Запад против: самое важное о санкциях против россии

Чего ждать дальше?

Несмотря на то, что санкционные списки на данный момент уже достаточно обширны, западные страны не намерены останавливаться на достигнутом. Так, в ближайшее время ожидается введение нового пакета мер против России. Поводом на этот раз стало отравление нескольких человек (в том числе Сергея Скрипаля) в британском Солсбери, в котором подозреваются российские спецслужбы.

Предположительно 22 августа вступит в силу первый блок санкций, которым будет полностью запрещен экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих, связанных с национальной безопасностью. Через 90 дней будет понижен уровень дипломатических отношений США и России, отозвано разрешение на полеты в США для «Аэрофлота» и почти полностью заблокирован товарооборот между странами. По этому пакету санкций возможно избежать ограничительных мер, если российская сторона заверит Запад, что в будущем не будет применять химическое и биологическое оружие. Тот факт, что участие России в отравлении документально не подтверждено, не учитывается.

Снятие с России частично или полностью всех санкций США и стран ЕС зависит, в основном, от решения украинского вопроса (в том числе выполнения Минских соглашений).

Частично санкции могут быть сняты, если Россия «прекратит активность» в тех областях, которые затрагивают национальные интересы США. Снятие некоторых санкций (с крупных компаний) возможно при других условиях, например, для «РусАла» это возможно, когда собственник компании (Олег Дерипаска) откажется от контроля над ней. Поскольку российская сторона не признает никаких фактов вмешательств в указанные процессы, а доказательств предоставлено не было, надеяться на скорую отмену санкций не стоит.

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль связывает поэтапное снятие санкций с России с отводом тяжелого вооружения из Донбасса. Аналогичного мнения придерживается канцлер Австрии Себастьян Курц, который заявляет о возможности снятия некоторых санкций с России в случае, если в Минских соглашениях наметится прогресс.

Поскольку отношения между Россией и странами Запада остаются напряженными, следует ожидать нового витка ограничительных мер. При этом, единой политики в отношении существующих и возможных санкций в России не существует. Учитывая, что информация о возможных новых санкциях США уже вызвала падение курса рубля, экономика не в полной мере готова к новым мерам.

В любом случае, несмотря на позитивные прогнозы Правительства относительно последствий новых санкций, экономика должна быть готова к новым ограничениям, которые ожидаются со стороны США в ближайшее время.

Карта, где указаны страны, вводившие и не вводившие санкции против России

Карта санкций — зеленый цветом обозначена Россия, светло-зелёным —  страны, не вводившие санкции, фиолетовые страны, которые ввели санкции

После событий марта 2018 года в последний столбец добавлена информация о том, высылала эта страна российских дипломатов или нет.

Более подробно о высылке дипломатов в

  Евро-союз Евро Шенген НАТО Санкции/дипломаты
Общее количество стран, официально входящих в соответствующее объединение 28 19 26 28 41/30
Страны Европы, включая Кипр, Мальту и Турцию
Австрия нет да/нет
Албания нет нет нет да/да
Андорра нет авто-мати-чески нет нет/нет
Белоруссия нет нет нет нет нет/нет
Бельгия
Болгария нет нет да/нет
Босния и Герцеговина нет нет нет нет нет/нет
Ватикан нет авто-
мати-
чески с Италией
нет нет/нет
Великобритания нет нет
Венгрия нет
Германия
Греция
Грузия нет нет нет нет да/да
Дания нет
Ирландия нет нет да/да
Исландия нет нет да/нет
Испания да/да
Италия да/да
Кипр нет нет да/нет
Латвия да/да
Литва да/да
Лихтенштейн нет нет нет да/нет
Люксембург да/да
Македония нет нет нет нет нет
Мальта нет да/нет
Молдавия нет нет нет нет да/да
Монако нет авто-
мати-
чески с Францией
нет нет
Нидерланды да/да
Норвегия нет нет да/да
Польша нет да/да
Португалия да/нет
Румыния нет нет да/да
Сан-Марино нет авто-
мати-
чески
с Италией
нет нет
Сербия нет нет нет нет нет
Словакия да/нет
Словения да/нет
Турция нет нет нет нет
Украина нет нет нет нет да/да
Финляндия нет да/да
Франция да/да
Хорватия нет готовится с 1 июля 2015 да/да
Черногория нет нет нет да/да
Чехия нет да/да
Швейцария нет нет нет да/нет
Швеция нет нет да/да
Эстония да/да
Неевропейские страны, которые ввели санкции против России
Австралия нет нет нет нет да/да
Канада нет нет нет да/да
Новая Зеландия нет нет нет нет да/нет
США нет нет нет да/да
Япония нет нет нет нет да/нет

* — в этих странах евро действует по специальным договоренностям.

Причины введения ограничений

Причины введения ограничений разнятся в зависимости от субъекта:

  • для США это защита собственных торговых интересов, национальной и международной безопасности, ответ на нарушение прав человека;
  • Совет Безопасности ООН следит за соблюдением мира во всем мире, в случае угрозы вводит санкции;
  • страны ЕС защищают национальную и международную безопасность, противодействуют терроризму, распространению оружия массового поражения, нарушению прав человека, незаконной аннексии территорий и защищают целостность независимого государства;
  • Россия в соответствии с Федеральным законом № 281-ФЗ применяет специальные экономические меры в случае возникновения угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, нарушения прав и свобод ее граждан.

Санкции – один из инструментов внешней политики государств. Когда дипломатические усилия не привели к нужному результату, а военные действия рассматриваются только как крайний и нежелательный вариант, страны и международные организации прибегают к санкциям.

Это позволяет им в некоторых случаях достичь цели быстрее и дешевле, чем другие меры воздействия. Но не утихают споры по вопросам эффективности ограничительных мер. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем рассматривать последствия введения санкций.

Торгово-промышленная палата Дюссельдорфа (Германия) опубликовала пресс-релиз с результатами исследования, проведенного по ее заказу Институтом экономических исследований Ifo (Мюнхен). Согласно данным исследования, Германия ежегодно теряет 5,45 млрд евро, а Европейский союз – 21 млрд евро в связи с антироссийскими санкциями. Опрос компаний, проведенный в ходе исследования, показал, что такие отрасли, как химическая промышленность, машиностроение, автомобилестроение, обрабатывающая промышленность пострадали больше всего от введенных санкций.

Как санкции влияют на акции российских эмитентов

Для начала разберем, какие меры предлагается ввести.

  1. Запрет на инвестиции в госдолг РФ (сейчас они формально не ограничены). Это уже отразилось в снижении цен и повышении доходности ОФЗ.
  2. Запрет на покупку евробондов компаний, попавших в «черный список».
  3. Ограничение на долларовые транзакции для крупнейших государственных банков.
  4. Запрет на кредитование компаний нефтегазового сектора и госбанков.

Компании из санкционного списка торгуются на бирже, их акции и облигации покупают инвесторы. Всего под санкциями США и ЕС находится почти 1000 российских организаций, их перечень продолжает расширяться. Но в качестве примера я приведу только несколько крупных госкомпаний, которые присутствуют в портфеле у многих инвесторов: Сбербанк (SBER), ВТБ (VTBR), Русал (RUAL), Роснефть (ROSN), Газпром нефть (SIBN), Транснефть (TRNF_p), Аэрофлот (AFLT), Россельхозбанк (облигации), Газпромбанк (облигации).

На кото-то санкции повлияли сильно, и это видно на графиках. Пример – Аэрофлот, которому обещан запрет на рейсы в США. Полностью возместить выбывшие объемы на другом направлении компания сможет не ранее, чем через 1.5–2 года. Выручка от данного бизнеса сопоставима с полетами во все страны СНГ. Это минус 26 млрд руб. в год, что для акций перевозчика уже стало тяжелым ударом.

Для других эмитентов внешнее давление было компенсировано иными факторами, например, благоприятной конъюнктурой нефтяных цен. Так, в течение торговой сессии 10 августа 2018 года, когда было объявлено о введении пакета санкций по «делу Скрипалей», индекс ММВБ потерял на новостях 1.5%. Акции Аэрофлота (AFLT) лишились 1.9% капитализации. В тот же день акции «Газпром Нефти» (SIBN) выросли на 4.2%. Экспортеры получают выручку в валюте, а большую часть затрат, включая налоги, несут в подешевевших рублях.

Так стоит ли тогда переживать по поводу введения санкций? Ведь положение части эмитентов внешне выглядит вполне стабильным. Сначала разберемся, почему.

  1. Большинство ограничений пока носит символический характер. Например, для Сбербанка закрыто кредитование на западных рынках, но только на срок свыше 90 дней и лишь для новых размещений.
  2. Экономика, благодаря рыночным механизмам, постепенно адаптируется к санкционному режиму. В некоторых отраслях (сельское хозяйство) даже наблюдается импортозамещение.
  3. Иногда санкции удается обходить через дочерние фирмы-прокладки или реимпорт оборудования и технологий из третьих стран.
  4. Многие компании из списка избегают падения бизнеса и котировок акций за счет налоговых льгот, монопольных преференций, субсидий из государственного бюджета.

Однако инвестор обязан принять во внимание возможные риски и последствия. Не все они очевидны, поэтому требуют широкого фундаментального анализа рынка

  1. Новый скачок курса валют. Разброс версий – от 70 до 90 руб. за доллар до конца 2018 года.
  2. Кризис ликвидности, в том числе из-за массового снятия средств со счетов (особенно валютных) населением и юрлицами.
  3. Неконтролируемый рост доходности государственных облигаций. Выход иностранных инвесторов из них усилился после апрельских санкций против Русала. Минфин в 2018 году уже отменил несколько аукционов по размещению ОФЗ из-за низкого спроса и высокой ставки (до 9% при официальной инфляции в 4%). Кроме того, каждое снижение курса рубля пропорционально обесценивает номинированные в нем облигации.
  4. Проблемы с финансированием долга и инвестиционных планов компаний, что ухудшает их показатели по мультипликаторам.
  5. Дальнейшее снижение платежеспособности населения из-за девальвации рубля, что сказывается, например, на акциях потребительского сектора. Ситуация усугубляется отсутствием интереса правительства к поддержанию курса национальной валюты, поскольку дешевый рубль способствует формальному исполнению бюджета в условиях санкций.
  6. Введение вторичных санкций со стороны третьих стран. Пример: даже китайские банки все чаще отказывают в открытии счета гражданам России.

Как продление санкций отразится на экономике РФ в 2020 году?

За пять с лишним лет активных санкционных войн российская экономика в значительной мере адаптировалась к существованию в условиях частичной изоляции. Точечные санкции, направленные против крупных российских компаний, к критическим результатам не привели. Среди корпораций, попавших под ограничительные меры еще в 2014 году, можно отметить:

  • крупнейшие банки (Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк и другие);
  • ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса (Алмаз-Антей, Уралвагонзавод, Объединенная авиастроительная корпорация и т. д.);
  • нефтегазовые гиганты (Роснефть, Транснефть, Газпром нефть).

Для всех этих корпораций санкции означают, прежде всего, невозможность привлечения дешевого и долгосрочного финансирования со стороны европейских и американских кредитных организаций. В свое время это стало серьезным ударом, но последствия его во многом преодолены, и попавшие в санкционные списки компании относительно успешно работают. Да, у них ограничены возможности для роста – но не для стабильного существования.


Запрет на кредитование и инвестиции может серьезно ударить по курсу рубля

Более серьезные последствия имеют секторальные ограничения. Самым серьезным шагом Запада в этом направлении стал первый санкционный пакет по «делу Скрипалей», введенный в действие Соединенными Штатами 22 августа 2018 года. Он предусматривает:

  1. Полный запрет на поставки в РФ продукции, потенциально могущей иметь двойное назначение, т.е. использоваться в военных целях. Ограничение касается, в том числе, любых комплектующих и технологий в сфере авиации и космической отрасли.
  2. Практически полное прекращение экспорта американских товаров в РФ.
  3. Запрет на перелеты в США самолетов российских авиакомпаний.

Планируемый США полный запрет на покупку ценных бумаг российского казначейства сильно скажется на возможности получения страной внешних заимствований. Размер потерь бюджета от этой меры, по ряду оценок, может составить до 10 млрд. долларов в год.

Из европейских секторальных санкций наиболее болезненными оказались запреты на инвестиции, кредитование и поставку оборудования российским предприятиям добывающей, энергетической, транспортной и телекоммуникационной отраслей. Каждый новый санкционный пакет влечет за собой резкие колебания валютных курсов. Это тоже негативно сказывается на национальной экономике (самый яркий пример – падение акций «Русала» в цене на 40% после введения персональных санкций против Олега Дерипаски).

Точный размер потерь российской экономики от санкций определить сложно. По оценке Минэкономразвития, в 2018 г. санкции обошлись РФ в 6,3 млрд. долларов – менее 0,4% от объема ВВП. При этом, по утверждению министерства, аналитики учли ущерб не только от санкций, но и от протекционистских мер по защите своего рынка со стороны стран, официально к санкциям не присоединившихся. Впрочем, данные Минэкономразвития выглядят излишне оптимистичными. Как минимум, они не учитывают потерь роста и затрат на контрмеры по противодействию санкциям.

Из истории экономических санкций

Экономические санкции, вводимые против отдельных стран, существуют уже очень давно. Первые упоминания о таких ограничениях относятся к 423 году до нашей эры, когда Афины запретили посещать свои порты и рынки представителям обрасти Мегара, и это привело к началу Пелопонесских войн.

Широко санкции начали использоваться в XX веке. Самый известный пример санкций – американское эмбарго в отношении Кубы. После того, как в 1960 году руководство этой страны конфисковало собственность американских граждан и организаций, в США был запрещен импорт кубинского сахара. Позднее был установлен почти абсолютный запрет на любое перемещение товаров, а также был запрещен въезд американских граждан на Кубу. Санкции затем все больше и больше ужесточались, и лишь в 2016 году США восстановили дипломатические отношения с Кубой.

Также известны санкции США в отношении Ирана, которые были введены после свержения шахского режима в результате Исламской революции. Основной запрет касался закупки иранской нефти, заморозки иранских вкладов в американских банках. Запрет на торговлю был отменен в 1980 году, остальные санкции затем корректировались. В 1987-1990 годах снова действовало ограничение импорта нефти из Ирана.

В истории СССР тоже были случаи введения санкций. Предпосылками этого были ограничения, которые ввели США на доступ к высокотехнологичной продукции для социалистических стран. В 1951 году во время Корейской войны США расторгают торговое соглашение с СССР, в результате чего таможенные тарифы на советские товары увеличиваются в 4 раза.

Но наиболее серьезными были последствия внесения в 1974 году в американское торговое законодательство поправки Джексона-Вэника. Поправка отменяла режим наибольшего благоприятствования в торговле для стран, которые нарушали права человека и ограничивали право на эмиграцию. Под действие этой поправки попал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., по которому выезжающие за рубеж на постоянное место жительства граждане с высшим образованием должны компенсировать государству расходы на обучение. Свободная эмиграция из СССР была разрешена в 1989 году, тогда поправка в отношении нашей страны перестала действовать.

Кроме поправки Джексона-Вэника США вводили и другие ограничительные меры. В 1980 году в качестве ответа на ввод советских войск в Афганистан США разрывают контракт на поставку 17 миллионов тонн зерна в СССР, запрещают продажу высокотехнологичных товаров, ограничивают культурные, экономические и спортивные (Олимпийские игры) мероприятия. Зерновое эмбарго было отменено в 1981 году, однако периодически вводились другие ограничения.

Как видно, история санкций в XX веке во многом перекликается с противостоянием между Востоком и Западом. Во второй половине 80-х годов с началом Перестройки большая часть ограничений была отменена.

Как правительство РФ планирует противодействовать санкциям?

Политика российского правительства основана на четком разделении санкций США и санкций ЕС. В отношении США планируются максимально жесткие ответные меры (это отразилось даже в названии принятого в 2018 г. федерального закона: «О мерах воздействия на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»). В отношении ЕС ставка делается на использование всех возможностей для сотрудничества при минимуме агрессивной риторики (Россия склонна рассматривать Европу, как заложницу США).

Проблема, однако, заключается в том, что воздействовать на Штаты очень сложно: торговый оборот тут в десятки раз меньше, чем с ЕС. Мировая финансовая система контролируется США и основана на долларе, от которого зависит, в том числе, и Россия. Применить прямые контрсанкции в таких условиях едва ли возможно.

С Европой дело обстоит противоположным образом. Вполне эффективные контрсанкции против европейцев введены еще 6 августа 2014 г., когда был запрещен ввоз в Россию широкого ассортимента пищевой и сельскохозяйственной продукции, в том числе большинства видов мяса и мясных продуктов, молочных изделий, овощей и корнеплодов и т.п. Хотя впоследствии список корректировался (некоторые продукты из него исключены еще в 2015 г.), в целом эмбарго действует и причиняет европейским сельхозпроизводителям многомиллиардные убытки, вероятно, сопоставимые с потерями от санкций самой России.

Единственным действительно значимым ответом России на санкции Штатов мог быть вывод государственных резервов РФ из банков и казначейских бумаг США. Правительство РФ действительно прибегло к таким мерам зимой 2017-2018 гг. На сегодняшний день (в отличие от ситуации десятилетней давности) главными резервными валютами России стали евро (примерно треть от общего объема ЗВР) и золото, с которым доллар делит второе-третье место.


Изолированный рунет разрабатывается на случай введения интернет-санкций

Другие важные меры российского правительства – защита от еще не введенных, но возможных в будущем санкций. Наиболее значимые шаги в этом направлении:

  • Разработка Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), пригодной для замены межбанковской системы обмена информацией SWIFT. Слухи об отключении SWIFT появились еще в 2014 г., но ни к чему конкретному до сих пор не привели.
  • Принятие программы импортозамещения в сфере производства сельхозпродукции. В 2019-2020 гг. на поддержку сельхозпроизводителей, попавших в программу, планируется тратить по 241 млрд. руб. в год.
  • Локализация в России производств СПГ-оборудования и других высокотехнологичных компонентов нефтегазовой промышленности, поставки которых из-за рубежа невозможны из-за секторальных санкций.
  • Принятие законопроекта о суверенном интернете 1 мая 2019 г. Хотя трудно сказать, связано ли в действительности его принятие с внешними угрозами, или с сугубо внутриполитическими полицейскими соображениями. В целом, закон предполагает создание на территории России независимой инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойное функционирование Сети в случае отключения страны от зарубежных корневых серверов.

Безусловно, меры властей РФ по преодолению санкций этим не ограничиваются и включают в себя много частных, закулисных переговоров и договоренностей с отдельными западными политиками и компаниями. Примером комбинаций такого рода стала поставка газовых турбин Siemens на крымские электростанции (июль 2017 г.) – сделка, безусловно, запрещенная санкционным режимом, но тем не менее состоявшаяся с использованием цепочки подставных компаний.

На сегодняшний день можно быть уверенным только в одном: санкции не исчезнут в одночасье, а будут реальностью мировой политики и экономики еще не один год. Российская Федерация показала высокую способность адаптироваться к существованию в новых условиях, но развитие страны ограничительные меры серьезно тормозят. Новый виток санкций в 2020 году и обострение ситуации в экономике, а затем и политике страны, исключать нельзя до сих пор.

Возможные последствия санкций

Обычно риск того, что против России введут очередной пакет санкционных ограничений, сразу отражается на курсе рубля. Но на этот раз российская валюта практически никак не отреагировала на информацию о новых санкциях – рубль даже немного укрепился после объявления о новых ограничительных мерах. Это может быть связано с тем, что новые санкции не связаны с финансовыми организациями и фондовым рынком: новые фигуранты списка – исключительно госслужащие или силовики, а компании непубличные.

С июня вступают в силу несколько важных законов: о мигрантах, о продовольствии, об ипотеке и не только

Рассказываем о самом важном. Реакция российских официальных лиц на новые санкции была вполне логична – например, в МИДе пригрозили принципами взаимности, в Администрации президента заявили, что санкции не достигнут своей цели, а в Совете федерации назвали их очередной подтасовкой и обвинили ЕС и США в нарушении принципа презумпции невиновности

Реакция российских официальных лиц на новые санкции была вполне логична – например, в МИДе пригрозили принципами взаимности, в Администрации президента заявили, что санкции не достигнут своей цели, а в Совете федерации назвали их очередной подтасовкой и обвинили ЕС и США в нарушении принципа презумпции невиновности.

Кстати, выбор чиновников для введения санкций был достаточно странным. Так, условный срок на реальный Навальному заменил судья – но его в списке нет. Следственный комитет участвовал в деле Навального еще в 2013 году – а сейчас по нему просто изменили наказание (и СК РФ участия в деле не принимал). Руководитель ФСИН тоже мог пострадать ни за что – замену условного срока на реальный инициировал руководитель московского управления службы.

Правда, самих фигурантов списка санкции тоже вряд ли станут проблемой – ни у кого из них (по крайней мере, официально) нет активов в странах, которые ввели ограничения. Но может возникнуть проблема для генпрокурора Игоря Краснова – по роду деятельности он должен иногда встречаться с коллегами из других стран и подписывать документы, а также обмениваться информацией по уголовным делам. Но это все будет работать и дальше – уже заключенные договоры предполагают принцип взаимности, а запросы в другие страны редко подписывает сам генпрокурор.

Некоторые фигуранты нового списка уже и так находятся под санкциями ЕС – соответственно, для них кардинально ничего не меняется (при том, что объем связей у России со странами ЕС гораздо больше, чем с США).

Что касается организаций, попавших под санкции, официально они пока не прокомментировали ситуацию. Известно, что им будет запрещено импортировать американскую продукцию, но сложно сказать, какую долю в их поставках занимал товары из США.

Кроме того, госсекретарь США Энтони Блинкен сообщил, что стратегические отрасли сотрудничества с Россией выведут из-под санкций – это коснется, в первую очередь, сотрудничества в космосе (например, Россия и США участвуют в проекте МКС).

Будут ли введены новые санкции в 2020 году?

Санкции подобны «черному лебедю» Нассима Талеба. Не случайно этот образ, созданный всемирно известным экономистом, обрел такую популярность в последние годы. Суть «черных лебедей» в политике и экономике заключается в том, что предсказать их появление заранее практически невозможно; но при этом, появившись, они оказывают серьезное воздействие на всю картину мира.

«Дело Скрипалей» относится именно к событиям такого рода. Предугадывать их – занятие неблагодарное. Если оставаться в рамках известного и более чем допустимого по опыту последних 5 лет, то в 2019-2020 гг. с большой долей вероятности пополнятся персональные санкционные списки (российских деятелей, которым запрещен въезд в США и ЕС). Несколько менее вероятно введение в действие законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля». Этот проект, разработанный еще в 2018 году, предусматривает:

  • дополнительные санкции против российских банков;
  • санкции против участников российских проектов в сфере СПГ за рубежом (они затронут не только российских, но и зарубежных, в том числе европейских, участников и инвесторов);
  • аналогичные меры против российских нефтяных проектов – внутри РФ и за рубежом;
  • санкции против российской судостроительной отрасли (этот пункт попал в законопроект после инцидента в Керченском проливе 25 ноября 2018 г.).


Правительство США намерено защищаться от агрессии со стороны Кремля

Санкции, действующие на сегодняшний день, введены в общей сложности 62 странами мира.

  1. Персональные санкции действуют в отношении примерно 200 человек (151 в списках ЕС, 68 в списках США, 42 в списках Канады).
  2. Списки юридических лиц включают 38 крупных российских компаний.
  3. Секторальные санкции ограничивают взаимодействие инвесторов, кредиторов и партнеров с российским ВПК, энергетическим, добывающим, телекоммуникационным, транспортным и инфраструктурным секторами промышленности.

Высылка российских дипломатов 26-29 марта 2018

Какие страны выслали дипломатов, а какие отказались это делать смотрите в таблице.

В таблице в столбце отказавшихся стран перечислены только страны, которые ранее вводили санкции против России, но отказались высылать дипломатов. Таких стран 11

Надо отметить, что высылать отказались не только некоторые члены ЕС, но и Новая Зеландия, которая входит в Британское содружество.

Выслали

Кол-во

дипло-матов

Отказались высылать не смотря на давление
Албания 2 Австрия
Австралия 2 Болгария
Бельгия 1 Греция
Великобритания 23 Исландия
Венгрия 1 Кипр
Германия 4 Мальта
Грузия 1 Новая Зеландия
Дания 2 Португалия
Ирландия 1 Словения
Испания 2 Словакия
Италия 2 Япония
Канада 4  
Латвия 1  
Литва 3  
Люксембург 1  
Македония 1  
Молдова 3  
Нидерланды 2  
Норвегия 1  
Польша 4  
Румыния 1  
США 60  
Украина 13  
Франция 4  
Финляндия 1  
Хорватия 1  
Черногория 1  
Чехия 3  
Швеция 1  
Эстония 1  
Всего 30 стран    

Заключение

Что будет дальше? Вопрос волнует многих россиян. К сожалению, ждать смягчения или отмены санкций не стоит. Этот инструмент внешней политики выбран как оптимальный вариант среди других. Например, среди военной кампании, которая требует много денег, и дипломатических переговоров, которые растянуты во времени и часто ни к чему не приводят.

Ослабление потенциального противника и конкурента на международной арене – слишком привлекательная цель, чтобы от нее отказаться. Наша задача состоит в том, чтобы научиться не просто приспосабливаться и выживать в условиях санкционного давления, но и активно развиваться. Очень хочу, чтобы у нас это получилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *