Фонд социального страхования, его предназначение
Содержание:
Функции и управление
Отчисления в Фонд социального страхования формируют достаточную денежную сумму, которая может использоваться в различных целях. Денежные средства плательщиков могут быть направлены для оказания финансовой помощи граждан. ФСС Российской Федерации разрешает множество задач.
Среди обязательных функций ФСС — обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также обеспечение мероприятий, направленных на сокращение травматизма на производстве.
Процедура управления ФСС осуществляется при непосредственном участии Правительства РФ и общероссийских профсоюзных объединений. Председатель и заместитель фонда назначаются Правительством РФ.
Председатель фонда имеет пять заместителей, которые в случае необходимости должны разрешать возложенные на них задачи. Среди основных функций, которые должен выполнять председатель ФСС следует отметить:
- руководство деятельностью фонда;
- утверждение финансовых отчетов об использовании средств;
- внесение проектов бюджета;
- распределение обязанностей между заместителями;
- издание приказов, соответствующих компетенции председателя;
- определение направлений международного сотрудничества.
Сотрудничая с Министерством труда и социального развития, председатель ФСС может заниматься разработками предложений по улучшению систем социального страхования. В обязанности председателя ФСС также включены функции по открытию и закрытию банковских счетов центрального отделения и региональных исполнительных органов. При необходимости может приниматься решение о списании имеющихся остатков в пользу центральных отраслевых отделений фонда.
В случае необходимости разрешения конкретных вопросов представитель правления может инициировать заседание. При условии отсутствия председателя Фонда социального страхования инициировать заседание правления может один из его заместителей.
На заседаниях такого типа чаще всего рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования программ социального страхования. Здесь же производится разработка проектов бюджета Фонда и размеров тарифа страховых взносов
Отдельное внимание при этом уделяется контрольно-ревизионной деятельности организации
Региональные отделения фонда проводят регистрацию страхователей. Для более плотного взаимодействия с центральными исполнительными органами региональные отделения должны периодические предоставлять отчеты о своей деятельности.
Фонд социального страхования обеспечивает начисление выплат определенным категориям граждан в случае наступления страхового случая. Деятельность такой внебюджетной организации регулируется целой совокупностью нормативных актов. ФСС выполняет множество различных функций по обеспечению минимизации производственного травматизма. Средства фонда формируются за счет регулярных взносов плательщиков, в качестве которых могут выступать предприниматели, инвесторы, организации-работодатели. Сбережения такой организации не являются частью регионального бюджета.
Объявления
Внимание!
В связи с осуществлением выплат страхового обеспечения территориальными
органами Фонда непосредственно застрахованным лицам на основании положений
Федерального закона от 29.12.2020 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» в 2021 году форма Расчета
заполняется с учетом следующих особенностей:
— в таблице 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» показатели
строки15 «Расходы по обязательному социальному страхованию» не заполняются;
— таблица 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не заполняется и не
представляется.
подробнее »
23.04.2021
21.04.2021 официально
опубликован Приказ Фонда
социального страхования Российской Федерации от 04.02.2021 № 26 «Об
утверждении форм документов, применяемых для назначения и выплаты в 2021 году
территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации
застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов
страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и
санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или)
опасными производственными факторами»
подробнее »
21.01.2021
г. Хасавюрт: с 11-18 января 2021г.– (г
Хасавюрт, Хасавюртовский
район,
г. Кизилюрт, Кизилюртовский район, Казбековский район, Новолакский
район.);
г. Дербент: с 1-10 февраля 2021г. (г. Дербент,
Дербентский район, Дагестанские Огни, Магарамкентский район, Ахтынский район,
Сулейман-Стальский район, Кайтагский район, Табасаранский район, Хивский
район.)
подробнее »
25.12.2020
Государственное Учреждение — региональное отделение
Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан
доводит до вашего сведения реквизиты для перечисления средств
c 01.01.2021г. :
подробнее »
23.11.2020
Главой Республики Дагестан принято Решение об ограничительных мерах для
работающих граждан в возрасте 65+ лет на период с 20 ноября по 03
декабря, им может быть оформлен электронный больничный листок
нетрудоспособности в связи с карантином (код « 03» ) без посещения медицинской
организации.
Вам необходимо проинформировать своих работников, достигших по состоянию на
дату начала периода ограничительных мер возраста 65 полных лет, что на период
изоляции (в соответствии с Решением) им может быть оформлен электронный листок
нетрудоспособности (номер листка нетрудоспособности единый -999040000000)
в связи с карантином (код «03») без посещения медицинской
организации.
подробнее »
03.11.2020
В соответствии с изменениями внесенными в Указ Главы Республики
Дагестан от 23 октября 2020г. №96 «О дополнительных мерах по предотвращению
распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики
Дагестан» принято Решение об ограничительных мерах для работающих граждан
в возрасте 65 полных лет на период с
03.11.2020г.-16.11.2020г., им может быть оформлен электронный больничный листок
нетрудоспособности в связи с карантином (код « 03» ) без посещения медицинской
организации.
подробнее »
19.06.2020
В последнее время участились случаи мошенничества, рассчитанные на
получателей социальных услуг. Мошенники действуют с помощью
интернет-ресурсов или телефонных звонков. В связи с этим просим
ознакомиться с Памяткой по финансовой безопасности, разработанной в
Фонде социального страхования РФ.
подробнее »
14.05.2020
Государственное учреждение — региональное отделение Фонда социального
страхования РФ по республике Дагестан информирует, что в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 г. № 294 с 1 июля 2020
года на территории республики Дагестан начинается реализация пилотного
проекта, предусматривающего выплату пособий по социальному страхованию
застрахованным лицам непосредственно Фондом социального страхования РФ.
подробнее »
Формы социального страхования
Существует две формы социального страхования:
- Обязательное страхование;
- Добровольное страхование.
Определение 2
Обязательное социальное страхование — это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых внебюджетные (государственных или общественных) фондов.
Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства.
В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.
Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:
- Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
- Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
- В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни.
Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом.
Замечание 1
Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:
- Общее страхование;
- Профессиональное страхование.
Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.
Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.
Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.
Определение 3
Добровольное социальное страхование — это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.
Черты добровольного социального страхования:
- демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами;
- социальное партнерство работодателей и наемных работников;
- тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.
Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.
Так же в государстве существуют вид частного страхования как разновидность добровольного личного страхования граждан. Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц, частных страховых компаний пенсионных фондов.
Принципы частного страхования:
- рыночная эквивалентность индивидуальной оценки социального риска;
- зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица;
- взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица.
Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании.
В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Особенности и принципы
В основе добровольного соцстрахования лежит свободное волеизъявление страхователя (организации, сотрудника). Такой вид страховки не отменяет взносов по обязательному соцстрахованию, которые должны выплачиваться в соответствии с законом. В основе оформления договора лежат правила добровольного (личного либо имущественного) страхования, особенности работы страховщика, гражданское законодательство (Гражданский кодекс, статья 934). К базовым особенностям добровольного соцстрахования относятся:
- Наличие законных оснований, воли страхователя;
- Уплата взносов (одноразовая либо периодическая);
- Ограничение по сроку страхования (прописывается в договоре);
- Выбор вида страховки является добровольным;
- Сумма возмещения по страховому событию устанавливается по соглашению сторон, указывается в договоре.
Как правило, добровольное соцстрахование востребовано на предприятиях с высокими рисками получения травм, профзаболеваний. При наступлении страхового случая возмещение выплачивается в пользу застрахованного лица, если страхователь внес все предусмотренные платежи. Основная функция дополнительного соцстрахования — минимизация социальных рисков при повышении ответственности работодателя. Принципы солидарности и взаимопомощи являются общими для обязательного и добровольного соцстрахования.
О государственном социальном страховании
16.03.2017
I. Право на выплаты по государственному социальному страхованию
Государственное социальное страхование в Республике Беларусь представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования.
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются: пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями; пособиями по беременности и родам; пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет; пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособиями по безработице; пособиями на погребение.
Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается в зависимости от уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующие страховые случаи. Условия назначения выплат по государственному социальному страхованию могут включать требования о минимальном периоде уплаты и минимальной сумме взносов на государственное социальное страхование на соответствующий страховой случай до его наступления.
Трудовые пенсии по возрасту в рамках общей пенсионной системы (при соблюдении иных требований пенсионного законодательства) назначаются при наличии минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) (страхового стажа) не менее 16 лет в 2017 году (в 2025 году – 20 лет).
В страховой стаж засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.
Тем самым, периоды трудовой и иной деятельности, при условии уплаты взносов, включаются в страховой стаж работы для назначения трудовой пенсии по возрасту, а доход от этой деятельности, с которого уплачены взносы, – в заработок для исчисления пенсии.
II. Об уплате обязательных страховых взносов
Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор).
Объектом для начисления взносов для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Взносы за работающих граждан начисляет, удерживает и перечисляет их работодатель (28 процентов – на пенсионное страхование, 6 процентов – на социальное страхование, 1 процент удерживается из заработной платы (вознаграждения) у работающего гражданина).
Для индивидуальных предпринимателей, предоставляющих работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, установлен аналогичный порядок по начислению и уплате взносов.
Как рассчитываются страховые взносы
Расчет страховых взносов, как основного и регулярного платежа, производит бухгалтерия предприятия. Он состоит из фиксированной части страхового тарифа, и переменной части в виде процентов нему, который страхователь оплачивает страховщику.
Размер процентов фиксируется страховщиком и может изменяться, быть ниже или выше в зависимости от состояния условий охраны труда, насколько хорошо оборудованы заводские территории, сколько затрат относится на страхование сотрудников, но не превышая 40% самого тарифа.
При расчете тарифа берут за основу суммы выплат застрахованным гражданам. Страховые тарифы устанавливаются и контролируются Законодательством РФ, в зависимости от видов экономической деятельности.
Индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие частную практику на основании лицензии, оплачивают суммы своих взносов в индивидуальном порядке в зависимости от суммы доходов. Объем социальной помощи для жителей России прямо зависит от состояния компаний, где они работают, от отношения нанимателя к трудящимся. Внутренняя атмосфера и проявление заботы руководства о своих подчиненных в виде предоставления страховки – яркий показатель фирмы.
Управление
Можно сказать, что данным комплексом управляет государство, а главная управленческая роль принадлежит Президенту страны, при этом он не вторгается в деятельность фондов, поскольку их наполняют обычные компании, а запасы поступают за счет гражданских уплат.
Главные внебюджетные фонды, осуществляющие страхование в России:
- ФСС
- ФФОМС,
- ПФР.
Координация происходит на трех уровнях::
- фонды, созданные государством;
- территориальные организации;
- административные единицы.
Такое управление гарантирует эффективное выполнение государственной политики в сфере социального обеспечения.
Виды, их особенности
Главным образом социальное страхование подразделяется на обязательное и добровольное. Обязательное страхование регулируется с помощью ФЗ и подзаконных актов, в то время как договор о добровольном страховании гражданин заключает по желанию.
Однако сам гражданин платить в перечисленных случаях не должен: в первой ситуации стоимость страхования автоматически включается в цену билета, а во второй оплачивается государством.
Обязательное социальное страхование также делится на несколько составляющих:
обязательное пенсионное страхование (отчисления в ПФР согласно ФЗ №167 должен производит каждый работодатель). Страховщиками в данном случае выступают ПФ РФ либо частные пенсионные фонды.
Страховой взнос – это процент от заработной платы работника, однако, существует и верхний предел. Если сумма зарплаты выше, то с той ее части, что превышает предел, процент не берется. Расходы на пенсионное страхование работник и работодатель распределяют между собой поровну.
медицинское страхование. Этот вид страхования позволяет получить медицинскую помощь гражданам в России, а также компенсацию в случае заболевания (по больничному листу).
Государственное пособие начинает начисляться работнику после выхода на больничный с 3 дня, а первые два должна оплатить компания — работодатель. Существует верхний предел месячной компенсации – 18720 руб.
страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования работник платить не должен — их выплачивает работодатель исходя из общего фонда заработной платы. Такое страхование позволяет работнику рассчитывать на компенсацию, если вред его здоровью — следствие несчастного случая, непосредственно связанного с трудовой деятельностью.
Ограничений такое страхование не подразумевает – работнику во время лечения выплачиваются все 100% его среднего заработка.
страхование от безработицы. Если гражданин потеряет работу, он имеет право получать пособие по безработице до тех пор, пока не найдет новую (максимальный срок получения – 12 месяцев из последних 18).
Такая система расчета компенсации действительна, если с момента увольнения гражданина до момента его обращения в центр занятости прошло не более года – иначе компенсация будет равна минимальному размеру оплаты труда. Расходы по этому виду страхования работодатель с работником также делят поровну. Страхование по безработице также предполагает наличие верхнего порога заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации
Это самое масштабное объединение. Оно является внебюджетной организацией. Фонд был организован в 1990 году с целью выплат пенсий, а также соцзащиты населения. Организация выполняет множество направлений и является ключевой для поддержки населения. Основные функции:
- Выплата пенсий людям, достигшим пенсионного возраста.
- Выплата пособий по инвалидности, а также героям РФ И СССР, участникам боевых действий, ветеранам труда.
- Оплата материнского капитала.
- Контроль движения денежных средств.
- Контроль за пополнением пенсионного фонда, взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими выплаты премий.
- Учет всех участников программы путем присвоения уникального идентификационного номера.
- Поддержка программ по добровольному пенсионному накоплению.
- Контроль и внедрение доплат по пенсиям для повышения общего материального положения пенсионеров.
Что такое соцстрахование
Всем известный термин «соцстрахование» это отдельная часть госсистемы соцзащиты населения, которая функционирует в виде страхования всех работающих граждан от вероятных изменений их социального/финансового положения, с учетом и обстоятельств, которые от граждан не зависят.
Данная система соцстрахования состоит из мер различного характера, которые направлены на минимизацию либо компенсацию всех последствий, которые имеют место в случае внезапных изменений социального/материального положения страхователя./А также в учтенных законом случаях для иных категорий граждан при…
- Признании лица безработным.
- Получении увечья на работе.
- При проф/заболевания, травме, болезни.
- При инвалидности либо внезапной потере кормильца.
- При беременности/родах или наступлении пенсионного возраста.
- При нужде в получении врачебной помощи или в санаторно-курортном лечении.
- Прочие страховые риски.
Ключевые принципы обязательного соцстрахования – это…
- Государственная гарантия неукоснительного соблюдения права страхователя на защиту от всех страховых рисков.
- Стабильность соцстрахования, которая поддерживается на базе равноценности страховых взносов и страхового обеспечения.
- Регулирование системы соцстрахования госорганами.
- Обязательный характер соцстрахования, а также доступность реализации гарантий страхования для застрахованных.
- Автономность (независимость) финансовой системы соцстрахования (обязательного).
- Паритетность всех участников-представителей субъекта соцстрахования в органах управления данной системы.
- Уплата в бюджеты фондов соцстрахования страховых взносов.
- Ответственность за использование средств соцстрахования по назначению (целевое).
Определяемся с понятиями:
- Субъекты соцстрахования – страховщики, все застрахованные граждане, работодатели.
- Страховщики – все организации некоммерческого характера, которые создаются для обеспечения прав всех застрахованных граждан при наступлении страхового случая по соцстрахованию.
- Застрахованные – граждане РФ, все иностранцы либо лица без гражданства, чья работа осуществляется по трудовым договорам, а также те граждане, что обеспечивают себя работой сами, и иные категории лиц, у которых присутствуют отношения по соцстрахованию.
- Страхователи – граждане, обязанные согласно ФЗ уплачивать страховые взносы, и организации организационно-правовой формы. Также в качестве страхователей отмечают органы исполнительной власти, что обязаны согласно ФЗ уплачивать страховые взносы.