Приватизация жилья в россии. досье

Причины и источники приватизации в России

Централизованная модель экономики предполагает сосредоточение всех экономических процессов в государственных руках. Такая модель существовала в разных странах. Особенно часто она встречалась в государствах «социалистического лагеря». Со временем стало понятно, что такая модель относится к устаревшим административно-командным системам. Рыночная же, напротив, представляется более гибкой и способной к саморегулированию. Столпы рыночной экономики  — частная собственность и свободное предпринимательство.

Причинами приватизации в России стали:

  • высокие государственные расходы;
  • неэффективная экономика и коррупция;
  • очевидная созревшая потребность в институте рыночной экономики;
  • устранение продуктового, товарного дефицита;
  • слабый бюджет, нужда в укреплении государственной валюты;
  • необходимость в развитии малого и среднего бизнеса.

Процесс приватизации проходил через оформление сделки купли-продажи равной финансовым расчетам. Ресурсом могли стать как чистые денежные средства предприятия, так и доли прибыли, фонды, прибыль частных лиц и самого предприятия. Второй источник — это заемные средства, а также деньги от реализации ценных бумаг. Третьим источником становятся личные средства сотрудников, частных лиц.

С чего началась приватизация в Казахстане

Первая приватизация в Казахстане началась в девяностые годы и была обусловлена переходом страны на рыночную экономику. Для укрепления и развития нового курса в изменившихся условиях потребовалось прибегнуть к процессу, при котором государственная собственность переходила бы в частные руки физических и юридических лиц, то есть через приватизацию.

Этапы приватизации в Казахстане:

  1. Первый этап длился с 1991 по 1992 год. Первыми государство решило продать объекты торговли и сферы услуг. Параллельно начинается создание акционерных обществ на предприятиях, в трудовых коллективах появляются первые акционерные собственники. Государственный сектор экономики за это время покинули 4000 мелких и 2500 крупных предприятий.
  2. Временные рамки второго этапа приватизации — 1993-1996 гг. Приватизировано около 14000 предприятий. Самый сложный этап, потому что включает «малую» и «массовую» приватизации. Начинается выдача жилищных купонов. Жители городов получали по 100 купонов, сельские жители – по 120. Купоны оформлялись в купонную книжку. К 1993 г. их получили 90 % населения страны. С помощью купонов можно было выкупить у государства тот или иной объект экономического имущества на аукционе. Участвовать в аукционе можно было и с наличными. С молотка ушли в основном мелкие предприятия, а также впервые были приватизированы объекты сельскохозяйственной сферы. Введённые властями Казахстана купоны позволяли гражданам получить долю госимущества в собственность в двух направлениях: жилье и инвестиции.
  3. Третий, но не заключительный этап приватизации, длился с 1996 по 1998 год. В частные руки из собственности государства ушло почти восемьдесят девять тысяч объектов.

Весь процесс регулирует закон о приватизации в Казахстане.

Приватизационный чек эпохи приватизации в России

Ваучерная приватизация отличалась парадоксальностью, путаницей, непоследовательностью. Участники процесса не наделялись равными правами: работники предприятий получали некоторые льготы при приобретении акций, у не занятых в производстве подобные преференции отсутствовали.

Когда летом 1992 года ввели ваучеры (приватизационные чеки), они бесплатно раздавались населению и могли быть пущены на долю акций различных предприятий или инвестированы в чековые инвестиционные фонды. Несмотря на это, большинство населения ваучерами не пользовалось.

Номинальная стоимость приватизационного чека составляла 10 000 рублей. Имущество государственных предприятий оценили в 1400 миллиардов рублей. Но реальная стоимость ваучера, его «жизненная» цена оказалась на уровне двух бутылок водки. Население не понимало, что делать с полученными чеками, поэтому их продавали скупщикам. Таким образом, большинство российских граждан в приватизации не участвовало.

Было ли в ваучерной приватизации что-то хорошее?

На старте чековой приватизации идеолог кампании Анатолий Чубайс говорил, что каждый ваучер будет стоить как две «Волги». Спустя какое-то время после начала приватизации «Волга» подорожала до 3-4 миллионов рублей, а чеки, наоборот, резко обесценились. Авторы реформы хотели, чтобы приватизация прошла по относительно рыночным условиям – так и случилось, но только с самими ваучерами.

Из почти 150 миллионов россиян, получивших ваучеры, осталось примерно 40 миллионов акционеров – тех, кто реально вложился в какое-то предприятие. Чаще всего такие вложения были не лучшим выбором, и дивидендов владельцы не увидели. Из 646 чековых инвестиционных фондов выжили только 136, которые смогли начислить дивиденды своим акционерам.

Конечно, если кто-то в начале 90-х обменял свой ваучер на акции «Роснефти» или «Газпрома» и за все эти годы не продал их, сейчас эквивалентное количество акций может стоить около миллиона рублей. Но большинство просто обменяли свои ваучеры на деньги или товары народного потребления.

Целью приватизации был не заработок для бюджета – государству просто было нужно отдать предприятия в частные руки, потому как само государство в один момент оказалось неспособно управлять ими. Более того – отдать не в руки олигархов, а распределить в народе. По факту, однако, именно ваучерная приватизация и создала первых российских олигархов.

Подавляющее большинство мнений касательно чековой приватизации в России – негативные. Эту операцию называют не иначе как аферой, аргументы обычно такие:

  • массовая скупка ваучеров за бесценок создала класс сверхбогатых людей;
  • россияне не особо представляли, что можно сделать с ваучером и часто продавали их или меняли на что-то;
  • простых граждан могли под разными предлогами не допустить до чекового аукциона (который готовили «для своих»);
  • номинал ваучера в 10 тысяч рублей не говорил вообще ни о чем – документ имел скорее психологический смысл, чем экономический, и т.д.

Российскую приватизацию 90-х годов действительно считают примером того, как нельзя приватизировать государственную собственность – вместо массового класса собственников в стране появилось совсем небольшое количество сверхбогатых людей, а бюджет на приватизации заработал копейки (по сравнению с реальной стоимостью приватизируемых объектов).

Тем не менее, раздаются голоса и в поддержку принятых тогда решений. Так, решение начать массовую приватизацию считают правильной – в тех условиях это было даже безопаснее, чем оставлять предприятия в госсобственности, да и так был запущен процесс структурной перестройки экономики. Правда, вопрос о том, как именно лучше всего было проводить приватизацию, остается открытым.

Как еще тогда писал «Коммерсантъ», реформы нужны были быстро, а проводить кропотливую оценку предприятий и поштучно их продавать просто не было времени. В стране попросту не было специалистов, которые могли бы грамотно организовать аукционы и провести оценку активов. С другой стороны, у потенциальных покупателей не было денег на покупку предприятий по справедливой цене.

А принятая в итоге модель соответствовала всем требованиям – люди получили что-то на руки, формально все получили равный доступ к приватизации, а главное – в процедуре практически не было коррупционной составляющей (чеки выдавали действительно всем, и купить на них акции можно было почти всегда). В итоге государство избавилось от проблемы убыточных предприятий за очень короткий срок. Беда лишь в том, что эти предприятия не перестали быть убыточными и преимущественно обанкротились…

Первый инвестиционный ваучерный фонд

Многих граждан до сих пор волнует судьба «Первого инвестиционного ваучерного фонда». Ведь в него вложили свои ваучеры несколько миллионов человек. Понятно, что есть такие, кто до сих пор надеется хоть на какую-нибудь компенсацию.

Судьба фонда не закончилась банкротством. Он работает до сих пор, правда за свою недолгую историю он несколько раз менял название, форму и юридический адрес.

История его преобразований имеет следующую последовательность:

  1. В 1993 году был зарегистрирован «Первый инвестиционный ваучерный фонд», по адресу: Москва, Стремянный пер., д. 28;
  2. В 2003 году, единогласным решением вкладчиков, фонд был преобразован в ОАО «ПИОГЛОБАЛ», в этом же году организация переехала на новый адрес: Москва, Газетный пер., д. 5;
  3. В 2008 году ОАО «ПИОГЛОБАЛ», был переименован в ОАО «Первый инвестиционный фонд недвижимости МЕРИАН» и расположился по адресу: Москва, Ботанический пер., д. 5;
  4. В 2015 году ОАО «Первый инвестиционный фонд недвижимости МЕРИАН» был преобразован в ПАО «Первый инвестиционный фонд недвижимости МЕРИАН».

Как видно, фонд существует до сих пор и исправно платит дивиденды. Узнать сумму, которую вы можете выручить на свои ваучеры, если обратитесь в организацию (если она снова не переехала), можно на сайте компании:

http://www.if-meridian.ru.

Московская недвижимость

Фонд «Московская Недвижимость», который был зарегистрирован 1993 году в форме ваучерного инвестиционного фонда, работает до сих пор. Акции фонда конвертируются на фондовой бирже ММВБ.

Организация проводила выкуп акций с 2009 по 2013 год. Фонд осуществляет инвестиции в коммерческую недвижимость. И хотя дела у фонда не совсем удачны, на фондовой бирже акции продаются по очень низкой цене (соответственно ждать больших прибылей не стоит).

Если вы являетесь владельцем акций и не успели их продать, то вы можете сделать следующее:

  • Продать свои акции на вторичном рынке;
  • Найти самостоятельно покупателя акций;
  • Если вы не хотите возиться с продажей акций, вы можете получить с них дивиденды, для этого достаточно оставить заявку на сайте: Правда, суммы дивидендов более чем скромные.

МММ-инвест

Ваучерный инвестиционный фонд «МММ-инвест» был создан в 1994 году. В наше время он благополучно переименовался в ОАО «ИК Русс-инвест» и успешно работает на фондовой бирже.

Сегодня ОАО «ИК Русс-инвест» занимается брокерскими услугами, предоставляет возможности обучения биржевой торговли. Компания является акционером огромного количества успешных российских и зарубежных компаний.

Для обладателей ваучеров «МММ-инвест», а ныне ОАО «ИК Русс-инвест», инвестиции оказались вполне удачными. Акции этой организации котируются на бирже по неплохой цене. Вы можете продать свои акции или получить дивиденды.

Подробности можно узнать на сайте компании: http://www.russ-invest.ru.

Изменения в законодательстве о приватизации

Конечно, принятый наспех закон нуждался в доработке, в нем был целый ряд дыр. Связанных как с процессуальным порядком оформления сделки, так и защитой отдельных категорий и граждан.

Так, лишь через 1993 были приняты поправки и даны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, ставшие на сторону защиты детей. До этих пор родители массово отстраняли детей от участия в приватизации. Последствия просчета тянутся дол сих пор. Сроки давности по таким делам легко восстанавливаются.

Теперь дети, ставшие совершенно взрослыми людьми, обращаются в суды для защиты своих нарушенных прав. Квартиры, приватизированные когда-то с нарушением закона, могут уже не раз сменить владельца. В итоге, сделки, последовавшие за не правомерной приватизацией, признаются недействительными, и последний владелец несет крупные убытки. Ведь вернуть деньги за жилье уже практически нереально.

В целях защиты детей сирот был установлен 5-летний мораторий на приватизацию выделенных им государством квартиры. Но это тоже произошло не сразу. В итоге, большая часть сирот осталась на улице, попав в лапы мошенников.

Еще одно важное изменение последних лет коснулось коммунальных квартир. Закон 1991 года о них вовсе не упоминает, а ведь после распада СССР недвижимости такого типа оказалось довольно много

Возникал вопрос о том, возможно ли в принципе приватизировать квартиру с местами общего пользования. Ответ на этот вопрос дал Пленум ВС РФ уже после 2000 х. Действительно, приватизировать такое жилье можно. Даже согласия жильцов отдельных комнат не потребуется. При этом места общего пользования останутся общими и в собственность не перейдут.

Кроме этих был еще целый ряд менее заметных изменений и разъяснений. Сейчас приватизировано порядка 80 % муниципального или государственного жилищного фонда и совершенствование законодательства в этой сфере, скорее всего, продолжится.

Процедура приватизации

Проведению электронных торгов предшествует предпродажная подготовка. Оценивается стоимость объекта, комиссия рассматривает условия участия предприятия в аукционе, и только после положительного ответа объект допускают к торгам.

Чтобы участвовать в торгах юридическим и физическим лицам необходимо зарегистрироваться на государственном портале. На сайте Комитета государственного имущества и приватизации Казахстана представлены необходимые реестры, базы данных и статистика – все, что будет полезно и интересно инвестору, участвующему в торгах. Здесь же потребуется завести Личный кабинет.

После выбора объекта инвестор может делать гарантированный взнос, он поступает на счёт торговой площадки в считанные минуты. Далее формируется электронная заявка.

При подведении итогов электронных торгов определяется новый хозяин госактива, предложивший самую высокую цену за лот. С ним на следующем этапе и заключается договор купли-продажи.

Если на объект не найдётся покупателей, то предприятие будет ликвидировано или реорганизовано. Впрочем, последний этап электронного аукциона предусматривает понижение минимальной стоимости госактива. Хотя эксперты все-таки советуют придержать крупные объекты, чтобы не продешевить и не оставить в минусе экономику.

Приватизация продолжается

Приватизация госимущества будет продолжена до 2020 г. Процесс по-прежнему считают способным привести к балансу интересы бизнеса и государства. От инвесторов власти ждут активности, объекты периодически представляют на различных экономических и инвестиционных форумах.

По последним обновлённым данным портала Реестра госимущества продано 444 объекта. В составленном топовом списке госактивов 65 предприятий. Большая часть из категорий: промышленность, услуги и энергетика. Несколько медицинских, образовательных организаций, транспортных, телекоммуникационных и сельскохозяйственных.

[править] Залоговые аукционы

Следующий этап российской приватизации был связан с т. н. «залоговыми аукционами», в результате которых значительные объёмы российских промышленных предприятий и предприятий добывающей отрасли сосредоточились в руках узкой группы лиц позднее названных «олигархами». В целом процессы приватизации скомпрометировали саму идею в глазах большинства граждан России, так как перераспределение собственности выглядело с их точки зрения неадекватным и не имеющим внятной мотивации.

Залоговые аукционы проводились по официальной версии с целью пополнения государственного бюджета. На практике необходимость срочного пополнения бюджета (то есть его острый дефицит) была организована путём выдачи необеспечнных активами государственных займов будущим олигархическим группировкам. Полученные средства были использованы олигархами для участия в аукционах, а кредиты так и не были возвращены государству в полном объёме.

В результате этих аукционов государственная собственность была передана в руки олигархов по беспрецедентно низкой цене.

Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. Идею аукционов с целью для пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициативу поддержал Анатолий Чубайс, который в то время был вице-премьером. Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.

На продажу были выставлены самые доходные компании. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий. Это произошло потому, что многие потенциальные покупатели к ним не были допущены. Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства.

В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).

Зачем это было нужно

Декларируемые цели приватизации имели очень малое отношение к действительности. В Законе говорилось о создании слоя эффективных владельцев компаний и о том, что частная собственность полезнее, чем государственная.

Действительные же цели были совершенно другие. Это была масштабная афера по перераспределению собственности в пользу нового привилегированного слоя. Как признался сам Анатолий Чубайс на семинаре в МГУ, главная задача была достичь точки невозврата, т.е. развалить старую систему и создать ситуацию, в которой возникнет слой людей, которые мертвой хваткой вцепятся в свою новую собственность и не позволят вернуться прежним порядкам. Он говорил также: «Каждый проданный завод – это гвоздь в гроб коммунизма. Дорого берут – хорошо, дешево берут – тоже хорошо. Мы и приплачивать готовы, лишь бы коммунисты не вернулись к власти».

Справка! К моменту выборов 1996 г. рейтинг Зюганова составлял более 35%, что обеспечило бы ему легкую победу.

Прежде всего важно было отстранить от приватизации народ. Специально перед началом процесса провели денежную реформу и все накопления граждан обнулили

Потом раздали ваучеры. Вроде бы людям что-то дали и они могут участвовать, а на практике собственность перешла исключительно в руки «своих».

По мнению Абрамова Михаила Давыдовича, президента аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, ваучеры – это лишь прикрытие с целью легализации уже произошедшей приватизации, т.е. активы разобрали, но это надо было как-то узаконить. На самом деле никто не пытался создавать класс грамотных управленцев.

Василий Симчера, вице-президент российской академии экономических наук, считает, что требовалось каким-то самым дешевым способом получить активы Советского Союза. Простым путем такого сделать было нельзя, поэтому действовали по рецепту великого русского писателя Салтыкова-Щедрина, говорившего: «Если хочешь дело выиграть – запутай его».

Вы считаете приватизацию огромным обманом или справедливым разделением гос имущества?

Обманом
Справедливым разделением

Интересно! Чем занимался Геннадий Зюганов до распада СССР и как стал лидером коммунистической партии

Что говорит закон?


Закон №1541-1

По данному закону, с началом приватизации жилья и квартир в России, произошла массовая передача в собственность частных лиц гос. имущества и жилого фонда.

Когда началась приватизация, каждый гражданин РФ, проживающий в квартире в качестве нанимателя, получил возможность оформить в собственность данное помещение.

В основе регулирования процесса приватизации лежат также Жилищный Кодекс в редакции от 01.03.2005 г., Гражданский Кодекс РФ.

По сути, приватизация – это юридический перевод государственной или муниципальной жилплощади в частную собственность. Получив права на приватизированную квартиру, гражданин может распоряжаться ею по собственному усмотрению, то есть совершать любые сделки по отчуждению.

Процедура проводится на основании договора между муниципальными властями и лицами, проживающими в квартире. В результате квартиросъёмщики становятся полными владельцами жилплощади.

При этом существуют категории жилья, не подлежащих передаче в собственность:

  1. Расположенные в закрытых военных городках.
  2. Находящиеся в ветхих и аварийных домах.
  3. Относящиеся к маневренному фонду муниципальных образований.
  4. Находящиеся в домах-интернатах.

В данный перечень поправкой к Закону о приватизации от 29.12.2004 года были включены помещения, переданные гражданам в пользование после 01.03.2005 года. Однако Конституционный суд посчитал данную норму противоречащей Конституции РФ и на настоящее время данное ограничение утратило свою силу.

Согласно Закону приватизация проводится на добровольной основе (ст. 1 ГК РФ). Право на неё каждому гражданину даётся только один раз (ст. 11 ЖК РФ).

Теряют своё право на бесплатную приватизацию и те граждане, которые расприватизировали ранее полученное жильё, то есть вернули его государство путём проведения обратной приватизации процедуры.

Право на участие в приватизации повторно даётся только тем, кто первоначально участвовал в ней в несовершеннолетнем возрасте. По достижении 18 лет данные лица могут пройти процедуру передачи в собственность жилого помещения, полученного ими от государства.

Плюсы приватизации

Несмотря на минусы, приватизация стала интересным решением в более низких слоях экономической жизни.

Некоторые плюсы приватизации:

  • Бесплатное жилье для населения. Обычно – это квартира, права на которую предусматривают ее передачу в аренду третьим лицам, допускают ее продажу и любые другие коммерческие операции с ней. Государственная Дума в 2017 году утвердила постановление о бессрочной приватизации;
  • Бесплатная выдача участков земли сельхозназначения членам, а также работникам колхозов, совхозов. 12 млн граждан, в том числе после выхода на пенсию стали обладателями не только имущественного, но и земельного пая как части общего долевого имущества бесплатно. Земля по усмотрению владельца может использоваться для получения прибыли – предусматривается аренда, ее продажа, использование ее в виде взноса в уставной капитал;
  • Создание смешанного типа экономики, создание свободы рынка, свобода предпринимательства;
  • Экономическое пространство для формирования конкуренции.

Регулируется приватизация жилого фонда федеральным законом №178, вступившего в силу 21 декабря 2001 г. Принят закон Государственной Думой в 2001 г. 30 ноября.

Закон 2006 г. федерального уровня №93 или так называемая «дачная амнистия» способствовала в упрощенном порядке либо полностью бесплатно приватизировать прочие земельные участки. Перешло в частную форму около 115 млн Га земель.

Что нужно для приватизации — список документов ?

Действующей законодательной базой не предусмотрен пакет бумаг, которые необходимо собрать для проведения процедуры. Каким будет перечень документов, зависит от конкретного региона. В стандартный регламент входят:

  • заявление на оказание услуги;
  • паспорта всех прописанных по данному адресу лиц, претендующих на право долевого владения. Кроме членов семьи, это могут быть сторонние граждане, также заключившие соглашение социального найма с муниципалитетом. Если среди них есть дети, потребуются их свидетельства о рождении;
  • оригинал договора найма;
  • официальная выписка или ордер, подтверждающий распоряжение местного органа власти. В случае его утери предоставляется дубликат. Получить его можно бесплатно в любом районном отделении МФЦ;
  • документы, доказывающие наличие российского гражданства у несовершеннолетних лиц, участвующих в приватизации. Если оба супруга — россияне, при этом они зарегистрированы по данному адресу, подтверждать факт гражданства ребенка не нужно;
  • справка из домовой книги за период до 1999 года до момента прописки в квартире;
  • выписка контролирующей инстанции о том, что каждый из участников ранее не проходил подобную процедуру. Дополнительно подается бумага, подтверждающая право этой организации выдавать такие документы;
  • письменное согласие всех зарегистрированных в жилье лиц на проведение сделки. В случае отказа это решение сопровождается письменным заявлением. Все бумаги заверяются нотариально, либо каждый подписывает их лично в присутствии сотрудника МФЦ;
  • техпаспорт на предмет приватизации;
  • поэтажный план здания;
  • справка из лицевого счета, привязанного к квартире — документ подтверждает количество проживающих на данной площади.

В ряде случае приведенный перечень может быть расширен. Например, для лиц, частично или полностью недееспособных, а также военнослужащих. Многие бумаги придется заверять у нотариуса.

Где можно получить все указанные справки? Все, что касается технических характеристик жилья — паспорт, поэтажный план, неиспользованную возможность участия в приватизации — заказывают в БТИ. Остальное — в МФЦ, по месту подачи всех документов.

Итоги второй волны приватизации

К завершению второй волны приватизации продано больше 300 госактивов, большая часть которых перешла гражданам, индивидуальным предприятиям и юрлицам. Бюджет пополнился 86,5 млрд тенге.

Итоги приватизации, 2014-2016 гг.:

  • приватизировано 57 активов нацхолдинга, сумма с продажи в бюджет – 68 млрд тенге;
  • приватизировано 19 предприятий республиканской собственности, сумма с продажи в бюджет – 7 млрд тенге;
  • приватизировано 157 объектов коммунального хозяйства, сумма с продажи в бюджет – 5 млрд тенге.

25 объектов культуры выбыли из программы приватизации, потому что по закону они не подлежат продаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *