Влияние санкций на экономику россии. последствия введения санкций. экономика россии сегодня

Внешняя торговля

Санкции и ответные контрсанкции, безусловно, повлияли на внешнеторговый оборот России со странами Запада: к 2017 году российский экспорт в ЕС снизился на 43% в сравнении с 2013 годом, а импорт европейских товаров в Россию – на 48%.

Сокращение торговли с ЕС ударило по внешнеторговому обороту России, который с 2013 по 2016 годы сократился почти в два раза – с 523,3 до 281,7 миллиардов долларов США. Правда, с 2017 года намечается некоторый рост, однако общий объем экспорта и импорта России пока составляет лишь 80% от уровня 2013 года.

Наибольшие сложности вызывают ограничения в поставках европейского оборудования для промышленности. В результате ограничительных мер объем импорта немецких товаров в Россию снизился на 33%.

Ответ на санкции

Несмотря на то что причины введения санкций власти РФ посчитали, исходя из комментариев высших должностных лиц, необоснованными и противоречащими логике, контрмеры в отношении западных стран, сопоставимые с действиями против России, применены все же были. В частности, в период первой волны соответствующих международных мер власти РФ решили сформировать списки лиц, имеющих западное гражданство, которым запрещен въезд на территорию РФ.

Когда VISA и MasterCard, как мы уже сказали выше, прекратили обслуживать карты нескольких российских банков, то власти РФ решили активизировать работу, во-первых, по разработке национальной платежной системы, а во-вторых, по привлечению на рынок РФ китайской МПС — UnionPay, которая могла бы стать серьезным конкурентом текущим мировым лидерам. Это нанесло бы VISA и MasterCard значительный, как считают некоторые экономисты, ущерб — в сотни миллионов долларов.

Самым серьезным пакетом российских контрмер стал запрет на ввоз в РФ огромного спектра продуктов питания, главным образом выпущенных пищевой промышленностью ЕС (а также предприятиями Канады, Австралии и США). В начале августа президент России издал соответствующий Указ. Перечень товаров, попавших под эмбарго, составили самые разные продукты питания — мясные, молочные товары, рыба, овощи, фрукты. В денежном выражении общий объем соответствующего импорта, как подсчитали аналитики, на момент введения контрмер был равен 9 млрд долларов.

Также в августе были внесены корректировки в сфере легкой промышленности. В частности, в сегменте госзакупок попали под запрет одежда из тканей, кожи и меха. Правда, эксперты не посчитали этот шаг российских властей прямым ответом на санкции, поскольку соответствующее ограничение коснулось поставок из всех стран, не считая тех, что наряду с РФ входят в Таможенный Союз, а не только западных.

Чего ждать дальше?

Несмотря на то, что санкционные списки на данный момент уже достаточно обширны, западные страны не намерены останавливаться на достигнутом. Так, в ближайшее время ожидается введение нового пакета мер против России. Поводом на этот раз стало отравление нескольких человек (в том числе Сергея Скрипаля) в британском Солсбери, в котором подозреваются российские спецслужбы.

Предположительно 22 августа вступит в силу первый блок санкций, которым будет полностью запрещен экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих, связанных с национальной безопасностью. Через 90 дней будет понижен уровень дипломатических отношений США и России, отозвано разрешение на полеты в США для «Аэрофлота» и почти полностью заблокирован товарооборот между странами. По этому пакету санкций возможно избежать ограничительных мер, если российская сторона заверит Запад, что в будущем не будет применять химическое и биологическое оружие. Тот факт, что участие России в отравлении документально не подтверждено, не учитывается.

Снятие с России частично или полностью всех санкций США и стран ЕС зависит, в основном, от решения украинского вопроса (в том числе выполнения Минских соглашений).

Частично санкции могут быть сняты, если Россия «прекратит активность» в тех областях, которые затрагивают национальные интересы США. Снятие некоторых санкций (с крупных компаний) возможно при других условиях, например, для «РусАла» это возможно, когда собственник компании (Олег Дерипаска) откажется от контроля над ней. Поскольку российская сторона не признает никаких фактов вмешательств в указанные процессы, а доказательств предоставлено не было, надеяться на скорую отмену санкций не стоит.

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль связывает поэтапное снятие санкций с России с отводом тяжелого вооружения из Донбасса. Аналогичного мнения придерживается канцлер Австрии Себастьян Курц, который заявляет о возможности снятия некоторых санкций с России в случае, если в Минских соглашениях наметится прогресс.

Поскольку отношения между Россией и странами Запада остаются напряженными, следует ожидать нового витка ограничительных мер. При этом, единой политики в отношении существующих и возможных санкций в России не существует. Учитывая, что информация о возможных новых санкциях США уже вызвала падение курса рубля, экономика не в полной мере готова к новым мерам.

В любом случае, несмотря на позитивные прогнозы Правительства относительно последствий новых санкций, экономика должна быть готова к новым ограничениям, которые ожидаются со стороны США в ближайшее время.

Из истории экономических санкций

Экономические санкции, вводимые против отдельных стран, существуют уже очень давно. Первые упоминания о таких ограничениях относятся к 423 году до нашей эры, когда Афины запретили посещать свои порты и рынки представителям обрасти Мегара, и это привело к началу Пелопонесских войн.

Широко санкции начали использоваться в XX веке. Самый известный пример санкций – американское эмбарго в отношении Кубы. После того, как в 1960 году руководство этой страны конфисковало собственность американских граждан и организаций, в США был запрещен импорт кубинского сахара. Позднее был установлен почти абсолютный запрет на любое перемещение товаров, а также был запрещен въезд американских граждан на Кубу. Санкции затем все больше и больше ужесточались, и лишь в 2016 году США восстановили дипломатические отношения с Кубой.

Также известны санкции США в отношении Ирана, которые были введены после свержения шахского режима в результате Исламской революции. Основной запрет касался закупки иранской нефти, заморозки иранских вкладов в американских банках. Запрет на торговлю был отменен в 1980 году, остальные санкции затем корректировались. В 1987-1990 годах снова действовало ограничение импорта нефти из Ирана.

В истории СССР тоже были случаи введения санкций. Предпосылками этого были ограничения, которые ввели США на доступ к высокотехнологичной продукции для социалистических стран. В 1951 году во время Корейской войны США расторгают торговое соглашение с СССР, в результате чего таможенные тарифы на советские товары увеличиваются в 4 раза.

Но наиболее серьезными были последствия внесения в 1974 году в американское торговое законодательство поправки Джексона-Вэника. Поправка отменяла режим наибольшего благоприятствования в торговле для стран, которые нарушали права человека и ограничивали право на эмиграцию. Под действие этой поправки попал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., по которому выезжающие за рубеж на постоянное место жительства граждане с высшим образованием должны компенсировать государству расходы на обучение. Свободная эмиграция из СССР была разрешена в 1989 году, тогда поправка в отношении нашей страны перестала действовать.

Кроме поправки Джексона-Вэника США вводили и другие ограничительные меры. В 1980 году в качестве ответа на ввод советских войск в Афганистан США разрывают контракт на поставку 17 миллионов тонн зерна в СССР, запрещают продажу высокотехнологичных товаров, ограничивают культурные, экономические и спортивные (Олимпийские игры) мероприятия. Зерновое эмбарго было отменено в 1981 году, однако периодически вводились другие ограничения.

Как видно, история санкций в XX веке во многом перекликается с противостоянием между Востоком и Западом. Во второй половине 80-х годов с началом Перестройки большая часть ограничений была отменена.

Потенциал ответных действий

Каковы механизмы, при помощи которых Россия может противодействовать санкциям? Прежде всего стоит отметить принятый в 2006 году, задолго до того, как стали складываться явные предпосылки украинского кризиса, закон, касающийся особых мер экономической природы, которые могут применяться в случае, если страна будет испытывать необходимость в реагировании на противоправные деяния, что являют собой угрозу интересам России, на уровне международных отношений. Поэтому базовые законодательные ресурсы, которые могут быть задействованы как ответ на введение санкций против России, наличествуют. Более того, есть сведения о том, что в структурах Федерального Собрания ведется работа по созданию новых правовых актов, которые могут расширить спектр контрмер РФ в условиях международного давления. В частности, есть мнение, что в новые законы могут быть включены положения, разрешающие конфисковывать размещенные в РФ активы западных компаний (как государственные, так и частные).

Санкции Запада и контрсанкции России

В 2014 году ЕС и США ввели против России санкции за оккупацию Крыма и части Донбасса. Санкции направлены как против отдельных лиц и компаний, так и против целых отраслей экономики. В частности, в обороной сфере запрещается торговля военной продукцией и технологиями с Россией, а также поставка ей продукции двойного назначения. В энергетической сфере введен запрет на поставку в Россию оборудования и технологий для добычи нефти и газа в Арктике, на больших глубинах и сланцевых месторождениях.

Летом 2017 года в США приняли закон «о противодействии противникам Америки путем санкций», который допускает введение санкций со стороны Вашингтона и в отношении третьих стран за торговлю с Россией в подсанкционных сферах.

Таким образом, даже для тех, кто не поддержал санкции Запада, бизнес с Россией становится все более токсичным.

Не остался без внимания и российский банковский сектор – большинство крупных госбанков лишились возможности кредитования на Западе, что усложнило для них практику получения займов под низкие проценты.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

ЕС продлевает экономические санкции против России на шесть месяцев

В ответ на санкции Евросоюза Россия ввела контрсанкции – эмбарго на импорт сельхозпродукции и продовольствия. Эти меры были призваны не только «нанести ответный удар», но и стимулировать развитие собственного аграрного производства.

Однако, по мнению аналитиков, контрсанкции ударили, прежде всего, по самим россиянам: их негативный эффект превысил влияние западных санкций из-за существенного роста цен на целый ряд товаров в условиях низкой конкуренции.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

Что такое санкции и какими они бывают?

Понятие санкций в современном обиходе связано с кризисом, торговыми войнами, «черными списками» и прочими запретами. Но в общем виде санкции – это экономические ограничения, которые вводит одна страна против другой страны (или группы стран).

Цель ввода санкций – путем ограничений экономических операций заставить правительство страны принять определенное решение. Например, санкции США, введенные против Ирана, призваны заставить власти свернуть программу ядерных исследований. Иногда санкции накладывает не одна страна, а группа стран (Европейский союз) или международная организация (ООН).

В новейшей истории санкции вводились для принуждения стран к принятию таких решений:

  • вывести войска с территории другой страны;
  • принять условия международного договора (разоружение, нераспространение ядерного оружия);
  • прекратить политическое преследование оппозиционных сил, провести честные выборы;
  • прекратить поддержку международного терроризма.

Санкции бывают разных видов в зависимости от того, на кого или на что они направлены. В частности, в литературе выделены такие виды санкций:

  1. индивидуальные – против отдельных физических и юридических лиц;
  2. дипломатические – высылка дипломатов из страны, прекращение дипломатических отношений;
  3. секторальные – ограничения на сотрудничество с отдельной отраслью в стране;
  4. товарные – запрет на покупку или продажу отдельных товаров;
  5. финансовые – запрет участия на международном рынке капиталов.

Наиболее широко в последние годы используются индивидуальные и секторальные санкции (против России), а также товарные (против Ирана).

Обобщенно санкции можно назвать промежуточным этапом между дипломатическими мерами (которыми можно мало чего добиться) и полноценной войной (на которую в современном мире мало кто решится).

Экономические санкции не всегда эффективны, например, военную агрессию с их помощью прекратить практически невозможно, а степень влияния санкций на экономику зависит от многих факторов. Санкции против враждебных стран не могут быть эффективными (потому что товарооборот между ними и так минимален).

Банки и инвестиции

Под санкции Запада попали и государственные российские банки, на долю которых приходится более половины банковских активов. Санкции значительно ухудшили их финансовые результаты и повысили зависимость от Центробанка. Доля рублевых средств в объеме займов выросла с 13 до 41%. Не имея возможности получать выгодные кредиты на Западе, российские банки берут кредиты в Китае под высокие проценты для выполения своих обязательств.

С каждым годом доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) – «настоящих» вложений в экономику страны без учета вывозимого капитала –неуклонно снижается: с 69 до 8,8 миллиардов долларов за пять лет. В итоге по уровню ПИИ Россия в 2018 году заняла последнее место среди развивающихся стран, уступив Нигерии и Венесуэле. Причина низких результатов, по мнению аналитиков, в санкциях и плохом инвестклимате.

На протяжении 2014-2018 годов объем прямых иностранных инвестиций в экономику России составил почти 99 миллиардов долларов. В то же время вывод капитала уже превысил 360 миллиардов долларов.

Ответные действия РФ и последствия

Первым ответным действием на санкции против РФ со стороны США и Запада стало продовольственное эмбарго, касающееся их всех, вступившее в силу в августе 2014 года. Продуктовое эмбарго России действует до конца 2018 года, и возможно будет еще продлено.

Данная мера сильно ударила по экономике ряда  государств, изрядная доля ВВП которых складывалась именно благодаря экспорту продовольствия: например, Польша, основным потребителем сельхозпродукции которой была именно Россия. По этой причине некоторые государства Европы не поддерживают новые санкции против РФ и выступают за отмену или смягчение уже существующих.

Европейские аграрии ощутимо пострадали от потери рынка сбыта, особенно Восточная Европа – польские фермеры буквально разорились. По приблизительным оценкам, за 2015 год экономика Евросоюза потерпела колоссальные убытки в результате эмбарго РФ – ущерб измеряется 5-6 миллиардами евро. Выделяемых правительствами государств ЕС  компенсационных пакетов далеко не достаточно для покрытия убытков. Подробнее о непростой обстановке в Евросоюзе читайте в следующем материале: Страны Евросоюза: коалиция 28 стран их неизбежный путь к краху!

Турция, излюбленное место отдыха россиян, потеряла львиную долю доходов, получаемых ежегодно благодаря многомиллионному потоку российских туристов. Также Турция снабжала РФ огромным количеством продуктов питания и товаров повседневного спроса.

Далее последовало создание своего списка иностранных лиц, способствующих продвижению антироссийской политики и настроений. По аналогии, к ним применены аналогичные ограничения, как в случае и с санкциями США и ЕС против РФ. В сентябре 2016 года одним из результатов санкционных действий стало приостановление выполнения обязательств российской стороной договора с США об утилизации оружейного плутония.

Отказавшись от импорта из Европы, РФ восполнила этот недостаток, расширив сферы торговли со регионами Юго-Восточной Азии, Латинской и Южной Америки. Примечательно, что объем импорта продуктов питания их тех же Аргентины и Бразилии увеличился наполовину еще за год до ввода в действие антироссийских санкций.

Другой положительный момент – импортозамещение в РФ благоприятно отразилось и на подъеме отечественной сельскохозяйственной отрасли. Хотя отрасль и до этого развивалась достаточно динамично, недорогая и качественная продукция зарубежных конкурентов лишала российских фермеров изрядной доли прибыли.

На фоне введения санкций против России, страна еще больше укрепила отношения с дружественными торговыми партнерами Востока, в частности, с Китаем. Очень многие азиатские государства отказались от введения санкций против РФ, ссылаясь на тесное сотрудничество в экономическом и политическом плане.

Санкции ЕС против РФ повлекли крайне неблагоприятные экономические последствия и множество разногласий среди стран Европейского союза. Ущерб, нанесенный экономике, несоизмерим ни с какими положительными моментами данной политике, коих вообще не представляется возможным выделить. В связи с этим государства Европы всерьез задумались о проблеме, вызвавшей первоначальное введение ограничений со стороны США против РФ.

В частности, активную позицию за отмену или ограничение санкционных мер против России приняли государства, менее зависящие от влияния Соединенных Штатов. К примеру, Кипр, сильно пострадавший от отсутствия российских туристов, призывает пересмотреть решения для скорейшей возврата к прежним отношениям и стабилизации своей экономики.

Чехия, с самого начала применения санкций против РФ была на стороне США в части оценки происходящего в Украине, однако позже изменила свою позицию на прямо противоположную. Многие страны призывают начать с российским правительством конструктивный диалог, в целях найти совместными усилиями выход из назревающего в Европе нового кризиса.

Ряд государств Евросоюза прямо утверждает, что поспешно принятые решения не были обоснованы реальной необходимостью применения подобных мер, либо их последствия попросту оказались катастрофическими. Ожидаемого наступления  каких-либо положительных изменений так и не происходит.

Также, несмотря на принятые санкции США против РФ или в их обход, но иностранные инвестиции в запущенные ранее проекты на территории России не прекращаются. Подавляющее большинство зарубежных компаний, связанных с российскими предприятиями партнерскими отношениями, продолжают взаимовыгодное сотрудничество, невзирая на политические разногласия между правительствами их стран.

Перспективы самообеспечения

В чем выразилось влияние санкций на сельское хозяйство России? Некоторые эксперты считают, что продуктовое эмбарго в отношении производителей из ЕС открыло перед аграриями РФ огромные возможности. Во многих сегментах освободились рыночные ниши, или, по крайней мере, стали значительно менее насыщенными. Есть точка зрения, что сельхозпроизводители из России пока не очень готовы к резкому увеличению объемов выпуска продукции, и в этом случае возможно два сценария: заполнение ниш за счет поставщиков из тех стран, что не попали под эмбарго, или же, что менее желательно для экономики РФ, возникновение ощутимого товарного дефицита. И, как следствие, рост цен.

Экономика России сегодня, полагают многие эксперты, пока не может в полной мере гарантировать эффективное импортозамещение — в том числе и в области сельского хозяйства. Аналитики отмечают, что повышение отпускных цен на различные продукты произошло в достаточно скорые сроки с момента введения «антисанкций». По оценкам аналитиков, к концу 2014 года некоторые виды товарных позиций могут подорожать более чем на 30%. В среднем по продуктам, формирующим основную корзину, рост цен может составить около 15%. Есть вероятность, полагают аналитики, того, что упадет качество продукции, представленной на прилавках. В России, а также во многих странах, откуда предполагается ввозить товары, производственные стандарты не столь строги, как в Европе.

Проблемы в нефтегазовой сфере

Вторая составляющая санкций – это эмбарго на поставку западных технологий и оборудования в Россию для нефтегазового сектора. В итоге эта страна не имеет возможности осваивать новые месторождения, в то время как старые скважины уже выработаны. Это грозит серьезными технологическими проблемами, поскольку для повышения объемов добычи на пустеющих месторождениях россияне начинают использовать повышенное количество химических реагентов. В результате весной 2019 года Беларусь и Украина отказались прокачивать в Европу «грязную» российскую нефть, содержание дихлорэтана в которой превышало допустимые показатели в 15-30 раз.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

Авария на нефтепроводе «Дружба»: диверсия или халатность?

Из-за западных санкций в 2016-18 годах в России не были введены в эксплуатацию новые месторождения газа и нефти. При этом старые месторождения нефти уже выработаны на Урале на 70%, в Сибири – на 51%.

По прогнозам аналитиков, при сохранении санкций к 2025 году Россия потеряет 5% от текущей добычи нефти, а к 2030 году – 10% (1,1 миллион баррелей в день). В денежном эквиваленте это составит порядка 28,5 миллиардов экспортной выручки в год.

Из-за падения цен на нефть России приходится постоянно увеличивать ее добычу, хотя это и приносит все меньше денег. Если в 2013 году экспорт 236,7 миллионов тонн нефти принес России почти 154 миллиарда долларов прибыли, то экспортировав в 2018 году 260 миллионов тонн (на 10%), российские компании получили 129 миллиардов долларов (на 16% меньше).

В данном случае ключевую роль играют не столько санкции, сколько падение цены на нефть. Но технологические ограничения на разработку новых месторождений становятся все более серьезной проблемой для страны, экономика которой зависит от экспорта энергоресурсов – бюджет России на 46% наполняют доходы от их продажи.

Санкции: угроза для экономики России

Какими могут быть последствия введения санкций для экономики РФ? Эксперты отмечают, что наибольшие сложности могут возникнуть в сфере импорта. Дело в том, что экономика России достаточно зависима от ввоза наукоемких технологий, продукции машиностроения, лекарств, в значительной степени и продовольствия. Основными партнерами России по импорту являются как раз страны Евросоюза, те, что применили против РФ санкции. Если экономическая составляющая соответствующих мер приобретет системный характер, то дефицит импортной продукции, считают эксперты, не заставит себя долго ждать.

Санкции в современном мире

Несмотря на завершение Холодной войны и прекращение противостояние между странами социалистического блока и США, санкции остаются инструментом международного давления и сейчас.

Как отмечено выше, в XX веке Иран находился под санкциями США из-за политических причин. В 1996 году санкции были усилены Конгрессом США. Из-за разработки ракетной и ядерной программы были запрещены инвестиции в нефтяную сферу экономики Ирана. Нарушителям грозило аннулирование лицензий, ограничение кредитования и работы с государственными ценными бумагами. Санкции против Ирана были усилены еще больше после того, как в 2005 году правительство Махмуда Ахмадинежада возобновило программу обогащения урана на территории Ирана. Санкции касались иранских банков и военной промышленности, с 2012 года снова запрещена продажа иранской нефти в США.

Некоторые послабления были намечены в 2015 году, когда с заключением «ядерной сделки» Иран пошел на уступки по ядерной программе. В 2016 году были сняты санкции с большого числа граждан, организаций и имущества Ирана. Несмотря на этот прогресс, в 2018 году санкции против Ирана были восстановлены. Наиболее вероятная причина – поддержка Ираном вооруженных формирований в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене.

Кроме Ирана, под значительным санкционным давлением находится Северная Корея (КНДР). Санкции, направленные на ликвидацию ядерного оружия, были введены Советом Безопасности ООН в 2006 году. Несмотря на это, в КНДР в 2009 году провели вторые ядерные испытания, что стало причиной для введения дополнительных санкций, среди которых запрет на продажу вооружения, финансовые ограничения, и прочие. Ракетные испытания в 2012 году стали причиной расширения санкций со стороны СБ ООН. Аналогичные ситуации происходили в 2013, 2016 и 2017 году, причем в последние годы ядерные и ракетные испытания в КНДР проводили все чаще.

В 2018 году наметился существенный прогресс в отношениях КНДР и США: были проведено несколько раундов переговоров, а руководитель Северной Кореи заявил о желании избавить страну от ядерного оружия. Однако позднее госсекретарь США Майк Помпео отметил, что санкции будут действовать до полной денуклеаризации (ядерного разоружения) Корейского полуострова.

Как видно, санкции в современном мире остаются инструментом обеспечения безопасности, в том числе ядерной. При этом есть некоторые тенденции к постепенному отказу от санкционного режима.

Нечем крыть

Но чем на самом деле может ответить Россия? В экономической плоскости — ничем. Закрыть воздушное пространство для трансевразийских перелетов американских компаний? Да, в общем-то, и так ничего не летает из-за пандемии. Прекратить поставки титана в США с заводов ВСМПО-Ависма? Почему-то кажется, что американцы переживут.

Прекратить поставки нефтепродуктов за океан? Это самострел. Забанить Visa и Mastercard самостоятельно, отключиться от SWIFT? Это вообще из серии «назло маме отморожу уши». Вот и выходит, что пока Москва может лишь пылать негодованием, выступать с громкими заявлениями, но что делать в реальности – не очень ясно и понятно.

При этом многие политологи сходятся во мнении, что ситуация в моменте зашла в тупик. Американские санкции не смогут изменить поведение Кремля, но и адекватный ответ на них он дать не может. В итоге и Вашингтон не достигает своих целей, и настроения в Москве становятся все более мрачными и нервными.

Да, Джо Байден играет смело и агрессивно, одной рукой нанося по России удары санкционным кнутом, а другой показывая Владимиру Путину пряник в виде нормализации взаимоотношений. На условиях США, конечно.

Но что если «Джо-спотыкач» недооценил упрямство Кремля? Тогда саммит, на который так активно приглашает Байден своего российского визави, не состоится, а тема войны в Донбассе никуда с повестки дня не уйдет. Сближение России и Китая может ускориться, российская позиция по Сирии, иранской сделке и иным вопросам станет более жесткой. В итоге Вашингтону будет сложно рассчитывать даже на минимальную поддержку в этих вопросах. А Москва лишь озлобится, еще жестче зафиксировав текущий курс.

Продавать активы детям больше нет смысла

Игорь Ротенберг стал четвертым членом семейства Ротенбергов, попавшим в список, после своего отца Аркадия, дяди Бориса и двоюродного брата Романа. В том же списке есть и другие братья — Фурсенко. Сергей Фурсенко внесен в санкционный список как член совета директоров «Газпром нефти» (он больше известен как президент футбольного клуба «Зенит» и бывший глава Российского футбольного союза).В 2014 году Игорь Ротенберг выкупил у своего отца, уже находившегося под санкциями, ООО «Газпром бурение», что позволило временно вывести компанию из-под санкций. Подобные трансферы активов стали популярным способом бегства от санкций: например, страховщик «Согаз» дважды менял структуру акционеров, чтобы не подпадать под «правило 50%». Теперь Минфин США просто внес «Газпром бурение» в санкционный список. «Учитывая, что многие бизнесмены под санкциями продолжают контролировать активы через детей и других родственников, включение лиц типа Игоря Ротенберга напрямую аннулирует эту лазейку. То есть передача актива в любом случае станет публичной рано или поздно и повлечет новые санкции», — говорит глава французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *