Либералы не всегда леваки, правые

Кто такие либералы в России?

Первые либеральные идеи проникли в Россию еще при Петре I. Именно его ориентация на Запад, где многое ему казалось лучше, позволила представителям высшего класса приобщиться к произведениям Бодена, Локка и т. д. Тем не менее, еще много веков подряд самодержавие и церковь твердо сохраняли свои позиции.

Начало 19-го века ознаменовалось расцветом либерализма в среде интеллигенции. Ярким примером являлись декабристы, мечтавшие «догнать» просвещенную Европу, сбросить ярмо самодержавия и крепостного права со страны.

В период СССР либерализм фактически был запрещен, так как считался враждебной идеологией, пропагандирующей частную собственность. После прихода к власти Ельцина началась реализация либеральных идей в экономике, СМИ, общественной жизни и т.д. Появились первые крупные партии данного политического направления.

Российские либералы до сих пор считают западные страны образцом правильного устройства общества. Они убеждены, что в нашей стране в данный момент создана лишь видимость свободы и гласности. К примеру, они указывают на тот факт, что независимые российские СМИ в данный момент можно встретить лишь в Интернете.

Некоторые умеренные либералы считают, что существующие в России демократические институты вполне работоспособны, есть относительная свобода для предпринимательской деятельности.

Либертарианство

Либертарианство можно считать ветвью классического либерализма, развивающейся в XX веке, причем скорее в качестве теоретической идеи, чем в качестве реального политического проекта. Хотя часто основоположницей этой политической философии называют популярную писательницу Айн Рэнд, я бы сказал, что она скорее стала вдохновительницей для симпатизирующей публики, а настоящие интеллектуальные корни либертарианства связаны с австрийской экономической школой: Фридрихом фон Хайеком, Людвигом Мизесом, Мюрреем Ротбардом. Либертарианцы считают, что наилучшее общество может быть описано при помощи простейшего набора правил: все свободные контракты разрешены, любое неспровоцированное насилие должно пресекаться.

Классические либералы никогда не видели в государстве смертельного врага: оно должно быть ограничено и сбалансировано, но не более того. В классическом либерализме государство рассматривается как защитник прав собственности, который обеспечивает физическую безопасность и защиту от внешних угроз с помощью институтов полиции и армии. Также государство выполняет важную функцию обеспечения контрактов и безопасности сделок: когда одна сторона, заключив контракт на честных условиях и добровольно, осознанно его не выполняет, государство должно иметь возможность вмешаться и вынудить сторону исполнить контракт.

Почему либерализм – это не очень новая теория

Либералами в России принято называть тех, кто не разделяет «официальную» точку зрения на политические процессы, и при этом не относится к сторонникам левого курса государства. Но на самом деле либерализм – это чуть больше, чем обвинения оппозиционеров в принадлежности к «пятой колонне». Это направление политической мысли, которому несколько сотен лет, и которое было представлено, в том числе и русскими мыслителями.

Считается, что либерализм берет начало в эпоху Ренессанса, когда принципы гуманизма были противопоставлены идеологии католицизма. На практике либеральные идеи воплотились в английской «Славной революции», когда виги боролись за право выбирать короля и за демократические свободы. С тех пор основным принципом либерализма стало то, что верховная власть в государстве должна принадлежать народу.

Потом была эпоха Просвещения, когда либеральные идеи начали расширяться и в других странах – в том числе во Франции и в колониальной Америке. Концепция либерализма соперничала с абсолютной монархией, меркантилизмом, ортодоксальными религиями и клерикализмом. В противовес им либеральные движения предлагали идею прав личности на основе конституционализма и самоуправления.

По мере развития либеральные движения включали все новые и новые идеи:

  • личная свобода, свободное достоинство, свобода слова и свободное вероисповедание;
  • неприкосновенность личной жизни;
  • существование и защита частной собственности;
  • свободный рынок;
  • принцип равенства, наличие правового государства, открытость правительства и ограниченность государственной власти;
  • верховенство власти народа и право на самоопределение наций, и т.д.

Сейчас эти принципы включены в правовые доктрины практически всех стран мира – а в ряде государств принципы либерализма считаются первоочередными целями общественного развития.

Россия не оставалась в стороне от развития либеральных идей – и помимо Джона Локка, Иммануила Канта, Адама Смита и Томаса Джефферсона, в истории есть имена и русских либералов. Русская интеллигенция создала собственную идею либерализма – со спецификой русской идеи.

Началось все примерно в середине XVII века – ученые связывают зарождение русского либерализма с творчеством Александра Радищева, в трудах которого либерализм становится последовательным социально-политическим учением. Второй этап развития начался уже в середине XIX века и связан с трудами Константина Кавелина и Бориса Чичерина, а третий – начинается в конце XIX века и наивысшего развития достигает в XX веке.

Другие исследователи считают, что идеология либерализма зародилась в России с XVIII века и связана с реформами Петра I и Екатерины II. Так, в понимании Петра I западный либерализм должен был отразиться на России в виде экономических, культурных и социальных преобразований. И хоть преобразованиям мешали крепостное право и неготовность общества к переменам, начало было положено.

Так, политика Екатерины II, как считается, была основана на идеях западно-европейского либерализма, а свободу она считала «душой для всего на свете». Это и принципы религиозной терпимости, гуманизация уголовного права, укрепления права частной собственности, свобода для дворян, ограниченное вмешательство государства в дела на местах. По сути, это принцип «не запрещать и не принуждать», хоть и в урезанной версии (во времена Екатерины II раскрепощение крестьян было все еще малореальным).

В дальнейшем идеи либерализма в России продвигали Михаил Сперанский, Николай Новосильцев, Никита Муравьев и другие. И вся история развития русского либерализма основана на принципах гражданской свободы.

Либерализм XIX века

В начале XIX в. возник основной идеологический конфликт внутри либерализма. Две основные либеральные идеи:

  • достоинство и равенство людей;
  • право людей на свободу, особенно владеть и управлять личной (частной) собственностью.

Эти 2 принципа вступили в противоречие, когда стало ясно, что право собственности одних людей не может быть согласовано с достоинством других.

Особенно сложен случай так называемого земельного рабства, в котором один человек (раб) считался собственностью другого

Большинство либералов склонялось к важности человеческого достоинства, которое они всё больше и больше стали рассматривать как более важное, чем отстаивание прав собственности

Между 1774 г. и 1848 г. произошло несколько волн революций, каждая из которых требовала растущего верховенства прав личности. Само слово «либерализм» возникло именно в этот период

Революции начали всё больше распространять идею о том, что национальное единство является важной частью политического единства и что людьми не могут должным образом управлять те, кто не входит в их число

Это понимание было особенно важно во время революций, которые положили конец контролю Испании над большей частью своих колоний на американском континенте, и в установлении национализма в Европе, который разрушил традиционные монархии. Центральное место занимает идея свободы

Наполеон в 1804 г. превратил Францию в Империю и установил диктаторское правление. Однако в его время был проведён ряд либеральных реформ. Некоторые историки признают, что Наполеон был первым, кто использовал слово либерализм в политическом смысле, т. к. после завоевания Наполеона были осуществлены следующие реформы либерального характера:

  • феодальные порядки были отменены;
  • права собственности были либерализованы;
  • гильдии, еврейские гетто и инквизиционные суды были распущены;
  • церковная судебная власть была ликвидирована;
  • было введено равенство перед законом для мужчин.

Одним из величайших достижений является введение Кодекса Наполеона, кодифицирующего гражданское право, которому следовали во многих странах мира. Этот кодекс воплощал в себе многие либеральные ценности и широко охраняемую собственность.

В английской версии либерализм сделал упор на распространение демократических ценностей и проведение конституционных реформ, а во французской – на борьбе с авторитарными структурами как в политике, так и в экономике.

Также либерализм разделился на умеренные и прогрессивные течения. Умеренные либералы были приверженцами элитарности и критиковали демократию. В свою очередь, прогрессисты поддержали расширение прав голоса и всеобщий доступ к образованию. Со временем умеренные либералы также приняли эти постулаты как часть своей программы. В результате, оба течения были объединены.

Для либералов XIX в. целью было создание мира, свободного от государственного вмешательства. Они защищали негативную свободу личности, то есть свободу как отсутствие принуждения и внешнего давления. Они были сторонниками гражданских прав, свободного рынка и свободной торговли.

В конце XIX в. права на образование и голосование были расширены, и благодаря индустриализации был достигнут большой прогресс в экономике. Значительно расширилась торговля, а вместе с ней и возможности для прогресса и обогащения, а также быстрый рост распространения культуры и грамотности.

В то же время все эти изменения привели к огромному неравенству в богатстве и человеческих страданиях, таких как массовый голод, детский труд, загрязненные города и крайняя нищета для большинства населения.

На первый план вышел конфликт между собственностью и достоинством: либералы требовали законов, запрещающих детский труд, предписывали минимальные стандарты труда и заработной платы. Их противники говорили, что такие законы будут представлять собой несправедливое навязывание прав собственности и препятствование экономическому развитию.

Книги про либерализм

Знаменитые люди-либералы излагали свои идеи, анализировали общественные процессы на страницах знаменитых книг. К самым известным трудам можно отнести:

  1. «Два трактата о правлении» Дж. Локк. Книга была опубликована еще в 1689 г., но не потеряла актуальности с тех пор. В ней автор формулирует теорию гражданского обществ и принцип разделения властей.
  2. «О свободе» Дж. Милль. Британский политик в своей книге старается определить диспозицию свободы и власти, основы защиты индивидуальности каждой личности.
  3. «Права человека» Т. Пейн. Автор развивает в своем труде идею о естественности и отчуждаемости основных прав человека. При этом отрицает дарование и закрепление их в конституции, потому как законный способ их изменения можно отобрать.
  4. «Теория нравственных чувств» А. Смита. Знаменитый экономист в своем раннем философском труде рассматривает мораль как человеческую способность к эмпатии и результат взаимодействия множества внутренних мотивов человека.

Конституция и метафизика

Итак, внимательному читателю уже понятно, что либерализм исходит от общего традиционного типа метафизического креационизма, и как политическая теория строится на свободе выбора и жесткой конкуренции. С достаточно слабым государственным началом, которое только регулирует социальные и экономические отношения. Но напрямую не вмешивается в социальные сегменты общества.

Гарантом такой свободы является конституция. В этом смысле, либерализм использует просто немного измененные метафизические идеи традиционного общества, сделав перенос в социальную сферу и снабдив их атеистическим мировоззрением. Именно в либерализме происходит подмена вершины онтологического треугольника — человеком, который может уже сотворить любого бога.

Интересно, что на другом типе метафизики, построены остальные две политические теории, где государство напрямую присутствует в жизни и выборе каждого индивидуума. На основании того, что в этом типе традиционного общества, бог не отчужден от человека. И в этом смысле, в атеистическом обществе «богом» и творцом является государственные институты власти.

В таких обществах, в отличии от либерализма, нет жесткой экономической, культурной и социальной конкуренции, а присутствует радикальная доля диктатуры и тоталитаризма.

Мы говорим именно о русской философии. Об ее возможности, а не о количестве русских философов, когда-либо существовавших и которые в основном пытались строить свои идеи на немецкой и французской философии.

Русская философия, это всегда ее возможность, — как возможность нисхождения бога, на богооставленную землю. Такая философия имеет всегда традиционный контекст. Который не совсем укладывается в западный философский дискурс. Ярким примером такого философа, который основал принципы русского либерализма, является Николай Бердяев, который был известен в политических кругах начала и середины 20-го века.

Политические идеи либерализма

Как и в других политических интерпретациях, либерализм в любой из его форм по-разному определяется его сторонниками и противниками. Поскольку либерализм широк и в основном прагматичен в своих определениях, не существует твёрдого и неизменного списка руководящих принципов, которые можно было бы воспринимать как «либеральные» везде и всегда.

В одних случаях либералы выступают за увеличение налогов, в других – за уменьшение. В одних случаях либералы поддерживают расширение государственного сектора экономики, в других – выступают за программу приватизации. Иногда либерализм делает упор на финансовой помощи более бедным гражданам (например, через финансовую помощь безработным, отрицательный подоходный налог и т. п.).

В целом, практически все либералы и либеральные течения выступают за следующие политические преобразования:

  • гарантия личных свобод, гражданские свободы;
  • непременное соблюдение естественных прав человека;
  • верховенство закона и равенство всех перед законом;
  • конституционная власть;
  • представительная демократия;
  • свобода слова;
  • свобода печати;
  • свободный рынок и свободная торговля;
  • свобода совести и религиозных убеждений;
  • свобода политических объединений;
  • светское государство и антиклерикализм;
  • утилитаризм;
  • индивидуализм (признание этического превосходства человека давлению коллектива);
  • эгалитаризм (всех люди равны по статусу и моральной ценности);
  • мелиоризм (следующие поколения могут постепенно улучшать своё социально-политическое положение);
  • универсализм (моральное единство человеческого вида, а местные культурные различия чаще всего являются маргинальными).
  • защита частной собственности;
  • ограниченное конституционное правление;
  • плюрализм во всех сферах;
  • терпимость;
  • автономия личности;
  • нейтральное правительство в том смысле, что государство не должно определять, как люди могут или должны стремиться к своему счастью;
  • открытый подход к этическим вопросам;
  • целостность тела (человек сам вправе решать, что делать со своим телом);
  • взаимная ответственность государства за защиту отдельных категорий граждан;
  • базовая пенсия и социальное страхование должны покрываться налогами, в то время как более широкая защита должна быть приобретена у частных страховых компаний;
  • право каждого на самоопределение;
  • ответственность правительства за здравоохранение, образование и борьбу с бедностью;
  • равные права для женщин и мужчин;
  • правительство должно обеспечить ту или иную форму здравоохранения и начального образования;
  • поддерживают ваучеры на использование бюджетных пособий, таких как образование;
  • минимальное количество ограничений;
  • ненасильственные формы социальных, политических и экономических отношений;
  • нейтральное отношение к ЛГБТ-сообществам, общество должно иметь лишь очень ограниченный интерес к личному поведению своих граждан в области личных сексуальных отношений.

В разное время либералы признавали и конституционную монархию, и республиканский строй. Либералы, как правило, выступают против любых форм национализма (кроме умеренных либералов). Расизм совершенно несовместим с либерализмом.

Разные течения в либерализме по-разному отвечают на следующие вопросы:

  • имеют ли люди естественное и неотъемлемое право на безвозмездное получение от государства средств к существованию;
  • в какой степени нужно ограничивать государственное вмешательство в экономику;
  • несёт ли общество ответственность за обеспечение равных возможностей для каждого из своих граждан и др.

Как писал Джон Ролз, «государство не имеет права определять одно конкретное понятие хорошей жизни». Либеральная приверженность неограниченной свободе личности не обязательно является безусловной. Как выразился Оливер Вендель Холмс-младший: «Даже самая строгая защита свободы слова не защитит человека, который ложно кричит «Пожар!» в театре…». Либеральные партии поддерживают подавление призывов к насилию, что в философском смысле тоже не совсем является призывом к свободе.

Разные течения либерализма могут полностью отвергать некоторые аспекты либерализма. Например, консервативные либералы полностью отвергают моральный либерализм, делая упор на политическом и экономическом.

Существует несколько отдельных (а иногда и противоположных) течений либерализма. Кроме того, большое количество идеологий и философских течений оказывают влияние на либералов и либеральную теорию. В некотором смысле социал-демократия наиболее близка к либерализму «слева», а консерватизм близок к либерализму «справа».

Кто сказал «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать»?

Один из столпов либерализма — свобода слова. Иногда суть либерализма передают следующей цитатой: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». В другом переводе: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».

Это высказывание приписывают французскому просветителю XVIII века Вольтеру, однако на самом деле она впервые появилась в 1906 году в биографии Вольтера, написанной англичанкой Эвелин Холл. Оригинал звучит так: «I disapprove of what you say, but I will defend to the death your right to say it».

Фраза стала крылатой еще при жизни Эвелин Холл, и ей приходилось объяснять, что в действительности Вольтер не писал этих слов: «Я не хотела создать впечатление, что это подлинные слова Вольтера… Это всего лишь парафраз его слов из «Очерков о терпимости» — «Думайте и позволяйте другим думать тоже»».

Бюст Вольтера. Жан-Антуан Гудон. 1778

Либералы и демократы: в чем разница?

Демократия является одним из видов политического режима. При нем важные вопросы (выбор правителя, формирование правительства, поправки в конституцию и т. д.) решаются всенародным голосованием.

Либерализм в первую очередь является идеологией, провозглашающей главной ценностью свободу человека. Полноценно либеральные идеи удастся реализовать только в условиях демократии, когда каждый гражданин вносит свой вклад в важные политические решения.

Поэтому главным отличием между понятиями «либерал» и «демократ» является то, что они из разных категорий.

Первое обозначает приверженца общей идеи свободы и равенства. «Демократ» же является более конкретным определением и обозначает сторонника политического режима. При этом демократ может не разделять либеральные ценности. К примеру, он одобрительно относится к смертной казни или выступает против свободы предпринимательской деятельности.

Идеи либерализма о всеобщем равенстве, разоружении и защите прав национальных и сексуальных меньшинств кажутся весьма притягательными. Тем не менее, их реализация на практике даже в развитых странах не всегда приводит к положительным результатам.

Видео: 8 основных признаков либерала

В этом ролике политолог Михаил Утопин рассказывает, какими признаками обладает либерализм в современном обществе:

Кто такие либералы

Либералами в Европе 18-19 веков, да и сегодня, называли и называют людей, главной целью политической борьбы которых является обеспечение прав и свобод человека. В России первой половины 19 века слово «либерал» было практически ругательным. Дело в том, что Николай I, в молодости был довольно серьезно напуган декабристами, а все революции в Европе в середине 19 века проходили именно под лозунгом либерализма. Поэтому, не было лучшего случая настроить императора против кого-либо, как называть этого человека – либералом.

Реформа 1861 года своим половинчатым характером, вызвала недовольство не только у крестьян, но и у значительной части прогрессивно настроенных дворян. Многие дворяне, стали обращаться к царю или выступать в местных губернских дворянских собраниях с просьбой об изменении порядка проведения реформ. Самой известной акцией такого плана, стало выступление в декабре 1864 года тверских дворян, во главе с бывшим предводителем дворянства -Алексеем Михайловичем Унковским.

Левый либерализм

Ключевой вопрос для левых либералов — это поиск компромисса между справедливостью и свободой. Если все безусловно свободны и никаких правил сверх этого не существует, то не приведет ли это в итоге к неравенству и коллапсу общества? Если есть устойчивое богатое меньшинство, то почему, например, оно не может уничтожить демократические институты за счет прямого подкупа политиков и избирателей? Позиция левых либералов двойственная: они не против частного предпринимательства и рынка, но хотят быть уверенными в том, что его развитие не приведет к неприемлемым последствиям вроде недоступности современного образования для большей части граждан.

Левые либералы появились позже, чем классический либерализм, так что их могут еще называть «современными». Если для правых либералов главная тема — свободный рынок, то левые чаще всего говорят о поддержке угнетенных меньшинств. Если вы слышите критику либералов, особенно в нынешнем американском контексте, то, как правило, имеется в виду именно эта их черта: они, дескать, слишком много думают о меньшинствах и забывают о большинстве. Радикально настроенные критики могут называть их социалистами, даже коммунистами.

Типичным примером леволиберального правительства была администрация Обамы в США. Скандинавские правительства последних десятилетий тоже можно описать как леволиберальные, если не социал-демократические (последняя позиция предполагает усиление акцента на государственном регулировании экономики, хотя разницу между левыми либералами и социал-демократами не всегда можно проследить).

Сущность и основные составляющие либерализма

Либерал уверен, что властные структуры должны лишь задавать тон развитию страны и защищать интересы ее жителей. То есть их вмешательство в общественную жизнь и экономику должно быть минимальным.

Власть не должна:

  • Поддерживать и уж тем более навязывать какую-то определенную религию;
  • Вести идеологическую пропаганду. Но при этом допускается умеренное культивирование неагрессивных патриотических настроений;
  • Притеснять инакомыслящих. Любой гражданин должен иметь право на критику государственного устройства или конкретных политических представителей.

При этом не следует путать либералов и анархистов. Первые уверены в том, что государство необходимо для поддержания порядка в обществе и определения вектора его развития.

Анархисты отрицают любые формы государственной власти. Они считают, что вместо сложно устроенной системы госорганов рациональнее применять самоуправление. Например, проблемы определенного района или города решаются на собраниях.

Философские размышления на основе либерализма сводятся к тому, что гражданин сам знает, что для него лучше. Он не ограничивается навязанными извне религиозными, политическими или другими идеями.

Метафизика либерализма

Некоторые группы человечества, в такой схеме являются избранными, так как они заключили договор с богом (первый торговый договор), и стали обладать особой миссией просвещения других народов. Такая форма метафизики, является определенным типом сознания и характерна в основном для семитических религий. Это совсем не значит, что иудеи изобрели такую доктрину. Это значит, что они одни из первых зафиксировали в таком типе ментальности — богооставленность человека и его трагедию.

Другим традиционным типам метафизики является манифестационизм, где в отличии от креационизма, бог творит мир с помощью самого себя или своей супруги. И далее по ходу своего творения остается в мире. Человек чувствует на себе божественные влияния и способствует реализации творения вместе с богом. В таких чертах метафизики легко угадывается некоторые формы христианства и средневосточного индуизма.

Такое отступления от основной темы статьи мы были вынуждены сделать, так как нас интересует не только характер либерализма, но и его истоки, которые позволят нам сложить общую картину этой политической теории в наиболее релевантном контексте.

Либерализм и консерватизм

Некоторые консерваторы считают себя истинными наследниками классического либерализма. Консерваторы хотят сохранить некоторые институты, которые они считают необходимыми для свободы. Отнесение либертарианства к либерализму также затрудняется попытками других групп присвоить его ценности.

Либералы обычно отличаются от консерваторов более широкой терпимостью и большим принятием мультикультурализма. В основе консерватизма лежит стремление к меньшему вмешательству правительства в дела рынка, к менее централизованному руководству или к большей индивидуальной свободе.

Отец консерватизма, Эдмунд Берк, представил горячую критику французской революции, в которой он подверг критике многие либеральные идеи. Консерваторы против либерального стремления к прогрессу и материальным благам, т. к. они подрывают традиционные ценности, укоренившиеся в обществе.

С другой стороны, консервативный либерализм – это направление, близкое к классическому либерализму, сочетающее либеральные взгляды на экономику (защита собственности, свободный рынок, минимальное правительство) с моральным консерватизмом. Большинство консервативных течений также принимают, с некоторыми оговорками, либерально-демократическую систему.

Социал-либерализм и неолиберализм как разновидности классической идеологии.

Что такое Социальный либерализм (социал-либерализм)?

Возник и сформировался в конце 19 века. Главная идея данной концепции заключается что держава должна использовать рычаги власти для установления социального равенства в обществе и обеспечивать одинаковый доступ к базовым благам (медицина, образование и т.д.). Достичь этого можно при условии перераспределения государственным аппаратом общественного продукта в пользу социально незащищенных или социально слабых слоев населения. Фактически, подразумевает регулируемую рыночную экономику, а так же расширение гражданских прав. Именно таким образом возможно достичь гармоничных общественных отношений, а также укрепить стабильность государства на политическом и социальном уровнях.

Социальный либерализм, противоречит экономическому. Приверженцы этой теории допускают вмешательство государства не только в перераспределение, но и в регламентацию монополистической деятельности игроков рынка.

Такая концепция напоминает идеологию социализма. Главным отличием является курс на социально ориентированную рыночную экономику (умеренно-капиталистическую), поддержание идей частной собственности и т.д.

За счет ведения такой политики в обществе улучшается общий уровень жизни, достигается повышение показателей экономического роста.

Что такое Неолиберализм?

Первые идеи неолиберализма зародились в 30-е годы 20 столетия. Окончательным формированием парадигмы считаются 80-90-е годы 20 века. В противовес классической идее невмешательства государства в сферу бизнеса и экономики, концепция неолибералов отводит державе роль регулятора конкуренции, свободного рынка. Последние два понятия считаются основными в величине валового внутреннего продукта, как показателя экономического роста.

Важными принципами идеологии стали: создание безопасных условий труда, установление размера минимальной заработной платы, а также запрет на эксплуатацию детского труда.

  • В экономической сфере неолиберализм предусматривает приватизацию, доминирование частного сектора, дерегуляцию экономики, минимизацию государственных расходов, свободную торговлю.
  • В социальной сфере концепция предусматривает рассмотрение общественных связей через призму рыночных отношений. Каждый человек – предприниматель, социальное взаимодействие – акт купли-продажи, отношения внутри коллектива или семьи – виды суб-рыночной конкуренции.

Принципы современного (нового) либерализма

Для нового либерализма свойственна ориентация на рационализм и целенаправленные реформы с целью усовершенствования существующих государственных и политических систем. Особое место занимает проблема сопоставления свободы, справедливости и равенства. Существует понятие «элита». Она формируется из наиболее достойных членов группы. Считается, что общество может достигнуть триумфа только благодаря элите и умирает вместе с ней.

Экономические принципы либерализма определяются понятиями «свободный рынок» и «минимальное государство». Проблема свободы приобретает интеллектуальную окраску и переводится в область морали и культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *