Страны с самым большим профицитом бюджета

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами (ст. 6 БК РФ).

Методы бюджетного планирования

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  4. Неэффективность финансовой системы государства.
  5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  6. Коррупция в государственном секторе.
  7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетная система государства

Бюджетной системой государства является совокупность всех бюджетов, имеющихся в стране учитывая, как бюджет государственных предприятий, так и автономных учреждений частного порядка, — чаще всего, имеется в виду система налогообложения и внутреннего долга. По сути бюджетная система — это сумма доходов и расходов государства, регулирующая все финансовые потоки, задает нужную направленность экономике и управляет центральной экономикой и экономикой федеративных субъектов.

Для того, чтобы составить более эффективные прогнозы и параметры экономической деятельности требуется тщательно отслеживать параметры доходности и расходности государственной экономики. Поэтому существует документация, фиксирующая статьи доходов и расходов государства.

Формирование доходной части государственного бюджета происходит с помощью налоговых и неналоговых доходов, включающих:

  • Налоговый доход получаемый с физических и юридических лиц
  • Налоговый доход получаемый с налогов на реальный сектор
  • Налоговый доход получаемый с косвенных налогов
  • Налоговый доход получаемый с региональных и центральных налогов
  • Неналоговый доход получаемый с разнообразных сборов и пошлин
  • Получение платы за сдаваемое в аренду государственное имущество
  • Прибыль в виде дивидентов по акциям принадлежащим государственному бюджету

Государственный доход определяется в двух подразделениях: собственные доходы и регулирующие доходы.

  1. Собственные доходы — могут быть и как налоговыми, так и неналоговыми — доходы такого порядка государство получает на постоянной основе частично или полностью с соответствующих бюджетов, перечень приведен выше.
  2. Регулирующие доходы — исключительно налоговые — их государство получает из налогов федерального и регионального порядка.
  • Заключения специальных договоров (ассигнаций) на финансирование различных муниципальных учреждений.
  • Спонсирования разного рода затрат в виде товаров, средств и услуг на работу муниципального или государственного сектора.
  • Перемещения денежных средств и других резервов для финансирования населения.
  • Финансирование юридических или других бюджетных лиц через бюджетный кредит.
  • Финансирование местных органов власти (субвенций) и юридических и физических лиц посредством выплат за счет государственного и местного бюджета (субсидий).
  • Инвестиций в работающие или создающиеся учреждения.
  • Выдаче кредитов внешнего характера.
  • Выдача средств для обслуживания государственного долга.

В свою очередь, расходы делятся на текущие — требуемые для того, чтобы органы власти, включающие — органы центральной власти, местное самоуправление и бюджетные учреждения, были способны функционировать согласно государственным требованиям.

Капитальные расходы — расходы, которые идут на всесторонне развитие государства — инновационные технологии, спонсирование проектов, кредиты перспективным организациям, вложения в реновацию зданий, инвестиции.

Источники финансирования

Бюджетный дефицит может покрываться посредством двух основных финансовых каналов: денежной эмиссии и госзаймов. Государство привлекает необходимые финансовые средства по займам на возвратной основе. Кредитование проходит как из внутренних, так и из внешних источников. При использовании денежной эмиссии каналом покрытия дефицита служат ресурсы Центробанка.

Финансирование дефицитной части финплана данными методами не оказывает позитивного воздействия на экономическую систему державы. Попутно создаются новые сложности в области исполнения бюджета, нагнетание социальных проблем, а также вывод экономики из стабильного состояния.

Наиболее действенным методом покрытия бюджетного дефицита служит возрастание государственных доходов. Это возможно при повышении доходных объемов всех хозяйствующих субъектов, общем поднятии экономики державы. Развитие внутреннего рынка в комплексе с развитием межгосударственных торговых отношений благоприятствует нормализации макроэкономических процессов.

Дефицит федерального финансового плана финансируется из двух главных каналов поступления средств.

Внутренние источники дефицитного покрытия включают:

  • кредиты, а также ссудные деньги, поступающие от бюджетов прочих ступеней;
  • госзаймы, оформляемые посредством выпуска ценных облигаций и бумаг;
  • средства, получаемые от госрезервов и запасов;
  • кредитные деньги, выделяемые государству финансовыми структурами в национальной валюте;
  • доходы от реализации госимущества.

Внешние каналы пополнения бюджетного дефицита содержат:

  • помощь иностранных правительств;
  • валютные кредиты межгосударственных кредитно-финансовых структур, иностранных компаний и банковских организаций;
  • госзаймы, получаемые в инвалюте за счет реализации ценных бумаг.

Муниципальные бюджеты, а также финпланы регионов Федерации могут погашать дефицитную часть исключительно поступлениями из внутренних финисточников:

  • денежные остатки на бюджетных счетах;
  • доходы от реализации различного госимущества, собственником которого являются местные госорганы или же субъекты РФ;
  • кредитные деньги, получаемые от финансово-кредитных организаций;
  • займы, относящиеся к государственному типу;
  • кредиты, поступающие из бюджетов прочих ступеней.

При утверждении дефицитной части в бюджетах, относящихся к муниципальным образованиям или же к финпланам регионов, расходная величина текущих затрат не может преобладать над соответствующей доходной составляющей. Кредитные средства, находящиеся в Банке России, а также покупаемые им гособязательства долгового типа при их первоначальном размещении нельзя использовать для погашения бюджетного дефицита. При данном подходе происходило бы покрытие отрицательного сальдо посредством дополнительной денежной эмиссии.

Для субъектов Федерации установлено предельное значение дефицитной части финплана в размере 15 % от утвержденной величины доходных поступлений за год. При этом не учитываются суммы безвозмездного характера. Муниципальным образованиям установлено максимальное значение дефицитного объема в размере 10 % от доходной части утвержденного финансового плана. В нем не учтены налоговые поступления, относящиеся к нормативам отчислениям, носящим дополнительный характер и безвозмездные перечисления.

Данные ограниченные объемы могут увеличиваться путем утверждения на размер финпоступлений, учитывающих:

  • реализацию долей, различных акций и паев, собственниками которых являются субъекты РФ или же местные государственные образования;
  • продажу земельных участков, находящихся в региональной и муниципальной госсобственности;
  • понижение финансовых остатков, размещенных на счетах учитываемых бюджетных средств субъектов Федерации, а также местных органов госвласти.

Профицит бюджета

Когда сумма доходов в
бюджет страны, по итогам определённого
периода времени, превышает сумму расходов
из него, говорят о положительном сальдо
или о профиците бюджета. При этом, в
зависимости от того учтены или нет
долговые обязательства страны (как
внутренние, так и внешние), речь может
идти о первичном (без учёта долга) и
вторичном (с учётом долга) профиците
бюджета.

Возникновение профицита
характерно для бюджетов стран-экспортёров
сырья. Это позволяет инвестировать
излишек средств в производство, научные
исследования, социальную сферу и т.д.
То есть, с одной стороны, он представляет
собой несомненное благо для страны.
Однако, с другой стороны, по мнению
многих экспертов, возникновение
бюджетного профицита, может быть ни чем
иным, как следствием жесткой политики
в экономике страны и приводить к таким
последствиям как:

  1. Недостаток свободных
    оборотных средств;
  2. Снижение ликвидности
    кредитных организаций.

Исходя из этого,
высказывается предположение о том, что
в определённых случаях, для экономики
страны будет полезен определённый
контролируемый дефицит бюджета.

Профицит бюджета, сам
по себе, величина малоинформативная и
для того, чтобы придать ей определённую
смысловую нагрузку, необходимо соотнести
её с каким-либо другим важным
макроэкономическим показателем. Поэтому,
наиболее наглядным является выражение
профицита в процентах к ВВП страны.

В этой таблице приведены
данные по доходам, расходам и профициту
бюджета для большинства стран в мире:

Отличия профицита и дефицита

Можно отдельно отметить отличия профицита и дефицита. Эти понятия абсолютно противоположны друг друга и возникают вследствие разных и совершенно противоположных причин. Единственное что их связывает, так это то, что они оба говорят о том, что внутри экономической политики отсутствует баланс. При этом дефицит может возникать в следующих случаях:

  • кризисное явление;
  • неспособности нынешнего правительства регулировать внутренние финансовые потоки;
  • воины внутри страны или революции;
  • стихийные бедствия;
  • огромное количество национальных ресурсов уходит на укрепление обороны в мирное время;
  • быстрые темпы роста издержек социального характера;
  • реструктуризация производственной сетки страны.

На первый взгляд кому-то может показаться, что ситуация, в следствии которой расходы значительной степени превышают доходы, не является катастрофической и гораздо лучше когда денежных средств больше. Но на самом деле профицит, как мы уже коснулись этой темы выше, оказывает не менее пагубное влияние, чем дефицит. Кроме того, многие страны существуют и функционируют при самой острой сбалансированности доходов и расходов, и расходы при всем при этом, могут в значительно большей степени превышать доходы, поэтому государства имеют несбалансированный бюджет.

Профицит имеет разные виды. Если переводить этот термин с латинского языка, то он будет означать «рост» и «повышение», а повышаться в стране может что угодно. Особенно это касается бюджета страны, поскольку бюджет – это сводный план доходов и расходов домохозяйств и фирм, а также муниципальных образований утверждённый на 2 года. Профицит бюджета – это превышение доходов над затратами государства. Если посмотреть на это со стороны государственного бюджета, то это баланс доходов и затрат за определенный ограниченный период времени, чаще всего за год. Основной финансовый план страны, который был принят законодательным органом, и денежные потоки на территории государства, могут разделяться на 3 уровня:

  • первый – федеральный бюджет;
  • второй – региональный;
  • третий – местный.

Доходы и издержки это две главных части любого бюджета, каждое правительство хочет достигнуть того, чтобы обе части были в полном равновесии между собой, что является на языке экономистов – балансом. На самом деле, как показала история, баланса достичь практически невозможно

Именно поэтому важно знать, что означают оба понятия и знать обо всех их плюсах и минусах

Бюджетный профицит и его последствия за счёт дополнительной прибыли, полученной в условиях наиболее высоких экспортных цен, формируется изолированной частью федерального бюджета. Такая часть финансовых ресурсов называется – финансовый резерв. Источником его образования принято считать свободные остатки денежных средств федерального бюджета. Вследствие увеличения доходов и расходов госбюджета растут и количественные показатели общей денежной массы, которые повышают уровень жизни граждан, в результате чего хорошо развивается инфраструктура. Вследствие этого появляется ревальвация, или повышение курса национальной валюты в стране, а также дефляция. Также как и в случае, когда увеличение денежной массы происходит по причине притока национальной валюты, государство сталкивается с девальвацией, и соответственно этому инфляция с неизменным ростом стоимости цен на товары расчёт, а также анализ макроэкономических показателей в стране определяется профицитным платежом баланса, как значительной степени преобладания потока любых денежных средств с заграницы. Остаток с доходной части платежного баланса в стране является следствием, прежде всего, товарообмена в стране услугами, а также капитала между определённой страной и другими странами в мире.

По сути, это выглядит как балансовый отчет, в котором зафиксированы с одной стороны – внешней поступления, с другой стороны – отображаются платежи, производимые за границу. В течение определенного периода времени, структура платежного баланса – это своего рода показатель, который отображает существующую ситуацию и суммарные части всех валютных поступлений в страну, которые сами по себе превышают общий отток денежных средств за пределы страны.

Бездефицитность разных уровней

Показатели как самой экономической деятельности, так и административных подразделений может в значительной степени иметь существенное отличие. Например, на местном уровне средств может не хватать, и они могут образовать долги. Однако, в тоже время на общегосударственном уровне дела могут обстоять совсем иначе и может даже сформироваться положительный остаток, при этом получается что профицит бюджета еще ничего не говорит о безупречном состоянии, в котором находится экономика. Для того, чтобы провести качественный анализ, нужно рассмотреть показатели местного и регионального, а также Федерального и консолидированного бюджета. Полученная разница всех конечных результатов будет зависит от некоторых факторов: достаточное финансирование, рациональное использование, а также фактор коррупции. Как показывает реальность – в последнее время самые острые проблемы сбалансированности бюджета состоят именно в региональном и местном уровне. Возможность достигнуть сбалансированности и процветания является следствием соблюдения принципа сбалансированности бюджета.

Если происходит грамотное распределение средств, тогда удается не только избежать дефицита и профицита, но и даже исправить неудачные ситуации прошлого периода.

Тогда сбалансированность экономики будет приносить успех стране, для этого необходим четкий взгляд на следующие понятия: нельзя заранее завышать, а также занижать планку в местах, которые касаются экономики. Допущение фактора дефицита противоречит идеям хорошего планирования. Зная то, что профицит бюджета это тоже не самый лучший показатель, лучше и его обойти вовсе. Самая лучшая и единственная цель, к которой нужно стремиться для правильного распределения бюджета – это баланс.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается каждое государство, и которого еще никто не смог избежать. Исключительно только самый лучший и качественный анализ всех ситуаций, а также строгий контроль и регулирование местных, а также региональных органов в подтверждении с законодательными актами, могут уравновесить два противоположных друг другу состояния экономического развития

Немаловажно при этом и хорошо развитая налоговая система, которая не давала бы причин гражданам страны избегать уплаты налогов

Профицит также является следствием товарного излишка, то есть превышение объема предложений над величиной спроса на товар со стороны граждан

В производстве профицит является превышением экспорта над импортом, поэтому важно рассмотреть вопрос о платежном балансе или превышении поступлений материальных средств над их расходами. Иначе говоря, это называется активным платежным балансом

Профицит также является следствием избытка какого-то одного ресурса или же фактора производства, когда обнаруживается фактор присутствия профицита, то он сокращается путем уменьшения доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, а также доходов от продажи государственных запасов или ресурсов. Другой способ состоит в том, что средства могут направляться на погашение долгов или денежные средства могут частично направляться на другие уровни.

Государственный бюджет

В данной статье мы рассмотрим определения государственного бюджета, понятия профицит и дефицит, а также ответим на вопрос, может ли быть государственный бюджет профицитным.

Начнем, пожалуй, с определения государственного бюджета. Государственный бюджет (с английского переводится как «кошель») представляет некую отчетность, куда входят расходы и доходы страны за текущий промежуток времени. В эту отчетность входят и каналы поступления и финансов и те нужды, на которые они тратятся. Госбюджет имеет, естественно, законное основание и создается высшими юридическими органами страны. К примеру, в РФ закон о бюджете принимает Госдума Федерального Собрания. Предусматривается, кстати, что в конце каждого года правительство РФ отчитывается по итогам распределения бюджета, то есть должны быть даны точные цифры и суммы денег и области развития, на которые они пошли. Государственный бюджет состоит из двух взаимодополняющих частей: расходная и доходная. Несложно догадаться, что в расходную часть входят цели финансирования государством, а в доходную – источники финансов, то есть откуда эти деньги в бюджете появляются. К примеру, источниками могут служить налоги, госзаймы, займы у всемирных организаций, эмиссия «физических» и «цифровых» денег и прочее. Обычно государственный бюджет расходуется в следующих направлениях: социальные потребности населения – 45%, укрепление военной мощи государства – 22%, отдача госдолгов, помощь корпорациям и компаниям, а также на дорожное хозяйство, электроэнергию, газоснабжение и так далее. Естественно, эти статьи расходов только приблизительные, так как деньги выделяются исходя из потребностей страны.

Профицит (Surplus) — это

Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. … Российской Федерации. Раздел IV. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬБЮДЖЕТОВ Глава 12. ПРОФИЦИТБЮДЖЕТА И ПОРЯДОК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Исключена … бюджета. К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицитбюджета …

  2. … бюджета. Федеральный бюджет РФ: макроэкономическое значение, структура доходов, приоритеты и структура расходов, проблемы сбалансированности (дефицит, профицит … в макроэкономической сбалансированности, профицитебюджета, сокращении государственного …

  3. … доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированностибюджета; эффективности и экономности (результативности и … представительных органов муниципальных образований); дефицит (профицит) бюджета; верхний предел государственного …

  4. … 5. Сбалансированностьбюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов … расходов вдвое сокращает дефицитбюджета всего на пять … рублей (16% ВВП), профицит федерального бюджета в сумме 1632,8 млрд. …

  5. … и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированностибюджета; эффективности и … Дифицит (профицит) бюджета -428026,3 18. Местные бюджеты: виды … статьям классификации доходов бюдже­тов; расходы; де­фицитбюджета и источники его …

  6. Финансы, деньги и налоги

    Шпаргалка >> Финансовые науки

    … профицитбюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицитбюджета … дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования Сбалансированностьбюджета …

Хочу больше похожих работ…

Товарный профицит

Или, другими словами,
товарный излишек. Появляется он тогда,
когда предложение товара на рынке
начинает сильно преобладать над величиной
спроса на него. Такого рода ситуация
может возникнуть по причине сильно
завышенной цены на товар, а также может
быть следствием ошибок в планировании
или ошибок в предварительном анализе
производителем рынков сбыта.

В условиях рыночной
экономики эта проблема разрешается
сама собой посредством того, что рынок
сам устанавливает справедливую цену
на товар (соответствующую текущей
величине спроса). Несколько сложнее
обстоят дела в экономике плановой, здесь
отсутствует механизм рыночного
регулирования цены, а потому излишки
товара могут сохранятся в течении
достаточно длительных промежутков
времени.

Вы можете поделиться этой статьёй на своей странице в соцсетях:

Словарь трейдера

olegas ›

Торгую га финансовых рынках с 2008 года. Сначала это был FOREX, затем фондовая биржа. Сначала занимался преимущественно трейдингом (краткосрочными спекуляциями на валютных рынках), но сейчас все больше склоняюсь к долгосрочным инвестициям на фондовом рынке. Хотя иногда, дабы не терять форму и держать себя в тонусе, балуюсь спекуляциями на срочном рынке (фьючерсы, опционы). Пишу статьи на сайт ради удовольствия.

Функции государственного кредита

Государственный кредит имеет функции:

Создание фондов – происходит привлечение денег от ссудных капиталов к централизованным национальным фондам. Используются принципы срочности, полной возвратности и платности. Инвесторы, привлеченные государством, добровольно передают средства под гарантии своевременного возврата. Основным инструментом будут ценные бумаги.
Использование фондов – это воздействие бюджетного дефицита и профицита на экономику страны. Излишки пополняют резервы, а недостатки покрываются ими. Привлеченные средства необходимо возвращать. Кроме официальных доходов, государство использует механизм эффективного рефинансирования, когда одолженные средства тратятся на погашение старых долгов.
Контроль – влияет на ликвидность всех коммерческих банков, платежеспособный спрос и развитие экономики.

Вам будет интересно:Прожиточный минимум в Кирове и Кировской области

Примечательно, что кредитором страны может стать частный инвестор, компания или иностранное государство. Формируются стандартные деловые отношения, единственная разница – размер денег, одалживаемых государством, несоизмеримо больше, чем траты простых людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *