Жизнь взаймы: что такое госдолг сша и почему он постоянно растет

Содержание

Российские банки традиционно размещали свои валютные резервы в низкорисковые активы за рубежом. В части облигаций на первом месте идут гособлигации развитых стран. Западный рынок госдолга был тихой гаванью для инвесторов на протяжении десятков лет, однако в последнее время система начала давать сбой. Резкий рост дефицита бюджетов многих западных государств пошатнул устои: инвесторы все чаще начали сомневаться в отсутствии рисков при вложениях в некогда надежные активы.

Почему инвесторы перестают доверять американским гособлигациям? Краткие выводы:

  • Гособлигации США (трежерис) ранее рассматривались банками как безрисковый актив для размещения валютных запасов. Но госдолг США уже очень велик и постоянно растет, что не соответствует критерию возвратности долга, предполагаемого у наилучшего заемщика. Один из главных актуальных рисков инвестиций в трежерис — возможность дефолта в среднесрочной перспективе или возврат долга сильно обесцененными деньгами.
  • Кроме того, американский госдолг имеет отрицательную реальную доходность и ожидаемо упадет в цене: гособлигации США дешевеют на фоне избыточного предложения и недостаточного спроса со стороны нерезидентов.
  • Санкционная политика американского государства также вносит свои коррективы: реальным риском для российских инвесторов становится вероятность ареста актива или адресного отказа от обслуживания долга.

Изменение госдолга США в 20-м веке

Национальный долг Американского государства возник не вчера. США испытывают дефицит бюджета с 1960-х гг. и вынуждены занимать средства у частных кредиторов и иностранных государств.

Таблица изменения госдолга США

Год Госдолг, млрд $ Год Госдолг, млрд $
1910 2 1990 3206
1920 26 2000 5628
1930 16 2010 13528
1940 50 2015 18627
1950 256 2016 19949
1960 290 2017 20164
1970 380 2018 21408
1980 909 2019 22571

Процентное отношение государственного долга Америки к её ВВП достигло максимального значения в 1946 г. и равнялось 121%. Такая ситуация стала следствием огромных военных расходов державы во время Второй мировой войны. Дальнейшее динамическое развитие экономики страны позволили сократить этот показатель до 36% к началу 1980-х гг. Однако затем рост госдолга уже шёл намного стремительнее, чем экономический рост. Большую роль здесь сыграли и огромные вливания в ВПК, и участие в нескольких вооруженных конфликтах (Ирак, Сирия, Йемен). Поэтому к 2012 г. объём госдолга снова превысил отметку 100% от ВВП. Сегодня этот показатель составляет 110 %.

В 2016г. тогда еще кандидат в президенты США Дональд Трамп пообещал снизить размер госдолга в течение 8 лет. Однако за время его пребывания у власти госдолг страны увеличился на 10%

Специалисты утверждают, что в дальнейшем госдолг США будет неуклонно расти. Но в Америке существует закон, по которому займы правительства страны ограничиваются так называемым потолком госдолга. Сегодня США могут делать займы на любые суммы вплоть до сентября 2019 г., показатель государственного долга на этот день и будет считаться потолком. Проблему, скорее всего, власти Соединенных Штатов будут решать традиционно – повышая потолок своего госдолга.

Изменения долга по политической принадлежности


Временной ряд государственного долга США с учетом партийной принадлежности президента. Верхний график показывает государственный долг США в триллионах долларов, а нижний график показывает государственный долг США в процентах от ВВП. (Данные взяты из бюджета США на 2009 год.)

Президент предлагает Конгрессу национальный бюджет, который принимает окончательное решение по документу, но редко выделяет больше, чем того требует президент.

Историк экономики Дж. Брэдфорд Делонг заметил контраст не столько между республиканцами и демократами, сколько между демократами и «республиканцами старого стиля (Эйзенхауэр и Никсон)» с одной стороны (уменьшение долга) и «республиканцами нового стиля» с другой ( увеличение долга). Дэвид Стокман , бывший директор Управления по управлению и бюджету , обвинил «идеологических налоговых сокращателей» из администрации Рейгана в увеличении государственного долга в 1980-е годы. Бывший чиновник Казначейства Брюс Бартлетт объяснил рост государственного долга с 1980-х годов политикой « морить зверя голодом ». Отмечая, что бюджетная сделка Джорджа Буша — старшего в 1990 году была одной из причин улучшения финансовой ситуации в 1990-х годах, Бартлетт резко критиковал Джорджа Буша за создание бюджетного дефицита за счет снижения налоговых ставок и увеличения расходов в начале 2000-х годов. .

Необременительный госдолг

В США бюджеты штатов почти не зависят от федерального бюджета правительства. Если в РФ существуют регионы, бюджеты которых более чем на половину наполняются «из центра», то США такого нет. Муниципальные образования и собственно штаты являются финансово независимыми структурными единицами. Этим объясняется то, что долг штатов и муниципалитетов перед правительством США составляет не более 1,5-2,0 трлн долларов. Чаще всего на местном уровне бюджетные дефициты невелики. А в собственности штатов и муниципалитетов находится вся инфраструктура – от дорог до водохранилищ. Это и есть активы США. Принадлежат они не правительству.

В Великобритании же, например, как и в РФ, большая часть инфраструктурных объектов входит в число активов собственно федерального правительства.

Почему же правительство США не обеспокоено ростом госдолга? Ответов на этот вопрос может быть несколько.

1. Долг США не самый большой среди развитых государств и на 2020 год составляет 135% ВВП. Госдолг Японии – 240% ВВП, а долг Великобритании в конце XIX века составлял 170-200% от ВВП. Отсюда может происходить уверенность, что еще есть возможность наращивать обязательства.

2. Долговые обязательства США взяты под исторически минимальные проценты. При существующем росте ВВП выплаты по этим бумагам не будут обременительны.

3. США уже давно диверсифицировали всех своих кредиторов. 29% госдолга держат собственно же американские правительственные структуры – ФРС (близкая к правительству США, но не государственная структура), государственные пенсионные фонды.

Среди иностранных держателей госдолга США даже крупнейшие не являются ключевыми. Китай и Япония в совокупности кредитовали не более чем на 1,5-2,0 трлн долларов из 27 трлн. Весь остальной долг «размазан» по миру тонким слоем. Элиты США прекрасно балансируют между кредиторами, не собираясь никому отдавать предпочтение и держа «на санкционной мушке» каждого кредитора.

Таким образом, США намерены без серьезных потрясений пережить и нынешний кризис. Сценарий заморозки по выплатам возможен еще 5-7 лет даже при условии равномерного роста госдолга. Следует помнить, что инфляционная составляющая ВВП может быть увеличена до 5-7% в год. Это также снизит риск обременительных выплат при условии более медленного, чем инфляция, наращивания обязательств.

2020 год показал, что США, как должника, не выгодно «топить» никому. Каждый кредитор, который будет слишком настойчив в требованиях, будет одернут остальными кредиторами. Ведь никому не хочется быть последним кредитором США, которому ничего не останется.

Список источников

  1. Госдолг США в реальном времени. URL: http://fincan.ru/articles/13_gosdolg-ssha-v-realynom-vremeni/
  2. Почему США никогда не объявят дефолт по своим долгам. URL: https://fomag.ru/news/pochemu-ssha-nikogda-ne-obyavyat-defolt-po-svoim-dolgam-mnenie-uorrena-baffeta/
  3. Счетчик госдолга США. URL: https://usdebtclock.org/
  4. У США долг перед Китаем в размере $1 трлн. URL: https://prc.today/u-ssha-dolg-pered-kitaem-v-razmere-1-trln/
  5. US National Debt by Year Compared to GDP and Major Events. URL: https://www.thebalance.com/national-debt-by-year-compared-to-gdp-and-major-events-3306287

Мое мнение

  • Текущий уровень не означает неминуемого дефолта США и доллара. Он высок, но пока не критичен. Особенно, когда у тебя находится печатный станок и возможность изменять процентные ставки по своему же долгу, вплоть до отрицательных.
  • Учитывая близкие к нулю процентные ставки, которые остаются таковыми с 2008 года, получается, что правительство занимает деньги почти бесплатно, а это снижает долговую нагрузку капитально. Те же 0,25% — это тебе не 3-5-6% годовых, как бывало в истории американского долга. Представляете, 5-10-20 лет назад вы кредитовались под 1-2-3-5%, а потом вы, как должник, сами меняете ставку на 0,25%!
  • Сейчас ставка 0.25% и они могут снизить её еще — и такой долг всё равно будут покупать, потому что «парковать» деньги просто негде, тем более в турбулентные времена. Запасов золота на всех не хватит, т.к. доля золота в мировом денежном обороте составляет всего несколько процентов. Криптовалюты — это тоже жалкие проценты пока что.

Скажу более того, американский долг будут покупать даже с отрицательной ставкой, когда страны будут платить Америке за хранение долговых бумаг, которые они получили, дав Америке в долг. Это примерно, как вы взяли ипотеку в банке, а проценты платит вам банк! Так и Китайцы, Японцы, европейцы и русские будут платить американцам за хранение долга — никуда не денутся, если американцы примут решение об отрицательной ставке.

В любом случае, Америка договорится (добром или силой) со всеми своими кредиторами по своим долгам (реструктуризация, прощение долга, удержание рейтинга и т.д.), учитывая, что НИКОМУ не нужен дефолт Америки и доллара, т.к. это создаст панику мирового масштаба и развал монетарной системы, к которому ни одна страна в мире не готова. И учитывая то, что 2/3 госдолга США принадлежит США )))).

  • Америка может ввести отрицательные процентные ставки по своему долгу, чтобы уменьшить свой дефицит. Сделать это просто так будет сложно, т.к. это подорвет доверие к доллару, но сделать это, например, на фоне снижения гос. расходов вполне можно. Объяснив это версией вроде: «Сейчас всем сложно. Теперь не только вы, уважаемые кредиторы, будете нам платить, но, посмотрите, мы тоже страдаем, снижая расходы».
  • Повышение ставок возможно, но на фоне частичной заморозки экономики Америки, думаю, это точно вызвало бы мощную рецессию и поставило бы под удар не только экономику США, но и её способность обслуживать свой национальный долг. Думаю, это никому не нужно.
  • Неплохой вариант — ввести отрицательную ставку и начать уменьшать расходы, т.к. размер долга действительно большой.
  • Но, уменьшать расходы неприятно, да и зачем, когда ты можешь менять ставку и печатать деньги и когда экономика растёт, как она росла до коронавируса. Повышение налогов также не решает проблему, т.к. замедляет экономику. К тому же, сократив расходы на социальное и медицинское обеспечение, конгрессмены потеряют свои места на следующих выборах.
  • В общем, думаю, долг может какое-то время расти, процентная ставка может и дальше падать, НО ДО грядущего обвала экономики США, который грядёт, потому что это цикличный процесс и происходит каждые 5-7-10 лет. А вот когда он случится, под шумок, во время всеобщей паники, могут ввести и отрицательную ставку, и начать снижать государственный расходы, и применять другие непопулярные меры. Ведь тогда абсолютно всё можно свалить на кризис.
  • Во время обвала и даже до него доллар может начать обесцениваться по отношению к другим валютам быстрее обычного, что было уже много раз в истории.

Налоги пока не думаю, что будут повышать, т.к. это замедлит рост, а делать это на фоне замедления, вызванного коронавирусом было бы самоубийством, если только нет намеренного желания вызвать полномасштабный кризис.

К чему приведет увеличение госдолга

Долговые обязательства в разумных пределах способны давать толчок экономическому развитию. Если величина госдолга начнет превышать платежеспособность, то кризиса в экономике США — а соответственно всей планеты — не избежать. Это связано с тем, что доллар является международным платежным средством. Более того, этих самых долларов за границей существенно больше, чем внутри страны.

Приведем простой пример. Вы берете кредит в банке под неприличный процент (от 18 до 30% годовых). Редко бывает, что сумма кредита меньше вашей заработной платы за год. Большая часть России, к слову, так живет и не жалуется. Известно, что некоторые граждане чуть ли не 50% своих доходов отдают банкам за кредиты.

Многие россияне и по 70% дохода отдают банкам. Причем мы берем средства на нужды, «хотелки», а американское Правительство – на развитие экономики. Они одалживают, чтобы получить прибыль, а не просто потратить на новое авто, квартиру, телевизор.

Получается, что увеличение госдолга Америки для них не критично — вплоть до 1000 % от ВВП страны. Чтобы достичь такой величины, потребуется не менее 100 лет. Однако этого в силу очевидных причин не допустят, т.к. последствия будут непредсказуемыми.

Когда, как и чем может закончиться увеличение госдолга США — вариант

Вариантов избавления от госдолга США много. Но самое главное – в любом случае управлять им будут всего несколько держателей акций ФРС (Федеральная резервная система США является частной организацией, а не государственной).

Один из таких вариантов – при достижении критической величины госдолга США включат печатный станок и выбросят на рынок нужное количество долларов – десятки триллионов.

В результате мировая финансовая система будет парализована, начнется гиперинфляция, экономика США начнет рушиться.

В это время Штаты могут быть реформированы и разделены на несколько государств (к этому все идет), что исключит ответственность Америки за мировой финансовый кризис. Нет государства – нет проблемы.

И в этот момент должна быть заявлена другая резервная валюта в одном из новых американских государств, к которому также отойдет управление ФРС и всей армией бывших США.

Поскольку почти все финансовые институты находятся в США, на признание новой валюты и новых условий работы на мировом валютном рынке пойдет большинство стран планеты во главе с Японией и Европой.

Вот так может быть обнулен госдолг Соединенных Штатов, как вариант. Естественно, никто из кредиторов и держателей гособлигаций Америки своих денег не получит по номиналу – в лучшем случае вернется пара центов с каждого доллара.

А как вы думаете, к чему приведет увеличивающийся госдолг США, и когда это закончится?

Почему растет госдолг США?

Здесь все довольно просто — в США с начала 1980-х существует постоянный бюджетный дефицит. Начиная с этого времени лишь на коротком отрезке 1998-2001 годов стране удавалось избежать негативного баланса. Именно эти годы появляются не случайно — это пиковые года пузыря доткомов, когда американский рынок акций и особенно индекс NASDAQ росли невиданными темпами, давая огромный доход и привлекая миллиардные инвестиции.

Однако вслед за взлетом последовали три года отрицательной доходности рынка, а через несколько лет случился мировой кризис 2008 года. Так что уменьшение дефицита видится реальным лишь с помощью поднятия налогов или при сокращении расходов, что вызовет недовольство населения. Учитывая рекордно низкую популярность нынешнего президента, сложно предположить такой шаг с его стороны.

Вместе с тем для кредитора важна его репутация. К примеру, ряд небольших стран с нестабильной и зависимой от сырья экономикой имеет очень маленький внешний долг не в силу разумных действий правительства, а в силу того, что им из-за высоких рисков просто крайне нелегко получить кредит. США же всегда могут найти вариант займа у какого-то государства, чтобы покрыть свой долг перед другим.

В качестве аналогии можно привести внутренние Займы Свободы в 1917-19 годах — первые выпуски раскупались неохотно и правительство США (помимо мощной рекламной компании) увеличило ставки по последующим займам, повысив их привлекательность. Т.е. пообещай немного больше — и получишь новый займ, отложив проблему «на потом». Со своими гражданами по Займу Свободы США тем не менее рассчитались, хотя девальвация доллара к золоту 1933 года привела к заметным потерям в реальной стоимости по одному из выпусков.

Может быть некоторые помнят, что летом 2011 года Барак Обама обсуждал возможность технического дефолта страны, поскольку госдолг США подошел к установленному в то время лимиту. Страна оказалась перед выбором — либо объявить себя банкротом в отношении внешних долгов, либо повысить планку госдолга.

Нетрудно понять, какой вариант был выбран — лимит был повышен на 2.1 трлн. $. К тому же имея возможность неограниченной эмиссии долларов США оставляют для себя дополнительный путь к отступлению — впрочем, чреватый повышенной инфляцией, так что бездумно использовать его не будет даже Трамп.

Рост госдолга – хорошо или плохо?

Наращивание госдолга в 2021 году – судя по всему, единственно возможный вариант. Государство должно преодолеть последствия кризиса, оплатить огромные расходы на здравоохранение, да и национальные проекты никто не отменял. К тому же ожидается, что вскоре власти введут новые меры социальной поддержки, которые потребуют дополнительных бюджетных расходов.

Поэтому министр финансов Антон Силуанов считает, что увеличение госдолга – мера вынужденная. Да и уровень в 20% от ВВП – совершенно не опасен, при этом дополнительные деньги пойдут на поддержку населения и экономики. Правда, такой уровень госдолга возвращает Россию к ситуации 2004 года – именно тогда долги государства находились на таком уровне.

Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина так не считает. По ее мнению, любое наращивание госдолга – явление нежелательное. Она напоминала Минфину что брать в долг на развитие можно только в ограниченном объеме. А все страны, которые переставали следить за госдолгом, в итоге получили огромные проблемы. Кстати, Центробанк не так давно выступал против продления программы льготной ипотеки, а еще раньше ограничивал потребительское кредитование и предупреждал о новом пузыре.

Но на чьей стороне правда? Независимые аналитики считают, что пока все же прав Минфин. Большинство стран в кризис наращивает госдолг, и делают они это в куда больших масштабах, чем Россия. Например, развивающиеся страны в течение 2021 года увеличат госдолг более чем на 10% в среднем, тогда как долги России вырастут всего на 6,4 процентных пункта к ВВП. А недавно Антон Силуанов рассказал, что госдолг может вырасти еще меньше – если государство использует остатки бюджетных средств с прошлого года.

То есть, российский госдолг растет медленнее, чем долги других стран, и при нынешнем своем значении не угрожает финансовой стабильности страны. Тем не менее, экономисты предупреждают – увеличивать госдолг и дальше может быть чревато проблемами:

  • риск возможных санкций. Если западные страны введут ограничения касательно российского долга, инвесторы могут предъявить все скупленные облигации к оплате. И тогда оплачивать их придется за счет ФНБ, иначе котировки российских облигаций упадут так сильно, что потянут за собой рубль;
  • государство вынуждено конкурировать с частным сектором за деньги инвесторов. Конкуренция на долговом рынке означает, что эмитенты ценных бумаг готовы давать более высокие проценты по ним – то есть, бюджет несет повышенные расходы по процентам. А еще все деньги концентрируются в руках государства, и частному сектору их остается недостаточно. В итоге деньги инвесторов «проедаются», а не работают в реальном секторе экономики;
  • более серьезное наращивание госдолга грозит проблемами с долговой устойчивостью. Как отмечает Оксана Васильева, 20% от ВВП – это действительно невысокий долг, но уже при долге в сумме 40-50% ВВП начинается критический уровень долговой зависимости;
  • наращивание долгов не снимает проблему бюджетного дефицита, а только усугубляет ее, считает публицист Андрей Паршев. По его словам, государству рано или поздно все равно придется прибегнуть к эмиссии денег, чтобы расплатиться по долгам – что отразится на ценах.

Таким образом, наращивать госдолг можно, но только не очень активно (не доводить его до 50% от ВВП и выше), не забывая при этом искать более адекватные способы покрыть бюджетный дефицит. Например, вместо роста долгов можно сократить некоторые бюджетные расходы, а еще более тщательно контролировать налогоплательщиков и таможенные операции – чтобы получить больше доходов.

Но все же в сложившейся ситуации рост госдолга никак не мешает России – привлеченные деньги все равно пойдут на выплаты бизнесу (льготные кредиты и субсидии) и населению (пособия и другие виды социальной помощи). При этом выплаченные населению деньги в конечном счете получит бизнес – ведь пособия получают в основном малообеспеченные семьи, которые вскоре тратят деньги на продукты и другие товары.

Из чего состоит госдолг США

Госдолг Соединенных Штатов Америки, как и госдолг любой другой страны, состоит из внутриправительственного и внешнего.

В первом случае страна практически занимает деньги у себя: у государственных пенсионных фондов, у Целевого фонда социального страхования и других госслужб. Размер задолженности приближается к 6 триллионам долларов.

Во втором случае США берут в долг у иностранных государств, у своих штатов, у частных лиц, корпораций и Федеральной резервной системы. Все же американские облигации популярны на открытом рынке. Охотнее всего в долг США дает Китай. Он владеет уже более 1,2 триллиона казначейских бумаг.

Доходность облигаций низкая, всего 2,68% годовых за долгосрочные обязательства. Однако все оправдывается надежностью бумаг – их всегда можно продать без больших потерь.

Depositphotos

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *