Что подразумевают под денежно-кредитной политикой

Что это даст бизнесу? А физическим лицам?

А.А. Алиев:

– ЦБ России в последнее время активно борется с ценовой нестабильностью, через инструмент таргетирования инфляции. Это важный критерий для жизни людей и ведения бизнеса. При низкой инфляции банки снижают стоимость капитала, деньги для бизнеса более доступны. Упрощается финансовый и инвестиционный потенциал для бизнеса. Активность бизнеса в последствие может дать пользу, выраженную в росте ВВП.

Физическим лицам номинально это обеспечивает более высокий уровень дохода, при прочих равных условиях. Также устойчивые цены способны поддерживать постоянный потребительский спрос.

Концепции кредитно-денежной политики

Существует две концепции монетарной политики государства:

  1. Рестрикционная, направленная на увеличение жесткого контроля за денежной массой и повышение ставок рефинансирования.
  2. Экспансионистская, направленная на понижение кредитных и налоговых ставок.

Первый вариант применяется в период роста инфляции и служит для ее сдерживания. Но одновременно такая тактика тормозит развитие экономики страны.

Второй вариант используют страны, проводящие политику экспансии при условии низкого (до 2-3%) уровня инфляции. Она нацелена на повышение деловой активности. Но при высоких лимитах банковского кредитования есть риск появления избыточной покупательской способности, что приводит к неконтролируемому росту цен.

Решения государственного банковского регулятора оказывают прямое влияние на деятельность коммерческий кредитных учреждений и обязывают их придерживаться единого направления финансового курса.

Используя статьи закона о нормативных обязательных резервах, ЦБ имеет право сохранять отчисления частных банков и часть их кредитных ресурсов. Эти страховые платежи служат подушкой безопасности в случае, если банки разорятся или будут обвинены в мошеннической деятельности. Тогда замороженный депозит направят на выплату страховки вкладчикам.

Будут ли расти ставки в мировой экономике?

Хороший вопрос. Сначала давайте посмотрим, как растет денежная масса в крупнейших экономиках мира, например в США (график 5).

В реальном выражении (то есть с поправкой на инфляцию) денежная масса в США растет темпами выше 20% годовых. Такое наблюдается впервые со времен Второй мировой войны. Это значит, что денежно-кредитные предпосылки для быстрого ускорения американской экономики уже созданы, осталось увидеть, когда они сработают.

Какова в этом роль ставок? Сейчас быстрый рост РДМ в США происходит при низких, практически нулевых ставках. Но не благодаря ставкам, а благодаря быстрому наращиванию денежной базы Федрезервом (темпами более 40% годовых). Ставка при этом может быть любой, пока инфляция низка. Но если инфляция начнет расти, то ФРС для сохранения цен под контролем может без всяких опасений повышать ставки, продолжая при этом наращивание денежной базы, или «количественное смягчение», как это часто называют.

Как мы уже выяснили выше на примере России и Японии, экономика вполне может расти при высоких ставках и находиться в застое при низких. Важны не ставки, а рост реальной денежной массы.

Отсюда следует, что мировые центробанки вполне могут перейти к повышению ставок. Это не будет разворотом в их ДКП, если при этом они продолжат наращивать денежные массы своих стран достаточными темпами. Такое количественное смягчение при высоких ставках будет даже эффективнее.

Во-первых, при росте ставок растет маржа банков и они активнее включаются в процесс наращивания денежной массы, потому что это им снова становится выгодно (привет Андрею Костину).

Во-вторых, высокие ставки надежно защищают от рисков инфляции. Это значит, что денежная масса будет расти в реальном выражении. То есть рост денег не останется лишь «номинальным», как это наблюдалось в Зимбабве, Венесуэле или в 1992 году в России.

О такой оригинальной политике «количественного смягчения при высоких ставках ЦБ» я писал еще в 2014 году.

Но новым такой подход является только в части понимания механизма экономического роста. Неосознанно этот механизм использовался (и используется) во многих странах, в том числе, например, в России в 2003–2008 годах. Денежная масса тогда росла благодаря операциям ЦБ по скупке валюты. Целью ЦБ было не допустить излишнее укрепление рубля. Наращивание денежной массы (то есть количественное смягчение) целью ЦБ не было, скорее это было побочным эффектом, причем, с точки зрения тогдашних экономических властей, нежелательным. Так, по мнению Алексея Кудрина, в те годы «прирост денег в экономике был чрезмерным». Но именно этот рост РДМ и стал причиной бурного роста ВВП в те годы.

Экономические законы действуют вне зависимости от того, понимают ли их в Центробанке или не понимают. В 2003–2008 годах денежная масса быстро (на 30–60% в год) росла, а достаточно высокие ставки ЦБ (ниже 10% они не опускались) позволяли удерживать инфляцию в узде и делать рост денежной массы не только номинальным, но и реальным.

Поэтому, завершая ответ на ваш вопрос, скажу: отрицательно повышение ставок мировыми центральными банками на мировой экономике не скажется, если при этом реальная денежная масса продолжит расти.

Проблемы мировой экономики создают очевидные угрозы для России

Распространение коронавируса по миру уже привело не просто к серьезным волнениям на самых разных рынках, а к настоящему обвалу. Справедливости ради отметим, что негативные настроения в мировой экономике начали формироваться еще до эпидемии – им способствовали в том числе Brexit и торговые споры между США и Китаем. Однако теперь ожидавшееся замедление мировой экономики становится фактом, поскольку ограничение производства в Китае будет продолжаться и вполне вероятно, что темпы роста мировой экономики в этом году могут оказаться отрицательными. Вслед за ценами на нефть снижаются и цены на другие товары российского экспорта. Следом за ними падает и рубль. Если в начале этого года за доллар давали даже менее 61 рубля, то сейчас уже вопрос в том, не пробьет ли курс исторические рекорды падения, достигнутые в начале 2016 года. Последствия этих изменений будут ощутимы для всех – и российского бизнеса, и населения, и бюджета.

В последние годы было много разговоров на тему того, что курс рубля стал менее зависим от цен на нефть, а инфляция на потребительском рынке – от курса рубля. Текущая ситуация – это отличная возможность проверить, справедливы ли эти утверждения. Тезис о независимости курса рубля от нефтяных котировок уже не подтверждается: текущее падение цен на нефть рубль ощутил на себе в полной мере. Второй тезис пока проверить сложно – эффекты влияния курса рубля на внутренние цены проявляются не так быстро. Однако уже в начале марта министр экономического развития заявил о том, что до 9 апреля МЭР планирует представить обновленную версию сценарных условий социально-экономического развития РФ на 2020-2022 годы, в которой учтет влияние коронавируса на экономику России. Вполне можно ожидать, что будут ухудшены прогнозы по динамике ВВП, инфляции и реальных доходов населения.

Что использует государство для функционирования монетарной политики

Государство для поддержания экономики и её регулирования использует следующие методы:

  • Регулирование норм обязательных резервов,
  • Регулирование процентной ставки,
  • Осуществление операций на открытых рынках.

Первый метод подразумевает обязательства банков откладывать в хранилище часть финансов в виде резерва, чтобы обезопасить вклады граждан. Количество откладываемых денег или объем резерва зависит от объема капитала банков и процента обязательных резервов, который устанавливает Центробанк.

Процент больше, чем выше значение ликвидности финансовых инструментов (например, процент обязательных резервов больше для долгосрочных вкладов, нежели для срочных).

При повышении данного процента денежное предложение сокращается и вот почему: при увеличении банками резервов сокращается доля денег, находящихся в обороте, которые банковская организация может представить в качестве кредита.

Второй метод подразумевает увеличение или уменьшение процентной ставки (ее называют еще ставкой рефинансирования). Данная процентная ставка определяет плату по процентам кредитов, которые коммерческие банки берут у Центробанка.

Изменение данного процента влияет на величину денежной массы. Увеличивая процентную ставку, тем меньше кредитов берут коммерческие банки и наоборот. В первом случае коммерческие банки могут предоставить меньше кредитов для населения, т.к. предложение денег уменьшилось.

При уменьшении ставки рефинансирования коммерческим банкам выгоднее брать займы у Центробанка и они увеличивают свою денежную массу и долю резервов, соответственно увеличивают и предложение кредитов для населения.

Стоит отметить, что данный инструмент не является самым эффективным, т.к. коммерческие банки берут у Центробанка займы только на 3-4% от размера собственного капитала. Поэтому Центральный банк просто так не предоставляет кредиты для коммерческих банковских организаций, а предоставляет их в том случае, если банк нуждается в финансовой помощи.

Меняя значение процентной ставки, Центральный банк сообщает намерении провести денежно-кредитную политику. Это намерение говорит о регулировании инфляции. К тому же, размер процентной ставки является ориентировочным размером процентной ставки коммерческих банков, которые предоставляют кредиты населению.

При увеличении ставки рефинансирования, проценты по коммерческим кредитам увеличиваются, что снижает спрос на получение кредитов населением. Соответственно, денежная масса становится меньше. И в точности наоборот, при уменьшении ставки рефинансирования спрос на кредиты растет.

Самым важным и быстродействующим инструментов являются операции на открытых рынках. Здесь центральный банк регулирует денежную массу путем продажи или приобретения ценных бумаг, таких как:

  • Долговые бумаги (облигации),
  • Векселя.

Данные бумаги продаются банковским организациям и населению. Если Центробанк покупает данные инструменты у населения, то это приводит к увеличению денежных масс в коммерческих банках, т.к. средства по договору купли-продажи поступают на банковские депозиты.

Центробанк приобретает данные инструменты в случае замедленного экономического роста в период падения рынка. В случае высоких темпов роста экономики Центральный банк продает ценные бумаги, чтобы избежать перегрева в экономической системе.

Политика дорогих денег

Дорогие деньги – это разновидность кредитно-денежной политики, цель которой – предотвращение кризиса перепроизводства и развитие инфляционных процессов. Эту политику осуществляет центральный банк страны преимущественно в периоды высокой экономической конъюнктуры, когда избыточные совокупные расходы трансформируются именно в такие нежелательные явления. Эти расходы появляются в фазе экономического подъема из-за избыточного предложения денег и низкую цену их займа. Поэтому ограничение предложения денег – главная задача политики «дорогих денег». «Дорогие деньги» используются для защиты экономики от «перегрева» или инфляционного давления. Для этого необходимо снизить кредитоспособность системы коммерческих банков. Центральный банк достигает этого, применяя те же экономические рычаги, что и при проведении политики «дешевых денег», но в противоположном направлении. При этом центральный банк: 1) не покупает, а продает государственные облигации на рынке ценных бумаг, 2) повышает резервную норму, 3) увеличивает учетную ставку. В результате выборочного или комбинированного применения таких мер дополнительные резервы (как источник кредитования) коммерческих банков уменьшаются. Это сокращает предложение денег и повышает ссудный процент. Снижение объемов кредитования и рост цены кредита сокращает инвестиционные прибыли, а это сдерживает темпы экономического роста, то есть предотвращает выход совокупного предложения за пределы совокупного спроса, ограничивает инфляцию спроса. Политика «дорогих денег», как и политика «дешевых денег», влияет на состояние платежного баланса страны: увеличение процентной ставки при осуществлении этой политики увеличивает приток в страну иностранного финансового капитала. Вследствие этого спрос на валюту страны и ее курс растут, что сдерживает экспорт и стимулирует импорт. Уменьшение чистого экспорта (экспорт-импорт ) ухудшает сальдо платежного баланса. Таким образом, политика «дорогих денег» не согласуется с задачей преодоления дефицита платежного баланса. Она предопределяет не только внешний, но и внутренний эффект обратной связи, который ослабляет ее. Так, повышение процентной ставки делает невыгодным для населения хранение своих активов в деньгах. Это, с одной стороны, повышает скорость оборота денег, чем компенсируется сокращение их предложения, а с другой – уменьшает спрос на деньги, что предотвращает рост процента. Однако выросшая процентная ставка может существенно и не уменьшить спрос на деньги, то есть не повлиять на инвестиционные расходы, если происходит технико-технологическое обновление производства или существуют убедительные, оптимистичные прогнозы на будущее, ожидается ли повышение цен на основной капитал и т.д. В таком случае для эффективного сокращения совокупных расходов политика «дорогих денег» может усиливаться. В отличие от политики «дешевых денег», которая только создает предпосылки для реализации цели, политика «дорогих денег» не зависит от интереса, желания коммерческих банков или получателей кредита. Имея мощные средства воздействия на резервы коммерческих банков, она способна уменьшить предложение денег на любом уровне.

Для чего ЦБ РФ смягчает денежно-кредитную политику в нашей стране?

Н. В. Грызунова:

– Стабилизация монетарной политики базируется на архитектуре банковского сектора. Эскалацией кризиса часто являются некредитные финансовые организации: негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, управляющие активами и подобные прочие. В связи с этим, в архитектуре банковской системы предусмотрены ограничения между уровнями и кластерами кредитных организаций с целью нивелирования рисков.

А. А. Алиев:

– Современная политика Центробанка России акцентирована, с одной стороны, на экономический рост, стабильное и устойчивое развитие. С другой стороны, ЦБ РФ пытается уйти от прошлых методов курсообразования валюты. Сейчас курс валюты в России в «свободном плавании», что является более рыночным механизмом, но учитывая проблемы экономики, сильно сказывается на национальной валюте.

В целом действия ЦБ призваны эффективно решать задачи перераспределения рисков между участниками российского финансового рынка, тем самым повышая уровень стабильности и устойчивости экономики страны в целом.

Теоретическая база для проведения денежно-кредитной политики

Экономика государства нуждается в управлении и регулировании, для чего применяются финансово-экономические инструменты. Были в истории экономической мысли, конечно, и либеральные направления, например, фритрейдерство, постулирующее политику невмешательства государства в экономику. Но современные теоретики и практики все же склоняются к тому, что регулирование экономики необходимо. Степень этой необходимости разнится. Для достижения целей нашего исследования будем рассмотрим кейнсианский и монетаристский подходы в макроэкономике.

Понятие “макроэкономика”, видимо, впервые употреблено Рагнаром Фришем, норвежским экономистом. Он считается автором этого понятия . А основателем современной макроэкономической теории признан Джон Мейнард Кейнс, выпустивши й в 1936 году знаменитую книгу “Общая теория занятости, процента и денег”. Кейнсианство оставалось ведущей теорией вплоть до 1970-х годов.

Основные постулпты кейнсианства:

  • Саморегулирование рыночной экономики ведет к катастрофе, поэтому вмешательство государства жизненно необходимо.
  • Уровень занятости связан с эффективным спросом. Эффективный спрос — это действительный спрос, а не потенциальный (включающий сбережения). Важнейшие проблемы экономики необходимо рассматривать именно с позиции спроса, а не предложения.
  • Основным инструментом регулирования экономики выступает бюджетная политика, задача которой обеспечить занятость населения.

Теория Кейнса нашла применение на практике и во многом благодаря ей до конца 1960-х годов в развитых странах не наблюдалось глубоких экономических кризисов. Новый курс Рузвельта во многом базировался на идеях Кейнса: организовывались общественные работы, государство финансировало строительство крупных и важных объектов и т.п.

Но трудности в экономике США и других государств в начала 1970-х привели к необходимости пересмотра кейнсианской интерпретации государственного регулирования. Зарождается монетаризм, основоположником которого считается Милтон Фридман. Монетаристская концепция также находит применение на практике в политике Р. Рейгана и М. Тэтчер, он воплощается в жизнь посредством таких столпов мировой экономики как Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный банк Реконструкции и Развития, Всемирный банк. Монетаристская теория нашла воплощение и в российских реалиях в виде реформ: отказавшись от плановой экономики СССР, страна обратилась к методике, рекомендованной МФВ.

Основные положения монетаризма:

  • Государство должно ограничивать свою регулирующую роль в экономике. А именно ограничиться контролем над денежным обращением.
  • Рынок – саморегулирующаяся система, избыточное присутствие государство в экономике пагубно.
  • Денежная масса влияет на потребительский спрос. Увеличение массы денег подстегивает производство. Но после определенного момента (полной загрузки мощностей), возникает рост цен и инфляция.
  • Инфляция должна подавляться любыми средствами, в том числе уменьшением социальных программ.
    Главный регулятор – денежная эмиссия.

Принципиальные различия монетаризма и кейнсианства в оценке роли государственного вмешательства в экономику.

Что отличает нынешнюю политику от проводимой на западе политики и от политики начала 2000-х?

Н.В. Грызунова:

Отличие только в развитости финансового рынка и уровне системных рисков. Везде пропорциональное управление и комплекс упреждающих мер. Везде требование Базель II и Базель III. Везде новая система отчётности XBRL.

В странах G9 классификация кредитных организаций по видам лицензий началась гораздо раньше, поэтому теперь разнообразнее, а ограничения на операции, создающие банковские кластеры гораздо шире, чем сейчас в РФ.

Например, в Германии есть универсальные банки, кооперативные, специализированные, сберегательные кассы, строительные кассы и другие.

В США – трёхуровневое разделение банков по территориальному признаку. В стране 12 федеральных резервных банков, осуществляющих эмиссию, – это первый уровень. На втором уровне находятся национальные банки, имеющие право вести деятельность на территории страны и за её пределами. На третьем уровне – банки, которые имеют право работать только в рамках своего штата.

А. А. Алиев:

– В РФ только с 1 июня 2017 года все кредитные организации по умолчанию признаются банками с универсальной лицензией. Для продолжения деятельности банки должны были увеличить размер капитала до 1 миллиарда рублей, в противном случае с первого января 2019 года им необходимо было получить статус банка с базовой лицензией, или изменить свой статус на небанковскую кредитную организацию, или получить статус микрофинансовой компании.

Н. В. Грызунова:

– По состоянию на 14 октября 2020 года в России действуют 378 коммерческих банков, из них 131 – с базовой лицензией и 48 – небанковские кредитные организации. За 2019 год банковская система РФ уменьшилась на 38 банков. Для сравнения: за 2018 год банковская система России уменьшилась на 77 банков. Эта градация говорит о росте концентрации и управляемости банковского капитала.

Дефляционная политика

Дефляционная политика – совокупность мер, которые предпринимает государство в сфере государственного финансирования и кредитно-денежной сфере для сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Такими мерами является сокращение бюджетных расходов, денежной эмиссии, кредитных вложений, повышение учетной ставки процента и др.

Денежная политика, так же как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.

Как обеспечивается равновесие на денежном рынке

Высокие процентные ставки снижают уровень заимствований, что может привести к падению ВВП и росту безработицы. Но в то же время они являются ограничительным средством для минимизации риска дефолта.

Увеличивая ставку по учетно-ссудным операциям, Центральный банк сокращает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит. Это влечет за собой уменьшение монетарной массы и увеличение уровня общерыночного процента, оказывая влияние на денежный баланс и падение курса валют.

Существуют нулевые процентные ставки. Такую политику проводят ЦБ Японии и США. Если сумма оплаты по кредиту ниже уровня инфляции, то это называется «отрицательной процентной ставкой».

Когда рост процентов по кредитам связан с ужесточением экономической политики страны, то валютный курс растет, но если ставка увеличивается из-за высокой инфляции, курс будет падать.

В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие.

ЦБ может влиять на котировки с помощью валютных интервенций. Это покупка или продажа на открытых рынках иностранной валюты за национальную. Такие торги регулируют баланс, укрепляя низкий курс или сбивая искусственно завышенный. Мера воздействует на величину денежного предложения в зависимости от экономической ситуации в стране.

Основная задача государственных регуляторов — удержание баланса между спросом и предложением денежной массы корректировкой ключевых ставок. Достигается путем расчета оптимальных границ ее роста или уменьшения для текущей экономической ситуации.

Инструменты денежной политики

Основными инструментами денежной политики,наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

  • установление обязательной нормы резервирования;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке.

Нормы резервирования означают, что коммерческие банки обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов коммерческим банкам в чрезвычайных обстоятельствах. Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку ЦБ все большее предпочтение отдают более гибкому инструменту регулирования.

Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов. Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения.

Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. Таким образом, учетная политика ЦБ представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность коммерческих банков посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и процентные ставки. Продажа векселей и облигаций влечет за собой уменьшение денежной массы и падение процентных ставок; покупка имеет противоположный эффект. Операции на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны.

Во-первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупают ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам.

Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки поддерживают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды

Если же разрыв достаточно велик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки поддерживали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.

Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно-кредитного регулирования экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит, прежде всего, от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.

Синонимы

денежно-кредитная политика

Кем определяется ДКП страны?

Российская ДКП регламентируется ФЗ №86 от 27.06.2002 г. «О ЦБ». Каждый год Центробанк до внесения бюджетного проекта подготавливает документ о направлениях ДКП. По мере рассмотрения проект может корректироваться и дополняться. Финальный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря текущего года.  В проекте отражаются концепции основ ДКП, описание состояния экономики страны, результаты прошлого периода, прогноз развития событий на следующий год. В расчеты закладываются цены на нефть, объем экспортных товаров, инфляция, размер денежной массы в обороте, сумма ЗВР и др.

В своем проекте Центробанк должен четко указать план будущих мероприятий для стабилизации экономики и исполнения эффективной ДКП. Согласно последнему проекту, основные направления работы ЦБ связаны с выходом на устойчивый рост, преодолением последствий мировой кризиса, снижением инфляции, сокращением влияния на курс нацвалюты, но при этом ее волантильность должна оставаться подконтрольной ЦБ.

ДКП России пока еще имеет ряд несовершенств, из-за чего постоянно возникают финансовые сложности. Ситуацию также усугубляет цикличная асимметрия экономических процессов и их быстрая смена. Пока государство применяет одни методы стимулирования экономики, на деле требуются уже другие. На решение данных проблем сейчас направлены усилия ЦБ и властей.

Бесполезно

Занятно

Помогло

Корпоративные новости »

Операционным директором СК «Сбербанк страхование» назначен Денис Рудоманенко

Петербуржцы рассказали о целях «детских» накоплений

Новикомбанк заключил стратегически важные соглашения на ПМЭФ-2021

Антон Старцев, старший аналитик «МКБ Инвестиции»: Инвесторы отдают предпочтение акциям

«Балтийский лизинг» и Корпорация инвестиционного развития Смоленской области подписали соглашение о сотрудничестве

Fiverr: спрос на фрилансеров растет

Совкомбанк провел ребрендинг карты рассрочки «Халва»

В МФЦ Санкт-Петербурга заработал голосовой помощник и чат-бот от компании BSS

Москвичи назвали цели «детских» накоплений

Председатель правления Новикомбанка приняла участие в Съезде Союза Машиностроителей

Банк «Центр-инвест» на ПМЭФ 2021

«Балтийский лизинг» предлагает погрузчики DISD со скидкой до 6%

Екатеринбургский филиал «Балтийского лизинга» сменил адрес

Росгеология и Совкомбанк подписали соглашение о переходе на ESG-финансирование для снижения выбросов СО2 при геологоразведке

Состоялось заседание рабочей группы по вопросам внешних коммуникаций

Цели кредитно-денежной политики и таргетирование

Государство проводит такую монетарную политику, которая позволит обеспечить устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости и сбалансированный бюджет, но при этом сдерживать инфляцию и поддерживать стабильный курс национальной валюты.

Но государство не может напрямую достигать указанных целей: при рыночной экономике нельзя запретить рублю дешеветь или отменить высокую инфляцию специальным законом.

Поэтому в монетарной политике формулируются целевые ориентиры, к достижению которых и будет стремиться центробанк. Это называется таргетирование, от английского target — цель. Такими целями могут быть, например, инфляция не выше определенного процента (инфляционное таргетирование) или определенный курс национальной валюты (таргетирование валютного курса).

Субъекты денежно-кредитной политики. Центральный банк

Субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк как проводник денежно-кредитной политики государства, а также коммерческие банки.
Объекты денежно-кредитной политики – это спрос и предложение на денежном рынке.
Вкратце и условно можно описать механизм денежно-кредитной политики так:

  1. Центральный банк своими действиями изменяет величину реального предложения денег в экономике.
  2. Банковский сектор реагирует изменением процентной ставки при предложении кредитов и депозитов.
  3. Совокупные расходы (в том числе инвестиционные) в экономике изменяются в ответ на изменение процентных ставок.
  4. Объем предложения на рынке изменяется в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Денежно-кредитная политика может быть жесткой и гибкой. Жесткая политика стремится поддержать денежную массу на заданном уровне. Чаще всего проводится в условиях высокой инфляции. Гибкая денежно-кредитная политика направлена на поддержание процентной ставки на нужном уровне. Такая политика строится на изменении предложения денег в экономике в зависимости от изменения спроса на деньги. Одновременно зафиксировать и массу денег, и процентную ставку обычно не получается. Такое массированное регулятивное воздействие может не найти понимания в деловых кругах и у населения, что чревато политическими последствиями.

Уже неоднократно упоминавшийся центральный банк требует отдельного пояснения. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег и организует денежное обращение и проводит в жизнь государственную денежно-кредитную политику. А также выступает кредитором для иных кредитных организаций через систему их рефинансирования.

В теории центральный банк при рыночной экономике должен быть независим и действовать самостоятельно. Независимый центральный банк выступает сдерживающим фактором для правительства – он не дает возможности монетарного финансирования дефицита бюджета.

Лишенное возможности чеканить монету правительство может получить необходимые средства для покрытия расходов только двумя путями: чрез налогообложение и займы. Если же правительство не лишено такой возможности, то исторически это вело к повсеместной проблеме порчи монет государственной властью – уменьшении содержания благородных металлов, уменьшения веса монеты, переход к бумажным деньгам и часто необузданная печать девальвированных и не обеспеченных товаром и золотом бумажных денег (гиперинфляция). Иными словами, стабильность денежной массы может вступать в противоречие с текущими целями правительства. Независимый центральный банк лучше справляется с поддержанием стабильности валюты. Эта функция настолько важна, что в Российской Федерации даже закреплена в части 2 статьи 75 Конституции: “Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти”.
Независимость центрального банка особенно важна при принятии непопулярных решений. Автономия может быть политическая – способность единолично установить цель денежно-кредитной политики. Экономическая автономия означает возможность без вмешательства и на свое усмотрение применять весь имеющийся инструментарий (в том числе денежную эмиссию).

Однако, юридическая независимость не означает фактической независимости. Экономистами разработано несколько индексов для оценки независимости центральных банков. Наибольшую известность получил индекс, предложенный Кукерманом – индекс GMT.

Новости »

Волатильность на валютных рынках снизилась в ожидании данных по инфляции в США

Принят закон о контроле за денежными переводами из ряда стран с 1 октября

«Интерфакс» начал рассчитывать скоринговые оценки риска эмитентов

Криптовалюты неизбежно займут место в международных расчетах — Лавров

Лавров: Россия не стремится убежать из системы, опирающейся на доллар

ОФЗ заметно потеряли в цене на фоне ожиданий повышения ключевой ставки

Доллар упал ниже отметки в 72 рубля впервые с 28 июля 2020 года

Спрос на бонды ФК «Открытие» в два раза превысил предложение

Рубль слабо укрепляется на утренних торгах

Рынок акций РФ открылся на позитиве

Доллар снижается к большинству валют

Азиатские рынки акций торгуются в красной зоне

Банк России отозвал лицензию у санкт-петербургского Энергомашбанка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *