Международный валютный фонд (мвф)

Аргументы за и против политики МВФ

Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.

Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.

МВФ и Мексика

В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.

Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.

МВФ и Аргентина

Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.

Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.

Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.

МВФ и Украина

История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.

За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.

BREAKING DOWN ‘Международный валютный фонд — МВФ’

Фиксированные обменные курсы, также известные как система Бреттон-Вудса (названная в честь первоначальной конференции ООН, на которой был задуман МВФ), относятся к стоимости привязанной валюты к стоимости другой валюты или к золоту. Система фиксированных обменных курсов была установлена ​​МВФ как способ укрепления мировой экономики после Великой депрессии и Второй мировой войны. Эта система была отменена в 1971 году, и с тех пор МВФ продвигает систему плавающих обменных курсов, а это означает, что стоимость валюты может измениться по отношению к стоимости другой. Сегодня это знакомая система. Например, когда экономика США страдает, стоимость доллара снижается по отношению к цене, скажем, евро Европейского Союза, и наоборот. Обменные курсы, установленные МВФ, позволяют странам лучше управлять экономическим ростом и торговыми отношениями. Эти обменные курсы устанавливаются для предотвращения экономического коллапса, который может иметь место при обменных курсах бегства, который возникает, когда ставки продолжают расти.

[править] Источники

  1. Андронова И. В. Международный валютный Фонд: вчера, сегодня, завтра // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2007. — В. 6. — Т. 2. — С. 47—48. — ISSN 1996-7845.
  2. Ващенко И. Ю. Правовое регулирование международного валютного фонда // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2016. — В. 2. — Т. 1. — С. 3. — ISSN 2076-7919.
  3. Постоянное представительство МВФ в Российской Федерации (рус.). IMF. Проверено 1 октября 2019.
  4. [https://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf Статьи Соглашения МВФ].
  5. МВФ посоветовал России поднять пенсионный возраст до 63 лет. lenta.ru. Проверено 11 января 2020.
  6. МВФ предлагает России повысить пенсионный возраст до 63 лет к 2030 г (рус.). РИА Новости (20120803T1313+0400). Проверено 11 января 2020.
  7. МВФ призвал власти РФ снизить расходы бюджета и повысить пенсионный возраст | Новые Известия (рус.). newizv.ru. Проверено 12 января 2020.
  8. Доклад МВФ по стране №14/175. Проверено 2 октября 2019.
  9. МВФ приказал дольше жить (рус.). Газета.Ru. Проверено 12 января 2020.
  10. МВФ: пенсионный возраст в России необходимо повысить (рус.). 74.ru (2014-07-02). Проверено 12 января 2020.
  11. МВФ посоветовал России повысить пенсионный возраст (рус.). РИА Новости (20150803T1906+0300). Проверено 12 января 2020.
  12. МВФ рекомендовал России повысить пенсионный возраст (рус.). РИА Новости (20170519T1928+0300). Проверено 14 января 2020.
  13. Кудрин. А. Л. [http://www.elibrary.az/docs/JURNAL/jrn2013_239.pdf Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России] (рус.) // «Вопросы экономики» : журнал. — 2013.
  14. ↑ Доклад МВФ по стране №04/314. Проверено 23 января 2020.
  15. Кудрин. А. Л. [http://www.elibrary.az/docs/JURNAL/jrn2013_239.pdf Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России] (рус.) // «Вопросы экономики» : журнал. — 2013.
  16. МВФ рекомендует ужесточить параметры российского бюджета на 2004 год. lenta.ru. Проверено 23 января 2020.
  17. Что России хорошо, то МВФ плохо // Коммерсантъ.
  18. Стабилизационный фонд Российской Федерации (рус.). www.minfin.ru. Проверено 26 января 2020.
  19. Бюджет без правил (рус.). Профиль. Проверено 26 января 2020.
  20. Доклад МВФ по стране №05/377. Проверено 26 января 2020.
  21. Сенаторы одобрили повышение до $27 базовой цены на нефть (рус.). Ведомости. Проверено 26 января 2020.
  22. №211453-4 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности. sozd.duma.gov.ru. Проверено 26 января 2020.
  23. Налог на добавленную стоимость (рус.) // Википедия. — 2019-10-14.
  24. Доклад МВФ по стране №17/197. Проверено 3 октября 2019.
  25. Доклад МВФ по стране №18/275. Проверено 3 октября 2019.
  26. Доклад МВФ по стране №19/260. Проверено 3 октября 2019.
  27. Газета.ру Петр Орехин. МВФ предложил россиянам ещё поработать. 2017
  28. Русвесна. Мир стоит на пороге нового глобального кризиса. 2020
  29. Аврора. Глава МВФ увидела возвращение мировой экономики к Великой депрессии. 2020
  30. Миртесен. Русская весна. Мир стоит на пороге нового глобального кризиса, — МВФ. 2020
  31. СМИ России замалчивают о МВФ и США как источнике повышения пенс возраста (рус.). Проверено 20 октября 2019.
  32. С. Ю. Глазьев Доклад о неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. стр. 16-26
  33. А. О. Баранов. Замедление экономического роста в России и перспективы его преодоления. 2013
  34. С.Глазьев. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. 2010
  35. Л. Г. Чувахина. Международный Валютный Фонд: уроки кризиса. 2011
  36. Вестник. Выпуски 1-9. стр. 21
  37. И. О. Коптелов Структурные проблемы экономического роста России и пути его восстановления. 2014. стр. 3
  38. В. К. Бурлачков. Эффективность рекомендаций МВФ и проблема государственного долга Российской Федерации. стр. 52 — 56
  39. Султанов М. А. Анализ влияния рекомендаций МВФ на ситуацию в развивающихся странах в период экономических кризисов.
  40. В. А. Волконский, А.И Кузовкин. Диспаритет цен в России и мире. 2002. стр.9-17

Долговая яма

Россия стала сотрудничать с МВФ позднее, чем многие другие страны, — партнёрство началось лишь после распада СССР. Однако сегодня эксперты оценивают этот опыт негативно.

На протяжении 1990-х годов МВФ предоставил России кредитов на общую сумму в $22 млрд. Средства пошли на поддержку реформ и покрытие дефицита платёжного баланса.

В частности, фонд требовал ликвидировать экспортные пошлины на газ и нефть при повышении акцизов, отменить предтаможенную экспертизу вывозимых из страны товаров, понизить таможенные пошлины для импорта и снять ограничения на импорт алкоголя.

  • Митинг в рамках Всероссийской акции протеста профсоюзов «Нет — губительным экономическим реформам», 1998 год

В начале 2000-х годов в России зазвучали призывы к сворачиванию сотрудничества с фондом. В 2005 году Россия досрочно погасила кредит МВФ — на тот момент задолженность составляла $3,3 млрд.

«Все учёные тогда знали, чем может закончиться для России выполнение требований МВФ, но российское руководство с 1991 года упорно пренебрегало этими оценками. Да, в краткосрочной перспективе сотрудничество с фондом неплохо влияло на экономику страны, МВФ помог навести порядок в финансовой системе. Но в долгосрочной перспективе его рекомендации были разрушительны», — подчеркнула Инна Андронова.

Но далеко не всем заёмщикам МВФ удаётся вырваться из кредитной кабалы. Напротив, чаще всего проблема задолженности только усугубляется, долги копятся, как снежный ком, отмечают эксперты. В такой ситуации транши фонда идут уже на погашение взятых ранее кредитов, а не на развитие национальной экономики.

Также по теме


Собственными силами: почему Турция не намерена полагаться на помощь МВФ

В 2018 году турецкая экономика столкнулась с серьёзным финансовым кризисом, а национальная валюта с января обесценилась на 40%. При…

Ярким примером такого должника стала Аргентина. В начале XX века страна была одним из самых богатых государств мира, но на протяжении последних десятилетий Буэнос-Айрес пережил уже не один дефолт. Плотное сотрудничество с МВФ до сих пор не помогло стране выбраться из череды кризисов.

В феврале 2020 года вице-президент Аргентины Кристина Киршнер заявила, что фонд не получит выплаты по выданным ранее кредитам, пока страна не выйдет из экономической рецессии. Однако уже в августе Буэнос-Айрес был вынужден пойти на переговоры с МВФ о предоставлении новой программы помощи.

По мнению экспертов, МВФ сыграл в судьбе Аргентины неоднозначную роль. Как отметил в комментарии RT профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Александр Бельчук, в том, что Аргентина находится в непростом экономическом положении, есть и вина фонда.

«Несомненно, в этом есть вина МВФ, поскольку фонд сначала втягивает страну в долги, потом начинает ею командовать. Фактически государство, оказавшееся в большом долгу перед МВФ, попадает под его контроль. Как это и случилось с Аргентиной. Однако фонд играет и положительную роль для ряда стран. Например, он время от времени наводит порядок в международных расчётах и валютных отношениях государств», — считает эксперт.

Говоря об Аргентине, Инна Андронова напомнила о том, что первый мировой долговой кризис, охвативший страны Латинской Америки, произошёл в 1982 году.

«Многие государства, включая Аргентину, были вынуждены согласиться на условия МВФ, у них не было другого выхода. Но принятые тогда программы разрушили национальные экономики ряда стран», — отметила эксперт.

Ещё одним постоянным клиентом МВФ стала Украина. Сотрудничество страны с фондом началось в 1990-е. В 2010 году Киев заключил с МВФ соглашение на предоставление займа размером в $15 млрд. Однако фонд неохотно предоставлял финансовые транши, поскольку власти Украины не спешили выполнять его условия. В конце ноября 2013 года, получив отказ МВФ в предоставлении средств, Киев обратился за помощью к Москве. Россия пообещала предоставить соседней стране $15 млрд в качестве кредита. Однако договорённости разрушили «евромайдан» и государственный переворот на Украине.

На протяжении последних лет страна находится в серьёзной финансовой зависимости от траншей МВФ. Под давлением фонда власти Украины проводят непопулярные реформы и урезают социальную поддержку населения.

Цели и задачи МВФ

При создании МВФ были определены следующие цели его деятельности:

  • развитие сотрудничества стран в сфере международных финансов;
  • стимулирование международной торговли;
  • контроль над стабильностью валютных отношений;
  • участие в создании универсальной системы расчетов;
  • оказание взаимопомощи между государствами-участниками МВФ тем из них, кто находится в трудном финансовом положении (при гарантированном исполнении условий предоставления финансовой помощи).

Важнейшей задачей фонда является регулирование баланса валютно-финансового взаимодействия стран друг с другом, а также предотвращение предпосылок возникновения кризисных ситуаций, контроль над уровнем инфляции, ситуацией на валютном рынке.

Изучение финансовых кризисов прошлых лет показывает, что страны, находясь в таком положении, становятся зависимыми друг от друга, а проблемы различных отраслей одной страны могут отражаться на состоянии данного сектора другой страны, или отрицательно повлиять на ситуацию в целом.

МФВ в этом случае осуществляет надзор и контроль, а также оказывает своевременную финансовую помощь, позволяющую странам проводить необходимую экономическую и валютную политику.

Двойственная роль

Хотя МВФ был создан для выравнивания платёжных дисбалансов и поддержания порядка в международных экономических отношениях, на практике фонд нередко втягивает страны в непосильные для них проекты, отмечают эксперты.

«Такая тактика часто приводит к росту задолженности страны перед фондом. И должник обязан в первую очередь выплачивать долги МВФ и только потом другим кредиторам. Опасность заключается в том, что, если страна нарушает правила фонда, другие структуры также отказывают ей в кредитах», — пояснил Александр Бельчук.

  • Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева
  • AFP

При этом реальных альтернатив МВФ пока нет, другие финансовые организации не могут конкурировать с фондом.

«МВФ играет двойственную роль. С одной стороны, фонд всё же выполняет функции по поддержанию порядка в международных экономических отношениях и оказывает помощь странам. Но с другой — он в первую очередь отстаивает интересы США и других западных стран. Кроме того, временами своими действиями он вскрывает бедные страны для западной торговой экспансии», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и Инна Андронова.

«Фонд получил репутацию учреждения, которое разрушает экономики стран-заёмщиков, потому что он даёт кредиты только на определённых условиях. Однако бедные государства продолжают сотрудничать с МВФ, поскольку его кредиты дополняются кредитами развитых стран и Всемирного банка, ведь именно от оценок МВФ зависит, будут ли работать с тем или иным государством остальные кредиторы. Что касается других вариантов, то недавно был основан Новый банк развития БРИКС. Однако по объёму финансовых ресурсов он пока и близко не подошёл к МВФ. Поэтому альтернативы у МВФ пока нет», — подытожила эксперт.

Деятельность МВФ

Основные методы МВФ для достижения этих целей — это мониторинг наращивания потенциала и кредитования.

Наблюдение и сбор данных

МВФ собирает огромные объемы данных о национальной экономике, международной торговле и мировой экономике в целом. Организация также предоставляет регулярно обновляемые экономические прогнозы на национальном и международном уровнях. Эти прогнозы, опубликованные в «Перспективах развития мировой экономики», сопровождаются длительными дискуссиями о влиянии налогово-бюджетной (фискальной), денежно-кредитной и торговой политики на перспективы роста и финансовую стабильность.

Наращивание потенциала

МВФ предоставляет странам-членам техническую помощь, обучение и консультации по вопросам политики в рамках своих программ по наращиванию потенциала. Эти программы включают обучение сбору и анализу данных, которые используются в проекте МВФ по мониторингу национальной и глобальной экономики.

Кредитование

МВФ предоставляет кредиты странам, переживающим экономический кризис, для предотвращения или смягчения финансовых кризисов. Члены вносят средства для этого кредитования в пул на основе системы квот. В период с начала пандемии в конце марта 2020 до 15 сентября 2020 года были приняты обязательства по предоставлению 80 государствам-членам примерно 91 млрд долларов США (или 64 млрд СДР).

Фонды МВФ часто зависят от того, что получатели проведут реформы, направленные на повышение их потенциала роста и финансовой стабильности. Программы структурной перестройки, так называемые условные кредиты, вызывают критику за обострение бедности и воспроизводство колониальных структур.

Общая информация

МВФ или International Monetary Fund – международная кредитно-финансовая организация, основной целью которой является поддержка глобальной финансовой системы и обеспечение стабильности валютных курсов в разных странах. Если Всемирный банк работает в основном с беднейшими государствами мира, то МВФ оказывает финансовую помощь любым странам, которые испытывают недостаток средств для выполнения своих обязательств. Займы выделяются не только на преодоление кризисов, но и на развитие экономики.

Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне

Сотрудничество с фондом является своеобразным сигналом для других финансовых организаций и инвесторов о том, что с руководством страны можно иметь дело и вкладывать в ее экономику деньги. Так, например, Всемирный банк сотрудничает только с членами МВФ. На сегодняшний день практически все члены ООН входят в состав фонда.

С момента своего основания МВФ занимается сбором статистических данных и оказанием технической и консультационной помощи нуждающимся государствам. Любой новый участник организации обязан открыть информацию о состоянии своей экономики и финансовой системы. Обычно условием предоставления кредита МВФ является обязательство со стороны кредитора выполнять рекомендации фонда. Также фонд занимается подготовкой кадров в области финансов и экономики.

Фонд выделяет кредиты с процентами ниже рыночных на срок 3-5 лет. Как правило, деньги перечисляются не единой суммой, а несколькими траншами, промежуток между которыми может составлять несколько месяцев, а то и лет. Подобная практика позволяет МВФ контролировать использование кредита, а также выполнение условий его предоставления. Если они не соблюдаются, то выплаты замораживаются.

Обычно началу сотрудничества предшествуют консультации. Государство, претендующее на получение кредита, посещает специальная миссия, которая изучает различные экономические показатели претендента (уровень занятости, цены, налоговая политика). По результатам инспекции готовится отчет для руководства фонда. На его основании принимается окончательное решение относительно выдачи кредита, а также вырабатывают рекомендации по проведению необходимых реформ.

Результаты программы

Соглашение о резервном обслуживании на 2010–2012 гг.

5 июня 2013 года МВФ опубликовал свой отчет с оценкой SBA Греции. Согласно отчету, SBA улучшило долгосрочную устойчивость за счет сокращения заработной платы и пенсий и повышения НДС; Правительство Греции значительно сократило бюджетный дефицит и удельную стоимость рабочей силы.

Однако МВФ выразил разочарование приватизацией Греции и гибкостью рынка труда; Правительство продолжало тратить на заработную плату больше, чем в среднем по ЕС. Кризис оказался хуже, чем ожидалось; В период с 2009 по 2012 год ВВП Греции сократился на 17 процентов вместо ожидаемых 5,5 процента, а уровень безработицы составил 25 процентов вместо прогнозируемых 15 процентов. МВФ недооценил влияние дефляции и заявил, что реформы страны «не смогли стимулировать рост». Греция выполнила 32 из 45 структурных условий МВФ.

Механизм расширенного финансирования на 2012–2016 годы

7 февраля 2017 года МВФ опубликовал отчет с оценкой EFF Греции. Согласно отчету, реализации программы помешала политическая нестабильность в Греции, и любая программа потерпела бы неудачу при таких обстоятельствах: «затяжная рецессия и … быстрое падение уровня жизни». МВФ заявил, что были проведены важные реформы в области управления государственными финансами и доходами, а правительство Греции реформировало минимальную заработную плату, барьеры для конкуренции, приватизации и ведения коллективных переговоров. Импорт и удельные затраты на рабочую силу были сокращены, в результате чего трехпроцентный дефицит в 2011 году стал профицитом в 0,5 процента в 2013 году. Банковская система была консолидирована, и долг в 2012 году снизился до 160 процентов ВВП со 172 процентов.

МВФ, однако, подчеркнул, что экспорт отстает; Показатели корпоративного управления Греции ухудшились во время программы, и в 2015 году долг был объявлен неприемлемым. Цели роста, устойчивости долга и конкурентоспособности не были достигнуты; рост был ниже ожидаемого, безработица была выше, а рецессия была глубже, номинальный ВВП в 2013 и 2015 годах был на 12 и 20 процентов ниже первоначальных оценок, которые «могли быть слишком оптимистичными». Правительство Греции выполнило 61 из 97 структурных условий; один был отклонен, а 16 оставались невыполненными, когда проверка была завершена.

Структура организации

Чтобы ответить на вопрос, кому принадлежит МВФ, следует кратко рассказать о структуре данной организации.

Высшим руководящим органом фонда является Совет управляющих, где каждая страна имеет двух представителей. Как правило, это либо министр финансов, либо глава Центробанка. Данный орган собирается раз в году и решает стратегические вопросы: определяет общую политику фонда, назначает руководителя МВФ, вносит изменения в устав организации.

Оперативное управление фондом осуществляет исполнительный совет, состоящий из 24 директоров. Восемь стран имеют собственных директоров: США, Япония, Саудовская Аравия, Китай, Англия, Германия, Франция и Россия. Остальных представителей совета избирают от групп государств, которых насчитывается 16. Данный орган избирает директора МВФ. Срок его полномочий – пять лет. Он председательствует в совете, а также является руководителем штата сотрудников организации. Глава МВФ может занимать свою должность несколько каденций подряд. Как правило, фонд возглавляют экономисты из Западной Европы.

Текущие решения принимаются простым большинством, при голосовании по важным вопросам необходимо получить 85% голосов. Европейский союз и США имеет право вето в организации.

Квоты разных стран в МВФ

Фонд имеет территориальные подразделения. В нем есть департаменты, отвечающие за Западное полушарие, страны Африки, Европу, а также отделы, работающие в разных направлениях деятельности: статистики, бюджета, развития и др. Важнейшей структурой МВФ является валютный и финансовый комитет. Он не принимает решений, но готовит различные предложения для исполнительного совета и в целом направляет его деятельность.

Государства-члены фонда имеют разное влияние на работу организации. Лучше всего это иллюстрирует принцип распределения квот стран в капитале МВФ. Они начисляются в зависимости от размера экономики страны и определяют количество ее голосов при принятии решений. Выражаются квоты в специальных правах заимствования (СДР) – виртуальных денежных знаках, которые эмитирует фонд. Один СДР стоит примерно полтора доллара. Наибольшую квоту имеет США, в 2016 год она составляла примерно 42,1 млрд СДР, наименьшую – островное государству Тувалу, она равнялась 1,5 млн СДР.

Квоты не только определяют количество голосов члена, но и устанавливает сумму взносов, которое государство вносит в фонд. За их счет формируется уставной капитал МВФ. Небольшая часть средств выплачивается странами-членами в любой «ходовой» иностранной валюте (доллар, иена, евро), а 75% от суммы – в национальной. Квота также определяет максимальную сумму кредита, на которую может претендовать страна.

https://youtube.com/watch?v=K9kA-vNWy9w

Как и зачем был создан Международный валютный фонд

Международный валютный фонд был создан практически сразу после Второй мировой войны в 1945 году. История фонда тесно связана с Организацией Объединенных наций (ООН). При этом МВФ независим от ООН, хоть эти организации и связаны специальным договором о сотрудничестве. Соответственно, обе организации являются самостоятельными и независимыми – как отдельные единицы.

Решение о создании МВФ было принято на Бреттен-Вудской конференции ООН, на которой были пересмотрены принципы функционирования мировой валютной системы. Кроме прочего, была установлена твердая цена золота в долларах, который стал базовой валютой.

На этой же конференции впервые возникла идея создания еще одной важной организации – Международного банка реконструкции и развития. В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда было подписано представителями 29 стран

Данное соглашение положило начало для создания МВФ, однако же, полноценно он начал свою деятельность лишь 1 марта 1947 года. Официальной же датой создания Международного валютного фонда принято считать 27 декабря 1945 года

В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда было подписано представителями 29 стран. Данное соглашение положило начало для создания МВФ, однако же, полноценно он начал свою деятельность лишь 1 марта 1947 года. Официальной же датой создания Международного валютного фонда принято считать 27 декабря 1945 года.

Первой страной социалистического лагеря, которая вступила в Международный валютный фонд, стала Румыния, вступившая в МВФ в 1973 году. Но уже в середине 80 годов долг Румынии вырос до 22 миллиардов долларов. А первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция. Страна получила деньги с целевым предназначением – на восстановление экономики после Второй мировой войны. Данный кредит был выдан МВФ Франции уже в 1947 году.

Вскоре примеру Франции последовали и другие европейские страны. В результате основным средством накопления европейцев стал «сильный» доллар, а собственные «слабые» валюты обесценивались.

Инфляция и рост цен стали главными проблемами европейских государств. Тогда Европа решила бороться с этим путем укрепления собственных валют. Таким образом, денежные реформы были проведены в нескольких странах Европы (Бельгия, Австрия, Франция, Голландия, Дания, Норвегия, Финляндия).

Сегодня МВФ

В настоящее время в МВФ насчитывается 188 стран-членов, в основе которых лежит Вашингтон, D. C. Каждая страна или регион представлена ​​членом Исполнительного совета Фонда и многочисленными сотрудниками. Соотношение членов совета директоров от каждой страны основывается на мировом финансовом положении страны, так что наиболее сильные страны в мировой экономике имеют самое сильное представительство. Соединенные Штаты имеют самую высокую право голоса, за которой следуют азиатские страны, такие как Япония, Китай и страны Западной Европы, такие как Великобритания, Германия, Франция и Италия.

В то время как МВФ устанавливает стандарты для мировой экономики и контролирует финансовые связи между странами, он также помогает нуждающимся странам, предоставляя им деньги, необходимые для того, чтобы превратить свою экономику и восстановить свою финансовую структуру. Страны вносят вклад в пул, из которого страны, которые в этом нуждаются, могут заимствовать в качестве краткосрочного займа. МВФ также помогает странам в разработке устойчивой финансовой политики, предоставляет экономические консультации, помогает странам максимизировать свою финансовую эффективность и работает, чтобы помочь развивающимся странам стабилизировать и поддерживать себя в мировой экономике.

В качестве примера рекомендаций, которые МВФ предоставляет своим странам-членам, читайте в статье «Нью-Йорк таймс» «I. M. F. Cautions U. S. о запасах, страховании и взаимных фондах». В этой статье обсуждается наблюдение Фонда, что У.S. запасы оцениваются слишком высоко, и его прогнозирование того, как это повлияет на экономику в ближайшем будущем, выносит рекомендации о том, как исправить ошибки, прежде чем это станет проблемой.

Для примера того, как МВФ работает над стабилизацией стран со спиральными экономиками, читайте статью «Уолл-стрит джорнал» «Греция, кредиторы достигают соглашения об условиях предоставления помощи», которая подробно освещает экономический кризис в Греции в 2015 году. В статье показана роль МВФ в экономических решениях, связанных с греческим долгом, например, помощь в решении вопроса о том, как обрабатывать долг и вносить взносы для облегчения бремени задолженности. В нем также упоминаются способы, с помощью которых МВФ вносил вклад в облегчение долгового бремени задолженности, и затрагивает аргументы МВФ в отношении решений о предоставлении финансовой помощи или нет.

МВФ играет три основные роли в мировой денежной системе. Фонд изучает и отслеживает экономические и финансовые изменения, выделяет средства странам с трудностями с платежным балансом и оказывает техническую помощь и подготовку странам, которые его запрашивают.

Роль Фонда в мировой экономике

МВФ постоянно следит за финансовой и валютной политикой стран-членов и состоянием экономики во всем мире. С этой целью каждый год проводятся консультации с правительственными организациями относительно курсов валют. С другой стороны, государства-члены должны консультироваться с Фондом по макроэкономическим вопросам.

Нуждающимся странам МВФ выдает кредиты, предлагая странам заемные средства, которые они могут использовать для самых разных целей.

В первые двадцать лет своего существования Фонд давал кредиты в основном развитым странам, но потом эта деятельность была переориентирована на развивающиеся страны. Интересно, что примерно с этого же времени начала свое формирование неоколониальная система в мире.

1992 – 1993 года. Начало кредитной истории России в МВФ

Вторая программа стимуляции российской экономики была опубликована в апреле и утвержден в июле 1993 года. Основной целью кредитования была стабилизация финансового и макроэкономического климатов, а также поддержка России как страны с переходной экономикой. При этом условия кредитования были упрощены – сокращение дефицита госбюджета до 10% ВВП и снижение среднемесячного темпа инфляции до уровня 7-9%.

Данная программа привела к получению двух траншей 6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года – по 1 млрд СДР (около $1,5 млрд.). Однако проводимая в реальности политика не оказывала значительного влияния– что и стало отказом дальнейшего кредитования.

Как страна может присоединиться к МВФ

Страны должны подать заявку на участие в МВФ, хотя любая страна может подать заявку. Со временем условия членства изменились, а требования к членству были более смягченными, когда Фонд находился на ранней стадии. Страны должны вносить членские взносы или квоты, которые присваиваются отдельным странам на основе их экономического размера, и оговаривают, насколько они способствуют.Эти квоты больше для более мощных экономик, и они образуют пул, из которого страны, нуждающиеся в помощи, могут брать кредиты. Странам-членам также необходимо придерживаться Кодекса поведения, и более строгие правила могут применяться к тем странам, которые обращаются в надежде на финансовую помощь.

Члены не только имеют доступ к широкому спектру услуг, предоставляемых МВФ, но и к экономическим отчетам других стран-членов.

МВФ и Россия

Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998.

Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *