Жизнь выходит из-под контроля: 10 способов справиться с безработицей

Содержание:

Виды безработицы

Уровень безработицы является одной из макроэкономических переменных экономики. В зависимости от причин, которые это вызывают, можно говорить о том или ином типе безработицы, что позволяет сделать некоторые выводы об экономической ситуации в стране.

Виды безработицы:

  1. Временная. Возникает тогда, когда работник оставляет работу и находит другую.
  2. Технологическая. Возникает в связи с появлением какой-то конкретной технологии. Например, если будет создан робот, который сможет выполнять задания некоторых сотрудников, эти люди будут заменены и уйдут с работы.
  3. Сезонная. Некоторые продукты или сектора экономики являются очень сезонными, поэтому спрос на рабочую силу увеличивается в определенные даты и снижается по окончании сезона.
  4. Циклическая. Связана с циклом экономики, то есть в зависимости от её функционирования. Если экономика будет нестабильна, то она будет расти, а если экономика будет улучшаться, то уровень безработицы снизится.

Важно знать, как это работает, чтобы определить общую ситуацию в стране и действовать соответствующим образом, чтобы попытаться решить проблему наилучшим образом. Экономисты расходятся во мнениях, указывая на основные причины безработицы, которая представляет собой сложное явление, затрагивающее множество факторов

Структурная безработица

Своему возникновению явление обязано прогрессу в целом.  Этот вид безработицы – следствие падения спроса на определенную профессию. В качестве примера допустимо привести печатные издания – развитие Интернета и компьютерной техники обуславливает падение интереса потребителей к газетам. Сотрудники типографий вынуждены зачастую искать себе новую сферу деятельности. Именно так и возникает структурная безработица. Бороться с ней сравнительно нетрудно – достаточно организовать переобучение людей, и через какое-то время ситуация выправляется.

Кстати, структурная и фрикционная безработица зачастую отождествляются, поскольку оба этих вида существуют повсеместно и, более того, борьбу с ними часто вести бессмысленно.

Методы борьбы с различными типами безработицы[править | править код]

Общие для всех типов безработицы меры:

  • создание новых рабочих мест
  • создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

  • усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;
  • создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной безработицей:

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются;
  • протекционистские меры по защите рынка.

С маргинальной безработицей:

  • социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
  • борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

  • повышение квалификации работников;
  • сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:

  • проведение стабилизационной политики;
  • создание дополнительных рабочих мест государством.

Факторы, косвенно влияющие на безработицу[править | править код]

Изменение численности и состава экономически активного населения может по-разному влиять на ситуацию. Сокращение числа иммигрантов не оказывает существенного влияния. Перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими не является эффективной мерой, так как в этом случае последние остаются без работы. Кроме того, зачастую несоблюдение трудового законодательства в отношении мигрантов дает возможность оплачивать их труд ниже, чем труд местного населения. В результате иностранные граждане получают значительно более низкие доходы, чем те, на которые рассчитывают, что нередко инициирует их участие в преступной деятельности, а обособленность существования в чужой стране способствует формированию этнических преступных групп. Гибкость системы оплаты труда, вопреки ожиданиям, не влияет на уровень безработицы. В 1990-х годах в России отмечалась прямо пропорциональная зависимость между объемами денежной массы и показателями занятости.

А реально что?

Наверное, миграция – самая реальная и эффективная из всех мер поддержки населения. Остальное – лишь на бумаге: в документах, постановлениях и указах. На самом деле мало кто из граждан почувствовал заботу государства в поиске работы. Даже те, кто стоят в центрах занятости, вынуждены ездить на собеседования совсем не по своей специальности, а что под руку попадется. Многие начали переучиваться. Но и там вакансий кот наплакал. А пожилые люди так вообще для работодателей, как красная тряпка для быка. Мало того, возраст и физиология нового работника, так еще и уволить потом будет невозможно – уголовная ответственность работодателя. Вот и скитаются пожилые люди в поисках лучшей жизни, но все тщетно.

Замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников смело прогнозирует: «Даже если безработица вырастет с 4,5 до 7% от трудоспособного населения, катастрофы не случится, бюджет выдержит нагрузку». Бюджет, может быть, и выдержит, а вот как отдельно взятые люди?..

Источники[править | править код]

  1. Алексей Кашепов, Светлана Утинова. . Журнал «Человек и Труд» № 1 (2003). Дата обращения: 16 июня 2012.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июня 2012.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 февраля 2011.
  4. Моисеев С.Р. Взлет и падение монетаризма (рус.) // Вопросы экономики. — 2002. — № 9. — С. 92—104.
  5. ↑ (20 ноября 2010). Дата обращения: 16 июня 2012.
  6.  (нем.). Unterguggenberger Institut Wörgl. Дата обращения: 16 июня 2012.
  7. (2003). Дата обращения: 16 июня 2012.
  8. Елена Балашова. (4 мая 2011). Дата обращения: 16 июня 2012.
  9. Силицкая И.К. . Дата обращения: 16 июня 2012.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2011.
  11. А.С. Пигу.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2011.
  12. В.В. Томилов, Л.Н. Семеркова. . Маркетинг рабочей силы. Энциклопедия маркетинга. Дата обращения: 16 июня 2012.
  13. . Дата обращения: 16 июня 2012.
  14. (4 мая 1961). Дата обращения: 16 июня 2012.
  15. (31 марта 2008). Дата обращения: 3 апреля 2011.
  16. . Дата обращения: 31 марта 2011.
  17. ↑  (недоступная ссылка). ООО «Сеть порталов «Человеческие ресурсы» (21 мая 2002). Дата обращения: 31 марта 2011.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2011.
  19. Гриценко В.В. . Центр Миграционных Исследований. Дата обращения: 16 июня 2012.
  20.  (недоступная ссылка) (2006). Дата обращения: 16 июня 2012.
  21. ↑  (недоступная ссылка). Федеральная Служба Государственной Статистики. Дата обращения: 31 марта 2011.
  22. Валерий Поляков. . Клерк.Ру (30 декабря 2010). Дата обращения: 16 июня 2012.

Последствия безработицы

Далеко не все люди, потерявшие работу, борются ради изменения жизни к лучшему. Очень часто они сдаются, и это наиболее опасное последствие рассматриваемого явления.

В целом же длительное бездействие приводит к:

  • к потере квалификации;
  • утрате навыков.

Государства, не имеющие осознанной политики в сфере занятости, обычно сталкиваются с бегством инвестиций.

Социальные последствия:

  • рост преступности;
  • пассивность населения;
  • увеличение разрыва между богатыми и бедными.

Недовольство приводит к расшатыванию ситуации – безработные борются за свои права, и многие политики (в том числе в России) готовы оседлать протест ради достижения собственных целей.

Последствия в экономике:

Исторические параллели

В наше время такой структуры нет, хотя ситуация на рынке труда не менее сложная. В чем-то она напоминает период 1994–1995 годов. Во-первых, практика административных отпусков, создающая реальную угрозу потери дохода работников. Во-вторых, высокая занятость в бюджетных отраслях (это имеет свои негативные стороны, но обеспечивает стабильные рабочие места и доходы). В-третьих, отсутствие у служб занятости возможности трудоустроить большое количество безработных. Заявленные ранее вакансии на глазах становятся неактуальными.

Но гораздо больше отличий. Немалая доля занятости сосредоточена в сервисных отраслях и в малых компаниях. Предприятия уже не несут расходы по содержанию находящихся на их балансе жилых домов. В 1990-е это была распространенная практика, которая позволяла лишившимся доходов работникам хотя бы не платить коммунальные платежи. Теперь это невозможно, большинство граждан приватизировали свои квартиры и должны кроме «коммуналки» платить налоги и вносить отчисления на капремонт. Нет возможности и начать челночный бизнес: он умер с началом капитализма в стране.

Вдобавок граждане, которых сократили по соглашению сторон, уволившиеся по собственному желанию, работавшие в серой зоне (по оценке Росстата, это до 14,5 млн человек) по действующим законам не имеют права на пособия.

С другой стороны, у правительства сейчас есть немалые финансовые ресурсы в виде Фонда национального благосостояния.

Что можно сделать? Учитывая опыт предыдущих лет, надо создавать механизм субсидирования предприятий. Субсидии могут выделяться при условии сохранения занятости и организации переобучения на рабочих местах, совершенствования производственного процесса. Объем субсидии должен быть не менее одного МРОТ в месяц в расчете на одного работника. Это намного лучше, чем допустить увольнения без денег и в будущем спровоцировать волну неплатежей по ЖКХ и личных банкротств.

Имеет смысл и предоставлять таким работникам рассрочки по выплатам кредитов. Банкам же нужно дать возможность получить бесплатные кредиты от ЦБ под «замороженные» потребительские и предпринимательские кредиты и снизить требования к нормативам, как это делают в США и в Европе. Это поможет стабилизировать финансовый сектор.

А вот финансировать создание безработными своих собственных предприятий надо очень осторожно, поскольку вероятность их удачного старта крайне мала — это подтверждает практика 1990-х. Самое главное — не паниковать и делать расчетливые и точные шаги, опираясь на ранее приобретенный опыт

Самое главное — не паниковать и делать расчетливые и точные шаги, опираясь на ранее приобретенный опыт.

Безработица и инфляция: кривая Филлипса

В соответствии с официальными данными опроса (январь 2009 г.) приблизительно 61% россиян уверены, что именно эти два явления – главные проблемы России. Их взаимосвязь выражена кривой Филлипса и представляет собой проявление цикличности экономической стороны развития нашей страны.

Так, на рисунке ниже можно увидеть, что фаза спада (начало падения цен) отражает рост безработицы, а фаза подъема (рост инфляции) – ее сокращение. Пик экономической активности сопровождается ускоренным обесцениванием денежной массы и наименьшим уровнем незанятости. Видно, что безработица и инфляция достигают своего предельного уровня в самой нижней и самой верхней точках экономического цикла соответственно. А вот в точке, где образуется «дно» цикла, наоборот, показатель рассматриваемого негативного социально-экономического явления будет наивысшим, а темпы обесценивания денег – наименьшими.

О. Филлипс исследовал зависимость динамики уровня инфляции (темпа прироста з/пл.) и безработицы. На оси абсцисс он отложил в процентном выражении темп прироста незанятости (U), а на оси ординат – заработной платы (W). Фаза подъема: темп прироста инфляции высокий, а безработицы – низкий (W₃; U₃). Фаза спада: темп прироста зарплаты низкий, а незанятости – высокий (W₁; U₁). Среднее положение (W₂; U₂) отображает такое состояние, которое характеризуется устойчивым экономическим развитием (оптимальное соотношение темпов прироста зарплаты и безработицы).

Понятие безработицы и экономически активного населения

Безработица (англ. «Unemployment») — наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу.

Экономически активное население — жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь.

В категорию экономически активного населения включают людей в возрасте от 10 до 72 лет, которые являются:

  • занятыми (наемные работники, предприниматели);
  • безработными.

Синонимом понятию экономически активного населения является термин — рабочая сила (англ. «Labor power»).

Безработный — человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования:

  • не имел работы;
  • но искал ее;
  • и был готов к ней приступить.

Второе — поддержка юрлиц и ИП


Государство взяло на себя часть обязательств по оплате труда вчерашних безработных, но, конечно же, с некоторыми нюансами

ПП № 362 от 13.03.2021 г. обещает субсидии уже непосредственно работодателям — юрлицам и индивидуальным предпринимателям. Цель — стимулирование к приёму на работу безработных граждан.

Требования к работникам

Субсидии будут выдаваться на частичную компенсацию заработной платы ряда уже трудоустроенных граждан, подходящих под следующие условия:

  • бывших официально безработными по состоянию на 01.01.2021 г.
  • бывших без работы на момент их направления на таковую службой занятости
  • не бывших ни ИП, ни самозанятыми, ни главами КФХ, ни директорами фирм

Работникам нужно соответствовать всем критериям одновременно. Тогда их работодатель сможет рассчитывать на субсидию.

Требования к работодателям

ИП, ООО и работодатели, имеющие иные организационно-правовые формы должны:

  • быть зарегистрированы до 01.01.2021 г., подать соответствующее заявление
  • не иметь долгов перед бюджетом, не быть в стадии реорганизации, офшором, дисквалифицированным,
  • не быть получателем похожей субсидии или восстановительного «коронавирусного» правительственного займа
  • устраивать вчерашних безработных на полный день, платить им не ниже МРОТ, а также не иметь долгов по ЗП перед трудящимися

Ну и последнее — у Фонда соцстраха должны быть деньги. Момент существенный, ибо, как многие уже знают, денег нет, но вы там держитесь.

Общие моменты

Возмещать будут зарплату (плюс взносы) за каждого трудоустроенного безработного, но не за весь период работы, а лишь за 1й, 3й и 6й месяцы. Не густо, конечно, с учётом того, что штат предпринимателя должен будет до 15.12.2021 г. на 80% состоять из вчерашних безработных. Помогать предпринимателям находить новых работников будут службы занятости, по своим спискам. В первую очередь, будут предлагать к трудоустройству:

  • инвалидов, предпенсионеров, пострадавших от радиационных аварий
  • только что освободившихся из мест не столь отдалённых, уволенных на «гражданку» военных, беженцев и переселенцев
  • одиноких и многодетных родителей, а также ищущих работу впервые молодых людей 18-20 лет, несовершеннолетних от 14 до 18 лет

А уже потом остальных граждан, не испытывающих трудностей с трудоустройством. Ссылка на документ — Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 г. № 362.

Ещё по теме «Трудоустройство безработных граждан — новые меры поддержки от Правительства РФ»:

  • Банкротство ИП в России предлагают либерализовать
  • Трудоспособный гражданин — что входит в это понятие?
  • Субсидии на ЖКХ станет проще оформить
  • Новый сбор может быть введён в России — гуманитарный
  • Выплаты на детей от 3 до 7 лет — некоторые особенности и нюансы

Классификация методов борьбы с точки зрения различных экономических теорий[править | править код]

Различные экономические теории предлагают свои варианты уменьшения уровня безработицы.

С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Сторонники этой теории считают, что уровень занятости населения зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно — это уровень потребления и инвестиций). Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении. Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, указывая на неизбежность кризиса рыночной экономики, считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Самыми главными задачами они считали повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.

Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной политики. Использование традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса для поддержания занятости выше «естественного уровня», по их мнению, будет иметь кратковременный эффект и приведёт лишь к росту цен. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости предполагают большие изменения на рынке труда. Монетаристы считают, что пособия позволяют безработным воздерживаться от поисков работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы считают нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса.

История[править | править код]

В традиционных обществах заработная плата за работу не выплачивалась, так как деньги вообще не использовались. Люди жили за счёт земли, и земля принадлежала всем, либо никому. Разделение труда было мало ощутимым. Когда были изобретены деньги и началось строительство городов, люди стали зависеть от них, покупая еду у продавцов, вместо того, чтобы выращивать, заниматься собирательством или охотиться самостоятельно. Зависимость от работы как от источника денег для приобретения еды и жилища является основой безработицы.

Количество исторических источников, посвящённых проблеме безработицы ограничено, так как наблюдения велись не всегда и не везде. В определённый исторический период индустриализация привела к отчуждению средств производства от работников и свела к минимуму возможность их самозанятости. Таким образом, работник, который, по каким-то причинам, не имел возможности устроиться на предприятие, не мог самого себя обеспечить работой и становился безработным. Ситуация усугубилась тем, что работники индивидуальных профессий, например врачи, фермеры, ранчеры, прядильщики, мелкие торговцы, стали образовывать крупные закрытые профессиональные объединения и тем, кто не входил в них, приходилось работать в условиях жёсткой конкуренции или становиться безработными.

Безработица как явление стала постепенно входить в экономическую мысль по мере усиления индустриализации и бюрократизации. Процесс формирования этого понятия можно рассматривать на примере Великобритании, так как там он был хорошо задокументирован. В XVI веке в Англии не делалось различий между бродягами и теми, у кого нет работы, все официально именовались постоянные попрошайки (Sturdy beggar) и рассматривались как лица, которых нужно наказать и выслать. Закрытие монастырей в 1530-х годах увеличило нищету, так как монастыри помогали бедным. Кроме того, во времена Тюдоров возросло население и усилился процесс огораживания. У безработных оставалось только два выхода — голодать или нарушать закон.

В 1535 году вышел закон, предусматривающий создание системы общественных работ для борьбы с безработицей, которая финансировалась за счёт налогов на прибыль и капитал. Вышедший в следующем году закон разрешал применять к бродягам телесные наказания.

Безработица – определение

Термин «занятость» подразумевает количество граждан, зачисленных в штаты предприятий страны. Прочие трудоспособные люди именуются безработными. Занятость – это очень важный показатель, помогающий определить, как состояние макроэкономики, так и общий уровень социальной напряженности. По этой причине борьба за его повышение становится делом принципа для любого государства.

Безработицу исчисляют в процентах. Это общепринятая методика, используемая МОТ (Международная организация труда). Определяется она как отношение общего количества незанятых к рабочей силе.

Безработица является социально-экономическим явлением, бороться с которым – прямая обязанность государства. Характеризуется этим термином ситуация, при которой определение количество граждан вынужденно не занимается производством услуг или товаров.

Незанятыми считают тех людей, кто способен трудится, и ведет поиск подходящей вакансии.

Основные виды безработицы:

  • фрикционный;
  • структурный;
  • циклический;
  • сезонный.

Кто может рассчитывать на социальную помощь в случае безработицы?

Социальная помощь в случае безработицы для граждан России предусмотрена в следующих случаях:

  1. если человек ранее нигде не работал и впервые хочет трудоустроиться (выпускники ВУЗов и других учебных заведений и т.д.);
  2. если человек более одного года, по тем или другим причинам, не работал, но хочет снова возобновить трудовую деятельность по своей специальности (после декретного отпуска, по другим причинам);
  3. уволенные из организаций и с предприятий, не считая случаев, когда человек уволен по статье за нарушение трудового режима или несоответствие занимаемой должности;
  4. отчисленные из учебных учреждений граждане, которых службы занятости направили на профессиональное обучение по той или иной профессии.

Выплаты пособия по безработице проводятся в несколько периодов, которые оговорены в трудовом кодексе. Первый период составляет не более 12 месяцев. Пособие начисляют с первого дня, когда человека официально признали безработным. Для получения статуса нужно стать на учет в службу занятости и предоставить им паспорт, трудовую книжку и другие документы, которые могут потребоваться дополнительно.

Размер пособия по безработице

Размер пособия по безработице определяется в индивидуальном порядке. По прошествии 12 месяцев, если человек не трудоустроился, он может снова подать заявление на получение материальной помощи. Ежемесячно нужно проходить процедуру перерегистрации в соответствующих органах, так как в противном случае, в выплате пособия может быть отказано

Есть и другие меры социальной поддержки, о которых очень важно знать для этого загляните в раздел Новости на нашем сайте взаимопомощи ЛДЛ

Бывают случаи ликвидации предприятий и организаций, когда безработными становятся сразу все сотрудники, включая тех, кому совсем немного осталось до пенсии по возрасту. Устроиться на работу людям предпенсионного возраста сегодня почти невозможно. Для таких людей предусмотрено назначение социальной пенсии до тех пор, пока по закону станет возможным назначить человеку пенсионное обеспечение, положенное по возрасту.

Концепции трактовки феномена безработицы

Полностью противоположные точки зрения у сторонников кейнсианской концепции и классической. Последние интерпретируют данное понятие как несовершенство рынка труда (микроэкономическими причинами), а первые – с позиции макроэкономики, как дефицит агрегированного экономического спроса.

Согласно кейнсианцам, безработица появляется по причине «жесткости» заработной платы. При сдвиге кривой трудового спроса, который вызван падением всего агрегированного спроса в экономике, зарплатный порог остается неизменным. В связи с этим наблюдается разрыв уровня спроса и предложения при условии фиксированной зарплаты.

Борьба с безработицей в России[править | править код]

После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции/

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

6,2 миллиарда рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.

Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.

В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек.

Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости.Статистика:

  • 5.4 миллиона человек — общая безработица в России
  • 1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости
  • 189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году
  • 95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса
  • Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %

Есть мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково:

  • Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег.
  • Поддерживая неконкурентноспособные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года.
  • Улучшилась ситуация для высокооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.

Интерпретация понятия занятости

Данную категорию можно расшифровать как совокупность определенных экономических отношений, которые связаны с обеспечением рабочими местами, а также с участием в обширной хозяйственной деятельности.

Принято разграничивать все население на экономически неактивное и активное. Занятость очерчивает очень важный аспект социальной эволюции человека, который связан с удовлетворением его существующих трудовых потребностей. В качестве социально-экономической категории она характеризует деятельность, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречит законодательству и приносит человеку заработок (трудовой доход).

В соответствии с МОТ безработным признается гражданин, который не осуществляет трудовую деятельность, однако способен к работе и находится в активном ее поиске на протяжении последних 4 недель.

Что касается занятых, то это люди в возрасте старше 16 лет, которые трудятся по найму за определенную плату либо на себя (самозанятость), пребывают в отпуске либо временно не осуществляют никакой деятельности из-за болезни.

Понятие безработицы

Безработица соответствует такому состоянию экономики, когда часть экономически активного населения не занята производством товаров, работ, услуг. Иными словами, часть населения сидит «без работы». Результатом является сокращение потенциального валового национального продукта и снижение среднего уровня жизни населения.

Понятие безработицы интерпретируется как ситуация, при которой желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы в текущих экономических условиях.

Непосредственно у работников, безработица обуславливает утрату квалификации и профессиональных навыков у экономически активного населения, может сломать судьбу людям, оставшимся без работы, способствует утрате самоуважения у квалифицированных работников, которые впоследствии снижают уровень желаемой заработной платы из опасения и дальше остаться без работы. Для общества безработица опасна тем, что разрушает моральные устои, ведет к распаду семей и деградации общественных отношений.

Уровень безработицы измеряется в процентах от общей численности экономически активного населения. В рыночной экономике безработица существует всегда и является ее неотъемлемой частью, при этом уровень безработицы непостоянен и меняется по различным причинам, никогда не сокращаясь до нуля.

Соответственно, достижение состояния полной занятости, при котором все трудоспособное население имеет работу, т.е. 100% рабочей силы занято на производстве товаров, работ, услуг, в условиях рыночной экономики невозможно.

Безработными считаются лица трудоспособного возраста, которые не имеют работы, выходят на рынок труда и ищут работу. Лица, занятые в производстве товаров, работ, услуг неполный рабочий день или неделю, считаются занятыми и к безработным не относятся, даже если осуществляют поиск работы на полную ставку.

В состав рабочей силы не входят лица, которые не имеют работы, но не осуществляют ее поиск. В отношении данных лиц предполагается, что у них отсутствует заинтересованность в поиске работы на рынке труда, т.е. не вышли на рынок труда, следовательно, к безработным они не относятся.

Также в состав рабочей силы не входят лица, которые по тем или иным причинам отказались от поиска работы.

Следует учитывать, что из состава рабочей силы выделяется институциональное население, которое ориентировано на работу в государственных институтах, например, в армии, полиции, государственном аппарате и т.д.

Показатели, используемые при оценке безработицы и занятости населения:

  • неинституциональное население (Чнн);
  • численность занятых (Чз);
  • численность безработных (Чб);
  • численность лиц, не входящих в состав рабочей силы (Чнрс).

Между данными показателями существуют следующие зависимости:

  • численность рабочей силы Чрс = Чз + Чб;
  • неинституциональное население Чнн = Чз + Чб + Чрс;
  • уровень занятости населения Уз = Чз / Чнн;
  • уровень безработицы населения Уб = Чб / (Чз+ Чб);
  • норма безработицы Нб = [Чб/(Чз + Чб)] х 100%;
  • уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы Уврс = (Чз + Чб)/Чнн.

На данные показатели оказывают влияние следующие факторы:

  1. демографический состав населения
  2. половозрастная структура населения
  3. этнический состав населения
  4. социальная структура населения
  5. соотношение спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях

Типология рассматриваемой категории по К. Марксу

Ее основа – способность безработных по-новому включиться в трудовую обстановку из-за растянутости данного явления во времени. Итак, согласно К. Марксу, безработица бывает:

  • Текучая (периодическое «отталкивание» и «протягивание» рабочей силы на трудовом рынке).
  • Застойная (длительная безработица, которая чередуется с кратковременной случайной занятостью). Она охватывает чаще всего ту долю рабочей силы, которая наименее профессионально подготовлена (неквалифицированные слои населения, бывшие домохозяйки и др.) и может продолжаться не один год.

Естественный уровень безработицы – это особый идеальный уровень данного социально-экономического явления. В его пределах она поставлена в конкретные рамки, в границах которых достигаются состояние требуемой экономической стабильности и режим существенного эффективного роста.

Естественный уровень безработицы должен соответствовать потенциальному ВНП (максимально возможный реальный объем валового национального продукта при полной занятости как трудовых, так и остальных ресурсов, которые пригодны для производства).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *