Старый ваучер

Первый этап большой приватизации

Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры. Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию. Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.

Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.

Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям. По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей. Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.

Приватизационный чек (их назвали ваучерами в народе) – государственная ценная бумага, которая, по изначальной задумке, была нужна для оплаты приватизации государственных и муниципальных предприятий в собственность граждан. Чеки выдавались на определенных условиях:

  • каждому гражданину полагался один чек вне зависимости от его возраста, периода проживания в России или доходов;
  • за выдачу нужно было заплатить 25 рублей комиссионного сбора, хотя официально выдавали их бесплатно;
  • ваучер можно было обменять на акции предприятий через чековые аукционы, вложить в чековые фонды;
  • использовать чек можно было только один раз. При его использовании на документе пробивали отверстия («погашение» ваучера);
  • чек – документ на предъявителя, поэтому их можно было покупать, продавать, обменивать, завещать и т.д.;
  • на чеках проставили конечную дату использования – 31 декабря 1993 года, но потом период их оборота продлили еще на полгода.

В итоге в России было выдано 144 миллиона ваучеров, их получили около 97% населения. Чаще всего владельцы вкладывали свои ваучеры в акции предприятий, где работали, по закрытой подписке (так использовали 50% всех чеков) – это допускалось, если владелец проработал на предприятии 7/10 лет (женщины и мужчины). Четверть чеков направили в чековые инвестиционные фонды, а еще четверть – продали.

Кстати, по одной из версий, 24 миллиона ваучеров их владельцы вообще не использовали.

Что было дальше – и так широко известно. Из-за огромного количества ваучеров в обороте и резкого обеднения населения, они начали стремительно терять в цене. Номинал, который был указан на чеке, вообще не играл какой-либо роли. В одном регионе за ваучер давали 6000 акций «Газпрома», а в другом – всего 65. Ваучеры часто просто скупали за бесценок – цены на них в одно время падали до эквивалента 5 долларов.

Но эта же программа помогла создать первых российских миллиардеров. У истоков приватизации стояли Михаил Фридман, Олег Дерипаска, Владимир Потанин и другие – которые смогли скупить акции за ваучеры, задешево купленные у россиян. Рядовые россияне же скупили акции предприятий, которые вскоре обанкротились, как и чековые инвестиционные фонды (лишь некоторые из которых выжили и стали паевыми фондами).

Главный итог программы – за неполные 2 года благодаря чековой приватизации порядка 60% российской экономики перешло в частные руки. Затем была «денежная» приватизация, но это предмет отдельного разговора.

Критика

Все формы приватизации, в том числе и ваучерная, подвергались критике как в 90-е гг., так и сейчас. Одной из самых частых претензий является обвинение в слишком быстром проведении передачи имущества в частную собственность. Фактически приватизация в России прошла без какой-либо подготовки государственных институтов и на зыбкой законодательной базе. Во-вторых, после раздела имущества заметно ослабла федеральная власть. Произошла эрозия общественного порядка, начался рост коррупции. В-третьих, так и не появился класс реальных собственников. Почти все приватизированное имущество перешло к новым хозяевам посредством воровских и нечистоплотных способов.

Всему этому способствовала порочность ваучерных механизмов. Реформаторы стремились как можно быстрее порвать с коммунистическим прошлым, что привело к печальным последствиям. Другие критики попросту обвиняют инициаторов экономических преобразований в преступности и сговоре с бизнесменами, сколотившими состояние из ничего посредством обмана простых граждан.

Была ли альтернативная программа приватизации? Критики часто говорят о том, что она должна была происходить медленно, по мере появления рыночных институтов. Для честного раздела советского наследия предлагалось продлить государственный контроль над приватизируемым имуществом. Еще в последние годы СССР много обсуждалась модель аренды с правом выкупа. Этот способ мог бы эффективно заменить эпопею с ваучерами, однако к нему так и не обратились.

Процесс приватизации в России

Под процессом приватизации в России понимается переход государственной собственности в частные руки после распада СССР. Необходимость процесса объяснялась регрессом в промышленности и сельском хозяйстве. Ожидалось, что реформы приведут к росту эффективности народного хозяйства.

Процесс подвергается серьезной критике по ряду причин: возникновение олигархии, значительное экономическое расслоение населения.

Когда началась, как проходила

Подготовка началась в 1990 году, когда Совет Министров опубликовал постановление, в рамках которого на базе заводов КамАЗа создали первое акционерное общество — АО «КамАЗ». В 1991 году подписывается закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», отдающий бразды правления Госкомимуществу РСФСР. Председателем назначается Анатолий Чубайс. В том же году стартует этап форсированной приватизации.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Госкомимущество руководило при вмешательстве иностранных советников и консультантов. Самые известные А. Шлейфер и Д. Хэй из Гарвардского университета. Была создана экспертная комиссия, получившая объемные полномочия.

Ваучерная (или чековая) приватизация реализовывалась в 1992-94 гг. Для того, чтобы упорядочить процесс, был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Согласно документу каждый россиянин получал именной счет, на который зачислялись оплаты по приватизируемому государственному имуществу. Однако закон не работал. Вместо него была проведена ваучерная приватизация, постулаты которой расходились с реальной практикой. Население выданные ваучеры не использовало, большую часть скупили спекулянты.

Период ваучерной приватизации закончился. С 1994 года планировалось перейти к следующему этапу приватизации — денежному. 

От быстрой раздачи собственности государство переходило к «медленной» приватизации. Понятие залоговых аукционов возникает в 1995 году. Аналогов этому российскому творению не находится в анналах мировой истории. С помощью подобных процессов планировалось обеспечить пополнение национальной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний. Примерами стали «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть».

В итоге государство деньги не вернуло, предприятия перешли за символическую стоимость в руки банкиров. Оценка крупнейших предприятий страны при проведении аукционов была значительно занижена. 

Ссылки[править | править код]

  • Отчёт Счётной палаты о приватизации в России
  • № 1 (22) (2005) журнала «Отечественные записки», посвященный собственности, в том числе проблемам приватизации в России. Справка “Хроника российской приватизации
  • Подборка документов и материалов о ваучере в журнале «Обозреватель — Observer» №3, 1992
  • Медвежья услуга Гарварда России (недоступная ссылка)
  • Эдуард Толстун. Россию постоянно обманывали // «West East», Канада, Торонто, 13 ноября 2006 — роль советников США при приватизации в России
  • «Как товарищ чек стал господином ваучером» // журнал «Деньги» № 27(382) от 17.07.2002
  • «Приватизация по-российски» — сборник статей под редакцией А. Б. Чубайса /вебархив/
  • Берман В. Р., Филиппов П. С. «История приватизации в России» // 2010
  • Игра в ваучеры. «Народный капитализм» обошёлся почти без народа // Аргументы и факты № 46, 16.11.2016

Всем по ваучеру

Приватизация должна была построить рыночную экономику в России «в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия», как заявил Анатолий Чубайс в эфире телевизионной программы «Подробности» в 1994 году.

Как отмечают эксперты, необходимо было сформировать слой частных собственников, которые должны были помочь властям преодолеть начавшийся в те годы экономический кризис. Предполагалось, что приватизация поможет повысить эффективность деятельности предприятий, а средства, поступившие в казну, планировалось потратить на развитие социальной инфраструктуры — всё это должно было содействовать процессу стабилизации экономического положения в России. Кроме того, чековая приватизация могла привлечь иностранные инвестиции и создать здоровую конкурентную среду на рынке.

Мировой опыт показывал, что без приватизации никакие структурные реформы не могли получить успешного развития. Например, если раньше убыточное предприятие могло рассчитывать на государственную поддержку и не бояться банкротства, то с принятием закона о приватизации правительство могло отказаться от субсидий убыточным предприятиям, тем самым оздоровив бюджет. К тому же, переход к частной собственности позволял увеличить отдачу от активов предприятий, повысить эффективность инвестиций и перестроить структуру промышленности под требования рынка. Поэтому главной целью приватизации было ввести предприятия в рамки жёстких финансовых ограничений, передав или продав их частным лицам, что позволило бы снизить давление на бюджет, имевший в те годы огромный дефицит, и направить средства на заработные платы и пенсии.

  • Кировский завод, 1992 год
  • РИА Новости

Согласно статистике агентства РИА Новости, около 25 млн россиян инвестировали свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть россиян приняли решение продать ваучеры.

Что будет, когда закончится бесплатная приватизация?

Окончание бесплатного периода оформления в собственность недвижимости приведет к новой фазе. Приватизация будет осуществляться за определенную плату. То есть лицо, которому было предоставлено жилье по договору социального найма, сможет его получить в собственность, выкупив у муниципалитета или государства по рыночной стоимости.

В России заканчивается приватизация уже в следующем году. Поэтому те люди, которые не успели оформить жилье в собственность бесплатно, смогут сделать это на платной основе. Эти два процесса приватизации не отличаются по срокам, предоставляемым документам. Их отличие состоит лишь в стоимости услуги.

Что происходило на самом деле?

Приватизация в Российской Федерации началась еще до 1992 года и принятия основных законов. С 1990 года в крупных городах прошел ряд аукционов, передающих в частные руки, малые объекты. Со временем к переделу собственности подключились политики, государственные деятели, криминальные структуры.

В 1990 году был принят закон «О собственности в РСФСР» и начался процесс подготовки передачи государственной собственности в частные руки. В следующем году была проведена денежная реформа, которая отсекла ненужных претендентов на имущество страны. Целью реформы стала ликвидация денежных запасов населения.

После этого, в 1992 году появились ваучеры, которые были неименными. Население даже не понимало, что можно делать с этими чеками и что можно на них приобрести. Через некоторое время ваучеры за бесценок были куплены инициаторами приватизации.

Чтобы люди не использовали свои законные права, претендуя на активы предприятий, денежная реформа продолжилась. С 1991 началось резкое повышение цен и гиперинфляция. Государство перестает контролировать цены, говоря их о рыночном регулировании. Вклады замораживаются, выемка сбережений населения продолжается. На фоне повышения цен и обнищания люди готовы продать полученные приватизационные чеки, чтобы прокормить семьи.

Для выкупа ваучеров у населения начинается эмиссия, что приводит к росту количества денег на валютном рынке.

Почему приватизацию квартир продлили в России?

Почему срок приватизации не продлен до 2021 года?

Правительство считает, что этого срока вполне достаточно для тех, кто ещё не воспользовался своим правом получить государственное жильё в собственность (см. ).

В пояснительной записке к документу авторы законопроекта указали, что многие жильцы ветхих домов, ожидающих расселения, до сих пор не осуществили своё гарантированное законом право на бесплатный перевод муниципальной квартиры в собственность.
Кроме того, пролонгированное действие закона очень важно для жителей Крыма, которые недавно приняли российское гражданство. Многие из них ещё не успели изучить и воплотить в жизнь свои новые права.
Также, по словам органов государственной власти, перенос завершения приватизации на год позволит избежать напряжённости, ненужного волнения в обществе в период ухудшившейся экономической ситуации.

Последствия

  1. Произошёл переход от социализма к капитализму, за счет появления частной собственности на землю, промышленные предприятия и жилфонд.
  2. Появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов. Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов.

Неоднозначный результат

Как рассказал RT заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко, приватизация повлекла за собой начало формирования частной собственности и на тот момент была необходима для перехода к рыночной экономике. Однако определённых трудностей избежать не удалось: основная проблема была связана с низкой экономической грамотностью населения, которое не понимало, как функционировала рыночная экономика, поэтому продавало свои чеки за бесценок.

По мнению экспертов, в ходе приватизации было допущено немало просчётов, которые создали почву для финансовых махинаций.

«Чековая приватизация показала, что ту справедливость, на которую надеялись, соблюсти не удалось. Потому что очень быстро чеки перекупались. Высший менеджмент создавал финансовые предприятия, куда перекачивались финансовые ресурсы этого предприятия, и на эти деньги скупались все чеки. По форме это была самая справедливая приватизация, но это была лишь видимость», — отметил Николаев.

Многие аналитики говорят сегодня о неэффективности приватизации для экономики и считают, что именно она стала причиной криминализации обстановки в стране в 90-е годы.

«Фактически раздали большую часть государственной собственности, которая приносила наибольший доход. Богатства, которые ряд поколений зарабатывал своим трудом, оказались в руках людей совершенно этого не заслуживающих. Поэтому приватизация приобрела крайне неэффективный и криминальный характер, в значительной степени являясь одним из составных элементов «лихих 90-х». Гигантские активы перешли в частные руки, что не привело к повышению эффективности экономики», — заявил RT профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Александр Бельчук.

Тем не менее, как отмечают эксперты, программа приватизации сыграла свою важную роль — механизм перехода к рыночной экономике был запущен.

«Экономика стала другой. Частная собственность, как и было предусмотрено новой Конституцией 1993 года, стала одной из форм собственности. Было прописано равенство всех форм собственности: частной, государственной, муниципальной и иных», — заключил Николаев.

  • Борис Ельцин получает приватизационный чек
  • РИА Новости

Предыстория

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда». Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было «способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров». Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

Недостатки

С самого начала приватизация на территории России была достаточно противоречивой, так как ее формат включал в себя огромнейшее количество юридических пробелов. На тот момент уже было огромное количество стран, имеющих реальный опыт проведения приватизации, но таких масштабов, как в России, еще не было нигде.

Отдельного внимания заслуживает и то, что сама суть приватизации не нравилась тем, кто был главными идеологами формирования рыночной экономики – Анатолию Чубайсу и Егору Гайдару, но при этом в 1991 году все равно приняли закон об использовании именных счетов.

В конечном итоге главным недостатком приватизации в России стала повальная коррупция, так как сотрудники предприятий имели преимущественное право на приобретение акций, но их руководство активно давило на работников, заставляя продавать чеки и обеспечивая тем самым себе контроль над крупными активами.

Документы для приватизации гаража должны включать справку, выданную председателем кооператива, о том, что заявитель является его членом и не имеет долгов.

Какие документы для приватизации жилья следует подготовить перед подачей заявления, читайте тут.

Как происходит приватизация квартиры через МФЦ, можно узнать отсюда.

Литература

  • Волков В. В. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М., ГУ-ВШЭ, 2004. ISBN 5-7598-0288-7
  • Медведев Р. А. Чубайс и ваучер. Из истории российской приватизации. М. : ИМПЭТО, 1997
  • Мунтян М. А., Подберезкин А. И., Стреляев С. П. Приватизация и приватизаторы. — М., Воскресенье, 2005. — 308 с.
  • Подберезкин А. И., Стреляев С. П., Хохлов О. А., Ястребов Я. И. Секреты российской приватизации. — М. Ступени, 2004. — 144 с.
  • Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. М.: Ассоциация Книга. Просвещение. Милосердие. 1995. 567 с.
  • Вилькобрисский М. Как делили Россию. История приватизации. СПб. Издательский дом «Питер». 2012. — 189 с.

Сколько ваучер стоит сейчас?

Если Вы не задаетесь вопросом, сколько стоит ваучер 1992 года у коллекционеров, и получаете хороший процент, значит с большой вероятностью стали обладателями ценных бумаг Газпрома и РАО «ЕЭС». Однако в то время таких людей, которые смогли бы рассмотреть перспективное направление, были считанные единицы.

Мнение эксперта Петр Сумраков Специалист по инвестициям и финансам Задать вопрос Акции Газпрома вообще являются показательным примером увеличения благосостояния, особенно если человек проживал в газодобывающих регионах. Распределение акций осуществлялось, исходя из средней численности населения в регионе. Жители столицы могли обменять ваучер на 50 акций, Санкт-Петербурга – на 65. Зато в Республике Марий-Эл и Перми давали 5900 и 6000 акция соответственно. Купившие и сохранившие их до настоящего времени могут считать себя долларовыми миллионерами.

Огромное состояние на ваучерах смогли лишь те люди, которые осуществляли их скупку. В силу незнания основ рыночной экономики таких людей было крайне мало. По оценкам экспертов «Forbes» только 64 долларовых миллиардера из России сделали свой капитал на приватизации. Из них 28 человек являлись руководителями высшего звена на крупных российских предприятиях.

Большая часть отечественных предприятий была приватизирована с использованием не вполне легальных схем, что до настоящего времени вызывает определенное недовольство в нашей стране.

Однако возврата назад уже не будет. Следует лишь отметить, что воспользоваться ваучерной приватизацией смогли исключительно умные люди, сумевшие спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации и разбогатеть.

P.S. Если учитывать, то что оборот приватизационных чеков между гражданами вообще никак не регулировался, то в те серые дни начала «девяностых» можно было наблюдать, как крепкие молодые люди выменивали ваучеры на водку прямо на центральном рынке, например. Большая часть населения не понимала, какую ценность могут иметь эти коричневые бумажки, а другие, более ушлые люди, этим пользовались. Кроме банальной скупки ваучеров за копейки и за водку на каждом углу, более «продуманные» персонажи ринулись учреждать мириады акционерных обществ и паевых фондов, где доверчивым гражданам предлагалось обменять свой приватизационный чек на акции выдуманных компаний. Все эти акционерные общества через пару лет исчезли как туман, а вместе с ними исчезли и миллионы ваучеров, при помощи которых, вероятно, в последствии было приватизировано не одно крупной предприятие СССР. То есть сейчас есть собственники крупных объектов недвижимости и предприятий, которые достались им практически бесплатно, а фактически же они являются собственностью обманутых граждан нашей страны.

Вторая попытка

Для облегчения появления новых инвесторов в акционерном капитале компаний с 1 июля 1994 года был проведён переход от чековой к денежной приватизации. Соответствующий указ Борис Ельцин подписал несколько позже — 22 июля. Спустя почти полгода Государственная дума официально признала неудовлетворительными итоги чекового этапа приватизации. В своём постановлении от 9 декабря 1994 года нижняя палата парламента заявила о несоответствии достигнутых результатов основным целям социально-экономических реформ.

Новая модель приватизации должна была привлечь инвестиции для перестройки работы предприятий. В период чековой приватизации крупные компании испытывали острую нехватку денег для дальнейшего развития. По данным Счётной палаты, в 1990 году доля отчислений на модернизацию производства составляла 12,1% от общих затрат на промышленную продукцию. В 1992-м показатель упал до 2,6%, а в 1993-м составил лишь 0,9%.

При этом основной целью денежной приватизации должно было стать пополнение федерального бюджета. Поступившие в государственную казну деньги планировалось потратить на финансирование социальных программ и направлений по реструктуризации экономики. Об этом в беседе с RT рассказал заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко.

Также по теме


Время перезагрузки: 20 лет назад в России произошёл дефолт

17 августа 1998 года правительство России объявило технический дефолт по долговым обязательствам страны. Безудержный рост госдолга,…

Необходимость собрать как можно больше средств для выполнения социальных обязательств государством стала одной из причин появления залоговых аукционов. Закон о бюджете на 1995 год запрещал продавать акции высокодоходных предприятий. Между тем в рамках новой схемы частные банки предоставляли государству кредиты под залог акций крупных компаний. Если заём не был возвращён, заложенные ценные бумаги переходили в собственность кредиторов.   

С ноября по декабрь 1995 года на залоговые аукционы были выставлены акции 12 сырьевых и инфраструктурных компаний. В общей сложности сумма поступлений в бюджет составила $886,1 млн, но в конечном счёте все 12 займов не были выплачены банкам, и предприятия перешли в собственность кредиторов.   

При этом, как отмечали в Счётной палате, пополнение бюджета за счёт залоговых аукционов прошло недостаточно эффективно. Так, по оценке ведомства, стоимость предлагаемых в залог акций была либо недооценена, либо намеренно занижена. Более того, итоговый размер получаемых кредитов лишь незначительно превышал стартовую цену. Таким образом, аукционы проходили не на состязательной основе банков, как предполагалось изначально.

Позже в своей книге «Президентский марафон» Борис Ельцин вспоминал: «Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали её за бесценок. Да, абсолютно правильно. Продали за бесценок, относительный, конечно, — за сотни миллионов долларов. Но больше никто не давал. Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило на тот момент данное предприятие. Не больше и не меньше».

Причины и источники приватизации в России

Централизованная модель экономики предполагает сосредоточение всех экономических процессов в государственных руках. Такая модель существовала в разных странах. Особенно часто она встречалась в государствах «социалистического лагеря». Со временем стало понятно, что такая модель относится к устаревшим административно-командным системам. Рыночная же, напротив, представляется более гибкой и способной к саморегулированию. Столпы рыночной экономики  – частная собственность и свободное предпринимательство.

Причинами приватизации в России стали:

  • высокие государственные расходы;
  • неэффективная экономика и коррупция;
  • очевидная созревшая потребность в институте рыночной экономики;
  • устранение продуктового, товарного дефицита;
  • слабый бюджет, нужда в укреплении государственной валюты;
  • необходимость в развитии малого и среднего бизнеса.

Процесс приватизации проходил через оформление сделки купли-продажи равной финансовым расчетам. Ресурсом могли стать как чистые денежные средства предприятия, так и доли прибыли, фонды, прибыль частных лиц и самого предприятия. Второй источник — это заемные средства, а также деньги от реализации ценных бумаг. Третьим источником становятся личные средства сотрудников, частных лиц.

Порядок выдачи и использования приватизационных чеков

Указом Президента РФ от 14 августа 1992 года в России с 1 октября 1992 года были введены приватизационные чеки, предназначенные для обмена на акции приватизируемых предприятий. В обиходе приватизационный чек называли ваучером. Каждый гражданин РФ имел право получить 1 приватизационный чек. Приватизационные чеки, независимо от места их получения, могли использоваться на всей территории Российской Федерации. Выпуск иных ценных бумаг, предназначенных для безвозмездной приватизации государственного и муниципального имущества, в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт-Петербурге, в районах и городах не допускался.

В Положении о приватизационных чеках, содержавшемся в приложении к Указу Президента от 14 августа 1992 года, говорилось: «Приватизационные чеки реализуют механизм бесплатной передачи гражданам Российской Федерации в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах (далее по тексту — объектов приватизации), находящихся в федеральной собственности, государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга».

С принятием 14 октября 1992 года Указа Президента РФ № 1228 в число объектов, которые могли оплачиваться приватизационными чеками, вошли также приватизируемые объекты государственного и муниципального жилищного фонда, объекты муниципальной собственности, земельные участки. Ваучеры бесплатно выдавались всем гражданам РФ, постоянно проживавшим на её территории на момент вступления в силу указа о выпуске приватизационных чеков, независимо от возраста, размера доходов и срока проживания в России. Граждане, временно проживавшие за границей, могли получить ваучер по возвращении в Россию для постоянного проживания. При выдаче приватизационного чека взимался комиссионный сбор в размере 25 рублей.

Ваучер, в отличие от именного приватизационного счёта, являлся документом на предъявителя, его можно было покупать и продавать без ограничений, а также отчуждать иными способами: обменивать, завещать, вкладывать в паевые и чековые инвестиционные фонды. Каждый приватизационный чек имел срок действия, который указывался на самом чеке. По истечении срока действия приватизационных чеков они считались погашенными и изымались из обращения. Срок действия чеков не мог быть менее одного года и более двух лет. Первоначально срок действия приватизационных чеков, выпущенных в 1992 году, был ограничен 31 декабря 1993 года, однако 6 октября 1993 года их действие было продлено до 1 июля 1994 года. При порче или утрате приватизационный чек не возобновлялся.

На приватизационные чеки могли приобретаться объекты приватизации, а также акции /паи/ специализированных инвестиционных фондов, аккумулирующих приватизационные чеки, действующих на территории РФ, в соответствии с положениями, утверждаемыми Госкомимуществом России. Стоимость приватизируемого объекта могла оплачиваться приватизационными чеками полностью или частично.

Приватизационные чеки могли использоваться в процессе приватизации однократно. Использованные чеки подлежали погашению. При погашении на бланке приватизационного чека проставлялись особые отметки, которые подтверждали, что данный чек уже использован в качестве платёжного средства для приобретения объектов приватизации, и прекращали его действие. Процедура погашения приватизационных чеков устанавливалась Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации с учётом мнения Министерства финансов Российской Федерации.

Для хранения, обращения и использования приватизационных чеков в безналичной форме создавались депозитарии. Функции депозитария могли выполнять: банк, а также, до принятия нормативных актов о депозитариях, организация или предприятие, получившие лицензию от Министерства финансов Российской Федерации на деятельность в качестве инвестиционного института.

Причины и источники приватизации в России

Централизованная модель экономики предполагает сосредоточение всех экономических процессов в государственных руках. Такая модель существовала в разных странах. Особенно часто она встречалась в государствах «социалистического лагеря». Со временем стало понятно, что такая модель относится к устаревшим административно-командным системам. Рыночная же, напротив, представляется более гибкой и способной к саморегулированию. Столпы рыночной экономики  — частная собственность и свободное предпринимательство.

Причинами приватизации в России стали:

  • высокие государственные расходы;
  • неэффективная экономика и коррупция;
  • очевидная созревшая потребность в институте рыночной экономики;
  • устранение продуктового, товарного дефицита;
  • слабый бюджет, нужда в укреплении государственной валюты;
  • необходимость в развитии малого и среднего бизнеса.

Процесс приватизации проходил через оформление сделки купли-продажи равной финансовым расчетам. Ресурсом могли стать как чистые денежные средства предприятия, так и доли прибыли, фонды, прибыль частных лиц и самого предприятия. Второй источник — это заемные средства, а также деньги от реализации ценных бумаг. Третьим источником становятся личные средства сотрудников, частных лиц.

Что можно сделать с акцией?

В тех случаях, когда удалось осуществить обмен старых квитков на новую акцию, то владелец сможет являться полноценным акционером Меридиан. Но каким образом можно получать соответствующие доходы из этого актива? Аналогичным образом, как и с любыми другими акциями, допускается их продавать, либо осуществлять расчёты дивидендным образом.

Если речь идёт об инвесторе, то гражданин получит соответствующее свидетельство о том, что он в действительности является владельцем акционного пакета. Потребуется учитывать котировку на Московских биржах и реализовывать их продажи по рыночным ценам. По этой причине, можно в полной мере использовать услуги брокерских организаций. Благодаря собственному брокеру, гражданин сможет благополучно начинать продажи на рынках ценных бумаг.

За счёт проданных активов, можно получить определённую прибыль. Ключевыми факторами, здесь выступают текущие цены на акции. Придётся заплатить комиссионный сбор брокеру

При этом, неважно разовые это были операции либо нет, в любом случае следует ответственным образом подходить к подбору брокеров. Допускается осуществить звонок выбранному брокеру и подробным образом получить консультацию от специалистов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *