Система социальной защиты населения: структура, функции и задачи

Содержание:

Понятие социальной работы

Объект социальной работы – люди, которые нуждаются в посторонней помощи и поддержке:

  • пожилые;
  • инвалиды;
  • пенсионеры;
  • дети;
  • люди с тяжёлыми заболеваниями;
  • люди, находящиеся в тяжёлых жизненных обстоятельствах;
  • наркотически зависимые;
  • безработные;
  • подростки, оказавшиеся в дурных компаниях;
  • беженцы;
  • неполные семьи;
  • переселенцы;
  • отбывшие наказание в местах заключения под стражу;
  • осуждённые и др.

Субъектом социальной работы выступают люди и организации, ведущие социальную работу:

  • государство, которое осуществляет социальную политику посредством собственных органов социальной защиты;
  • общественные ассоциации и организации (Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Российская ассоциация социальных служб и другие);
  • организации благотворительного профиля;
  • общества милосердия (Красный Крест и другие).

Главными субъектами, осуществляющими социальную работу как на общественных или добровольных началах, так и профессионально, являются люди. Во всём мире насчитывается порядка полумиллиона профессионально подготовленных социальных работников, то есть тех людей, кто имеет образование и диплом подтверждающий необходимую квалификацию.

В Российской Федерации число таких людей составляет около нескольких десятков тысяч. Основная часть задач социальной работы выполняется непрофессиональными сотрудниками из чувства долга, убеждений, либо в силу сложившихся обстоятельств.

Особенности социальной защиты населения России

В пореформенной России социальная защита в большей степени развивалась стихийно. Не было должного представления о задачах и путях их решения, об её организационной и административной структуре, правовых нормах.

Несмотря на то, что система социальной защиты в России имеет фактическое существование и бурное развитие, но, тем не менее, общественным сознанием она ещё не принята как самостоятельный социальный институт.

Это приводит к сужению сферы её деятельности. Например, в 1997 г. Правительство РФ приняло Программу социальных реформ на период с 1997 по 2000 гг.

В этой Программе понятие «социальная защита» сводилось только к таким вопросам:

  • социальное обслуживание населения страны;
  • социальная защита инвалидов;
  • социальные пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • стипендии;
  • социальная поддержка граждан, уволенных с военной службы в запас.

Нет четкого и правильного представления о том, каков должен быть характер института социальной защиты, его содержание. Отсутствие правильных представлений ведет к произвольному толкованию терминов и понятий, разнообразных категорий, раскрывающих смысл и значение подобного института.

В СССР для определения совокупности социальных, экономических и других отношений в широком смысле использовался термин «социальное обеспечение», определявший весь институт социальной защиты под названием «право социального обеспечения».

В узком смысле одновременно этот термин использовался для определения системы отношений в области социальной защиты за счет средств государственного бюджета. Социальное обеспечение в системе планового ведения хозяйства отражало специфику организации социальной защиты страны.

В период рыночных отношений этот термин нельзя уже использовать для определения совокупности социально-экономических отношений и для административных структур с новыми функциями. В результате термин был вытеснен из практической сферы и заменен новым « социальная защита».

Новый термин в большей степени соответствует сущности социального института. Элементы социальной защиты одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

В российской науке и практике появились такие понятия как «социальная помощь» и «социальная поддержка».

Определение 1

Социальная помощь представляет собой систему общественных отношений, которые складываются между гражданами со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума с одной стороны и государственными органами с другой стороны. Поводом этих отношений является предоставление семьям денежных выплат, натуральной помощи сверх их заработка, пенсий, пособий и др.

Обеспечить прожиточный минимум населения страны – цель социальной помощи.

Отличительная особенность социальной поддержки заключается в том, что она включает меры семьям, нуждающимся в дополнительной поддержке, если даже их доход не ниже прожиточного уровня. Социальная поддержка является прерогативой местного самоуправления.

Понятие и виды социальной поддержки

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ понятие «льготы» и «меры социальной защиты» во многих нормативных правовых актах заменено термином «меры социальной поддержки». Этот закон разграничил финансовые обязательства по осуществлению социальной поддержки населения между Российской Федерацией и ее субъектами. К компетенции РФ отнесена социальная поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий и др. Указанным категориям граждан предоставлено право сохранить прежние льготы по бесплатному проезду на транспорте, бесплатному получению лекарств и предметов медицинского назначения, по санаторно-курортному лечению или заменить их денежными выплатами.

Финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы и других категорий населения передано на уровень субъектов РФ.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установил, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты РФ и муниципальные образования должны соблюдать следующие принципы:

  • обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
  • сохранить стабильность правового регулирования, чтобы поддержать доверие граждан к закону и действиям государства;
  • предоставить гражданам возможность адаптироваться к изменениям в течение разумного переходного периода посредством установления временного регулирования общественных отношений;
  • не допускать нарушения прав и свобод третьих лиц при осуществлении гражданами социальных прав и свобод.

Очень важно, чтобы студенты понимали значение указанных принципов и умели раскрыть их содержание. Как указал Конституционный Суд РФ, по своему конституционно-правовому смыслу названные принципы предполагают обязанность РФ участвовать в финансировании субъектами РФ мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на уровне не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2005 г

(Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 353-О)

Как указал Конституционный Суд РФ, по своему конституционно-правовому смыслу названные принципы предполагают обязанность РФ участвовать в финансировании субъектами РФ мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на уровне не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2005 г. (Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 353-О)

В соответствии со ст.2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной поддержкой обозначают систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, за исключением пенсионного обеспечения. Эта система регулируется законами и иными нормативными правовыми актами. Аналогичное определение содержится в ст.4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, социальная поддержка заключается в предоставлении денежных выплат или натуральных благ в дополнение к основным видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям). Следует согласиться с позицией М.В.Филипповой. Замена понятия «льготы» термином «социальная поддержка», имеющим иное содержание, «деформировала используемый в законодательстве о социальном обеспечении понятийный аппарат».

Современная система мер социальной поддержки распространяется на отдельные категории граждан и включает следующие виды:

  • ежемесячную денежную выплату;
  • иные денежные выплаты;
  • полное или частичное освобождение от оплаты коммунально-бытовых и других услуг;
  • набор социальных услуг.

Меры социальной поддержки предоставляются без учета материального положения лиц, имеющих на них право.

Статьи

Демография

«Благодаря программе формирования СДУ патронаж стал более доступен»

Работа специалистов ООО «Добрые руки» (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) оказалась незаменима в условиях распространения COVID-19 и связанных с этим ограничений: многим людям их услуги были жизненно необходимы. Но 2020-й, ставший годом испытаний, запомнился не только этим. Татьяна Дегтярева, директор учреждения, рассказала о работе в рамках формирования системы долговременного ухода.

Демография

Работа в сфере социальной защиты населения в Республике Бурятия ведется по трем основным направлениям: предоставление социальных выплат населению, социальное обслуживание и семейное устройство детей-сирот

Каждое из них очень значимо, но особое внимание уделяется реализации нацпроекта «Демография». О  результатах работы рассказал глава Республики Бурятия Алексей Цыденов

Демография

Добровольческое наставничество

В 2019-2020 гг. по инициативе АСИ при поддержке АНО «Центр методической поддержки наставничества «Мое будущее» Амурская область приняла участие во Всероссийском проекте краткосрочного наставничества детей из детских домов, состоящих в категории «группа риска» «Наставники: не рядом, а вместе!».

Соцзащита

С заботой в каждый дом

Территория Зейского района занимает 24% Амурской области при крайне низкой плотности населения. Из 31  населенного пункта только в четырех проживает больше 1000 человек. Многие поселки значительно удалены от районного центра, а расстояние в 250 км специалисты порой преодолевают за 4-6 часов из-за особенностей дорог. Обилие рек и хребтов является серьезным фактором сезонной доступности поселений. Но там живут люди, большинство которых в пожилом возрасте, и все они нуждаются в социальной и медицинской помощи.

Соцзащита

Работа службы «Мобильная бригада» в период пандемии

Как рассказывает Ольга Меншун, директор ГАУ АО «Поярковский комплексный центр социального обслуживания населения», пандемия внесла свои коррективы в работу каждого отделения учреждения, но трудности не испугали, а закалили, ограничения позволили искать другие методы работы, открыть новые возможности и технологии.

Демография

Научиться быть родителями

Социально-психологический центр «АЛИФИЯ» в 2018 году вошел в число победителей конкурса по отбору организаций г. Ханты-Мансийска, которые взяли на себя задачу по подготовке граждан в замещающие родители. К реализации этого направления центр приступил 1 января 2019 года, и сегодня оно по-прежнему остается его специализацией. За минувшие два года работы обучение здесь прошли около 80 человек.

Демография

Старшее поколение — действует!

Период активного долголетия и продолжительность здоровой жизни, по утверждению специалистов, на 60% зависит от образа и стиля жизни человека. О том, как в БУ «Нижневартовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» проходит реализация программы социальной реабилитации для граждан пожилого возраста «Марафон долголетия», рассказала директор учреждения Светлана Прокопьева.

Соцзащита

Елена Оганесова: «Инновации — наш путь к успеху»

Центр социального обслуживания населения Пролетарского района г. Ростова-на-Дону — инновационная площадка, где с успехом применяются передовые социальные технологии, направленные на продление активного долголетия и повышение качества жизни граждан старшего возраста и инвалидов — получателей соцуслуг.

Соцзащита

Проект «Голоса поколений» возрождает традиции

Сегодня, в век компьютерных технологий, постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, такие как домашнее чтение вслух, духовные чтения, на которые опирались предшествующие поколения. В связи с этим запущен инновационный социокультурный проект «Голоса поколений», который объединил людей разных возрастных и социальных групп. И как показывает опыт реализации проекта, несмотря на «диджитализацию» нашего времени, он находит широкий круг поклонников, а значит, подобные традиции будут важны и впредь.

Соцзащита

Активность нового формата

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района города Ростова-на-Дону» активно ведет работу по внедрению инновационной деятельности в социальной сфере, поиску новых форм и методов оказания соцуслуг. Директор центра Татьяна Шикер рассказала журналу «Социальная защита в России» о применяемых в 2020 году инновациях в онлайн-режиме и о работе в удаленном формате.

Показать ещё

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Об учреждении

Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

Основными задачами Министерства являются:

  • обеспечение оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан и социального обслуживания населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
  • повышение качества и уровня жизни социально незащищенных слоев населения;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации;
  • обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам и детям;
  • укрепление системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
  • обеспечение на территории Московской области государственных гарантий в сферах труда, охраны труда и занятости населения;
  • предоставление государственных услуг в сферах занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • совершенствование систем оплаты труда работников государственных учреждений Московской области в целях повышения результативности деятельности указанных учреждений, расширения объема и повышения качества предоставления государственных услуг;
  • реализация государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области;
  • создание условий для развития и эффективного использования трудовых ресурсов;
  • развитие социального партнерства в сфере труда;
  • содействие добровольному переселению в Московскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
  • создание условий для эффективного функционирования организаций, находящихся в ведомственном подчинении Министерства, и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, ведомственная принадлежность акций (долей) которых установлена Министерству.

Система социального страхования

Социальное страхование определяется как защита экономически активных граждан от различных социальных рисков, основанная на принципах коллективной солидарности при возмещении ущерба. Ключевые социальные риски связаны со следующими факторами:

  • потерей способности трудиться;
  • потерей места работы и дохода;
  • старости;
  • болезни;
  • безработицы;
  • несчастных случаев;
  • материнства;
  • производственных травм;
  • профессиональных заболеваний;
  • смерти кормильца.

Финансирование системы социального страхования осуществляется из средств специальных внебюджетных фондов, которые формируются из государственных субсидий, а также взносов работников и работодателей. Социальное страхование существует в двух формах:

  • обязательное, осуществляющееся посредством государственной поддержки собственных фондов;
  • добровольное, осуществляющееся при отсутствии помощи со стороны государства.

Граждане могут поддерживаться, прежде всего, посредством финансовой помощи в виде денежных выплат (пенсии, пособия в связи с болезнью, старость, безработица, потеря кормильца и другие), а также для восстановления трудоспособности с помощью оказания финансовой поддержки для оплаты профессионального образования, услуг организаций здравоохранения и пр.

Субъекты и объекты социальной защиты населения

Организация социальной защиты населения реализуется органами муниципальной власти  в более широком смысле  и она  включает в себя не только прямую социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и косвенно, охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование МРОТ, прожиточного минимума, государственный контроль за ценами, налогообложение и т.д. В связи с чем, необходимо определить субъектов и объектов социальной защиты населения. На рисунке 1 представлена характеристика субъектов и объектов социальной защиты населения.

Субъекты и объекты социальной  защиты населения

Существует несколько подходов к определению и характеристике понятия «социальная защита».

Первый подход называется системным, с позиции данного подхода организация социальной защиты населения рассматривается как определенная система гарантий, мероприятий и действия со стороны органов муниципальной власти.

Следующий подход называется институциональным, данный подход основан на представлении социальной защиты населения как социального института, призванного решать проблемы населения определенно муниципальной территории.

Действенный подход характеризуется через соотношение защиты населения с принятием и реализацией определенных решений по социально значимым вопросам  в области социальной защиты населения на территории муниципального образования. И последний, инструментальный подход характеризуется отношением социальной защиты населения как одного из инструментов общей социальной политики, проводимой в муниципальном образовании, органами местного самоуправления.

Все приведенные подходы к определению понятия «социальная защита населения», на наш взгляд, в той или иной степени отражают определенные аспекты или составляющие данного понятия, при этом некоторые понятия ориентированы не на раскрытие сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий, что является недостатком этих понятий. Исходя из представленных выше подходов, можно сформировать единое, в полной мере отражающее точное и полное определение социальной защиты населения понятие.

Организация социальной защиты населения – это функционально – институционная система, определяющая основные направления в области реализации государственной и региональной социальной политики, местными органами власти, направленной на обеспечение достойной жизни населения, развития личности и формирования социальной стабильности общества за счет создания соответствующими его субъектами форм и видов защиты от наступления негативного воздействия и последствий социально – экономических рисков, на территории определенных муниципальных образований.

Понятие социальной защиты в широком и в узком смысле

В широком смысле слова можно понимать социальную защиту как некую систему социальных отношений, при которых человек может самолично позаботиться о себе, создать для себя условия духовного развития и жизнедеятельности. В таком значении социальная защита почти совпадает с разветвленной системой гарантий человеческих прав. Если говорить о социальной защите в узком смысле слова, то рассуждают об определенной социальной политике государства, желающего с помощью правовых мер обеспечить удовлетворительное или просто безбедное существование группам населения, находящимся в весьма сложном материальном положении и неспособным улучшить его без поддержки извне.

Соотношение социального обеспечения и социальной защиты допустимо выявить более объективно на базе имеющегося международного опыта правового регулирования данных общественных категорий.

Пример 1

Например, можно рассмотреть конвенцию МОТ № 102 О минимальных нормах социального обеспечения от двадцать восьмого июня 1952 года, вступившую в полную силу для РФ в 1995 году.

Данная Конвенция установила минимально возможные нормы для нескольких разделов социального обеспечения. Данные разделы включают:

  1. Медицинское обслуживание.
  2. Пособие по безработице.
  3. Денежные выплаты по болезни.
  4. Денежное пособие по старости.
  5. Семейное денежное пособие.
  6. Денежное пособие при производственном травматизме.
  7. Денежное пособие по беременности.
  8. Денежное пособие по потере кормильца.
  9. Денежное пособие по инвалидности.

МОТ были установлены виды соцзащиты в прямой зависимости от разновидности социальных, а также несоциальных факторов. Получается, что можно сделать вывод о том, что социальная защита и социальное обеспечение являются разными категориями, и, при этом, социальная защита может иметь своим объектом также общественные отношения, которые не связаны с социальным обеспечением. Естественно, конвенция МОТ № 102 не охватывает абсолютно все проблемы, которые требуют социальной защиты граждан, но она рассчитана на те государства, которые находятся на стадии позитивного (то есть нормального) социального развития.

Замечание 2

На данный момент РФ нельзя причислить к таковым странам. России на данный момент нужна более обширная и при этом эффективная система органов социальной защиты.

Отдельные авторы отождествляют социальную защиту и общее понятие социальной политики, считая, что соцзащита в широком смысле – это некий круг мероприятий, которые нацелены на создание благоприятных условий работы, а также жизни в условиях рынка, на обеспечение улучшения жизненного уровня населения (согласно Ф.М. Фельдману).

Это довольно логично, так как социальная политика социального государства, прежде всего, должна направляться на социальную защиту своих граждан, но данный круг мероприятий только частично обозначает необходимые направления социальной защиты. За ее пределами остались таковые меры, как предупреждение, а также борьба с преступностью, защита окружающей среды и природы, меры, которые направлены на их сохранение.

Замечание 3

Можно сказать, что создание результативной системы социальной защиты считается неотъемлемым условием развития любого общества, особенно в условиях отношений рыночного характера. Оно является необходимой платой и общества, и бизнеса за социальный мир, стабильность существующей социальной системы, а также за возможность нормальной хозяйственной деятельности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Профессиональный стандарт социального работника

Как и любая другая, специальность «социальный работник» требует наличия определенных навыков и знаний, соответствующих единому профессиональному стандарту, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г. № 677н.Согласно этому документу, специалист социальной службы должен соответствовать следующим требованиям:

  • отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
  • наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
  • удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.

Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.

Обязанности социального работника по уходу за пожилыми гражданами прописаны в его должностной инструкции, которая составлена с учетом требований профессионального стандарта.Документ состоит из следующих пунктов:

  • основные положения;
  • должностные обязанности;
  • права сторон;
  • ответственность сторон.

Специалист обязательно должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией под роспись и получить один ее экземпляр на руки.

Читайте материал по теме: Патронаж над пожилыми людьми

Что это такое

В понятие социального обеспечения входить потребность в сторонней материальной помощи, которая возникла в человеческом обществе со времен его организованного становления. В любых государствах вне зависимости от финансового благополучия, экономических и политических устройств, существуют категории людей, которые сами, по ряду причин, не в состоянии зарабатывать на свое существование.

В число таких граждан входят:

Бесплатная консультация Юриста

+7 800 350-51-81

  • малолетние дети;
  • старики;
  • инвалиды;
  • больные, потерявшие способность трудиться на определенное время по состоянию здоровья.

Вместе с развитием общества социальные связи усложняются, возрастают причины, которые влияют на материальное положение людей:

  • безработица;
  • инфляция;
  • чрезвычайные ситуации в мире и отдельно взятом государстве.

Институт социального обеспечения граждан, принадлежит к конкретному историческому типу, так как его развитие находится в рамках общественно-экономических формаций.

А по-простому Собес – это помощь, оказанная властными структурами страны, чтобы выровнять социальное положение между различными слоями населения. При этом государством:

  • организована форма поддержки;
  • утвержден круг лиц для получения;
  • установлены законом юридические факты, которые станут основанием для назначения социального содержания.

Справка! В законодательных актах отсутствует официальное определение, такого явления как социальное обеспечение. Научная и учебная литература дает разные формулировки. Это зависит от базовых признаков, на которые опирались авторы, когда создавали свои труды, описывая правила содержания бедной, неимущей категории граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *