Чиновники постоянно говорят об «умном городе». объясняем подробно, что это такое

5G? А они безопасны?

5G — это мобильные сети пятого поколения. Буква G в названии означает generation. Первое поколение появилось ещё в 1980-х годах, а в 2010-х стал популярен стандарт 4G. Сейчас идёт развёртывание 5G-сетей. Сигнал 5G передаётся на более высоких частотах, чем 4G-сигнал.

Миф о том, что сети 5G провоцируют развитие рака, появился в 2019 году, когда журнал Scientific American опубликовал статью под названием «У нас нет никаких причин считать 5G безопасными». Её автор опирался на результаты эксперимента 2018 года: крысы, которых подвергали воздействию высокочастотных электромагнитных полей, чаще других болели раком. Эти выводы оказались ошибочными. Выяснилось даже, что самцы крыс, которые подвергались воздействию, жили дольше своих сородичей.

Scientific American выпустил опровержение через полторы недели после первой публикации, но волну паники было не остановить. Противники сетей нового поколения до сих пор жгут вышки 5G и всё, что за них принимают.

К врачу — через интернет

Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС) запустили в Москве в 2011 году. С ее помощью можно найти ближайшую поликлинику, записаться на прием к врачу онлайн, получить справку. За несколько лет работы электронная регистратура сократила очереди в поликлиниках в 2,5 раза.

ЕМИАС развернута в 678 медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического звена, объединяет 21,5 тысячи врачей, 9,5 миллиона пациентов, содержит более 359 миллионов записей к врачам и обеспечивает более 500 тысяч различных транзакций ежедневно. Через удаленные каналы записи еженедельно на прием к врачу записываются около 700 тысяч человек. С ее помощью можно назначить визит к врачу не только в регистратуре медучреждения, но и через интернет, мобильное приложение, по телефону или в поликлинике через инфомат. Система также позволяет выписывать электронные рецепты, получать справки для ГИБДД и вести медицинскую карту болезни в электронном виде.

Приоритет на ближайшее время — внедрение ЕМИАС в стационарах и интеграция со службами скорой помощи и московскими школами.

В 2015 году аудиторская компания KPMG в исследовании «Умные города» признала ЕМИАС лидером по использованию умных технологий в сфере здравоохранения. В 2016 году в рейтинге агентства PricewaterhouseCoopers Москва стала первой среди мегаполисов, активно использующих анализ накопленных данных в управлении здравоохранением. ЕМИАС — победитель английской премии MobileGov World Summit 2017 в области мобильных государственных услуг и электронных сервисов.

Стандарты умных городов

Стандарты умных городов

Беспилотные автомобили

Tesla, Uber и Google уже готовы использовать свои технологии на дорогах, а беспилотные автомобили, считывающие дорожную разметку, когда-нибудь вытеснят управляемые вручную средства передвижения. Но в умном городе всё может работать иначе: беспилотники будут объединеныв одну сеть и при планировании маршрута станут исходить из взаимного месторасположения. Это должно быть безопаснее. Беспилотные автомобили также смогут заранее получать информацию об авариях на дороге и свободных местах на парковках.

Умные парковки

Исследование Американского общества интеллектуального транспорта показало, что 30% пробок появляются по причине долгого поиска автолюбителями мест для парковки. Концепция умного города ускоряет этот процесс с помощью приложения. Специальные датчики могут с точностью до секунды измерять время стоянки: соответствующее количество денег с карты может сниматься автоматически. Парковочные сенсоры используют во многих городах США и Европы: первыми систему внедрили Париж и Канзас-Сити.

Умное освещение

Мы уже говорили про уличные фонари, которые включаются, когда темнеет. Но концепция умного города предполагает и более интересные сценарии. Например, в американском Сан-Антонио фонари вдоль транспортных артерий светят чуть ярче после дождя. Так водители могут лучше видеть дорогу, когда увеличивается вероятность заносов.

Солнечные батареи

Забота об экологии — важный пункт концепции умного города, поэтому почти во всех проектах уделено внимание альтернативным способам добычи электроэнергии. Компактным решением считаются городские и частные солнечные батареи

Например, в умном городе Фудзисава (Fujisawa Sustainable Smart Town) такие панели установлены на каждом доме.

Камеры

В Чикаго камеры высокого разрешения встраивают в уличные фонари и используют для обеспечения безопасности в местах скопления людей. А в Сан-Антонио им нашли другое применение: судимым гражданам не обязательно ехать в суд, чтобы отметиться, достаточно показаться в одной из специальных будок с камерой.

Умный общественный транспорт

Интервалы движения — не вся информация об автобусах, которую вы можете узнать в умном городе. Технологии интернета вещей развиты и в российских городах. Например, в Москве на табло остановок показывается, через сколько минут прибудет нужная машина. Также за перемещением автобусов можно следить в «Яндекс.Транспорте».

Противопожарные датчики

Эти устройства в умном доме работают не так, как обычные датчики дыма. Точнее, как показывает примерамериканского Луисвилла, умные датчики работают в паре с классическими. Их используют в заброшенных зданиях, где есть риск возникновения пожара, который затронет близлежащие постройки. В этих устройствах находится солнечная батарея, микрофон и простенький модуль связи. Когда микрофон улавливает сирену обычного датчика, СМС о пожаре присылается пожарным и соседям.

Умные урны

Самый популярный пример — урны Bigbelly, которые устанавливают в Америке. Благодаря своей конструкции они не портят окружающий воздух, в них не копошатся грызуны, но главное — они сами отсылают уведомления мусороуборочным службам при заполнении.

Кто создает технологии для городов будущего

Разработки для «умного города» ведут не более 20 стран мира. Лидером по числу собственных изобретений является Китай. Но самый большой территориальных охват — у США: патентные документы американских изобретателей включают 24 различных юрисдикции. За ними следуют Великобритания, Южная Корея, Норвегия, Индия и Япония.

Технологическое лидерство в «умных городах» в большинстве стран захватили телекоммуникационные гиганты. В некитайском сегменте по количеству патентных семейств (группа публикаций, относящихся к одному изобретению) первое место занимает Samsung. За ней с большим отрывом идет американская Cisco, которая специализируется на разработке сетевого оборудования.

Среди китайских компаний выделяются Huawei и Xiaomi. В целом игроки из КНР слабо представлены в других странах, но эти два гиганта уверенно нацелились на территориальную экспансию.

Россию зарубежные компании рассматривают как потенциально привлекательный рынок для коммерциализации своих технологий. Здесь присутствуют три крупных некитайских игрока (Samsung, Philips и Ford) и столько же китайских (Xiaomi, Huawei и ZTE).

В то же время патентная активность в России пока невысока: на территории страны зарегистрировано всего 115 патентных семейств. Большинство из них — публикации иностранных изобретателей и компаний, которые решили продвигать свои технологии за рубежом, в том числе в РФ.

На основе всех этих данных эксперты из Проектного офиса ФИПС дают российским игрокам несколько рекомендаций. Прежде всего, провести патентную технологическую разведку зарубежных решений, которые представлены в стране, проанализировать опыт других стран и компаний-лидеров.

И хотя во многих регионах лидеры уже определены, в мире еще остались свободные рынки. Владельцы разработок сейчас рассматривают рыночный потенциал всего 27 государств. Поэтому нужно изучить страны, где технологическое лидерство еще не так развито, считают разработчики патентного ландшафта.

Особое внимание они советуют обратить на две сегмента технологий — «промышленный интернет» и «цифровой двойник». «Оба направления имеют свободные ниши для патентования», — заключают в Проектном офисе ФИПС

Умный город и умный дом

Концепция «умного города» естественным образом вбирает в
себя возникшую ранее, но сравнительно медленно воплощающуюся в жизнь концепцию
«умного дома». «Умный дом» – дом с компьютерным управлением, в котором все
основные виды инженерного и развлекательного оборудования интегрируются и
работают под управлением компьютерных систем (какие-то системы управляются централизованно, в масштабах дома
или даже района, какие-то — «квартирным» компьютером) имеющих доступ к
интернету и возможность «общаться» (по интернету, мобильным каналам связи) с
оперативными службами города и внешним миром вообще. Благодаря этому комплексно
решаются проблемы экономии электроэнергии, пожарной безопасности, управления
освещением, кондиционирования, охраны, контроля физического доступа, управления
оборудованием извне и др.

10 простых шагов: Как создать корпоративную 4G/5G-сеть
Интеграция

При этом, в отличие от интеллектуального производственного
или коммерческого здания, системы интеллектуального дома обычно не имеют своего
технического обслуживающего персонала, жильцы сами контролируют работу бытовых
устройств, температуру в комнатах, освещение, включение-выключение системы
охраны, выдавая соответствующие команды компьютерным устройствам. Понятно, что
такие дома – источники громадных потоков данных для «умного города» и открывают
возможности оптимизации потребления ресурсов в масштабе как городского района,
так и города в целом.

Из последних тенденций – использование в качестве источника
данных информации со спутников. По ней, в частности, можно оценить процент
загруженности парковок. Считается, что большой объем общественной
инфраструктуры в городах используется неэффективно из-за отсутствия актуальной,
собираемой в реальном времени информации.

Электронная школа

Проект «Московская электронная школа» стартовал в сентябре 2016 года. Его основные элементы — электронный журнал и дневник и библиотека электронных материалов, где находятся учебные пособия и сценарии уроков. Сценарии пришли на смену планам уроков и похожи на презентацию с наглядными материалами и заданиями. Учителя по всему городу могут взять из библиотеки подходящий сценарий, дополнить уже существующий или создать новый и открыть к нему общий доступ.

Такая система позволяет обмениваться опытом и создает здоровую конкуренцию между учителями, ведь сценарии оценивают и отслеживают количество их скачиваний. На сегодняшний день учителя создали около 50 тысяч электронных сценариев уроков.

Интерактивные доски — сенсорный экран с диагональю 84 дюйма — позволяют сделать уроки интереснее. Используя палец или стилус, на доске можно рисовать, перетаскивать элементы, закрашивать области и так далее. Современным детям, которые привыкли к гаджетам, нравится работать в таком формате. Например, изучая историю, ученики выходят к доске и с удовольствием рисуют торговые пути или обводят территории обитания тех или иных племен. Некоторые предметы, такие как стереометрия, особенно выигрывают от возможности демонстрировать объемные изображения. Благодаря подключению к интернету на интерактивные доски можно быстро выводить наглядную информацию — закон, научную статью, видео и так далее.

Также в школах столицы работают электронный журнал и дневник и система «Проход и питание». Дневник в электронном виде позволяет родителям следить за успеваемостью ребенка и учебным процессом в целом: смотреть, какие темы проходили, что задали на дом. «Проход и питание» дает возможность узнать о том, когда ребенок пришел в школу и что он ел на обед.

Будущее уже наступило

Консалтинговое агентство Jones Lang LaSalle составило рейтинг тридцати наиболее динамично развивающихся городов и агломераций мира, более половины которых расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В области создания новых «умных» городов география примерно та же.

Эко-город Тяньцзинь — плод сотрудничества Китая и Сингапура, один из первых и достаточно успешных проектов такого типа. Для строительства специально был выбран сильно загрязненный участок без доступа к пресной воде.

Инфраструктура включает в себя множество «умных» решений: альтернативное энергообеспечение, оборотное водоснабжение (почти как на космических станциях), опреснение морской воды, переработку отходов, создание транспортной сети без участия моторизованного транспорта, системы видеонаблюдения, контроля качества воздуха и многое другое. В реализации участвуют многие крупные компании: General Motors, Philips, Envac, Bosch Group и другие.

Вечерняя панорама города Тяньцзинь

Сейчас в городе живут более 70 тысяч человек (рассчитан на население до 350 тысяч), также зарегистрировано 4500 компаний с общим уставным капиталом в 200 млрд юаней (чуть больше $30 млрд). Полностью проект планируется завершить к 2020 году.

Не менее амбициозный проект — эко-город Масдар (ОАЭ). Его реализация началась в 2006 году. По задумке создателей город будет полностью обеспечиваться за счёт солнечной энергии и других альтернативных источников с минимальными выбросами углекислого газа.

Однако уже сейчас разработчики признают , что осуществить это в настоящих условиях практически невозможно. Основная их цель — снизить выбросы на 50%. В целом проект завяз в разного рода неурядицах: не удалось реализовать автономную транспортную систему и некоторые другие проекты, экономический кризис 2008 снизил активность инвесторов, хотя само правительство Арабских Эмиратов обещало вложить в проект примерно $22 млрд. Задержки в строительстве привели к сдвигу даты завершения на 2030 год.

Система опреснения воды в Масдаре

Электрический транспорт в городе Масдар

Создатели утверждают, что надёжность и безопасность транспортных средств (шестиместных капсул CyberCabs) достигает почти 100%. Роботизированные капсулы могут следовать друг за другом с минимальным интервалом в 3-4 секунды без риска столкновения.

Сегодня в Масдаре живут около 300 человек, почти все — аспиранты местного Института науки и техники. На работу ежедневно приезжает менее 2 тысяч человек, хотя ожидалось, что это число будет в 20 раз больше. Но создатели проекта не оставляют надежды на его полную реализацию и уверены, что нынешнее положение дел исправится.

Также среди примеров «умных» городов известны: южнокорейский Сонго (строительство завершено, прогнозируемая стоимость к 2020 году — $40 млрд), первый полностью частный город Лаваса в Индии (строительство планируют завершить в 2020 году, вложено более $30 млрд) и другие.

Как города обмениваются данными

Эксперты BCG исследовали подходы к управлению данными в 30 «умных городах» и определили три основных категории обмена.

В рамках города

Разрабатываются открытые платформы и каталоги, чтобы департаменты и учреждения имели лучшее представление о том, какие данные доступны. Примерно у 40% исследованных «умных городов» есть открытые платформы с интегрированными серверными базами данных, позволяющими доступ внешних приложений. Еще 15% указали построение внутреннего взаимодействия как приоритетное направление своих планов в области цифрового развития.

С коммерческими компаниями

Это делается, чтобы стимулировать инновации. В Амстердаме и Сан-Франциско, например, проводятся программы Startup in Residence, в ходе которых молодые компании получают ресурсы и доступ к необходимой информации, благодаря чему разрабатывают решения для госсектора. В Барселоне в рамках проекта iCity более 70 зарекомендовавших себя компаний работают над созданием социальных приложений.

Есть и менее удачные примеры. В Торонто был заключен договор с Sidewalk Labs, дочерней компанией Google, для реализации пилотного проекта «умного города» в районе Куэйсайд. Согласно нему компания отвечала за сбор и анализ всех данных с датчиков. Это партнерство вызвало оживленные общественные дискуссии, которые в итоге стали одной из причин закрытия проекта в начале этого года.

Экономика инноваций

Квартал будущего: почему закрылся проект инновационного кластера в Канаде

Городам необходимо решить, стоит ли уступать права на использование данных третьим сторонам, и обдумать потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при передаче больших объемов информации о гражданах коммерческим структурам.

С общественностью

Изначально города стали разрабатывать общественные платформы обмена данными, чтобы повысить прозрачность. Сейчас частным лицам открывают доступ, чтобы они могли беспрепятственно создавать цифровые решения.

Кроме того, необходимо уведомлять общественность об управлении сведениями и защите конфиденциальности. Например, в Барселоне разработали проект DECODE, который предоставил жителям возможность самостоятельно контролировать обмен личными данными. С помощью него можно, например, разрешать доступ к данным о передвижениях службам общественного транспорта, а от страховых или рекламных компаний скрывать их.

Москва умнеет

Есть
своя программа «Умный город» и в Москве, разработанная Московским департаментом
информационных технологий. Программа рассчитана на срок до 2030 года. Использование
искусственного интеллекта в этой программе связано с несколькими направлениями. Во-первых, это повышение уровня безопасности городской среды за счет работы систем распознавания лиц и записи происходящего на видеокамеры. Эти процедуры существенно повышают эффективность работы органов правопорядка. Во-вторых — борьба с транспортными
коллапсами. Для этого в Москве планируется создавать интеллектуальную транспортную
инфраструктуру. И, в третьих, оптимизация потребляемых городом ресурсов.

Также с 2016 г.
в Москве ведутся и пилотные проекты внедрения медицинских ИИ-систем (главным
образом в онкологии). По мере накопления данных, улучшения результатов обучения
искусственных нейронных сетей, на которых они реализованы, внедрение таких
систем будет расширяться.

Для того, чтобы понять, какой город
умнее, с этого года в России будет рассчитываться индекс цифровизации городского
хозяйства. Определять
IQ городов планируется каждый год, начиная с нынешнего.

Разумеется, обширная тема применения ИИ в «умном городе»
перечисленным выше далеко не исчерпывается. Решениями для умного города все
более активно занимаются многие крупные западные ИТ-компании. В долгосрочной
перспективе все городские системы должны быть увязаны между собой. Это даст
громадный синергетический эффект от их внедрения и сделает повседневную жизнь
горожан более комфортной и безопасной.

Расскажите подробнее про нейросети. Это ведь они обрабатывают фото в приложениях? При чём тут обучение ИИ?

Грубо говоря, нейронная сеть — это модель человеческого мозга. В биологии нейронами называют клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают электрические сигналы. В цифровой сети нейрон — это математическая функция, вписанная в код.

Сеть состоит из нескольких слоёв нейронов, каждый из которых выполняет свою задачу. Например, первый слой принимает информацию, второй обрабатывает её, а на третий выводится результат вычислений. Каждому соединению нейронов — ребру нейросети — разработчики присваивают определённый вес. Если сеть ошибается, то вес корректируют. Это повторяется много раз до тех пор, пока система не перестанет делать ошибки.

Оказалось, что такой подход позволяет не только решать утилитарные задачи, но и творить. В 2016 году российское приложение Prisma, которое превращает фотографии в картины с помощью нейросети, попало в топ App Store. За прошедшие с этого момента пять лет нейросети научили писать собственные картины и музыку. А в 2017 году вышел рассказ «Гарри Поттер и портрет того, что выглядит, словно большая куча пепла», созданный нейросетью, в которую загрузили всю поттериану.


Иллюстрация: Майя Мальгина / Skillbox

Творческий процесс с использованием нейросети состоит из нескольких этапов. Прежде всего нужно выбрать архитектуру. Она зависит от задачи. Чтобы писать рассказы, нужна одна архитектура сети, а чтобы обрабатывать фото — другая. Например, тексты пишут нейросети, которые называют языковыми моделями. Они «читают» много текста, собирают статистику о нём и «учатся» понимать, как организованы слова: что за чем чаще всего идёт.

При этом нейросеть, которая «обучалась» на книгах Роулинг, не напишет ничего принципиально нового.

«Текст получится похожим на книги о Гарри Поттере, чем-то средним между всеми этими книгами. Чтобы он был другим, нужно дать нейросети „почитать“ других авторов. Например, Пелевина. Тогда на выходе получится что-то среднее между Роулинг и Пелевиным.

И это относится ко всем подобным моделям. Нейросети, которые пишут тексты, картины или обрабатывают фото, ничего принципиально нового в искусстве не изобретут», — рассказала Skillbox Media преподаватель Deep Learning School МФТИ Татьяна Гайнцева.

Что тормозит развитие

Основной тормоз развития систем умного города в России – это тот факт, что большую часть работы должны выполнять чиновники на местах, которые, как правило, не горят желанием что-то менять, а часто не имеют для этого достаточно знаний.

По сути, любая полезная инициатива в России упирается в необходимость принятия десятков нормативных актов от ведомств всех уровней, межведомственные согласования, бюджетное законодательство и различного рода тендеры.

В итоге «интеллектуальную систему управления» внедряет весьма сомнительная фирма, которая просто предложила наименьшую цену за эту работу.

Другой аспект тоже касается денег. Для полноценной реализации проекта нужны не только федеральные деньги, но и деньги регионов и частных инвесторов. У регионов обычно свои проблемы с бюджетами, а инвесторы пока не горят желанием связываться с государством.

В итоге получается, что те немногие истории, когда в России внедряется какая-нибудь технологическая новация в сфере городских технологий, это делается за деньги «богатого» региона (вроде Москвы), крупной корпорации (как в Альметьевске) или полностью частной компании.

Проблемы у проекта «Умный город» оказались связаны еще и с бюрократией. Так, для полноценного внедрения технологий в городах и регионах нужны соответствующие рекомендации – их подготовил Минстрой. Потом оказалось, что этот документ не может иметь статуса стандарта, из-за чего проект, по сути, не мог стартовать.

Создать единый стандарт для проектов «Умный город» в отдельных городах будет сложно – разные регионы имеют разные условия, поэтому строить системы по единому «шаблону» будет невозможно.

У проекта хватает и других проблем:

  • у проекта нет четких целей и задач – неясно, для чего вообще нужно внедрять все именно в таком виде. Цели поставлены по промежуточным показателям, но не в том виде, в котором они будут служить обществу;
  • состояние инфраструктуры в городах далеко от идеального. В этих условиях, прежде чем заниматься новыми проектами, следует для начала обеспечить бесперебойное водо-, тепло-, газо- и электроснабжение;
  • выделенные 13 миллиардов – хоть и большая сумма, но в масштабах тех перемен, в которых нуждаются российские города, она практически незаметна;
  • власти на местах не спешат внедрять нововведения – это слишком дорого и имеет весьма много рисков. Мэры городов предпочитают заниматься решением текущих проблем.

Поэтому в существующих условиях ждать от проекта «Умный город» серьезного технологического прорыва точно не стоит.

Головная боль городов – транспорт

Среди решаемых в городе видеоаналитикой задач следует
отметить отслеживание скорости и объемов трафика движения миллионов автомашин.
Последующий анализ позволяет установить закономерности и на их основе
оптимизировать городскую транспортную сеть. Это направление получило название
«интеллектуальная транспортная система» или «интеллектуальная система
управления дорожным движением». Это система контроля и управления дорожным
движением транспортных средств из единого информационного центра. Она решает
такие задачи, как распознавание государственных регистрационных знаков
транспортных средств; измерение скорости движения; обнаружение ДТП и пробок;
фиксация нарушений ПДД, сбор статистики, синхронизацию работы светофоров,
помощь горожанам и организациям в оптимизации своих маршрутов, информирование о
местонахождении и времени прибытия маршрутных транспортных средств и т. д.

Здесь кроются громадные резервы для экономии общественного
времени и топлива. Примером может служить американский Сан-Диего, где прошлой
осенью установили 12 адаптивных транспортных систем вдоль одного из самых
оживленных транспортных коридоров и обнаружили, что они сократили время
водителей в пути на 25 процентов и сократили количество остановок транспортных
средств на 53 процента в часы пик.

Цифровой транспорт

Умный город — это, в первую очередь, информационная среда, которая собирает и оперативно обрабатывает разнородную информацию. Например, ИТС компании «Национальные телематические системы» позволяет создать полного цифрового двойника дороги, включая транспорт, который по ней движется. То есть из любой точки страны можно будет видеть, что происходит на транспортном участке. Это переводит возможности управления дорожной экосистемой на принципиально новый уровень.

В будущем эти системы станут основой для движения автономного транспорта. Поначалу беспилотники будут передвигаться по специальным полосам, что позволит отработать все технологии и ситуации в реальных условиях. Уже в 2035 году, по нашему прогнозу, на умных дорогах не останется ни одного автомобиля с водителем. Благодаря технологии V2X (Vehicle-to-Infrastructure) автомобили смогут взаимодействовать с умной дорожной инфраструктурой с помощью RSU (сокращение от Road Side Unit — компьютеризированный модуль, подключенный к скоростной магистральной сети передачи данных и оснащенный функцией высокоточного спутникового геопозиционирования). Благодаря этому машины станут передвигаться по наиболее оптимальным маршрутам и смогут избегать столкновений.

Индустрия 4.0

Как ездят беспилотники и так ли они надежны, как говорят

Развитие V2X будет происходить в несколько этапов:

  • На первом этапе транспортные средства начнут общаться между собой, используя ИТС и подключенную инфраструктуру для того, чтобы обеспечить безопасное движение, особенно в опасных местах, таких как перекрестки. Водители будут получать базовую информацию о пробках, пешеходах, авариях, погодных условиях, статусах светофоров, наличии препятствий (например, машина едет на желтый, или на дорогу выпал груз).

  • Второй этап развития технологий — до 2024 года — подразумевает, что автомобили начнут пользоваться данными, которые собирают другие машины через бортовую камеру (или лидар) во время движения, передавая их также через RSU. Например, автомобиль остановился перед переходом, потому что по нему идет пешеход. Другая машина пока находится за углом и не видит этого — тогда первая сигнализирует «коллеге» о ситуации. Принципиальное отличие в том, что на первом этапе эти данные собирает умная инфраструктура и обрабатывает их в интеллектуальной транспортной системе, а затем передает автомобилям конкретные инструкции и оповещения. Во втором случае машины обходятся без посредника в виде централизованной системы, и могут общаться между собой напрямую.

  • На третьем этапе, который по прогнозам должен наступить к 2028 году, появится возможность коллективной автоматической координации маневров. Суть в том, что бортовые компьютеры автомобилей будут договариваться о согласовании маршрута и скорости друг с другом. Это позволит, например, скорой помощи даже не включать звуковую сигнализацию — путь будет свободным, благодаря тому, что водители (или автопилот) получат инструкцию отъехать на обочину или сменить полосу.

Сбудется этот прогноз или нет, зависит от того, насколько «умными» станут сами автомобили. Интеллект бортовых компьютеров — такой же необходимый компонент для этого, как и умная дорожная инфраструктура. Но технологии развиваются так быстро, что они вряд ли станут препятствием для беспилотного будущего. Самое сложное здесь — решить вопросы в области нормативно-правового регулирования. В России уже идет работа над изменениями законодательства. Когда все основные нормативы, правила и стандарты будут утверждены, индустрия автономного транспорта станет развиваться с большой скоростью и к 2035 году беспилотники станут такими же привычными, как, например, каршеринг или заказ такси с помощью приложения.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обработка больших массивов данных(BigData)

IoT

Эти качества позволяют одному узлу управлять десятью или даже сотнями тысяч устройств. Платформа IoT умного города содержит настраиваемые виджеты, механизм обработки правил и систему подключаемых модулей, которые фактически делают платформу расширяемой.
Сбор данных (BigData) в умном городе обеспечивается множеством датчиков, отслеживающих различные параметры: датчики движения, датчики дорожного движения, детекторы заполнения парковочных мест, погодные станции, датчики управления отходами, датчики шума, обнаружения стрельбы, камеры CCTV и кнопки экстренного вызова.

Описание

Отражает нахождение городского транспорта на картографии города. Вся информация о движении обновляется непосредственно в онлайн-режиме (реальный режим времени). Приложение будет полезно для пассажиров, которые часто используют общественный транспорт для перемещения по городу. Используя этот программный продукт, можно постоянно владеть информацией – насколько далек от ближайшей остановки тот или иной номер маршрута, а также знать сколько по времени остается подождать появления нужного маршрута. «Умный транспорт» выполнено в виде приложения для ОС Андроид. Оно отражает положение транспортных средств в онлайн-режиме (реальное время). Точность предоставления данных — до метра на проезжей части. Вам не придется мерзнуть зимой и не стоять на солнцепеке летом. Достаточно выйти из «укрытия» за несколько минут до того момента, как транспорт приблизится к остановке.

Умное городское освещение

Представьте себе, что вы идете по ночной улице, фонари на которой зажигаются автоматически по ходу вашего продвижения. Подобные технологии уже давно внедрены во многих городах планеты. Так называемые датчики движения сегодня необычайно популярны. Они фиксируют присутствие человека (или транспортного средства), и только тогда включают свет. Ученые подсчитали, что умные светильники в рамках концепции «умного города» способны сэкономить до 80 % электроэнергии по сравнению с обычными лампами накаливания.

Следует отметить, что в ближайшем будущем освещение станет комфортным не только для людей, но и для растений. Уже ведутся исследования по умному освещению городских парков и садов, с учетом автоматической регулировки яркости, интенсивности и оттенков излучаемого света.

Бурно развивается архитектурное освещение. Благодаря широкому разнообразию светодиодных ламп создаются новые возможности для оригинальной дизайнерской подсветки фасадов городских зданий и общественных сооружений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *