Почему россия вернула долги ссср

2017: Задолженность стран перед РФ $27 млрд

Всего на сентябрь 2019 года 17 стран мира являются должниками России с общей суммой долга в почти 27 млрд долларов.

Крупнейшие должники России на сентябрь 2019 г

На первом месте Белоруссия с 7.6 млрд долларов, Украина и Венесуэла с 3.7 и 3.5 млрд, Куба 3.2 а так же Бангладеш 2 млрд.

Согласно данным Федерального казначейства по исполнению бюджета, заемщики выплатили в 2019 году 250 миллиардов рублей, в то время как Москва дала в долг 215 миллиардов рублей. В последний раз положительная разница отмечалась в 2010 году, когда России вернули 53 миллиарда рублей, а она предоставила в долг 14 миллиардов рублей. Кроме того, в 2019 году сумма погашенных долгов стала рекордной за десятилетие. Предыдущий рекорд отмечался в 2018 году, тогда в бюджет было возвращено 133 миллиарда рублей.

Всего с 2010 года Россия выдала займы другим странам на 1,3 триллиона рублей, из которых вернула 800 миллиардов рублей.

Как пояснил в начале 2020 года заместитель министра финансов Сергей Сторчак, рост погашений обусловлен наступлением сроков оплаты для пяти–шести государств. Всего другие страны должны России около 35 миллиардов долларов. При этом крупнейшим должником является Белоруссия. Эксперты считают, что причиной возвращения долгов стало ужесточение требований к заемщикам, а также обострение геополитической обстановки.

Значение изменения госдолга для граждан

Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.

  1. Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
  2. Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
  3. Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
  4. В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
  5. При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.

Африка – более 20 млрд долларов

Долги перед СССР имели многие страны африканского континента:

  • Бенин;
  • Танзания;
  • Сьерра-Леоне;
  • Гвинея-Бисау;
  • Чад;
  • Буркина-Фасо;
  • Экваториальная Гвинея;
  • Мозамбик;
  • Алжир;
  • Эфиопия.

В июне 1999 года наша страна простила им до 90% долга. Россия стала членом Парижского клуба кредиторов. Политический статус требовал широких жестов. Не всем странам так просто списали долг: Алжир, например, обязан был закупить в нашей стране на сумму долга (4,7 млрд долларов) промышленные товары. Фактически за наши же деньги мы продали наши же товары. Официальная версия такова, что многие страны и так не могли с нами рассчитаться. Мол, что с них взять? Однако не все страны, которым мы простили, такие «бедные и несчастные».

Что госдолг несет жителям страны?

Госдолг напрямую не влияет на жизнь в стране. Пенсионерам и получателям пособий безразлично, за чей счет они получают выплаты – из налогов или заемных денег. Конечно, слишком большой рост долга в итоге ведет страну к дефолту, обрушению экономики и национальной валюты, но России это пока не грозит. Госдолг косвенно влияет на курс рубля, но это разница в 1-2 рубля на курсе доллара.

При этом госдолг несет гражданам страны и весьма интересные бонусы – а именно, возможность подзаработать. Например, Владимир Красильников из консалтинговой компании Rights Business Standard говорит, что американские казначейские обязательства долгие годы считались хорошим вариантом вложения средств. Но сейчас в США госдолг доходит до предельной границы и по правительственным бумагам появляются риски дефолта. Правда, дефолт США – понятие все же гипотетическое.

А в России облигации федерального займа – один из самых интересных вариантов инвестирования. По ним можно получить доходность выше ставки по банковским вкладам, но и это не главное. Главное – то, что ОФЗ можно покупать на индивидуальные инвестиционные счета и потом получать вычет в размере 13% от стоимости купленных бумаг

Важно лишь, чтобы средства провели на ИИС как минимум 3 года

Купить обычные ОФЗ с постоянным доходом напрямую россияне не могут – это делают банки или инвестиционные компании. Но можно купить такие облигации на ИИС или на брокерский счет. Что с ними делать дальше – каждый решает сам. Например, ОФЗ можно продать через 3 года, или продержать их до погашения, получая купонный доход.

Средние ставки по ОФЗ-ПД сейчас примерно такие:

  • со сроком обращения 3 года – 5,3% годовых;
  • со сроком обращения 5 лет – 4,5% годовых;
  • со сроком обращения 8 лет – 5,7% годовых;
  • со сроком обращения 10 лет – 7,65% годовых;
  • со сроком обращения 15 лет – 5,68% годовых;
  • со сроком обращения 20 лет – 7,7% годовых.

Фактическая доходность по облигации будет чуть меньше: купить ее можно только с премией к номиналу (например, за 1075 рублей при номинале в 1000 рублей), а купонный доход рассчитывается от номинала. Но если с течением времени средние ставки по рынку снизятся, ОФЗ с более высокой доходностью вырастет в цене – тогда совсем необязательно ждать даты погашения облигации, ее можно продать через брокера по рыночной цене.

А не так давно Минфин запустил еще более простой инструмент – так называемые «народные» облигации, их так и назвали: ОФЗ-н. Такие облигации продаются только физлицам напрямую через банки. Номинал тот же (1000 рублей), срок – 3 года, выплата купонного дохода – раз в полгода. Ставка по ОФЗ-н в среднем выше, чем по ОФЗ-ПД. Например, если продержать такую облигацию все 3 года, среднегодовая доходность составит 6,41% – по трехлетней ОФЗ-ПД ставка на процентный пункт ниже.

Но главный минус в том, что «народные» облигации нельзя покупать на ИИС (нельзя получить вычет в 13%), а продавать их можно только обратно в банк, который их продал. Однако этот вид облигаций защищен государством, а выплаты гарантированы.

Так что «домашние» инвесторы могут выбирать между более сложным механизмом ОФЗ+ИИС (что даст более 10% годовых) и более простыми ОФЗ-н с более низким доходом.

Что такое внешний долг и что он в себя включает

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

Пополняется бюджет за счет:

  • налоговых поступлений;
  • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
  • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
  • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

Почему вся эта нагрузка легла на Россию? В СССР входили 15 ныне независимых государств, почему бы не разделить обязательства?

Изначально план был примерно таким: в октябре 1991 года Комитет по оперативному управлению народным хозяйством при Правительстве СССР подписал Меморандум о взаимопонимании, в котором заявил о солидарной ответственности суверенных республик по долгу бывшего СССР. Далее следовал Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, который был подписан в Москве 4 декабря 1991 г. Обязательства распределили пропорционально экономической силе республик на момент распада Союза — России как будущей преемнице СССР досталась доля 61,34% долга, а доля Киргизии, Таджикистана, Армении, Туркменистана и Эстонии составляла менее 1% для каждого. В такой же пропорции должны были разделиться активы бывшего Союза — как на его территории, так и за рубежом.

Республика Сумма долга (в процентах)
Россия (РСФСР) 61,34
Украина 16,37
Беларусь 4,13
Узбекистан 3,27
Казахстан 3,86
Грузия 1,62
Азербайджан 1,64
Литва 1,41
Молдавия 1,29
Латвия 1,14
Киргизия 0,95
Таджикистан 0,82
Армения 0,86
Туркменистан 0,70
Эстония 0,62
Итого 100

Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР. Сделка получила название «нулевой вариант». Так России достался весь внешний долг в размере $96,6 млрд. В эту сумму входили займы у других стран и коммерческие обязательства перед участниками Лондонского клуба кредиторов, держателями облигаций ВЭБа и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Распад СССР в таблицах:

Союзная республика Провозглашение суверенитета Провозглашение независимости Независимость де-юре
Эстонская ССР 16 ноября 1988 г. 20 августа 1991 г.

6 сентября 1991 г. ***
Латвийская ССР 28 июля 1989 г. 21 августа 1991 г.

Литовская ССР 18 апреля 1989 г. 11 марта 1990 г.

Грузинская ССР 26 мая 1990 г. 9 апреля 1991 г.

26 декабря 1991 г.

РСФСР 12 июня 1990 г. *
Молдавская ССР 23 июня 1990 г. 27 августа 1991 г.
Украинская ССР 16 июля 1990 г. 24 августа 1991 г.

Белорусская ССР 27 июля 1990 г. **
Туркменская ССР 22 августа 1990 г. 27 октября 1991 г.
Армянская ССР 24 августа 1990 г. 23 сентября 1991 г.

Таджикская ССР 24 августа 1990 г. 9 сентября 1991 г.
Киргизская ССР 15 декабря 1990 г. 31 августа 1991 г.
Казахская ССР 25 октября 1990 г. 16 декабря 1991 г.
Узбекская ССР 20 июня 1990 г. 31 августа 1991 г.
Азербайджанская ССР 18 октября 1991 г. 30 августа 1991 г.

Примечания

* 12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР денонсирует договор об образовании СССР.** 25 августа 1991 г. декларации о суверенитете Белорусской ССР придан статус конституционного закона.1.

  1. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № 1-ГС «О признании независимости Литовской Республики»
  2. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № 2-ГС «О признании независимости Латвийской Республики»
  3. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № 3-ГС «О признании независимости Эстонской Республики»

2. Провозглашение восстановления независимости.3. 8 декабря 1991 г. главы государств-основателей СССР подписали Беловежское соглашение, объявлявшее о прекращении существования Союза ССР и создании организации СНГ. Оно было ратифицировано Верховными Советами государств.*** Последняя сессия Верховного Совета СССР.

Изменение наименования государства
Государство Новое название Дата изменения
СССР —*
Эстонская ССР Республика Эстония 8 мая 1990 г.
Латвийская ССР Республика Латвия 4 мая 1990 г.
Литовская ССР Литовская Республика 11 марта 1990 г.
Грузинская ССР Республика Грузия 14 ноября 1990 г.
РСФСР Российская Федерация 25 декабря 1991 г.*
Молдавская ССР Республика Молдова 23 мая 1991 г.
Украинская ССР Украина 17 сентября 1991 г.
Белорусская ССР Республика Беларусь 19 сентября 1991 г.
Туркменская ССР Туркменистан 27 октября 1991 г.
Армянская ССР Республика Армения 23 августа 1990 г.
Таджикская ССР Республика Таджикистан 9 сентября 1991
Киргизская ССР Республика Киргизия 12 декабря 1990 г.
Казахская ССР Республика Казахстан 10 декабря 1991 г.
Узбекская ССР Узбекская Республика 31 августа 1991 г.
Азербайджанская ССР Азербайджанская Республика 19 ноября 1990 г.
Примечания

* Во время войны законов (парада
суверенитетов) планировалась трансформация фактически унитарного
государства в советскую федерацию; предпологаемое название — Союз
суверенных государств (ССГ).

** Переименование государства было
закреплено в конституции России 1978 года в мае 1992 года

Постсоветская конституция
Республика Свободные выборы в Верховный Совет Большинство мест в Верховном Совете Дата принятия Окончание действия Верховного Совета
СССР 26 марта 1989 *   

26 декабря 1991 г.
(5 сентября 1991 г.)

Эстонская ССР 18 марта 1990 г. Народный фронт 1992 1992
Латвийская ССР 18 марта 1990 г. Народный фронт 1993 1993
Литовская ССР 24 февраля 1990 г. Саюдис 1992 1991
Грузинская ССР 28 октября 1990 г. блок «Круглый стол – свободная Грузия» 1991* (1995) 1992
РСФСР 4 марта 1990 г. * блок «Демократическая Россия» 1993 4 октября 1993 г.
Молдавская ССР 25 февраля 1990 г.   27 августа 1994 г. 1991
Украинская ССР 4 марта 1990 г.   28 июня 1996 г. —**
Белорусская ССР 4 марта 1990 г.   15 марта 1994 г. 27 ноября 1996
Туркменская ССР     18 мая 1992 г. 1992
Армянская ССР     5 июня 1995 г. 1995
Таджикская ССР весна 1990 г.   6 ноября 1994 г. 1994
Киргизская ССР     5 мая 1993 г. —**
Казахская ССР     30 августа 1995 г. 11–17 марта 1995
Узбекская ССР     8 декабря 1992 г. 1993
Азербайджанская ССР     12 ноября 1995 г. 1992
Примечания

* Выборы народных депутатов, из которых формировался Верховный Совет

** Действует до сих пор под национальным названием.

Главой союзной республики являлся председатель республиканского Верховного Совета. Руководящими функциями также обладала республиканская компартия (в РСФСР — КПСС). Во время перестроечного реформирования высших органов власти, после введения поста президента СССР в республиках (и автономиях) также вводятся посты президента.
В августе 1991 года, после попытки смещения Горбачева и ареста членов правительства СССР, входивших в ГКЧП, последовал запрет/приостановление деятельности республиканских компартий, утвержденные Верховными Советами республик.

Великая Отечественная война История

Зачем это делают

Все-таки многих граждан интересует, чем обусловлены столь странные действия Правительства РФ, если эти средства можно было бы направить на улучшение условий проживания самих россиян. Однако практика показывает, что если государство попросту не способно отвечать по своим обязательствам, то наиболее предпочтительным вариантом выступает прощение долгов. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся безвозмездность, при приближенном рассмотрении дела обстоят несколько иначе.

К примеру, все те списанные суммы для стран СНГ и Африки предполагают проявление политической и экономической благосклонности от должников. Так, Россия своими действиями добилась возможности открытия собственного рынка в данных государствах. Кроме того, очевидны скрытые намерения – все же не вся информация о соглашениях становится достоянием общественности.

Итак, хоть сами россияне не приветствуют долги, прощенные Россией, но стоит понимать, что очень сложно получить вложения обратно. Поэтому следует довольствоваться иными механизмами расплаты.

Почему растет госдолг?

Как и во всех остальных странах, государственный долг России начал расти на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса. На систему здравоохранения, поддержку населения и бизнеса государство потратило большие деньги, а доходы бюджета резко сократились из-за того, что бизнес ушел на вынужденный простой. Соответственно, в бюджете быстро образовался дефицит. К тому же на бюджете сильно отразилась дешевая нефть и низкий спрос на газ в прошлом году.

Вообще же госдолг, как говорит доцент Финансового университета Оксана Васильева – это сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом профицитов. При этом профицит по итогам года за последние 15 лет образовывался 6 раз, а дефицит – 9 раз. Так, бюджет «в плюс» сводили в 2006-2008 годы, затем в 2011-м, а потом в 2018-2019 годы. Так, только за 2018-2019 годы профицит в сумме составил 4,7 триллиона рублей, а на следующие годы снова планировался профицит (который постепенно сводили бы в ноль). Но этого не произошло – мало того, что в 2020-м были использованы излишки прошлых лет, так еще и сформировался новый дефицит в 4,1 триллиона рублей.

Минфин специально сводил бюджет на 2021 год так, чтобы в итоге получился минус – иначе было нельзя. Ведь сокращать меры поддержки населения и бизнеса государство не может, а повышать налоги в период кризиса – не лучшая идея.

А еще есть другая проблем – даже если бюджет получит запланированную сумму налогов, это произойдет в конце месяца, квартала или года, но платить зарплаты и пенсии нужно каждый месяц, причем в начале. Соответственно, в бюджете возникает кассовый разрыв – бюджет получит деньги через месяц, но выплатить их нужно уже сейчас. Чтобы можно было профинансировать все расходы, государство занимает деньги.

В результате было решено, что государство займет в 2021 году займет внутри страны 3,7 триллиона рублей, а с учетом возврата долгов прошлых лет выйдет на триллион меньше. Более того, занимать деньги государство продолжит и дальше:

  • в 2021 году госдолг вырастет до 20,4% ВВП;
  • в 2022-м – до 20,8% от ВВП;
  • в 2023-м – до 21,4% от ВВП.

Минфин периодически устраивает аукционы по размещению ОФЗ – чем выше спрос на них, тем более низкую доходность предлагает эмитент. Например, 10 февраля 2021 года Минфин разместил на аукционе 10-летние облигации на сумму 28,9 миллиардов рублей. Учитывая, что спрос был почти вдвое больше, Минфин продал бумаги почти по полной цене (96,53% от номинала), а инвесторы получат по этим бумагам постоянный доход в размере 6,47% годовых.

Покупают ОФЗ преимущественно банки, но через брокеров это может делать кто угодно – даже иностранцы (на них приходится треть купленных ОФЗ). Пока спрос на ОФЗ держится высокий, и у Минфина нет поводов для беспокойства – практически на каждом аукционе спрос оказывается выше предложения. В результате у государства оказывается достаточно денег, чтобы профинансировать все расходы из бюджета. Но даже если спрос снизится, продать облигации все равно будет возможно – пусть и с более высокой скидкой к номиналу бумаг.

Подготовительный этап по распаду СССР

В начале апреля 1981 года директор ЦРУ У. Кейси отправился на ближний восток и в Европу. Кейси должен был решить 2 проблемы: снижение цен на нефть и усиление сопротивления в Афганистане. Поэтому Кейси посетил Египет (поставщик оружия для афганских моджахедов). Тут Кейси заявил президенту Мохаммеду Анвару ас-Садату (другу ЦРУ), что оружие, которое Египет поставляет афганским моджахедам, – это лом! С ним СССР не победить, и предложил финансовую помощь для того, чтобы начались поставки современного оружия. Однако Садату было не суждено выполнить указания шефа ЦРУ, т.к. через 6 месяцев он был застрелен. Но США все же удалось поставить афганским моджахедам оружие на сумму 8 млрд. долларов!!! Так у моджахедов появились первый ЗРК «Стингер». Это самая крупная тайная операция со времен 2-ой мировой войны.

Далее шеф ЦРУ посетил Саудовскую Аравию. Аналитический отдел ЦРУ подсчитал, что если цены на нефть на мировом рынке упадут всего на 1 доллар, то СССР потеряет от 500 млн. до 1 млрд. долларов в год. Взамен Кейси пообещал шейху защиту от возможных революций, защиту членам семьи, поставки вооружения, гарантировал неприкосновенность личных вкладов в банках США. Шейх согласился с предложением, и добыча нефти в Саудовской Аравии резко подскочила вверх. Так в 1986 году потери СССР от падения цен на нефть составили 13 млрд. долларов. Специалисты уже тогда поняли, что никакого рывка и перестройки Горбачеву не удастся выполнить. Для модернизации требовалось 50 млрд. долларов, их-то и отобрал у СССР план NSDD.
Так же Кейси удалось уговорить шейха в тайном участии Саудовской Аравии в афганской войне и усилении саудовцами афганских моджахедов. На деньги шейха был в свое время рекрутирован скромный владелец строительной фирмы – Усама бен Ладен (террорист № 1 в мире).

После Саудовской Аравии шеф ЦРУ посетил Израиль. Первые пункты уже начали работать, следующий этап по распаду СССР – это информационная и психологическая война, без которого развала СССР могло бы и не быть. По замыслу Кейси израильская разведка моссад должна была сыграть решающую роль. Кейси предложил Израилю воспользоваться американскими спутниками шпионами для получения информации об атомных объектах Ирака, а так же материалы по Сирии. В ответ Израиль открыл для ЦРУ часть своей резидентуры в СССР. Каналы были налажены.

Российский госдолг растет, но насколько быстро?

В консервативном российском обществе любые долги воспринимаются негативно – это кредитная кабала, из которой выбраться невозможно (и в которую по жизни попадают жители большинства западных стран). Тем не менее, в последние годы ипотечные кредиты стали восприниматься в обществе гораздо лучше – кредит оказался выгоднее аренды, да и с самыми невыгодными микрозаймами начал бороться Центробанк. Однако, когда речь заходит о государственном долге, понять это становится сложно – ведь зачем России занимать (и платить за это проценты), если у страны есть огромные резервы в ФНБ?

Масла в огонь подливает свежая статистика – в конце февраля Счетная палата отчиталась о размере госдолга страны и его движении в течение 2020 года. Как оказалось, за год долги выросли почти на 40% и составили около 19 триллионов рублей. Это 17,8% от суммы ВВП, а еще примерно соответствует доходной части бюджета. Другими словами, Россия задолжала примерно столько же, сколько за год получает федеральный бюджет.

Много это или мало? Если сравнивать с госдолгом некоторых других стран – то не очень много, например, у Японии госдолг составляет 227% от ВВП, в США – почти 127%, в среднем по еврозоне – 120% от ВВП. С другой стороны, такую вещь, как внешний госдолг можно рассмотреть в динамике:

Как можно заметить, госдолг России за последние несколько лет находится примерно на одном уровне, иногда даже снижаясь (правда, в рублевом эквиваленте с 2014 года он вырос фактически вдвое).

Вот откуда образовались эти цифры:

  • 70,1% – еврооблигационные займы. Это деньги, привлеченные Россией по облигациям, выпущенным не в рублях (чаще в долларах и в евро);
  • 29,1% – предоставленные Россией государственные гарантии в иностранной валюте;
  • 0,7% – задолженность перед другими государствами (которые не входят в Парижский клуб кредиторов).

То есть, Россия привлекает деньги по облигациям, а также гарантирует исполнение обязательств некоторых должников. Для сравнения, внутренний госдолг практически на все 100% состоит из облигаций федерального займа (и более половины от суммы – это ОФЗ с постоянным доходом).

Внутри России деньги государству одалживают все, кто имеет доступ к ОФЗ – это и население, и банки, и негосударственные пенсионные фонды, и паевые инвестиционные фонды, и многие другие инвесторы (и даже иностранцы – но долг все равно считается внутренним). Учитывая, что государство – достаточно надежный заемщик, а доходность по ОФЗ может быть выше ставок по вкладам, это действительно популярный формат сбережений.

При этом, что важно, Россия еще в 2019 году имела отрицательный чистый госдолг, что для развивающихся стран считается редким явлением. Это означает, что сумма резервов (международные, они же – золотовалютные резервы) была выше, чем сумма государственного долга

Но с началом пандемии долгов у государства снова стало больше, чем ликвидных активов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *