо было «отблагодарить» представителей государственных учреждений. 47 % сообщили, что готовы дать взятку за более качественную услугу или в целях защиты своих интересов. При этом инициаторы проекта предполагают, что показатели по последнему пункту могут быть гораздо выше, так как на откровенность решились те, кто недооценивает уголовное значение коррупции.

С этой точки зрения под термином «бытовая коррупция» понимается реальность, являющаяся индикатором доверия граждан к властям.

Борьба с коррупцией в России: история и современность

Данный реферат представлен Уральским институтом экономики, управления и права. Нижнетагильский филиал. Реферат по курсу «Политология».

  • Глава 1. История и основное понятие коррупции
  • Глава 2. Формы коррупции в России
  • 2.1 Элитарная коррупция
  • 2.2 Низовая коррупция
  • Глава 3. Последствия коррупции
  • Глава 4. Борьба с коррупцией
  • Заключение
  • Список литературы

Извлечения из реферата:

От коррупции страдает не только экономика страны, но и вся страна в целом. Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В результате – снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции. Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 60 до 90 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия.

К наиболее тяжелым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.

Глава 4. Борьба с коррупцией

Методов борьбы с коррупцией очень много, но в основном подразделяются на два вида – предупредительные или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части.

Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в том, что мы боремся не с причинами взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

Источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *