Кто такие кулаки

Между Солженицыным и Ягодой

1 мая 1929 года СНК СССР постановлением «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс Законов о труде», впервые по пунктам расписал условия, при которых крестьянин считается кулаком, а его хозяйство – кулацким. Вот эти пункты:

  • Систематически применяется наёмный труд для сельскохозяйственных работ или в кустарных промыслах и предприятиях;
  • Имеется в наличии мельница, маслобойня, крупорушка, просушка … или другое промышленное предприятие – при условии применения в этих предприятиях механического двигателя, а также если в хозяйстве имеется водяная или ветряная мельница с двумя или более поставами;
  • Систематическая сдача в наём сложных сельскохозяйственных машин с механическими двигателями;
  • Постоянная или на сезон сдача в наём отдельных оборудованных помещений под жильё или предприятие;
  • Занятие торговлей, ростовщичеством, посредничеством, наличие нетрудовых доходов.

С возникновением этого документа процесс раскулачивания принял вид государственной программы, которая завершилась постановлением Совета Министров в августе пятьдесят четвёртого года. Все раскулаченные были реабилитированы, многие – посмертно.

Солженицын утверждает: раскулаченных в Советском Союзе в 30 годы было не меньше 15 миллионов человек. А вот начальник Секретно-оперативного управления ОГПУ, фактически председатель ОГПУ Генрих Ягода в докладной записке Сталину от 12 октября 1931 г. сообщил, что «выселение кулачества из районов сплошной коллективизации, производившееся с 20 марта по 25 апреля и с 10 мая по 18 сентября, закончено. Перевезено 162962 семьи (787241 человек), в том числе мужчин – 242776, женщин – 223834 и детей – 320731, что вместе с выселенными в 1930 г. составит 240757 семей (1158986 человек)».

В словаре Д.Н. Ушакова

КУЛА́К, кулака, ·муж. (от ·тюрк. kul — рука).1. Кисть руки, сжатая для удара. Грозить кулаком. Сжать кулак.| перен. Сосредоточенные в одном месте для решительного удара части армии (воен.). Предполагая атаковать врага, командир собрал ударный кулак. «Большевики… имели, если позволительно употребить военный термин, могучий «ударный кулак» в столицах (на выборах в учредительное собрание).» Ленин.2. В различных машинах — деталь, имеющая форму выступа, толканием приводящая в движение те или иные механизмы (тех.). Шестерня в шесть кулаков.3. Зажиточный крестьянин, эксплоатирующий односельчан. Кулаки, ·т.е. богатые крестьяне, которые угнетают чужой труд, либо нанимая работников, либо давая деньги в рост и т.п. Ленин. Уничтожить кулака как класс. «В рубке леса замешаны не одни мужики, а и мужицкая аристократия — кулаки.» Г.Успенский.4. перен. Скупец (·прост. ).• Смеяться в кулак — скрывать свой смех. Бронированный кулак — см. бронированный.

День за днем

В период закрепощения русских крестьян у людей выработались определенные привычки и правила, позволявшие сделать образ жизни рациональным, дабы труд был сравнительно эффективным, а семья – благополучной. Одним из таких правил той эпохи был ранний подъем женщины, отвечавшей за дом. Традиционно первой просыпалась хозяйская жена. Если женщина была слишком стара для этого, обязанности переходили к невестке.

Проснувшись, она сразу начинала топить печь, открывала дымарь, распахивала окна. Холодный воздух и дым будили остальных членов семьи. Малышей усаживали на шесток, чтобы не зябли. Дым распространялся по всему помещению, сдвигаясь вверх, зависал под потолком.

Как показали вековые наблюдения, если дерево тщательно прокоптить, оно будет меньше гнить. Русский крестьянин хорошо знал этот секрет, поэтому курные избы пользовались популярностью благодаря долговечности. В среднем под печь отводилась четвертая часть дома. Топили ее лишь пару часов, поскольку она долгое время оставалась теплой и обеспечивала отопление всего жилища в течение суток.

Печь была предметом, отапливающим дом, позволяющим готовить еду. На ней лежали. Без печи нельзя было приготовить хлеб или сварить кашу, в ней тушили мясо и сушили собранные в лесу грибы, ягоды. Печь использовали вместо бани, дабы париться. В жаркий сезон ее топили раз в неделю, чтобы приготовить недельный запас хлеба. Поскольку такое сооружение хорошо хранило тепло, еду готовили раз в сутки. Казанок оставляли внутри печи, а в нужный момент доставали еду горячей. Во многих семьях эту домашнюю помощницу украшали, чем могли. В ход шли цветы, хлебные колосья, яркие осенние листья, краски (если их удавалось достать). Считалось, что красивая печь приносит в дом радость и отпугивает злых духов.

Двор

Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.

Зимой часто приходилось
брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.

Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице. 

Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.

Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.

В лесу собирали грибы и
ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму.
Собирали мед диких пчел.

Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.         

Крестьянский дом, Кировская область

Кулачество — это что? И кто такой кулак?

Законодательство относительно кулачества также не давало однозначной оценки. Термины, принятые на Пленумах Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков, отличались от терминов, используемых отдельными историческими лидерами РСФСР. Советская власть несколько раз меняла свою политику — изначально был избран курс раскулачивания, затем пришедшая оттепель избрала «курс на кулака» и максимально жесткий курс на ликвидацию кулачества. Далее мы рассмотрим предпосылки, причины и другие особенности этих исторических событий. Окончательное отношение советской власти в итоге: кулачество — это классовый враг и противник.

Что посеешь – то и пожнешь

Из словесных портретов русских крестьян наши современники знают, что эта прослойка общества вела натуральное хозяйство. Такой деятельности присущ потребительский характер. Производство конкретного хозяйства представляло собой продукты питания, необходимые человеку, чтобы выжить. В классическом формате крестьянин трудился, чтобы прокормить себя.

В деревенских краях крайне редко покупали еду, а питались довольно просто. Пищу люди именовали грубой, поскольку длительность приготовления сокращалась до минимально возможной. Хозяйство требовало большой работы, немалых усилий, отнимало очень много времени. У женщины, отвечавшей за приготовление пищи, не было ни возможности, ни времени для приготовления разнообразных блюд или сохранения продуктов на зиму какими-то особенными способами.

Из словесных портретов русских крестьян известно, что люди в те времена питались однообразно. На праздники обычно свободного времени было побольше, поэтому стол украшали вкусными и разнообразными продуктами, приготовленными с особенным изыском.

Как считают современные исследователи, прежде сельские женщины были более консервативными, поэтому старались пользоваться одними и теми же ингредиентами для приготовления блюд, стандартными рецептами и приемами, избегая экспериментов. В некоторой степени такой подход к повседневному питанию стал бытовой традиционной чертой общества того времени. Сельские жители к пище были довольно равнодушными. Как следствие, рецепты, призванные разнообразить рацион, казались, скорее, излишеством, нежели нормальной частью повседневной жизни.

Итак, кто такие кулаки?

Распространенное мнение, что это наиболее трудолюбивые крестьяне, которые, стали более богато жить за счет своего героического труда, за счет большего умения и трудолюбия. Однако кулаками называли не тех, кто более богат, кто более сытно живет.

Кулаки появились задолго до революции, и в принципе это был достаточно объективный процесс. То есть с улучшением системы обработки земли самым нормальным объективным явлением является увеличение земельных участков. Более крупное поле проще обработать, оно получается более дешевым в обработке. Крупные поля можно обрабатывать техникой – обработка каждой отдельной десятины получается дешевле, и соответственно такие хозяйства более конкурентоспособны.

Через увеличение величины земельных наделов проходили все страны, которые переходили из аграрной в индустриальную фазу. Это хорошо видно на примере американских фермеров, который сегодня в Соединенных Штатах немного, но поля, которых простираются далеко за горизонты. При этом имеются в виду поля каждого отдельного фермера. Поэтому укрупнение земельных участков факт не только естественный, но даже необходимый. В Европе этот процесс назывался пауперизацией: с земли сгонялись малоземельные крестьяне, земля скупалась и переходила во владения лендлордов либо богатых крестьян.

А что происходило с бедными крестьянами? Обычно их вытесняли в города, где они или шли в армию, во флот, в той же самой Англии, или устраивались работать на предприятия; или нищенствовали, грабили, умирали с голоду. Для борьбы с этим явлением в Англии были введены в свое время законы против бедных.

И подобный процесс начался в Советском Союзе. Начался он после гражданской войны, когда был произведен передел земли по количеству едоков, но при этом земля находилась в полном пользовании крестьян, то есть крестьянин мог землю продать, заложить, подарить. Этим и воспользовались кулаки. Для Советского Союза сама ситуация с переходом земли к кулакам была мало приемлема, так как была связана исключительно с эксплуатацией одних крестьян другими крестьянами.

Дело в том, что наличие средств производства подразумевает и то, что на них должен кто-то работать. Допустим, если в хозяйстве 1-2 лошади, которые используются как тяговая сила – это ясно, что крестьянин может работать сам. Если в хозяйстве есть 5-10 лошадей, как тяговая сила, ясно, что сам крестьянин на этом работать не может, что он обязательно должен кого-то нанимать, кто будет использовать этих лошадей.

Другое дело, что по косвенным признакам – например, наличие большого количества лошадей или большого количества техники – можно было определить, что этот кулак действительно используют наемный труд.

И возникла необходимость определить, какой будет дальнейший путь развития села. То, что укрупнять хозяйства необходимо – было совершенно очевидно. Однако путь, идущий через пауперизацию (через разорение бедных крестьян и вытеснение их из деревни, либо превращение их в наемную рабочую силу), он был на самом деле очень болезненным очень долгим и сулил действительно большие жертвы; пример с Англией.

Второй путь, который рассматривался, – это избавиться от кулаков и провести коллективизацию сельского хозяйства. Хотя в руководстве Советского Союза были сторонники обоих вариантов, победили те, кто выступал за коллективизацию. Соответственно, кулачество, которое являлось именно конкуренцией колхозам, должно было быть ликвидировано. Было принято решение провести раскулачивание кулаков, как социально чуждых элементов, а их имущество передать создающимся колхозам.

Раскулачивание

Плакат «Долой кулака из колхоза!», 1930 год

Согласно определению Верховного Суда РФ от 30 марта 1999 года, «Раскулачивание — политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании постановления ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года „О мерах по ликвидации кулачества как класса“».

Декретом от 11 июня 1918 года были созданы комитеты бедноты, которые сыграли большую роль в борьбе с кулачеством, руководили процессом перераспределения конфискованных земель на местах и распределением конфискованного инвентаря, продовольственных излишков, изъятых у кулаков. Было изъято 50 миллионов гектаров кулацкой земли, перешедшей бедноте и середнякам, конфискована у кулачества значительная часть средств производства в пользу бедноты.

В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928—1932 годах, одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» — «раскулачивание», предполагавшее насильственное и бессудное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли, гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны, а иногда — расстрел.

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Согласно этому постановлению, кулаки были разделены на три категории:

  • первая категория — контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний,
  • вторая категория — остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков,
  • третья категория — остальные кулаки.

Главы кулацких семей 1-й категории арестовывались, и дела об их действиях передавались на рассмотрение спецтроек в составе представителей ОГПУ, обкомов (крайкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдалённые местности СССР или отдалённые районы данной области (края, республики) на спецпоселение. Кулаки, отнесённые к 3-й категории, расселялись в пределах района на новых, специально отводимых для них за пределами колхозных массивов землях.

Контрреволюционный кулацкий актив было решено «ликвидировать путём заключения в концлагеря, останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии» (ст. 3, п.а).

В качестве репрессивных мер ОГПУ было предложено по отношению к первой и второй категории:

  • направить в концлагеря 60 000, выселить 150 000 кулаков (разд. II, ст.1);
  • в необжитые и малообжитые местности произвести высылку с расчетом на следующие регионы: Северный край 70 тыс. семейств, Сибирь — 50 тысяч семейств, Урал — 20—25 тысяч семейств, Казахстан — 20—25 тысяч семейств с «использованием высылаемых на сельскохозяйственных работах или промыслах» (разд. II, ст.4). У высылаемых конфисковали имущество, лимитом средств было до 500 рублей на семью.

В специальной сводке ОГПУ от 15 февраля 1930 года содержался следующий отчёт о проведении операции:

Совместным Постановлением ЦИК СССР и Совнаркома СССР от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» («закон от седьмого-восьмого», «закон о колосках») предусматриваются наиболее жесткие меры «судебных репрессий» за хищение колхозного и кооперативного имущества — расстрел с конфискацией имущества, в качестве «меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких элементов» предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с заключением в концентрационные лагеря без права на амнистию.

24 мая 1934 года ЦИК СССР принял постановление «О порядке восстановления в гражданских правах бывших кулаков», в соответствии с которым кулаки-спецпоселенцы, ранее лишённые ряда гражданских прав, в индивидуальном порядке восстанавливались.

Окончательный отказ от политики раскулачивания фиксируется постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1954 года № 1738—789сс «О снятии ограничений по спецпоселению с бывших кулаков», благодаря которому многие из кулаков-спецпоселенцев получали свободу.

Реабилитация лиц, подвергшихся раскулачиванию и членов их семей производится в общем порядке согласно Закону Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года № 1761-1.

Война примусам и гурманству

Накормить население страны — одна из нетривиальных и чрезвычайных по срочности задач, которая встала перед советским руководством вскоре после установления власти большевиков. Для организации системы общественного питания были открыты столовые, фабрики-кухни, кафе и рестораны. Пища совершенно не обязательно должна была быть вкусной, но вот питательной и здоровой, то есть соответствующей санитарным нормам, — непременно.

Еда рассматривалась не как удовольствие, но как способ воспроизводства рабочей силы, как комбинация жиров, белков и углеводов. Этот принцип, понятный в годы военного коммунизма, поддерживался и в те времена, когда система общепита была сформирована, а население не голодало.

В 1920-е годы была объявлена так называемая война примусам. Изысканная кухня считалась буржуазным пережитком. Юрий Олеша так описал этот процесс в романе «Зависть»: «Объявлена война кухням. Тысячу кухонь можно считать покорёнными. Кустарничанию, восьмушкам, бутылочкам он положит конец. Он объединит все мясорубки, примуса, сковороды, краны… Если хотите, это будет индустриализация кухонь. Он организовал ряд комиссий. Машины для очистки овощей, изготовленные на советском заводе, оказались превосходными. Немецкий инженер строит кухню…»

Одежда

Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло.
Материал для одежды женщины ткали сами.

Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых
подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На
плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека.
Поверх рубахи надевали пояс.

Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)

Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.

Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили
повязку в виде широкой ленты.

На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из
двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную
подошву к ноге ремнем.

Примеры употребления

Для лучшего понимания в статье приводятся предложения со словом «кулак» в разных значениях.

  • Мальчик решительно сжал кулаки и ринулся в бой: хулиган обижал знакомую ему девочку.
  • Кулак этого парня был увесистый – с таким человеком нужно было либо дружить, либо обходить стороной.
  • Василия в деревне называли кулаком, потому что любил он обманным путём присвоить себе чужие средства.
  • С кулаками обращались жёстко, находя в них угрозу для всего мира.
  • Отец считал, что кулак – это отличный метод воспитания, но так ни разу им и не воспользовался.
  • Собрав волю в кулак, уставший турист поднялся и пошёл вслед за уходящей группой.

Даже в самой обычной беседе нужно с внимательностью относиться к двусмысленным словам. Пользуясь каким-либо понятием, следует при необходимости уточнять, какой именно смысл в него вложен.

Рассмотрев слово «кулак» в значениях, присущих современному языку и культуре прошлых столетий, можно смело употреблять его в самых разных контекстах. Это придаст не только выразительность речи, но и предоставит возможность лучшего понимания собеседника при ведении диалога.

Причины изменений в аграрной политике

А. В. Шубин объясняет «радикальный сдвиг» в сельской политике в конце 1920-х годов началом Великой депрессии в 1929 году, которая обрушила цены на мировых рынках, и, следовательно, экспортные доходы СССР, которые были жизненно необходимы для уже начавшейся ускоренной индустриализации — для оплаты импорта оборудования и зарплаты иностранных специалистов. Он заявляет, что не найдено никаких документов, свидетельствующих о наличии планов сплошной и быстрой коллективизации (а значит и массового раскулачивания) до осени 1929 года.

Некоторые исследователи утверждают, что СССР с быстро растущим населением, 80 % которого составляли сельские жители, все ещё находился в глубокой мальтузианской ловушке, для выхода из которой требовались срочная индустриализация и урбанизация. Другие настаивают на роли высокой и возросшей тогда опасности большой войны, которая требовала наличия развитой промышленности для обороны.

Все это привело к усилению давления на село в пользу стремительно растущих городов и заводов, потребляющих, но не производящих пищу, и репрессивному давлению на любые существенные проявления дестабилизации государства.

В 1930-31 гг экспорт зерна возрос до уровня 1914 года — ради получения твёрдой валюты, что истощило часть запасов, в тч — кулацких. В 1932-33 гг — экспорт снизился в несколько раз, но — на истощённые запасы наложился плохой урожай 1932 года и случаи массового разворовывания, что вызвало известный голод в сельской местности. Причём, по мнению публициста Елены Прудниковой, голод был мозаичным — в поражённых регионах благополучные и голодающие колхозы располагались вперемешку, что было вызвано разницей в действиях колхозных руководств.

Пахучая кухня

Чеснок в русской кулинарии использовался со времен его появления на просторах Древней Руси. Это пахучее травянистое растение стремительно превратилось в незаменимый ингредиент практически каждого холодного и горячего русского блюда, что вызывало недоумение у многих иностранных послов и гостей. Зачастую им приходилось отказываться от множества необычных яств, поскольку передозировка чесноком отрицательно сказывалась на их самочувствии. Кроме того, их шокировал резкий запах, источаемый этим присутствовавшим во всех кушаньях овощем, который зажиточные люди, по непонятной для заграничных персон причине, вставляли себе в ухо.

В свою очередь простолюдины со времен правления Владимира Мономаха ели традиционный крестьянский «бутерброд», представлявший собой ломоть черного хлеба с хорошо посоленным чесноком.

Красный угол

Об этой части русской крестьянской избы слышали практически все, кто хоть раз заглядывал в книги со сказками или описаниями быта того времени. Этот участок дома поддерживали чистым, украшенным. Для оформления использовали вышивку, картинки, открытки. Когда появились обои, именно здесь их начали использовать особенно часто. Задачей хозяина было выделить красный угол из остального помещения. На полку поблизости ставили красивые предметы. Здесь хранились ценности

Всякое событие, важное для семьи, праздновали в красном углу

Основным предметом мебели, располагавшимся здесь, был стол с полозьями. Его делали довольно большим, чтобы места хватало всем членам семьи. За ним в будни кушали, в праздники организовывали застолье. Если приходили свататься к невесте, обрядовые церемонии проводили строго в красном углу. Отсюда женщину забирали на венчание. Начиная сбор урожая, первый и последний снопы относили в красный угол. Делали это максимально торжественно.

Терминология

В пореформенный период кулаками называли крес­тьян, занимавшихся торговлей (перекупками) и ростов­щичеством. Используя неразвитость рыночной инфра­структуры, они устанавливали на приобретаемые у одно­сельчан сельхозпродукты крайне низкие цены, а также кабальные условия возврата денежных и натуральных ссуд (в том числе в форме отработок). Отсюда бытовавшее в деревне образное определение кулака — «мироед». Другой группой зажи­точного крестьянства являлись относительно крупные товаропроизводители (предприниматели). Их кулаками перво­начально не считали. Однако затем ситуация изменилась. Аграрное перенаселение в центральных регионах России при­вело к обострению внутрикрестьянских социальных противоречий. Это, а также традиционно негативное отношение большинства жителей деревни к богатству в их среде привело к отож­дествлению крестьянина-товаропроизводителя с сельским ростовщиком и перекупщиком. В результате обе группы стали называть «кулаками» и «мироедами». Отчасти со­единение 2 групп в одну было связано с их реальным пе­реплетением. Пользуясь благоприятной конъюнктурой, сельские ростовщики и торговцы расширяли масштабы сельхозпроизводства. Предприниматели в ряде случаев предлагали кабальные условия найма.

Анти-ленинский принцип: лучше хуже, но больше

К раскулачиванию советское государство пришло в силу нескольких причин. Прежде всего, как полагают многие специалисты-аграрии, при высокой производительности (урожайность на полях у кулаков в 20-30-х годах прошлого века превышала среднероссийскую, очень условно, конечно, на 20-40 процентов, и качество зерна было выше) доля поставляемого кулаками зерна государству в общем объёме поставок была малозаметна. Кулаков было немного: специалисты пользуются этакой формулой «одно село – один кулак».

А для выживания в условиях обрушившихся на советское государство со стороны «западных партнёров» санкций, бездарности отечественных хозяйственников и непобедимой в Советской стране разрухи, как мы все знаем, встала необходимость индустриализации. Для чего страну прежде всего нужно было накормить. И неплохо при этом было иметь излишки продовольствия на экспорт: свои станки и технику Советский Союз производить в достаточном количестве ещё не мог.

Любой специалист-аграрий знает: чем больше обрабатываемый участок, тем проще и дешевле его обрабатывать. Даже при невысокой урожайности и низком качестве государство получит больше продукции, если и контролировать будет проще, и размеры обрабатываемых площадей будут увеличиваться. А увеличить их можно лишь силами крупных хозяйств, обладающих серьёзными людскими и техническими ресурсами. Примерно так: сто лошадей со ста плугами на сто хозяйств и сто наделов – не впечатляет. Колхоз, имеющий сотню лошадей с сотней плугов – это уже сила.

Эти соображения, по мнению большинства исследователей, и стали причиной поголовного «околхозивания» советского крестьянства.

Праздники

Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.

Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)

Новый год сначала отмечали
в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым
Новым годом по новому календарю.

Рождество Христово и
следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями,
массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.

Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Одежда

Из портретов и словесных описаний мы знаем, как одевались русские крестьяне в 17 веке. Не слишком изменились эти манеры и в восемнадцатом, и в девятнадцатом. Как свидетельствуют записки исследователей того времени, губернские крестьяне были довольно консервативными, поэтому их наряды отличались стабильностью и следованием традициям. Некоторые даже называли это архаичностью внешнего вида, поскольку в одежде присутствовали элементы, появившиеся десятилетия назад.

Однако по мере прогресса новые веяния проникали и в сельскую местность, поэтому можно было видеть специфические детали, отражавшие бытность капиталистического общества. Например, мужские наряды по всей территории губернии обычно поражали однообразием, сходством. От региона к региону отличия были, но сравнительно малые. А вот женская одежда была заметно интереснее благодаря обилию украшений, которые крестьянки создавали своими руками. Как известно из работ исследователей Черноземья, в этом регионе женщины носили наряды, напоминавшие южнорусские и мордовские модели.

Русский крестьянин 30-40 годов 20 столетия, как и сто лет до этого, имел в своем распоряжении одежду на каждый день и для праздника. Чаще пользовались домоткаными нарядами. Зажиточные семьи могли изредка приобретать фабричные материалы для пошива одежды. Наблюдения за жителями Курской губернии в конце девятнадцатого столетия показали, что представители сильного пола в основном пользовались приготовленным дома бельем посконного типа (из конопли).

Рубахи, которые носили крестьяне, имели косой ворот. Традиционная длина изделия – до колена. Мужчины носили портки. К рубахе шел пояс. Он был сученый или тканый. По праздникам носили рубаху из льна. Люди из богатых семей использовали изготовленные из красного ситца одежды. Верхней одеждой были свиты, зипуны (кафтаны без воротника). На празднество можно было надеть сотканный дома балахон. Люди побогаче имели в своих запасах тонкосуконные кафтаны. Летом женщины носили сарафаны, а мужчины — рубахи с поясом или без.

Традиционной обувью крестьян были лапти. Их плели отдельно для зимнего и летнего периода, для будней и для праздников. Даже в 30-е годы 20 столетия во многих деревнях крестьяне оставались верны этой традиции.

В словаре Даля

м. пясть ручная, с прижатыми к ней пальцами, кука. | Большой
молот от 5 до 20 ф., кувалда, балда; кулаком бьют щебень: иногда
деревянная колотушка. | Зубец машинного, мельничного колеса, особ.
деревянный; такой же зубец, торчек в валу, в пестах толчеи, водяного
молота и пр. каба, свая, пал, для причалки судов; железный торчек,
коковка, и пр. кулак с лапою, на котором держится пружина кареты,
коляски. | Арх. одинокий надводный камень, соединенный подводною грядою
с мысом, с берегом. | *Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; |
перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной
торговля, на базарах и пристанях, сам денежный»>безденежный, живет обманом,
обчетом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с
малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лсн, пеньку,
мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник,
гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник, щепетильник,
см. офеня. Кулак без Бога проколотится, а без божбы не проживет. Ковать
в два кулака (молота). Кулак не сласть, а без него ни шасть. Жаль
кулаков, да бьют же дураков! Жаль кулака, а ударить дурака. Наши дураки
не глядят на кулаки. Не видал кулаков, так пожалей своих боков. Учить
дураков, не жалеть кулаков. Два дурака, да у каждого по два кулака!
Святым кулаком, да по окаянной шее. Выпивши пива — тестя в рыло; поев
пироги — тещу в кулаки. Что к чему обычно: нос к табаку, шея к кулаку. У
него в кулаке пуд. У него пудовой кулак. У солдата кулак костяной. Велик
(толст) кулак, да плечо узко, слаб, нет силы. Нечем бить, так кулаком.
Коли нечем, так хоть кулаком да бей. в картах. Ехал не путем, погонял
кулаком. Куда ни поедет, семь верст не доедет. Удар кулаком в стол:
ножницы скажутся (или обзовутся). В кулак утирается, а руку подает! Всех
в один кулак сожми, так только то и выжмешь, что съедено! Рукою погоняй,
кулаком слезы утирай. Будешь ты кулаком слезы утирать. Глаза по кулаку,
а слезы по палке (или по жгуту). Живет из кулака в рот. В два кулака (т.
е. самдруг) сподручней. Не в два кулака (молота), не железо кипить. Под
головы кулак, а под бока и так. В головы кулак, а высоко — на деа пальца
спустил. Скобелев. Один соврет, хоть кулаки суй: другой соврет, иглы не
подбить! Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь. Маленький,
удаленький в кулачке увяз? крюк, петли. Кулачек умалит. | кучерская
щетка. Кулачища с головища. Ре6ячий кулаченок, -чишка. Кулачки м. мн.
кулачный бой, драка кулаками, для забавы, из молодечества, англ. бокс.
Наши кулачные бои были: одиночные, один на один, и стена на стену: бой
шел ооычным правилом: лежачого не бьют; мазку (на ком кровь) не бьют;
рукавички долой; лежачий в драку не ходит и пр. Кулачный, к кулаку, в
разн. знач. относящ. Кулачное (кулажное?) песто. соложеное, сыченое.
Кулачник м. -ница ж. кто дерется кулаками, драчун; кулачный боец.
Кулачистый, у кого большие кулаки, кулачищи. Кулаковатый, на кулак
похожая вещь. Кулачить кого, что, бить кулаками, мять, толкать, месить.
Кулачить тпсто, — слеглую муку, перебивать, контарить, пересыпать в
кули. Не от этого ли кулага? | Кулачить или -чничать, заниматься
промыслом кулака, прасола. Мука кулачится, ее кулачат. | Каково
кулачится? торгуется, переторговывается. | Ребятишки все кулачатся:
дерутся, буянят. Кулачечье, кулачничанье ср. длит. действ. по глаг.
Кулачка об. то же, в знан. колотить, бить кулаками, мять. Кулобой,
-боец, -бойка, драчун, охотник до кулачной расправы. Лычники кулобои,
унтера, в былое время. Кулачество, кулачничество ср. занятие, промысел
кулака, прасольство, перекупля, барышничество.

Интерьер

Невозможно представить дом русского крестьянина без полатей. Такой элемент считался одним из основных для любого жилого помещения. Полати – это выполненный из дерева настил, начинавшийся от бока печи и длившийся до противоположной стены дома. Полати использовали для сна, поднимаясь сюда через печь. Здесь сушили лен и лучину, а днем хранили принадлежности для сна, одежду, которой не пользовались. Обычно полати были достаточно высокими. По их краю ставили балясины, предупреждающие падение предметов. Традиционно полати любили дети, ведь здесь можно было спать, играть, наблюдать за празднествами.

В доме русского крестьянина расположение предметов определялось постановкой печи. Чаще она стояла в правом углу или слева от двери на улицу. Угол, противоположный печному устью, считался основным местом хозяйкиного труда. Здесь размещали приспособления, используемые для готовки. Вблизи печи лежала кочерга. Здесь же хранили помело, лопату из дерева, ухват. Неподалеку обычно стояли ступка, пестик, квашня. Кочергой убирали золу, ухватом перемещали горшки, в ступке перерабатывали пшеницу, затем жерновами превращали ее в муку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *