Кто главнее в германии: президент или канцлер?
Содержание:
- История
- Права и полномочия должности
- Президент Германии
- Значение слова
- Есть ли в Германии президент
- Руководители канцелярии
- История должности
- Сравнения
- Пост немецкого канцлера
- Действующий президент Германии
- Президенты Германии – список президентов по порядку их правления
- Не друг ты нам
- Функции и компетенция
- Порядок избрания
- Депутат в монархическом федеративном государстве 1867–1918 гг.
- История должности
История
Дворец Шаумбург , здание канцелярии в Бонне
Канцелярия в Берлине, вид из Рейхстага
Когда в 1867 году была создана Северо-Германская Конфедерация , в конституции упоминалось только Bundeskanzler в качестве ответственного должностного лица. Не было коллегиального правительства с министрами. Федеральный канцлер Отто фон Бисмарк вначале только учредил Bundeskanzleramt в качестве своего офиса. Это было единственное «министерство» в стране, пока в начале 1870 года министерство иностранных дел Пруссии не стало министерством иностранных дел Северной Германии. В этом случае Bundeskanzleramt уступил некоторые задачи министерству иностранных дел.
Reichskanzleramt
Когда Северо-Германская Конфедерация стала Германской империей в 1871 году, Bundeskanzleramt был переименован в Reichskanzleramt . Первоначально он располагался во Дворце Радзивиллов (также известном как Reichskanzlerpalais ), первоначально построенном князем Антонием Радзивиллом на Вильгельмштрассе 77 в Берлине. Все больше и больше имперских офисов отделялись от Reichskanzleramt, например, Reichsjustizamt (Управление национального правосудия) в 1877 году. То, что осталось от Reichskanzleramt, превратилось в 1879 году в Reichsamt des Innern (домашний офис).
Reichskanzlei
В 1878 году императорский канцлер Бисмарк создал новую канцелярию для дел канцлера, Reichskanzlei . Свое название он сохранил на протяжении многих лет, в том числе в республике с 1919 года. В 1938–39 было построено здание Neue Reichskanzlei (Новая имперская канцелярия), спроектированное Альбертом Шпеером ; его главный вход находился на Voßstraße 6, а здание занимало всю северную сторону улицы. Он был поврежден во время Второй мировой войны, а затем разрушен советскими оккупационными войсками.
Ночной вид на Bundeskanzleramt
Пресс-конференция федерального канцлера Ангелы Меркель и вид на здание Рейхстага
Bundeskanzleramt
В 1949 году была создана Федеративная Республика. Бонн стал временной столицей. Федеральный канцлер Конрад Аденауэр использовал Музей Кёнига в течение первых двух месяцев, а затем переместил Bundeskanzleramt во Дворец Шаумбург, пока в 1976 году не было завершено строительство нового здания Канцелярии. Новое здание Канцелярии Западной Германии представляло собой черную структуру, выполненную в международном стиле в скромном стиле. пример модернизма.
В 1999 году штаб-квартира Федеральной канцелярии была перенесена из Бонна в Берлин в соответствии с Законом Берлин-Бонн , сначала в Staatsratsgebäude , а затем в 2001 году в новое здание на Шпреебоген ; с 2001 года второстепенной резиденцией Федерального канцелярии является Дворец Шаумбург . Отдельное здание Kanzlerbungalow служило частной резиденцией канцлера и его семьи с 1964 по 1999 год.
Права и полномочия должности
Конституция Германии 1949 г. (Основной закон ФРГ) наделяет бундесканцлера широкими правами и полномочиями для проведения государственной политики, из-за чего германскую политическую систему называют «канцлерской демократией». Человек, занимающий этот пост, выполняет такие функции:
- формирует кабинет министров, внося на рассмотрение президенту предложения о назначении (увольнении) министров;
- возглавляет кабинет министров и ведет его заседания;
- устанавливает директивные указания, принимает постановления, создает проекты законов;
- определяет цели внутренней, внешней политики и пути их реализации;
- организует правительственную деятельность в соответствии с правилами, принятыми кабинетом министров и утвержденными президентом;
- может быть лидером партии (или коалиции партий), занимающей большинство мест в парламенте;
- соблюдает соглашения, достигнутые с партнерами по коалиции;
- назначает заместителя (вице-канцлера). В коалиционном правительстве на эту должность обычно выдвигается член партии партнера по коалиции;
- в состоянии обороны страны становится верховным главнокомандующим вооруженными силами Германии;
- ставит бундестагу вопрос о доверии («вотум доверия»). Если это предложение не поддержала большая часть депутатов, президент может решить распустить парламент.
Немецкий парламент (бундестаг)
Бундесканцлер избирается каждые 4 года немецким парламентом. Его кандидатура выдвигается президентом. В период срока правления вместе со всем кабинетом министров может быть отстранен от должности по процедуре «конструктивного вотума недоверия», т. е. путем проведения в парламенте выборов его преемника.
Президент Германии
Как и в любом европейском государстве, президент Германии является главой страны. Впервые в 1949 году приняли решение об избрании президента, после официального слияния ФРГ и ГДР, вследствие чего была создана общая для всей страны западногерманская система политического правления.
С целью проведения выборов президента в Германии формируется Федеральное собрание, участниками которого являются депутаты парламента (бундестага) и отдельные представители (делегаты) некоторых земель, выбираемые для этого непосредственно земельными парламентами. Выборы осуществляются путем общего голосования сформированного собрания, а президентом становится кандидат, набравший большее число голосов. Вновь избранный федеральный президент будет возглавлять государство в течение 5 лет с правом переизбрания не более 1 раза.
Чтобы стать кандидатом в президенты Германии нужно соответствовать таким критериям:
- возраст баллотирующегося должен быть более 40 лет;
- необходимо иметь гражданство Германии;
- гражданин должен обладать правом избираться в депутаты бундестага.
Обратите внимание! Стать главой государства может любой гражданин Германии, независимо от своих политических взглядов. После выборов Президент приносит присягу на служение государству во благо народа
После выборов Президент приносит присягу на служение государству во благо народа.
Сразу стоит заметить, что президент в Германии — это формальное должностное лицо, имеющее в большей степени репрезентативную функцию.
К основным должностным обязанностям немецкого президента относятся:
- официальный прием международных представителей;
- посещение дружественных стран мира и участие в международных приемах с целью представления собственного государства;
- подбор главы правительства (канцлера) и представление его перед парламентом;
- принятие присяги от избранного главнокомандующего;
- может стать инициатором роспуска парламента (при невыполнении последним поставленных целей);
- наделен полномочиями назначать и отстранять министров, ранее заявленных канцлером;
- занимается утверждением и отстранением всех федеральных судей, служащих, офицеров и унтер-офицеров;
- заверяет и обнародует принятые законы;
- может использовать право помилования на федеральном уровне (но не амнистировать).
Нужно добавить, что в большинстве случаев, его права назначать и снимать с должностей тоже сугубо формального характера, ведь предварительно принятие решений осуществляется другими органами власти неподконтрольными президентскому влиянию.
Действующим президентом Германии сегодня является Франк-Вальтер Штайнмайер, занявший свой пост с 19.03.2017 года.
Значение слова
Термин «канцлер» происходит от латинского слова сancellarius («секретарь», от cancelli – «ригель») и немецкого kanzler. В зависимости от контекста, в нынешнее время термин может иметь следующие значения:
- Глава правительства (преимущественно в немецкоязычных странах, включая Австрию; аналог премьер-министра);
- Председатель внешнеполитического ведомства (аналог министра иностранных дел; в Дании, России);
- Председатель юридического ведомства (аналог министра юстиции; в Финляндии, Швеции, Великобритании (лорд-канцлер), США);
- Председатель финансово-экономического ведомства (аналог министра экономики или финансов; в Великобритании (канцлер казначейства));
- Руководитель (ректор) университета.
Себастьян Курц, федеральный канцлер Австрии с 2017 г.
Есть ли в Германии президент
Вне всякого сомнения, поскольку современное политическое устройство Федеративной Республики Германии, существующее в нынешнем виде с 1949 года, предусматривает наличие поста федерального президента, главы немецкого государства, избираемого Федеральным собранием – государственным органом, собираемым из депутатов Бундестага и земельных парламентов специально для этой цели.
С 1994 года официальной резиденцией президента Германии является дворец Бельвю в северной части знаменитого берлинского парка Тиргартен в центральном столичном административном округе Митте. Во время реконструкции дворца Бельви, завершившейся только в конце 2005 года в качестве резиденции федерального президента использовался дворец Шарлоттенбург в административном округе Шарлоттенбург-Вильмерсдорф Берлина.
Для справки: с 1957 года до объединения двух немецких государств в 1990 году дворец Бельвю имел неофициальный, исключительно символический статус запасной резиденции федерального президента (т.е. главы именно ФРГ, а не тогдашней ГДР), с явным намёком на возможное будущее воссоединение некогда искусственно разделённых войной и последующей оккупацией их страны союзными войсками немцев из ФРГ и ГДР. Всё это время старинный дворец использовался в том числе в качестве концертной площадки.
Руководители канцелярии
Руководители канцелярии Германии ( Chef des Bundeskanzleramts , ChefBK) присутствуют на заседаниях кабинета министров. Они также могут входить в состав кабинета министров, если им также предоставляется должность министра по особым делам ( Minister für besondere Aufgaben ). Их часто называют « канцлерамцминистры » ( министр канцелярии ). В противном случае они имеют звание государственного секретаря (сравнимо с младшим или вице-министром в других странах).
Нынешний глава канцелярии — Хельге Браун .
Обычно ChefBK является очень близким советником канцлера, являясь основным контактом с министрами кабинета. Многие из них сами стали министрами кабинета (с другими портфелями), несколько министров внутренних дел. Франк Вальтер Штайнмайер, который занимал пост министра канцелярии при Шредере (1999-2005), позже был министром иностранных дел (2005-2009 и 2013-2017), кандидатом на пост канцлера (2009), лидером оппозиции (2009-2013) и, в конечном итоге, в основном церемониальная роль федерального президента (2017-).
История должности
Изначально канцлерами были римские судебные чиновники, стоявшие у решетки, отделяющей трибуну судей от публики. Позже они возглавляли императорские канцелярии (письменные отделы). После падения Римской империи последующие правители унаследовали римскую административную практику.
В средние века канцлер возглавлял королевскую канцелярию и архив. Как хранитель государственной печати, используемой для удостоверения подлинности королевских документов, он стал ближайшим помощником монарха, а затем самым влиятельным чиновником. Должность была окончательно упразднена в Австрии (1806 г.), во Франции (1848 г.) и в Испании (1873 г.).
Канцлеры в средние века
В Российской империи канцлер был наивысшим рангом государственной службы, согласно Таблице рангов, и того же ранга, что и фельдмаршал и генерал-адмирал. Только самые выдающиеся чиновники правительства повышались до этой категории (министры иностранных дел Александр Горчаков, Алексей Бестужев-Рюмин). В Германии и Австрии канцлер до сих пор представляет собой высший чин в государстве.
Сравнения
→ Основная статья : Вице-президент США
Как и в Германии, в других странах известны один или несколько заместителей главы правительства. Обычно они также являются министрами с дополнительной ролью представления главы правительства, когда это необходимо. Например, титулы называются вице-премьер-министром в Великобритании , вице-премьером в Нидерландах и Numéro deux du gouvernement français во Франции . Правила для этой функции могут быть самыми разными: для назначения может потребоваться согласие главы государства , назначение не является обязательным, или может быть несколько вице-премьер-министров (например, по одному на каждого партнера по коалиции).
Несмотря на схожее название, немецкий вице — канцлер очень отличается от вице — президента в США
Важно, что вице-президент предназначен не для заместителя, а для его преемника. Всеобщие выборы в президенте , как правило , несколько месяцев вперед
Если он умрет, страна надолго останется без главы правительства без плана преемственности. Вице-президент избирается вместе с президентом, так что он имеет такую же демократическую легитимность. Президент также не может сместить вице-президента. Однако, если вице-президент покидает свой пост преждевременно, президент может назначить нового вице-президента; это должно быть подтверждено обеими палатами съезда .
Более того, по крайней мере, согласно конституции , вице-президент не имеет государственной должности. Президент должен решить, в какой степени вовлекать вице-президента в деятельность правительства. До ХХ века вице-президент даже не мог сидеть за столом кабинета министров. С тех пор должность вице-президента была значительно повышена, и теперь к нему относятся как к члену кабинета министров.
Конституция дает вице-президенту, помимо возможного преемника, только одну задачу, на которой, по крайней мере, действующие лица почти полностью сосредоточились вплоть до 20-го века: он формально председательствует в Сенате , с которым он может и имеет право устанавливать повестку дня. в случае равенства голосов отдать решающий голос. Тем не менее, вице-президент не является членом Сената и не имеет права голоса вне «тупиковой ситуации» . В случае отсутствия временный президент , обычно старший сенатор партии большинства, берет на себя его обязанности, что стало нормой с 1960-х годов. Соответственно, в настоящее время вице-президент остается готовым только к чрезвычайно важным или коротким ситуациям голосования или принимает участие в традиционно важных встречах. Теоретически, однако, он может претендовать на председательство в любое время.
Пост немецкого канцлера
Первые упоминания о канцлерах датируются еще средневековьем. Тогда при феодальных дворах были цеха переписчиков, их глав и называли канцлерами. Официально пост «федерального канцлера» появился впервые еще в 1867 году, такое звание получал председатель правительства Северогерманского Союза, а в Германской империи был рейхсканцлер. При императоре рейхсканцлер не был наделен особыми полномочиями, не мог повлиять на законодательство, а его назначением занимался император, он же им и управлял.
Только начиная с 1918 г. канцлер стал подчиняться парламенту. Причиной для отстранения канцлера могло стать недоверие от рейхстага. Только после прихода к власти Адольфа Гитлера с национал-социалистическими партиями, было принято решение об ограничении в правах федерального президента, и расширились полномочия федерального канцлера.
С настоящего времени на пост канцлера президент самостоятельно выбирает достойного претендента и предлагает его на рассмотрение конгрессменам. Предложенного кандидата могут как одобрить, так и отклонить, объявив вотум. Должность канцлера, по сути, является более низкой в классификации государственных служащих, но его полномочия позволяют ему практически полностью самостоятельно регулировать внутреннюю, так и внешнюю политику Германии. Это, в свою очередь, говорит о более высоком статусе канцлера по отношению к президенту. Поэтому к этому выбору подходят довольно серьезно, ведь канцлер выбирается на четырехлетний срок, и от него напрямую будет зависеть будущее Германии.
Так как по факту канцлер — это глава исполнительной власти в Германии, следовательно, он наделен огромным спектром обязанностей и полномочий:
- Канцлер, согласно закону, наделен правом устанавливать директивы, но при этом должен отвечать за их реализацию;
- Он самостоятельно может определять количество министров необходимых для полноценной работы правительства, выбирать и убирать министров с занимаемой должности, а также обозначать их обязанности (хотя формально, право назначения министров остается у президента);
Обратите внимание! При широте своих полномочий, канцлер не может влиять на деятельность федеральных министров и вмешиваться в процесс принятия ими решений!
- Канцлер самостоятельно выбирает себе заместителя, при этом вице-канцлер может быть однопартийцем канцлера;
- Канцлеру полностью подчинены правительственный пресс-центр, Федеральная разведывательная служба;
- Будучи главой кабинета министров, канцлер влияет на способы ведения внешней и внутренней политики Германии;
- В случае наступления боевых действий, становится главнокомандующим боевых сил страны.
Как видим, власть федерального канцлера весьма велика, следовательно, именно он обладает решающим голосом во многих сферах деятельности государства.
Начиная с ноября 2005 года бессменным канцлером Германии стала Ангела Меркель (первая женщина канцлер), занимающая свой пост уже четвертый срок. Многие по праву считают ее успешным и прагматичным лидером, способным принимать обдуманные решения, принятые на основании реальных фактов. Однако, как заявила канцлер, это ее последний срок, она готова передать бразды правления следующим поколениям.
Действующий президент Германии
С 19 марта 2017 года главой немецкого государства является Франк-Вальтер Штайнмайер, член СДПГ с 1975 года, бывший глава внешнеполитического ведомства и вице-канцлер, бывший же председатель ОБСЕ, доктор права лютеранского вероисповедания.
Биография
Выходец из рабочей семьи, герой этого очерка родился в Северной Рейн-Вестфалии в 1956 году. По завершении гимназического курса юный Франк-Вальтер отправился прямиком в Вооружённые силы Западной Германии – Бундесвер.
Затем был Гиссенский университет, в стенах которого в 1986 году будущий президент страны получил докторскую степень, а после – работа научным сотрудником на одном из факультетов альма-матер, на должности юрисконсульта в государственной канцелярии земли Нижняя Саксония, руководителя личного бюро премьер-министра этой федеральной земли, будущего федерального канцлера Герхарда Шрёдера и так далее.
Венцом карьеры господина Штайнмайера «образца середины 1990-х» стала синекура – статс-секретарская должность в государственной канцелярии, на которой он задержался всего на пару лет.
Политическая карьера
Практически в самом конце 1998 года Штайнмайер занял кресло статс-секретаря – на сей раз уже федерального правительства, на которой он оставался до самой середины 1999 года, после чего перешёл на должность главы ведомства федерального канцлера.
Начало нового этапа в жизни доктора права Штайнмайера было ознаменовано назначением его в 2005 году на пост главы МИД коалиционного правительства ХДС/ХСС-СДПГ, вслед за которой в 2007 году последовало его назначение на пост председателя Совета Европы и в этом же году он занял должность заместителя председателя СДПГ, которую он возглавил уже в следующем году в связи с преждевременным уходом в отставку её прежнего лидера Курта Бека.
В 2009 году кандидатура нашего героя выдвигалась на пост федерального канцлера от возглавляемой им СДПГ, однако тогда СДПГ потерпела оглушительное фиаско во время выборов в Бундестаг, и партия Штайнмайера сразу «включила заднюю», проще говоря, вынужденно покинула правительство. Сам тогдашний лидер партии впоследствии неоднократно и с чисто тевтонским упорством критиковал нынешнего канцлера Ангелу Меркель.
В течение всего 2016 года Штайнмайер возглавлял ОБСЕ, а в конце года был определён ХДС кандидатом на пост федерального президента, после чего немедленно оставил должность главы внешнеполитического ведомства страны.
И наконец в 2017 году Штайнмайер стал федеральным президентом, то есть высшим должностным лицом Германии.
Личная жизнь
Штайнмайер женат на Эльке Бюденбендер – судье по административным делам; он старше своей жены на шесть лет, и у них есть дочь (1994 г.р.).
Франк-Вальтер Штайнмайер с женой
К чести Штайнмайера следует заметить, что, когда в 2010 году его жена перенесла операцию по трансплантации почки, её донором выступил он сам, в связи с чем он на некоторое время вынужден был оставить политику, в которую, впрочем, он вернулся довольно скоро.
В родном ему Детмольде до сих пор живут его отец и мать, а также родной брат Дирк Штайнмайер, которых он навещает не реже нескольких раз в год.
Рост
Судя по фотографиям, запечатлевшим Штайнмайера во время его встреч с международными лидерами, в частности, с президентом России, его рост явно выше среднего, он выше 170 см – роста Владимира Путина.
Сколько лет
Нынешнему федеральному президенту ФРГ 64 года и выглядит он, в принципе, на свои годы, вполне в соответствии со своим биологическим возрастом.
Зарплата
По данным на начало 2013 года официальный должностной оклад федерального президента Германии составлял 217 тыс. евро в год или 18083,33 евро в месяц или же, в пересчёте на рубли по официальному курсу ЦБ России на момент написания данного материала – 1 477 084,37 рубля в месяц.
В марте прошлого года в Рунете были опубликованы сообщения об увеличении должностных окладов федерального канцлера, президента, министров и депутатов Бундестага на 3,09%, из которых следовало, что официальная зарплата федерального президента Германии стала больше на 660 евро. Понятно, что данная цифра не окончательная и что здесь можно говорить только о приблизительной зарплате высшего чиновника немецкого государства.
Президенты Германии – список президентов по порядку их правления
В анналах Новейшей истории Германии с 1948 года насчитывается полтора десятка федеральных президентов, включая нынешнего главу немецкого государства:
К. Арнольд – от ХДС;
К. Арнольд
Т. Хойс – от СДП;
Т. Хойс
К. Г. Любке – от ХДС;
К. Г. Любке
Г. В. Хайнеман – СДП;
Г. В. Хайнеман
В. Шеель – СДП;
В. Шеель
К. В. К. Карстенс – от ХДС;
К. В. К. Карстенс
Р. К. Фрайхерр фон Вайцзеккер – от ХДС;
Р. К. Фрайхерр фон Вайцзеккер
Р. Херцог – от ХДС;
Р. Херцог
Й. Рау – от СДПГ;
Й. Рау
Х. Кёлер – от ХДС;
Х. Кёлер
Й. Бёрнзен – от СДПГ;
Й. Бёрнзен
К. В. В. Вульф – от ХДС;
К. В. В. Вульф
Х. Л. Зеехофер – от ХСС;
Х. Л. Зеехофер
Й. В. Гаук – независимый;
Й. В. Гаук
И, наконец, Ф.-В. Штайнмайер – от СДПГ.
Ф.-В. Штайнмайер
Не друг ты нам
Что касается формирования новой коалиции, опрошенные «Известиями» политологи не исключают, что она приобретет «черно-зеленый» оттенок, то есть будет состоять из ХДС/ХСС и «Зеленых». Заместитель руководителя Института исследования парламентаризма Беньямин Хёне в беседе с «Известиями» выразил мнение, что при таком раскладе сил вопросы внешней политики и безопасности вряд ли станут решающим испытанием для коалиции.
— Тем не менее в отношении России «черно-зеленые», безусловно, займут более критическую позицию, — подчеркнул эксперт.
Анналена Бербок как представитель «зеленого» курса, разумеется, критикует проект «Северный поток – 2». По ее словам, строительство этого газопровода — «серьезная атака на интересы в области безопасности, в том числе восточноевропейских соседей Германии».
Ангела и демоны
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
Кандидат от ХДС Армин Лашет, как отметил в беседе с «Известиями» политолог Александр Камкин, хоть и не считается явным прорусским политиком, все-таки рассматривает российско-германские отношения с точки зрения прагматизма. «То, что я защитник «СП-2», — это новость для меня, но я поддерживаю этот проект и считаю его важным», — заявил недавно политик, отвечая на обвинения журналистов в защите газопровода. Разумеется, Армин Лашет будет поддерживать трансатлантический консенсус, но и не забудет про отношения с Россией. Учитывая, что даже Джо Байден выступил недавно за отмену санкций против «Северного потока – 2», это будет несложно.
— Конечно, нам привычнее и проще иметь дело с большой коалицией ХДС/ХСС или СДПГ, поэтому в случае прихода «Зеленых» сложности в германо-российском диалоге появятся, — заявил в разговоре с «Известиями» политолог Александр Камкин.
По мнению директора социологического института Policy Matters Рихарда Хилмера, во внешней политике серьезных изменений не будет. «Даже если «Зеленые» станут самой сильной партией, они будут нуждаться в ХДС/ХСС или СДПГ в качестве партнера по сотрудничеству», — заявил в беседе с «Известиями» эксперт.
Ангела и демоны
Кандидат от ХДС Армин Лашет
Фото: Global Look Press/Bernd Elmenthaler
От самой дружественной РФ немецкой партии «Альтернатива для Германии» на пост канцлера претендуют Элис Вайдель и Тино Хрупалла. Эти кандидаты относится к крайне правому крылу политсилы, которое в ФРГ ассоциируют с неонацистами, так что вероятность их избрания кажется практически нулевой, хотя палитра избирателей в ФРГ весьма разнообразна и до выборов осенью многое может измениться.
Функции и компетенция
В своей роли он и два вице-канцлера принимают участие в еженедельных заседаниях Федерального совета , федерального правительства Швейцарии. У него советчик и он может подавать заявки. Федеральный канцлер является руководителем аппарата правительства Швейцарии. В швейцарской конкордансной демократии , в которой все основные партии были представлены в правительстве с 1940-х годов, федеральный канцлер выполняет беспартийную функцию. Хотя федеральные канцлеры являются членами политической партии, они не выполняли никаких важных партийно-политических функций до своего избрания (даже в качестве членов федерального парламента), но были главными должностными лицами в федеральной администрации.
Федеральный канцлер поддерживает Федеральный совет и, в частности, действующего Федерального президента в их повседневной работе. Два вице-канцлера поддерживают канцлера в его работе, помогают планировать дела Федерального совета, принимают участие в заседаниях Федерального совета и вместе с канцлером руководят Федеральной канцелярией.
Выборы Федерального канцлера происходят в тот же день, что и выборы Федерального совета Объединенным Федеральным собранием на четырехлетний срок. Федеральный канцлер, как и члены Федерального совета, является мировым судьей и, следовательно, частью правительства, а не федеральным служащим (например, вице-канцлером, государственными секретарями или руководителями федеральных ведомств ).
Порядок избрания
Федеральный канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению Федерального президента. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов членов Бундестага, а Федеральный президент обязан произвести назначение избранного лица.
Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после проведения этих выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, то немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избранное лицо получило голоса большинства членов Бундестага, производит его назначение в течение 7 дней после выборов. Если избранное лицо не собрало такого большинства, Федеральный президент обязан в течение 7 дней либо произвести его назначение самостоятельно, или же распустить Бундестаг.
Депутат в монархическом федеративном государстве 1867–1918 гг.
В Северо-Германской Конфедерации и с 1871 г. в Империи не было коллегиального правительства. Единственным ответственным министром был федеральный канцлер или рейхсканцлер. В , такие , как министерство иностранных дел возглавил статс — секретарей , которые были в подчинении канцлера в качестве гражданских служащих. Политическое руководство при Бисмарке отвергало регулярные министерства и коллегиальное правительство. Под давлением либералов Бисмарк наконец согласился на компромисс — Закон о представительстве от 17 марта 1878 года.
Таким образом, канцлер был императором , просить, чтобы император назначил заместителя. Этот заместитель выполнял обязанности канцлера, когда канцлер не мог присутствовать. Был назначен генеральный заместитель, ответственный за все дела рейхсканцлера. Главы высших властей Рейха также стали представителями по смыслу закона. Это позволило им действия императора, для их зоны обслуживания скрепил .
Основное значение закона заключалось в повышении квалификации государственных секретарей. Однако права рейхсканцлера остались неизменными; он мог выполнять все официальные действия сам, даже будучи заместителем. Закон о поправках от 28 октября 1918 года, принятый во время октябрьских реформ, в короткие сроки адаптировал Закон о представителях к новым политическим реалиям. Таким образом, среди прочего, вице-канцлеру было гарантировано постоянное слушание дела в рейхстаге, и было исключено представительство для отдельных филиалов.
Как правило, общее представительство рейхсканцлера было возложено на статс-секретаря рейхсканцлера внутренних дел , за исключением Штольберг-Вернигероде, Гельффериха и фон Пайера . В то же время вице-канцлеры в большинстве своем были также вице-президентами государственного министерства Пруссии .
Генеральный заместитель рейхсканцлера | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Нет. | Имя (данные о жизни) | Вступление в должность | Конец офиса | Дни в офисе | Рейхсканцелярия | Канцлер (Кабинет) |
1 | Граф Отто цу Штольберг-Вернигероде (1837-1896) | 1 июня 1878 г. | 20 июня 1881 г. | 1,115 | — | Бисмарк ( К ) |
2 | Карл Генрих фон Беттихер (1833–1907) | 20 июня 1881 г. | 1 июля 1897 г. | 5,855 | Интерьер | Бисмарк ( K ) • Каприви ( K ) • Гогенлоэ-Шиллингсфюрст ( K ) |
3 | Артур Граф фон Посадовски-Венер (1845–1932) | 1 июля 1897 г. | 24 июня 1907 г. | 3 644 | Интерьер | Гогенлоэ-Шиллингсфюрст ( K ) • Бюлов ( K ) |
4-й | Теобальд фон Бетманн Хольвег (1856–1921) | 24 июня 1907 г. | 10 июля 1909 г. | 747 | Интерьер | Бюлов ( K ) |
5 | Клеменс фон Дельбрюк (1856–1921) | 14 июля 1909 г. | 22 мая 1916 г. | 2 504 | Интерьер | Бетманн Хольвег ( K ) |
Шестой | Карл Гельфферих (1872–1924) | 22 мая 1916 г. | 9 ноября 1917 г. | 536 | 1Внутренний | Бетманн Холлвег ( K ) • Михаэлис ( K ) • Хертлинг ( K ) |
7-е | Фридрих фон Пайер (1847–1931) | 9 ноября 1917 г. | 9 ноября 1918 г. | 365 | — | Хертлинг ( K ) • Баден ( K ) |
До 24 октября 1917 г.
Сторона: FVP
История должности
Понятие «канцлер» появилось в Средние века: при дворах феодалов канцлером называли главу цеха переписчиков, обладавшего авторитетом, сопоставимым с авторитетом писцов в Древнем Египте. В истории конституционного развития Германии понятие «федеральный канцлер» впервые появилось для обозначения главы правительства Северогерманского союза в 1867 году. В Германской империи и Веймарской республике — «рейхсканцлер». В течение короткого времени (1918—1919) глава правительства именовался «председателем Совета народных уполномоченных», затем — «министром-президентом» или «премьер-министром» (нем. Ministerpräsident).
В ГДР в 1949—1964 и в 1990 должность главы правительства именовалась «министр-президент» или «премьер-министр» (нем. Ministerpräsident), в 1964—1989 — председатель Совета министров.
Рейхсканцлер в Германской империи назначался и снимался с должности императором и был в его непосредственном подчинении. Кроме того, он не имел возможности прямо влиять на законодательный процесс.
После 1918 года канцлер был подотчётен парламенту, но назначался и отзывался рейхспрезидентом. Также канцлер должен был отправиться в отставку в том случае, если рейхстаг заявит о своём недоверии к нему. Таким образом в Веймарской республике канцлер зависел как от президента, так и от парламента. Статья 56 Веймарской конституции содержит следующее положение: «Рейхсканцлер определяет основные направления политики и несёт ответственность за них перед рейхстагом. В пределах этих направлений рейхсминистры самостоятельно осуществляют руководство вверенной ему отрасли и несут ответственность перед Рейхстагом». Эта статья практически дословно повторяет первые предложения ст. 65 Основного закона Германии. Впоследствии это положение подвергалось критике за содержащееся в нём несоответствие: рейхсканцлер назначался президентом, но был ответственен перед рейхстагом. Такое соотношение полномочий (сильный рейхспрезидент, недееспособный парламент и слабый канцлер) в 1933 позволило прийти к власти национал-социалистам во главе с Адольфом Гитлером.
Парламентский совет (1948—1949) принял решение ограничить полномочия федерального президента, в то же время придав дополнительный политический вес должности федерального канцлера. Дальнейшее укрепление так называемой «канцлерской демократии» было связано с новым положением о выборах канцлера, введением механизма конструктивного вотума недоверия (правительству со стороны парламента) и обычного вотума недоверия (парламенту со стороны правительства) в совокупности с сохранением за федеральным канцлером права определять основные направления политики, которым в обязательном порядке должны следовать члены кабинета министров. В связи с этим канцлер на сегодняшний день является наиболее сильной фигурой в политической системе Германии.