Закон рф «о занятости населения в российской федерации» от 19.04.1991 n 1032-1 ст 23 (ред. от 30.04.2021)

Что изменилось

В 2016 году в декабре месяца был добавлен новый пункт 16.3, где был создан специальный справочник, рассказывающий о различных профессиях. В 2017 году добавляется еще один пункт 34.1, который предусматривает дополнительную социальную поддержку сирот или детей оставшихся без попечительства.

В случае поиска первой работы, им полагается шестимесячная выплата пособий в среднем размере зарплаты на территории региона проживания.

Далее последовали иные изменения от 29.07.2017: 12 пункт в 18.1, 1 пункт в 30 и 33 статьях. Тезис неполное рабочее время был расширен до конкретной формулировки: неполного графика, смены или недели.

Пособия по безработице

Согласно ФЗ №350, изменились правила и порядок начисления пособий по безработице (статья 31 ФЗ №1032-1). Так, пособия теперь должны назначаться всем гражданам, которые признаны безработными, с первого дня признания.

Пособие безработным (в том числе военным-срочникам в течение года после увольнения со службы, если до призыва гражданин работал не менее шести с половиной месяцев и уволился в связи с призывом) может выплачиваться в течение не более, чем шесть месяцев (суммарно за год). Безработные, которые впервые ищут работу, не работавшие более года, уволенные по статье, уволенные в течение года и работавшие в этот год менее шести с половиной месяцев, отчисленные с обучения, предоставленного службой занятости, могут получать пособие только в течение трех месяцев в год (суммарно за год).

Пособие не назначается повторно, если с предыдущего обращения гражданина не прошел год в таких случаях, как:

  • гражданин был снят с учета в предыдущий раз в связи с неявкой в службу занятости без уважительной причины;
  • гражданин пытался получить пособие обманным путем;
  • гражданин письменно отказался от услуг службы занятости.

Права и обязанности сторон процесса трудоустройства

Процесс трудоустройства после принятия изменений остался прежним. Каждая сторона процесса имеет свои права и обязанности. Это относится как к лицу без наличия работы, так и к государственному органу поддержки, которым выступает служба занятости.

Службы занятости

Госорган имеет особые права и обязанности. В целом обязанности включают в себя следующие пункты:

  • осуществление поиска работы и дальнейшее трудоустройство гражданина;
  • материальная поддержка граждан на период поиска работы;
  • осуществление выполнения гарантий, предусмотренных государством, всем лицам.

Важно! Служба занятости может отказать в выплатах и помощи в трудоустройстве, если у нее будут на то основания. Государственный орган вправе также прекратить матпомощь, если это соответствует законодательной базе

Государственный орган вправе также прекратить матпомощь, если это соответствует законодательной базе.

Читать так же: Закон о свободе совести и религиозных объединениях

Работодателей

Для работодателей имеется несколько обязанностей. Среди них постоянное предоставление контрольному органу отчетности по персоналу и работникам. Также работодатель при сокращениях должен производить установленные выплаты. При наличии свободных вакансий информация по ним передается в региональный центр для подбора кандидатов. Требуется помнить, что каждый работодатель вправе устанавливать ограничения по квалификации для работников.

Соискателей

Главной обязанностью соискателя является полное выполнение правил нахождения в полученном статусе и активное участие в поиске работы. В то же время при отсутствии нарушений, в том числе пассивного незарегистрированного дохода, лица имеют право на материальную помощь от государства, а также на различные гарантии, которые предоставляются разным категориям соискателей.

Что представляет собой закон?

Закон РФ N 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» был принят в апреле 1991 года Верховным Советом РФ. Была создана Федеральная служба занятости населения и соответствующий Государственный фонд. После внесения некоторых поправок, закон в полном объеме вступил в силу в июле 1992 года.

Закон о занятости населения регулирует правовые, экономические и организационные аспекты деятельности государства. Целью акта является создание механизма обеспечения и гарантии исполнения конституционного права гражданина на труд и защиту от безработицы, содействие занятости населения.

Рассмотрим подробнее структуру закона. Акт содержит в себе шесть глав (седьмая утратила силу еще в 2007 году), включающих 37 статей. Ключевые аспекты закона о занятости населения:

  • Основные положения: понятие занятости, безработицы, признание гражданина безработным, политика государства в области содействия занятости населения, законодательные основы, полномочные органы, роль органов местного самоуправления;
  • Права граждан: на выбор места, консультацию, профориентацию, содействие в переезде и переселении для трудоустройства, в том числе на труд за пределами территории страны. Право на психологическую поддержку, основное и дополнительное профессиональное образование по линии службы занятости населения. Право на получение информации. Обжалование действий полномочных органов и должностных лиц;
  • Гарантии государства, в том числе для отдельных категорий граждан; 
  • Регулирование и организация:

    • Государственная служба занятости населения: стандарты предоставления госуслуг;
    • Отчетность и информация: регистры, база вакансий, иные ресурсы;
    • Привлечение к труду иностранных граждан;
    • Координационные структуры, профсоюзные организации;
    • Источники финансирования для различных нужд, связанных с обеспечением занятости населения (мероприятия, содействие);
    • Профессиональное обучение;
    • Организация общественных работ;
  • Работодатели: содействие в занятости населения, права;
  • Социальные гарантии и компенсации: социальная поддержка, стипендии, пособие по безработице, материальная помощь. Порядок получения, размеры, сроки, условия продления.

За прошедший год закон о занятости населения подвергался внесению дополнений трижды: в декабре 2016, в мае и июле 2017 года.

Понятия

14 апреля в 1991 году был обнародован акт 1032-1, предусматривающий следующие положения:

Общая информация Разъяснение каждого термина и понятия, опубликованного в ФЗ в сфере организации труда, социальной защиты, права граждан которые входят в категорию безработных
Права, на которые могут претендовать граждане в сфере рабочей занятости Осуществление самостоятельно выбора гражданами сферы профессиональной деятельности. Гражданин определяет в свободном порядке будущую специальность в соответствии со своими интересами
Государственные гарантии в сфере занятости Фиксация гарантий, отвечающая конституционному праву трудящихся граждан. Для некоторых категорий предусматриваются дополнительные льготы
Процесс регулирования занятости Объяснение процесса трудоустройства, какие государственные службы в этом помогают, какие функции выполняют профсоюзы. Они должны оказывать соответствующую помощь и поддержку в защите прав граждан
Деятельность работодателей, направленная на обеспечение рабочих мест Какие права имеют работодатели, какую роль он играет в процессе обеспечения трудовой деятельности
Компенсация и гарантии социального типа Реализация социальных гарантий в установленном порядке, которые предоставляются субъектами РФ на региональном уровне для поддержки трудящихся граждан

Списки подходящей и неподходящей работы

ФЗ №350 внес изменения в статью 4 ФЗ №1032-1, которая содержит в себе списки подходящей или неподходящей работы для соискателей.

Так, любая работа, которая отвечает требованиям трудового законодательства, в том числе общественные работы и временная занятость, подходит для таких групп соискателей, как:

  • неквалифицированные граждане, впервые устраивающиеся на работу;
  • уволенные от двух раз и более за один год («по статье»);
  • бывшие ИП и члены фермерских хозяйств;
  • отчисленные с обучения, предоставляемого службой занятости;
  • отказавшиеся от переобучения, предоставляемого службой занятости;
  • граждане, которые стоят на учете в службе занятости более года;
  • не работающие три года и более.
  • трудовая деятельность, для которой соискатель должен переменить место жительства без своего согласия;
  • рабочее место не соответствует нормам охраны труда;
  • оплата труда на месте ниже среднего трехмесячного заработка соискателя на предыдущей работе (если прошлый заработок превышает размер прожиточного минимума по региону, то оплата труда на новом месте должна быть не ниже прожиточного минимума).

Основные положения закона о занятости населения

Принятый в апреле 1991 года, и вступивший в законную силу лишь в июле 1992 года, закон ФЗ-№ 1032-1 о занятости населения РФ, стал дополнением ст. 37 Конституции и ТК РФ. Сразу после его принятия в России заработала Федеральная служба занятости населения, что стало началом новых отношений между работодателями и наемными работниками. Закон регулируются правовые аспекты трудоустройства, экономические вопросы и организационные вопросы, предполагает также:

  • эффективную защиту рынка труда.
  • обеспечение равноправие при трудоустройстве, независимо от возраста, пола и расовой принадлежности.
  • право выбора места работы, где большое место отводится вопросам создания комфортных условий для сотрудников.
  • предотвращение незаконных сокращений.
  • помощь сокращенным или уволенным работникам.

Закон о занятости населения ФЗ-№ 1032-1 внес некоторые изменения в деятельность государственных органов, он полностью изменил отношение к безработице и безработным россиянам. Также в нем прослеживается мысль о необходимости популяризации предпринимательской деятельности, много сказано о поддержке сотрудников с ограниченными возможностями.

О том, кто может быть признан безработным, а кто этого права может лишиться, говорит ст. 3 закона, а претендовать на поддержку государства, в частности, не могут безработные граждане, не посетившие центр занятости в десятидневный срок после регистрации. В этом случае государство снимает с себя ответственность за поиск работы и выплату пособия. В ст. 5 ФЗ-№1032-1 рассмотрено отношение государства к трудоустроенным россиянам. В частности, в статье указано, все граждане России имеют равные права и возможности. Работодатель должен поддерживать и поощрять полезные инициативы, при этом на предприятии или в организации должны быть созданы все условия для привлечения трудовых ресурсов.

О социальных гарантиях, правилах выплаты пособий и стипендий сказано подробней в статье 12 закона о занятости населения

Большое внимание законодатели уделили вопросу защиты людей, отнесенных в категорию социально незащищенных. В случае отсутствия возможности осуществлять трудовую деятельность на общих основаниях, государственные органы обязуются обеспечить нуждающихся пособиями и другими выплатами

Дополнительными гарантиями, согласно закону, обеспечены дети, оставшиеся без попечения старших.

По поводу дополнительных гарантий со стороны государства

Государство готово помогать своими деньгами тем гражданам, которые планируют открыть своё дело. Но для этого придётся выполнить условия:

  1. Постановка на учёт.
  2. Предоставление бизнес-плана. Он обосновывает расходы, описывает предложения по развитию проекта, предполагаемые результаты.

Решение о назначении стипендий было принято для поддержки получающих специальное образование. Деньги для реализации программ содействия населению страны направляются каждому региону.

Отдельно закон описывает порядок проведения конкурса для компаний, которые планируют стать центрами занятости. Конкурсы проводятся для поиска новых идей в направлении. Во время этих конкурсов изучаются результаты, которых удалось добиться учреждению.

Отдельным министерствам поручается разработать, развивать и сохранять перспективные рабочие места. Неэффективные элементы системы удаляются. Приоритеты и текущие ресурсы – вот на что создаётся опора при создании политики по занятости населения.

Согласно международным трудовым стандартам, нормой считают 5–10% безработицы от трудоспособного населения. Главное – учитывать всех – и тех, кто занят не полностью либо длительно не получает заработной платы.

Субъекты РФ могут сами участвовать в регулировании положения безработных граждан. Вопросы решаются в пределах полномочий органа власти.

Центр занятости: о гарантиях и компенсациях

Гарантии у каждого гражданина РФ выглядят следующим образом:

  1. Полная свобода труда, выбора подходящих направлений. Вид и характер работы тоже выбираются каждым индивидуально.
  2. Полная защита от безработицы.
  3. Бесплатная помощь с поиском работы.
  4. Это касается и дальнейшего трудоустройства с посредническими услугами.
  5. При необходимости – выдача всех сведений, которые касаются положения на рынке труда.
  6. Определенная часть гарантий предоставляется безработным гражданам:
  7. Бесплатные медицинские обследования, необходимые при трудоустройстве.
  8. Содействие при получении подходящей профессии.
  9. Услуги, связанные с профессиональным ростом. При необходимости оказывается психологическая помощь.
  10. Социальная поддержка.

Какими правами наделяют соискателей?

У каждого гражданина РФ есть право на то, чтобы выбрать место, где он будет работать. Для этого все лично обращаются к будущему нанимателю или пользуются услугами территориальных центров занятости. Последние становятся своеобразными посредниками. Можно обращаться к другим компаниям.

У соискателей имеются другие права:

  • Получение помощи от центров занятости при переезде. Главное – чтобы состоялось дальнейшее трудоустройство.
  • Постановка на учет в центрах занятости, чтобы потом получать пособия.
  • Получение необходимой информации относительно вакансий, в электронной форме.
  • Обращение к сотрудникам центра занятости, чтобы пройти курсы по смене профессии, повышению текущих навыков.
  • Получение любых консультаций, сведений, связанных с текущей профессией гражданина.

При необходимости любой соискатель имеет право на то, чтобы устроиться за рубежом. Сохраняется право на обжалование решений, которые считаются незаконными.

О законе, цели и назначении

Основные цели, документа:

  1. Предотвращение массового сокращения рабочей силы на территории государства.
  2. Поддержка труда всех граждан, в том числе – индивидуальных предпринимателей.
  3. Создание условий для достижения достойного уровень жизни.
  4. Выравнивание условий для всех вне зависимости от пола, расовой принадлежности и так далее.
  5. Создание трудовых ресурсов, повышение мобильности и обеспечение защиты интересов граждан.
  6. В законе четко указано то, как может действовать государственный орган власти, в чём его полномочия.
  7. Контроль соблюдения прав инвалидов, желающих продолжить трудиться.
  8. Финансовая поддержка безработных.
  9. Повышение интереса граждан к бизнесу.
  10. Контроль соблюдения прав и интересов любых категорий населения.

Какие еще гарантии предусмотрены

Они доступны тем гражданам, которые во время трудоустройства сталкиваются с проблемами. Для этого формируются:

  • Дополнительные рабочие места, которые занимаются гражданами с ограниченными возможностями.
  • Рабочие места в регионах, где в этом плане заметна сильная нехватка.
  • Государственные программы поддержки.
  • Если гражданин был уволен индивидуальным предпринимателем по причине сокращения штата, то ему тоже полагаются определенные льготы:
  • Сохранность очереди на то, чтобы получить жильё.
  • Бесплатные медицинские услуги при обращении к учреждениям, которые занимались обслуживанием и во время трудовой деятельности.
  • Сохранение возможности учиться.
  • Преимущество в процессе трудоустройства получают супруги военных, которые были уволены в запас.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Информация для граждан, обратившихся в службу занятости

Федеральным законом № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», которые вступили в силу с 1 января 2021 года.

Пункт 5 статьи 31 Закона о занятости населения (условия и сроки выплаты пособия по безработице) и пункт 1 статьи 32 Закона о занятости населения (условия продления сроков выплаты пособия по безработице) с 1 января 2021 года утратили силу. Кроме того, с 1 января 2021 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 года № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год»

  • минимальная величина пособия по безработице для граждан, признанных в установленном порядке безработными, установлена в размере – 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице, за исключением граждан предпенсиооного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34_2 Закона о занятости населения – 8000 рублей;
  • минимальная величина пособия по безработице для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34_2Закона о занятости населения – 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице – 11280 рублей.

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель; гражданам не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия) начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (пункт 1 статьи 30 Закона о занятости населения). То есть период выплаты пособия по безработице данным гражданам, не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев:

  • в первые три месяца – 75 % от их среднемесячного заработка;
  • в следующие три месяца – 60 % указанного заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента (пункт 1 статьи 33 Закона о занятости населения). Гражданам впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель; гражданам не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, пособие по безработице начисляется в минимальном размере (пункт 2 статьи 30 Закона о занятости населения). Период выплаты пособия по безработице в минимальном размере не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (пункт 4 статьи 31 Закона о занятости населения). 2) Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода (пункт 5_1 статьи 31 Закона о занятости населения).

Как и где выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице при увольнении по сокращению полагается только тем гражданам, которые встали на учет на биржу труда. Увольняемые в результате сокращения должны успеть зарегистрироваться в течение двух недель. В этом случае, при определенных условиях, у них появляется право получить дополнительные деньги от бывшего нанимателя.

Регистрация на бирже труда требует соблюдения ряда условий. Прежде всего, понадобится собрать пакет документов и предоставить его специалисту государственного органа. Центр занятости занимается подбором вакансий, направляет на переобучение в случае необходимости, требует участия в общественных работах. Это обязательные условия, невыполнение которых влечет снятие с учета и прекращение выплаты пособия.

Кроме того, ежемесячно, дважды за период, придется проходить перерегистрацию. ЦЗ должен убедиться, что безработный не трудоустроился и не получает две выплаты: от нового работодателя и от госучреждения.

Как происходит регистрация безработного, которого сократили:

  1. В течение 14 дней он обращается в ЦЗ с документами.
  2. Через 11 дней его ставят на учет и начинается поиск подходящих вакансий.

Что значит «подходящая вакансия»? Это понятие включает в себя условия, которые должны быть соблюдены при предложении нового места работы заявителю. К ним относятся:

  1. Территориальная удаленность. До нового места можно добраться на транспорте за определенное количество времени.
  2. Уровень зарплаты соискателя соразмерен тому, что был у прежнего работодателя.
  3. Работа подходит по состоянию здоровья, учтены опыт и квалификация.
  4. Условия труда не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Если после того, как сотрудник ЦЗ начал поиск работы, вакансия не была подобрана за 10 дней, человека регистрируют в качестве безработного. Еще 11 дней проверяются поданные документы и происходит постановка на учет. Но сам статус безработного присваивается сразу.

Как только сокращенный признан безработным, ему назначается пособие. Но выплата начнется только после того, как бывший наниматель рассчитается полностью. За 3 года, которые человек может числиться на бирже труда, пособие по безработице по сокращению штатов выплачивается 24 месяца.

Размер выплат от ЦЗ

Размер пособия по безработице при сокращении в 2020 году регулирует статья 33 закона о занятости. Сумма изменяется в зависимости от того, какой период выплат идет. 24 месяца, которые назначены для выплат, делятся на два этапа. За первый этап суммы меняются следующим образом:

  • первые 3 месяца — 75% от среднего заработка на прежнем месте;
  • еще 4 месяца — 60%;
  • оставшиеся 5 месяцев — 45% от среднего заработка на прежнем месте.

Подробнее в статье: Порядок исчисления среднего заработка для пособия по безработице 2019

Минимальная сумма пособия не ниже 850 рублей, а максимум, который назначит ЦЗ, — 4900 рублей.

Как выплачивается пособие по безработице в центре занятости по сокращению, если работа не найдена за первый год? На втором этапе выплаты составят установленный минимум, который увеличится на районный коэффициент, если он предусмотрен.

Статус безработного

Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:

  • не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
  • состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
  • быть трудоспособным.

Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.

Процедура регистрации

Процедура регистрации имеет стандартный вид. Сначала гражданин после потери работы встает на учет. Это возможно только при соблюдении всех требований и действительном отсутствии заработка.

Для регистрации необходимо предоставить все документы, в том числе трудовую и 2-НДФЛ.

После рассмотрения документов служба ставит на учет безработного и начинает искать ему рабочее место.

Размер денежных выплат

Поправки устанавливают новые сроки и размеры пособий. Граждане, имеющие за годовой период трудовые отношения в количестве не меньше 26 недель, в первые три месяца выплачивается 75% среднемесячной платы. Далее три месяца выплачивается 60% заработка. Для лиц предпенсионного возраста суммы аналогичны за исключением того, что после 6 месяца пособие остается и идет в размере 45%. После поправок минимальная сумма равна 1,5 тысячи рублей, а максимальная 8 тысячам рублей. Для предпенсионеров сумма установлена в максимальном размере в 11280 рублей. Для всех категорий действуют районные коэффициенты.

В каких случаях выплаты прекращаются

Выплаты пособий прекращаются в нескольких случаях. Список оснований:

  • лицо вышло на пенсию;
  • человек трудоустроен;
  • человек нарушил правила нахождения на учете, например, не принимал участия в поиске работы;
  • время матпомощи истекло.

Все эти основания законодательно прекращают поддержку лиц в установленном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *