Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Содержание:
- Нормы гражданского права, регулирующие предпринимательство
- Право на осуществление предпринимательской деятельности
- Общие положения о субъектах предпринимательского права
- Правовые основы предпринимательской деятельности
- Нормативно-правовое регулирование защиты прав предпринимателей при проверках
- Комплексный подход
- Ужесточение ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
- Методы госрегулирования предпринимательской деятельности
- 5.6. Разрешение споров в области электронной коммерции
- Виды предпринимательской деятельности
- Правовое регулирование предпринимательства: цель, виды
- Карьера и трудоустройство
- Виды госрегулирования предпринимательской деятельности
- Обязательность наличия статуса индивидуального предпринимателя
- Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования
- Признаки предпринимательской деятельности
- Могут ли некоммерческие организации вести предпринимательскую деятельность?
- Правовые основы аудиторской деятельности
- Система современного бизнеса
Нормы гражданского права, регулирующие предпринимательство
Как было указано в предыдущих разделах статьи, регулирующие предпринимательскую деятельность в России законы охватывают различные аспекты регулирования и касаются разных отраслей права, при этом нормы гражданского права в данном секторе выделяются особо. Так, п. 1 ст. 2 ГК РФ прямо относит регулирование отношений между субъектами ПД к сфере гражданского права.
В начале статьи было отмечено, что именно ГК РФ определяет признаки ПД. Вместе с тем судебная практика дополняет признаки ПД по ГК РФ рядом иных признаков, которые могут оказывать влияние на особенности регулирования.
Так, банковская или строительная ПД характеризуется таким признаком, как профессионализм, что влияет на решение вопроса об ответственности (постановление ФАС ЦО от 31.01.2014 по делу № А68-11899/2012).
Непосредственно ГК РФ регулируются такие вопросы ПД и связанных с нею отношений, как:
- правовое положение субъектов ПД;
- основания возникновения прав и особенности их осуществления;
- корпоративные отношения;
- обязательственные отношения и др. (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Право на осуществление предпринимательской деятельности
- Понятие права на осуществление предпринимательской деятельности
- Режим предпринимательской деятельности
- Гарантии права на осуществление предпринимательской деятельности
- Виды предпринимательской деятельности
- Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Форма государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Система требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности
Общие положения о субъектах предпринимательского права
- Понятие и признаки субъектов предпринимательского права
- Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права
- Основные этапы создания субъектов предпринимательского права
- Отказ в государственной регистрации
- Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации
- Понятие лицензии, лицензирования, правовые основы лицензирования
- Органы, осуществляющие лицензирование
- Лицензируемые виды деятельности
- Срок действия лицензии
- Порядок получения лицензии
- Реестры лицензий
- Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- Приостановление действия лицензии
- Потеря лицензией юридической силы
- Аннулирование лицензии
- Ответственность в сфере лицензирования
- Понятие, виды и способы реорганизации хозяйствующих субъектов
- Документы, оформляющие правопреемство
- Гарантии прав кредиторов
- Окончание реорганизации
- Порядок государственной регистрации реорганизации
- Понятие и виды ликвидации субъектов предпринимательского права
- Этапы ликвидационного процесса
Правовые основы предпринимательской деятельности
В юридической системе предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.
Правовой основой предпринимательской деятельности является Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г. и представляющая собой юридическую базу всего действующего законодательства. Основной Закон гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
См. также: Формы права
В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема — проблема собственности, установлены многообразие форм собственности и необходимость их регистрации.
По Конституции частная собственность охраняется законом. Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.
Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен «рубль». Банк России обязан защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в т.ч. в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека.
Предпринимательское право — это комплексная отрасль законодательства, регулирующая предпринимательскую деятельность. Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим обязательства являются предметом гражданского права.
Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, которые складываются в процессе деятельности, направленной непосредственно на получение прибыли. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности.
Источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. К ним относятся: Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В регулировании предпринимательской деятельности задействованы практически все отрасли права. Так, предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права.
Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Нормативно-правовое регулирование защиты прав предпринимателей при проверках
Обратите внимание! Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, касающееся вопросов защиты их прав при осуществлении госконтроля, осуществляется прежде всего законом № 294-ФЗ. Вместе с тем применение указанного закона ограничено следующими правилами:
Вместе с тем применение указанного закона ограничено следующими правилами:
- закон № 294-ФЗ не применяется при проведении дознания, следствия, прокурорского надзора, осуществлении правосудия, проведении административного расследования и в иных случаях, предусмотренных п. 3 ст. 1 закона № 294-ФЗ;
- организация и проведение некоторых видов проверок также определяются специальным законодательством, например, это касается проверок по вопросам иностранного инвестирования, экономической концентрации и финансово-бюджетной деятельности (п. 3.1 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
- особенности проверок могут быть установлены отдельными нормативными актами по вопросам антимонопольного регулирования, лицензирования, экспортного контроля и др. (п. 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
- специальные законы также регулируют вопросы проверок на территориях опережающего развития (п. 4.1 закона № 294-ФЗ);
- проведение проверок, касающихся гособоронзаказа, также изъято из-под действия закона № 294-ФЗ (п. 4.2 указанного закона);
- при противоречии между законом № 294-ФЗ и международным соглашением применяется международный документ (п. 5 закона № 294-ФЗ).
Комплексный подход
Все эти факторы взаимосвязаны и без их комплексного использования не пойдет ни один проект. Основы ведения бизнеса также включают в себя понятие «средства производства», к которым относятся оборудование, техника и инструменты для оказания услуг или производства продукции, но именно для их приобретения и нужны деньги.
Основы малого бизнеса опираются на многочисленные теоретические исследования менеджеров-экономистов и практику от величайших фабрикантов и производителей, продавцов и строителей, сумевших создать свое успешное дело розничного типа.
Но не все так серьезно, если разобраться 🙂 Как говориться ‘Предприниматель-это человек который 3 года живет так, как никто не хочет, чтобы дальше жить так как никто не может!’.
Успехов вам в ваших начинаниях!
Ужесточение ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Неоднократно поднимался вопрос об ужесточении наказания за ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 550695-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица» (об этом в нашей группе Вконтакте).
Авторы законопроекта предлагают предлагают ужесточить санкции за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, предусмотренной КоАП: за совершение впервые — от 5 до 10 тысяч рублей, за повторное совершение в течение года — от 20 до 30 тысяч рублей. Предполагается, что данные изменения будут способствовать предотвращению противоправных действий, поддержке добросовестных предпринимателей, защите граждан от товаров и услуг, предоставляемых нелегальными предпринимателями, а также увеличению поступлений в бюджеты соответствующих уровней налогов и взносов за осуществление предпринимательской деятельности.
Как указано в пояснительной записке, данная административная санкция не повышалась с 2002 года, и на сегодняшний день она ниже, чем государственные пошлины за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и юридического лица (согласно статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) — 800 рублей и 4 тысяч рублей соответственно), а также санкции, установленные для легальных субъектов предпринимательской деятельности.
Например, непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике влечет взыскание с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 тысяч рублей (п. 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая).
В указанных условиях у нелегальных предпринимателей отсутствуют стимулы выходить из тени, поскольку уплатить небольшой административный штраф представляется более выгодным.
Как показывает практика, уполномоченными органами ежегодно фиксируются вышеуказанные правонарушения. При этом наблюдается тенденция к увеличению их числа, что свидетельствует, в том числе, о недостаточности установленных санкций.
Согласно информации, предоставленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, в 2014 году сотрудниками органов внутренних дел было пресечено 108 884 правонарушения, предусмотренные статьей 14.1 КоАП, в 2015 году — 128 965, в 2016 году — 142 856, в 2017 году — 143 504. Также стоит отметить, что только за январь-июнь 2018 года пресечено 71 919 правонарушений.
Статистические данные, полученные из Верховного Суда Российской Федерации, демонстрируют аналогичную тенденцию. В 2014 году в суды общей юрисдикции поступило 118 843 дела по вышеуказанной статье, в 2015 году — 141 206, в 2016 году — 153 240, в 2017 году — 154 797. Таким образом, за прошедшие 3 года количество правонарушений, рассмотрение которых дошло до суда, выросло на 29%. Аналогичная ситуация складывается и с рассмотрением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП, в арбитражных судах. Так, для сравнения, в 2014 году арбитражными судами Российской Федерации было рассмотрено 17 180 дел, а в 2017 году уже 18 937.
Методы госрегулирования предпринимательской деятельности
Существуют различные классификации методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. К основным из них относятся:
- Выделение прямых и косвенных методов регулирования.
- Подразделение методов на административные, экономические и морально-политические.
Указанные классификации связаны между собой, поскольку в первом случае прямые методы также именуют административными, а косвенные — экономическими. К прямым методам относятся госрегистрация предпринимателей, налогообложение, лицензирование, госконтроль и надзор, предписания антимонопольных органов и пр. Косвенными методами являются льготное кредитование, госзаказ, планирование, налоговые льготы.
Обратите внимание! Морально-политические меры, выделенные во второй классификации, как правило, считаются мерами, осуществляемыми через средства массовой информации (далее — СМИ), в частности через государственные СМИ.
5.6. Разрешение споров в области электронной коммерции
Директива Европейского союза об электронной коммерции отдает предпочтение внесудебным устройствам разрешения конфликтов в сфере электронной коммерции, рассчитывая на то, что именно они наиболее подходят для услуг информационного общества.
Директива устанавливает следующие требования:
-не должно быть помех к использованию внесудебных процедур для разрешения споров между получателем услуг и провайдером;
-органы внесудебного урегулирования должны обеспечивать процессуальные гарантии для сторон-участников, особенно при рассмотрении споров с участием потребителей.
Установлен ряд обязанностей и для самих государствучастников в этой области:
-поощрять работу внесудебных органов по предоставлению информации для Комиссии ЕС о принимаемых решениях, касающихся услуг информационного общества, а также распространению данных о практике, традициях и об обычаях в области электронной коммерции;
-создавать «контактные пункты», доступные с использованием электронных средств получателям услуг и провайдерам, в которых они могут узнать сведения о договорных обязанностях и правах, механизмах обжалования в случае споров, включая практические вопросы использования таких механизмов; данные об органах, ассоциациях и организациях, предоставляющих практическую помощь и дополнительные материалы.
Если спор передается в официальные судебные органы, должно обеспечиваться эффективное разбирательство, включая предварительные меры, направленные на пресечение любого нарушения и предотвращение дальнейшего ущемления интересов вовлеченных сторон.
Виды предпринимательской деятельности
Любая
экономическая деятельность связана
с типовыми фазами воспроизводственного
цикла: производство — обмен — распределение
— потребление. В связи с этим,
чаще всего, выделяют три основных вида
предпринимательской деятельности: производственный,
коммерческий и финансовый. В их составе
могут выделяться подчиненные виды предпринимательства,
например, страховое, посредническое и
т.д.
Производственное
предпринимательство распространяется
на производство и потребление товаров
и услуг, коммерческое — на их обмен,
распределение и потребление, а
финансовое — на обращение и обмен стоимостей.
Приоритетным
для национальной экономики чаще
всего является производственное предпринимательство,
за ним следуют коммерческое и
финансовое.
Основным
полем или сферой приложения:
- производственного
предпринимательства служат – производственные
предприятия; - коммерческого
предпринимательства – торговые заведения,
товарные биржи; - финансового
предпринимательства – коммерческие
банки, фондовые биржи.
Производственное
предпринимательство
К
этому виду предпринимательства
относят производство продукции, товаров,
выполнение работ, оказание услуг, а также
предоставление информации, духовных
ценностей и благ, подлежащих реализации
потребителям (покупателям).
Осуществление
производственного предпринимательства
связано с необходимостью приобретения
необходимых ресурсов (рабочей силы, предметов
и орудий труда). Для изготовления продукции
требуются оборотные средства на приобретение
материальных ресурсов. Приобретаются
ресурсы у собственников за деньги.
Основные
средства – производственные площади,
машины, оборудование, либо имеются у предпринимателя,
либо их надо приобрести или получить
в аренду. За это уплачивается денежная
сумма, которая зависит от вида основных
средств и цен на них. По мере эксплуатации
основных средств на них начисляются амортизационные
отчисления с целью компенсации износа.
Привлечение рабочей силы покрывается
расходами на оплату труда работников.
Завершается
производственное предпринимательство
выпуском товара, который продается конечному
потребителю или посредникам. Выручка
от продажи должна компенсировать все
произведенные затраты и обеспечивать
получение нормальной прибыли.
Коммерческое
предпринимательство
В
коммерческом предпринимательстве
определяющую роль играют товарно-денежные
и торгово-обменные операции. Сердцевину
этого вида предпринимательства составляют
операции и сделки по купле-продаже, т.е.
по перепродаже товаров и услуг.
В
тех случаях, когда инициатива о
продаже товара исходит от продавца,
он может направить предполагаемому
покупателю предложение – оферту.
Под
офертой подразумевается письменное предложение
продавца, направленное возможному покупателю,
о продаже партии товара на условиях, определенных
продавцом. Фирма или лицо, пославшее такое
предложение, называется оферентом.
Финансовое
предпринимательство
К
числу особых видов предпринимательства
относят финансовое предпринимательство.
Объектом купли-продажи в этом случае
является весьма специфический товар,
а именно: деньги, ценные бумаги.
Правовое регулирование предпринимательства: цель, виды
- она является самостоятельной;
- осуществляется на свой риск;
- направлена на получение прибыли систематически;
- осуществляется за счет использования имущества, продажи товаров и пр.;
- подлежит госрегистрации, кроме установленных законом исключений.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется с помощью норм не только гражданского, но и иных отраслей права. Также правовые позиции в отношении предпринимательства сформулированы Конституционным судом РФ (далее — КС РФ) и иными судами.
Так, применительно к понятию предпринимательства КС РФ указал, что деятельность акционеров — это не ПД, а иная экономическая деятельность, также сопряженная с рисками (постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности…» от 24.02.2004 № 3-П).
Подробнее о видах и формах ПД читайте в наших статьях:
- «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»;
- «Виды предпринимательской деятельности в России — таблица».
Карьера и трудоустройство
Договоры на прохождение практики заключены с более чем 100 организациями, в том числе: Аппараты Государственной Думы, Совета Федерации ФС РФ, Уполномоченного по правам человека, Минюст, ФНС, МВД, Минэкономразвития; Прокуратура, Следственный комитет, Управление Судебного департамента, Арбитражные суды, Нотариальные палаты, Коллегии адвокатов, Юридические и консалтинговые компании («Вегас Лекс», «ПрайсВотерхаусКуперс», «Пепеляев групп», «Эрнст энд Янг», «Мак-Кинзи» и др.
Прохождение практики также возможно на базе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Роспатента, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты г. Москвы, Российского союза промышленников и предпринимателей, Федеральной палаты адвокаты и адвокатских образований, Федеральной нотариальной палаты.
Виды госрегулирования предпринимательской деятельности
Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности выделяются следующим образом:
- В зависимости от методов регулирования: прямое и косвенное госрегулирование или административное, экономическое и морально-политическое регулирование.
- По уровню регулирования: федеральное и региональное регулирование.
- В зависимости от формы собственности и взаимоотношений государства и субъекта ПД: регулирование, основанное на субординации или координации. Субординационное регулирование характерно для регулирования в публичном (государственном) секторе экономики, а второй тип — для общего регулирования, где государство и его органы также являются участниками рынка наряду с другими субъектами.
- В зависимости от специфики деятельности субъектов ПД: в сельском хозяйстве, строительстве и пр.
- Госрегулирование в рамках общего регулирования и конкретных правоотношений.
Обязательность наличия статуса индивидуального предпринимателя
По общему правилу, установленному действующим законодательством, физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – это виды деятельности, предусмотренные НК РФ. В данном случае речь идет об оказании услуг для личных нужд, а именно по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, по репетиторству, по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Хотя законом субъекта РФ данный перечень может быть расширен.
Еще одним важным моментом является владение гражданином имуществом – недвижимостью, транспортными средствами. Проблема в том, что имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях. И если физическое лицо получает доходы от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, то на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный НК РФ для индивидуальных предпринимателей. Хотя владение, пользование, а также распоряжение имуществом не рассматриваются сами по себе в качестве признаков предпринимательской деятельности, а считаются осуществлением правомочий собственника.
Соответственно, предпринимательская деятельность может заключаться не только в использовании гражданином результатов труда, но и в использовании принадлежащего ему имущества для целей осуществления предпринимательской деятельности.
Налоговые органы обращают пристальное внимание на физических лиц, владеющих имуществом, не предназначенным для личных нужд, например нежилыми помещениями, специальными транспортными средствами, и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а точнее на их доходы. Рассмотрим основные признаки, свидетельствующие об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности, а также о налоговых проблемах, которые могут возникнуть, тем более что контролирующие органы вновь уделяют данному вопросу повышенное внимание (письма ФНС России от 16.04.2019 № СА-4-7/7164, от 07.05.2019 № СА-4-7/8614, Минфина России от 22.02.2018 № 03-11-11/11324)
Рассмотрим основные признаки, свидетельствующие об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности, а также о налоговых проблемах, которые могут возникнуть, тем более что контролирующие органы вновь уделяют данному вопросу повышенное внимание (письма ФНС России от 16.04.2019 № СА-4-7/7164, от 07.05.2019 № СА-4-7/8614, Минфина России от 22.02.2018 № 03-11-11/11324)
Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования
В экономической практике известно немалое количество случаев прекращения деятельности субъектов хозяйствования. Такая ситуация случается по одной из следующих причин: необходимость реорганизации, временной остановки деятельности или ликвидации юридического лица, например в результате банкротства.
Прекращение активности юридического лица через реорганизацию происходит в соответствии с выбранным собственником бизнеса способом. Наиболее популярными вариантами считаются слияние определенного количества предприятий в одну совокупность, присоединение юридического лица к более мощному в плане эффективности, разделение предприятия на несколько компонентов, выделение из состава других организаций, а также преобразование юридического лица (например, прекращение деятельности ООО и формирование ОАО).
Ликвидация же бывает добровольной или принужденной. В первом случае осуществление операции может аргументироваться определенными основаниями, среди которых истечение срока активности организации, достижение уставных целей или же нецелесообразность деятельности в меру недостижимости поставленных ранее задач. Основными причинами принудительной ликвидации являются безлицензионная или запрещенная законом деятельность, уместность нарушений при осуществлении экономических операций, банкротство юридического лица или же утрата его имущества.
Признаки предпринимательской деятельности
Итак, признаками того, что деятельность является предпринимательской, можно назвать:
- Самостоятельность. Предприниматель сам решает все вопросы, которые непосредственно касаются его деятельности. Чтобы достигнуть поставленных целей, он нанимает работников. Прибыль, которую получает компания, распределяются между всеми. Решение о том, сколько получит каждый, также принимает предприниматель.
- Риски. Они перечислены в Гражданском Кодексе РФ в статье 929. Под рисками подразумеваются убытки, которые может понести компания. Нужно помнить, что предприниматель не всегда может получить прибыль, которую он планирует.
- Систематическая деятельность. В законодательстве нет четких критериев, по которым можно определить систематичность действий. Но все же мы можем выделить некоторые факторы, которые указывают на систематичность: частота получения дохода за определенный промежуток времени и его размер. Кроме этого, есть косвенные факторы: например, наличие ценников, рекламы в средствах массовой информации и интернете, количество времени, уделяемое данной работе.
- Субъекты предпринимательства. Это ИП и юридические лица, которые зарегистрировались в государственных органах и были наделены правами и обязанностями.
Могут ли некоммерческие организации вести предпринимательскую деятельность?
В данной статье
мы рассмотрим тему предпринимательской деятельности некоммерческих
организаций (НКО) в России. Разрешено ли им вести предпринимательскую
деятельность? Что понимается под такой деятельностью и какие пределы и
ограничения в ее осуществлении некоммерческими организациями содержит
закон. Для начала давайте разберем, что вообще следует понимать под
термином «предпринимательская деятельность».
Предпринимательская деятельность (в т.ч. для НКО) —
это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в установленном законом порядке (п.1 ст. 2 ГК РФ). Очень важным признаком выступает «систематичность». Т.е. несистематичные
поступления от вышеуказанных источников деятельности и разовые сделки
вообще не являются предпринимательской деятельностью, а являются иной,
приносящей доход деятельностью.
Чтобы
ответить на вопрос,
могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской
деятельностью, т.е. систематической коммерческой
деятельностью, заглянем в ч.2 ст. 24
Федерального закона
№7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях»,
в которой говориться: некоммерческая организация может
осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность
лишь постольку, поскольку
это служит достижению целей, ради которых она создана и
соответствует указанным целям, при условии, что такая
деятельность указана в ее учредительных документах.
Вот и ответ:
некоммерческие организации могут вести предпринимательскую
деятельность, но с определенными ограничениями,
наложенными на нее законом.
При этом,
данная статья Федерального закона также содержит разъяснение, что такое
допустимая
предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и
услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также
приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных
прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на
вере в качестве вкладчика.
Таким образом,
чтобы не иметь осложнений в отношениях с государственными органами,
некоммерческая организация должна заниматься только той
коммерческой деятельностью, которая прямо связана с целями ее создания и
деятельности. Например, общественная организация собаководов вправе
производить или перепродавать корма и аксессуары для собак, а не как не
запчасти к автомобилям. Некоммерческое объединение врачей вправе
оказывать медицинские услуги и осуществлять торговлю медицинскими
препаратами, а не заниматься ремонтом бытовой техники.
Давайте еще раз
перечислим обязательные условия или особенности
предпринимательской деятельности, которую вправе осуществлять
некоммерческая организация:
—
коммерческая деятельность НКО должна служить достижению целей, ради
которых была создана некоммерческая организация
—
предпринимательская деятельность НКО должна соответствовать этим целям
—
предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна быть
прямо прописана в ее уставе, в виде перечня видов деятельности с
конкретным указанием видов деятельности, например производства,
перечислением товаров или услуг
Исходя из
вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что процесс подготовки
учредительных документов НКО — это очень ответственный этап, в том числе
определяющий, какими видами коммерческой или предпринимательской
деятельности некоммерческая организация сможет заниматься в дальнейшем,
после своей государственной регистрации.
Если же
некоммерческой организации необходимо начать заниматься
предпринимательской деятельностью или произвести несколько торговых
операций, а данные виды коммерческой деятельности хотя и соответствуют и
служат целям ее создания, но не перечислены в ее уставе, выход один —
зарегистрировать изменения в Устав НКО.
Итак, в данной статье
мы постарались осветить тему «предпринимательская
деятельность некоммерческих организаций» и ответили
на вопрос «могут ли НКО осуществлять
коммерческую деятельность». Надеемся, что эта информация вам помогла.
коллектив Центра
регистрации некоммерческих организаций СПб и ЛО
Правовые основы аудиторской деятельности
- Правовое регулирование аудита
- Понятие аудиторской деятельности
- Сопутствующие аудиту услуги
- Принципы аудиторской деятельности
- Цели аудиторской деятельности
- Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Правовой статус аудиторов (аудиторских организаций)
- Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
- Лицензирование аудиторской деятельности
- Понятие и виды аудиторских проверок
- Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц
- Понятие аудиторского заключения
- Виды аудиторского заключения
- Принципы и правила составления аудиторского заключения
- Состав и содержание аудиторского заключения
Система современного бизнеса
Благодаря применению ресурсов, перечисленных выше, субъекты экономики стараются организовать производство товаров (услуг) для их реализации другим экономическим агентам (предприятиям, организациям, физическим лицам и так далее) в условиях максимизации прибыли, но минимизации издержек.
Важно отметить, что, помимо получения экономического эффекта, следует выделить и дополнительные цели, определяющие основы развития бизнеса: организация безопасности ведения хозяйственной деятельности, выпуск акций, разработка стратегий для обеспечения высоких результатов хозяйствования и так далее. Система современного бизнеса включает в себя три составляющие: субъекты хозяйственной деятельности, компоненты и интегративные качества
К первой категории относятся предприятия, собственники бизнеса, кредитные и страховые организации, фондовые биржи, государственные органы, а также инвесторы. Вторая группа включает следующие составляющие: производство продукции, торговлю и коммерческое посредничество. И, наконец, основа бизнеса, в соответствии с системным анализом, наделена немалым количеством свойств. Среди них основными являются социально-экономический суверенитет и консенсус интересов субъектов деловых отношений
Система современного бизнеса включает в себя три составляющие: субъекты хозяйственной деятельности, компоненты и интегративные качества. К первой категории относятся предприятия, собственники бизнеса, кредитные и страховые организации, фондовые биржи, государственные органы, а также инвесторы. Вторая группа включает следующие составляющие: производство продукции, торговлю и коммерческое посредничество. И, наконец, основа бизнеса, в соответствии с системным анализом, наделена немалым количеством свойств. Среди них основными являются социально-экономический суверенитет и консенсус интересов субъектов деловых отношений.